Незаконное усыновление и удочерение по статьям УК и КОАП РФ

СТ 154 УК РФ.

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Что такое незаконное усыновление (удочерение)

Удочерение (усыновление) – юридическая процедура, после завершения которой, между усыновленными несовершеннолетними и между усыновителями возникают такие же права и обязанности, как между биологическими детьми и матерью/отцом. Таким образом, это приобретение родительских прав в отношении детей, с которыми нет связи по кровным узам.

Основная цель процедуры – установление опеки, то есть защита имущественных и моральных интересов каждого ребенка, оставшегося без внимания родителей. Поэтому при выборе приемной семьи, прежде всего, учитываются возможности надлежащего воспитания усыновленного ребенка.

Юридическая характеристика процедуры усыновления

Согласно законодательству РФ, усыновленными могут быть следующие категории несовершеннолетних:

  • родители умерли;
  • мать и отец лишены родительских прав;
  • папа и мама признаны недееспособными (имеется соответствующее решение суда);
  • есть судебное решение о признании родителей безвестно пропавшими или умершими;
  • ребенок подкинут/брошен (обязательно наличие соответствующего акта);
  • мать/отец проживает отдельно от малыша и не участвует в его воспитании на протяжении минимум 12 месяцев, а также представили письменное согласие на передачу ребенка на попечение третьим лицам.

Важно! Первоочередным правом на передачу детей на попечительство обладают граждане России. Если отыскать подходящую семью для малыша на территории РФ не удалось, то допускается усыновление детей иностранными гражданами.

Под незаконными действиями, направленными на передачу детей на попечительство третьим лицам, можно понимать все виды нарушений требований к процедуре усыновления, которые повлекли общественно-опасные последствия.

Опасность противоправных действий заключается в том, что под угрозу ставится благополучие ребенка, нарушаются права детей, есть риск совершения преступлений в отношении малышей (в 2013 – 2015 годах на телевидении широко обсуждалась проблема безвестной пропажи усыновленных российских детей за пределами РФ). Также подрывается доверие к государственным органам (службе опеки и попечительства, муниципалитету, который подтверждает законность передачи ребенка в семью), провоцируется развитие коррупционных деяний.

Правовые проблемы усыновления детей иностранными гражданами

Как показывает практика, в судах Российской Федерации регулярно рассматриваются вопросы усыновления и удочерения детей иностранными гражданами. В большинстве случаев такие заявления удовлетворяются, но есть ряд особенностей, которые предстоит учитывать:

  1. Передача детей иностранцам возможна только при отсутствии российских кандидатов на получение прав опеки.
  2. Усыновление (удочерение) иностранными подданными ребенка, имеющего гражданство РФ, происходит по законодательству их государства. Если супруги (усыновители) разного гражданства, то процедура происходит по закону обоих государств. Если усыновитель – без гражданства, то процедура проходит по закону той страны, в котором он имеет постоянное место жительства.
  3. Иностранные подданные могут действовать только через определенным своим государством представительства, которые обладают лицензией и действуют на основании семейного законодательства РФ.
  4. Вместе с обязательными для всех граждан документами в суд, иностранцы обязаны предоставить заключение компетентного органа своего государства об условиях жизни и возможности постоянного жительства ребенка.

Постановление Правительства № 275 от 29.03.2000 – какие действия будут считаться нарушением

Так, к юридической ответственности могут привлекаться лица, которые допустили следующие виды нарушений:

  • начало процедуры усыновления в отношении лиц, которые не могут быть переданы на попечение третьим лицам (список представлен выше);
  • разрешение усыновления однополыми родителями;
  • передача согласия на усыновление и удочерение партнерами, которые не пребывают в официальных отношениях;
  • привлечение посредников, которые за дополнительную плату способствуют проведению процедуры (распространение информации в СМИ, поиск претендентов).

Этот список не является полным, поскольку на каждом этапе совершения процесса могут допускаться нарушения, ставящие под угрозу благополучие малыша. Каждый индивидуальный конфликт рассматривается персонально.

Понятие преступления

Ответственность за совершение рассматриваемого деяния предусматривается в санкции статьи 154 УК РФ. На практике юристы заявляют, что рассматриваемая норма относится к разновидности бланкетных. Это значит, что нарушаются нормы, закрепленные в различных законодательных актах. В их число входит:

  • главы, входящие в состав Семейного кодекса, где идет речь о выявлении детей, которые остались без попечения родителей, их усыновлении;
  • Конвенция, содержащая права детей (ратификация данного акта относится к СССР);
  • Постановление № 275, принятое Правительством от 2000 года.

Внимание! Как правило, виновными по данной категории преступлений выступают лица, которые занимаются передачей детей на усыновление. Скачать для просмотра и печати:
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания»

Состав преступления

За незаконное усыновление предусмотрено наказание по статье 154 Уголовного кодекса Российской Федерации. Чтобы квалифицировать действия виновных граждан по этой статье, предстоит доказать наличие полного состава преступления.

Факультативные признаки

Дополнительные признаки – позволяют понять механизм и причины совершения преступного деяния, а также его юридические последствия. Но на возможность привлечения гражданина к ответственности они не влияют. К таковым относятся:

  1. Потерпевшим по ст. 154 УК РФ может быть только несовершеннолетний ребенок, поскольку его интересы нарушаются, а благополучие ставится под сомнение. Но обратиться в полицию с целью возбуждения уголовного дела могут лица, которым отказали в усыновлении, лица, которым стало известно о нарушении процедуры удочерения.
  2. Мотив – может быть корыстным или нет. Если преступник нарушает законные требования с целью получения персональной выгоды, то к нему будут применяться нормы статьи ст. 154 УК. Если причина нарушений – ускорение процесса усыновления в интересах детей, то уголовная ответственность применяться не будет.

Статья 154 УК РФ предусматривает одинаковое наказание при повторении противоправного деяния и при совершении его впервые. Все санкции назначаются в рамках ст. 154. Исключение составляют факты способствования незаконному удочерению (усыновлению) осуществленному без корыстных мотивов, а для защиты интересов самих детей. Тогда виновное лицо будет освобождаться от уголовной ответственности с последующим составлением протокола по статье КоАП РФ (подробнее ниже).

Основной состав

Это обязательные признаки. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность привлечения гражданина к уголовной ответственности. К ним относятся:

  1. Объект преступления – сфера социальных правоотношений, на которые посягает преступник. В данном случае это отношения, которые возникают между усыновителями и усыновленными детьми, приемной семьей и лицом, переданным на воспитание.
  2. Объективная сторона – перечень действий, которые могут повлечь применение уголовной ответственности. Нормой не предусмотрено строгого списка действий, которые свидетельствуют об уголовном проступке. В своих разъяснениях Верховный суд указывает на то, что всякое нарушение процедуры может стать основанием для возбуждения уголовного дела.
  3. Субъект – лицо, которым совершены незаконные действия. Так, к ответственности по этой статье могут привлекаться физические лица, меняемые граждане, достигшие возраста 16 лет (статья 20 УК РФ). К ним относятся должностные лица, которые готовят документы на усыновление, приемные семьи, желающие получить опеку над детьми, иные участники, которые способствуют нарушению законодательства об усыновлении (удочерении).
  4. Субъективная сторона – отношение к преступлению виновных лиц. Такие нарушения могут совершаться только в форме прямого умысла. То есть преступник знал о противоправности своих действий, знал об их последствиях и возможных наказаниях и желал наступления таковых.

Состав преступления – формальный. Это значит, что проступок считается законченным после совершения противоправных действий. Для наступления ответственности не имеет значения, наступили последствия или нет.

Незаконное усыновление и удочерение малыша: преступление или правонарушение

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, устанавливается ответственность за незаконные действия, совершенные с целью усыновления детей, передачи их под опеку или в приемные семьи. Также наказание за указанное деяние содержится в уголовном законе. Статья 154 УК РФ перечисляет виды санкций, которые могут применяться к нарушителю.
Однако стоит отметить, что уголовным законодательством делается акцент на том, что подобное деяние совершается лицом неоднократно либо они имеют корыстные цели.

Меры ответственности за незаконное усыновление по ст. 154 УК РФ

В случае вынесения обвинительного приговора судья может назначить одно из следующих наказания:

  • до 40 000 штрафа (или же совокупный размер официального дохода максимально за три месяца);
  • не более 360 часов обязательных работ;
  • максимум до 12 месяцев исправительных работ;
  • арест до 6 месяцев.

Ответственность по совокупности нарушений

Зачастую в действиях виновных лиц присутствует состав нескольких правонарушений. В таком случае применяется несколько статей, и наказание выбирается с учетом санкций каждой нормы путем частичного или полного сложения наказаний – по совокупности преступлений. Так, ответственность по ст. 154 УК может идти вместе со следующими видами преступлений:

  • злоупотребление должностными обязанностями – ст. 285 УК (например, когда работник органов опеки отдает предпочтение семье-претенденту из-за личных интересов вопреки защите интересов ребенка);
  • получение взятки – ст. 290 (совершение действий должностными лицами из корыстных мотивов, что включает не только фактическое получение вознаграждения, но и ожидание такового по предварительной договоренности);
  • изготовление подложных документов или искажение их содержания – ст. 292 (будет применяться, только при наличии корыстного мотива);
  • принятие судом заведомо незаконного решения – ст. 305 (необоснованный отказ в усыновлении или же удовлетворение заявления вопреки требованиям закона);
  • составление подложных документов – ст. 327 (например, изготовление ложных справок о том, что дети уже перешли на попечении другим лицам).

Наказание по КоАП РФ

Если деяние совершено впервые и без наличия корыстного мотива, то в отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении по ст. 5.37 КоАП РФ. К ответственности по этой норме могут привлекаться все участники, которые допустили умышленное нарушение процедуры, – родители, потенциальные усыновители, должностные лица, а также юридические лица.

Единственное применяемое наказание – штраф, который будет отличаться для следующих категорий нарушителей:

  • физические лица (1000–2500 рублей);
  • должностные лица (4–5 тысяч рублей);
  • юридические организации (200 000–500 000 рублей).

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации регулируется оплата труда за работу в ночное время. Это время определено Трудовым кодексом Российской Федерации как время с 22 часов до 6 часов (статья 96). Исходя только из этих норм, суд первой инстанции делает вывод, что размеры оплаты за работу в ночные и вечерние смены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации не определены и, следовательно, доплаты за многосменный режим работы не должны производиться.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 418-О

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.С. Колпаков просит проверить конституционность статей , , , , , , 122, 123, 135, 154, 166, 167, 168, 169, 236, 237, 394, 395 и 396 Трудового кодекса Российской Федерации, указывая при этом, что его конституционные права нарушены не этими — соответствующими, по его мнению, Конституции Российской Федерации — положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а работодателем и судами общей юрисдикции, не применившими в его деле те нормы Кодекса, которые подлежали применению, и тем самым отказавшими ему в судебной защите. Кроме того, Н.С. Колпаков просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку считает, что она была неправильно истолкована судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда при рассмотрении его кассационной жалобы.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 28.05.2008

Вопрос 4: Подлежит ли компенсации в соответствии со ст. 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел, направленным в командировку в Северо-Кавказский регион и участвовавшим в проведении контртеррористических операций и выполнении задач по охране общественного порядка, осуществление ими служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни, а также работа сверх установленной законом продолжительности рабочего времени?

Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ2002-353

Установленный этим же пунктом Постановления порядок исчисления времени работы в ночную смену, подлежащего дополнительной оплате, также не соответствует ст. 154 Трудового кодекса РФ. В соответствии с обжалуемым пунктом доплата за работу в ночную смену должна производиться в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 час. вечера до 6 час. утра).

Постановление Верховного Суда РФ от 25.12.2020 N 51-АД20-3

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Ларченко Л.В., являющаяся главным бухгалтером краевого государственного бюджетного учреждения «Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», постановлением должностного лица административного органа привлечена к административной ответственности на основании части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за начисление заработной платы работнику учреждения Подопригоре Л.В. за период с января по ноябрь 2021 года не в полном объеме (ниже установленного минимального размера оплаты труда без учета требований статей 148, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации). С этими выводами согласился судья районного суда, изменив постановление в части назначенного административного наказания.

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2010 N 8-В10-2

Как видно из материалов дела и установлено судом при разрешении спора, Т. с 1 июня 1990 года работает в должности учителя технологического труда в Муниципальном образовательном учреждении «Каменниковская средняя общеобразовательная школа», с 1 июня 2006 года истец по совместительству также исполняет обязанности сторожа, работает в режиме 12-часовой рабочей смены согласно утверждаемого ответчиком графика. Должностной оклад (тарифная ставка) по исполняемой Т. работе сторожа составляет 1 913 рублей, что соответствует тарифной ставке (окладу) 2-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений Рыбинского муниципального района. Доплаты за работу в ночные часы и праздничные дни произведены истцу в соответствии с Положением об оплате труда работников МОУ Каменниковской средней общеобразовательной школы и положений ст. ст. 153, 154 Трудового кодекса РФ. Закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. Доплаты истцу за работу в ночное время и праздничные дни правомерно исчисляются по отношению к окладу, при этом месячная заработная плата истца в качестве сторожа составляет не менее минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истца не допущено.

Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2009 N 21-В09-10

В силу статей 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой. Судом установлено, что Арамисов А.З. является сотрудником Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике. Со 2 февраля 2004 года по 30 ноября 2006 года он привлекался к несению службы в усиленном режиме, а также к работе в ночное время, выходные и праздничные дни, однако расчет за указанное время с ним не произведен.

Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2009 N 21-В09-6

В силу статей 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой. Судом установлено, что Догов Х.М. с 23 декабря 2002 года проходит службу в должности … полка патрульно-постовой службы Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике. За время прохождения службы неоднократно привлекался к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, однако указанная работа не была оплачена.

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2009 N 21-В09-5

В силу статей 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой. Судом установлено, что истцы в период прохождения службы в ОМОН при МВД по Кабардино-Балкарской Республике на основании приказов министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, а также издаваемых на их основе распоряжений командира ОМОН МВД по Кабардино-Балкарской Республике, неоднократно привлекались к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни, однако указанная работа не была оплачена.

Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2008 N 69-В08-12

Дячок С.В. обратился в суд с иском к ОМОН Управления внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры о взыскании денежных выплат за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, компенсации морального вреда, указывая, что он в течение 2002 — 2004 годов направлялся в командировку в Северо-Кавказский регион и участвуя в проведении контртеррористических операций, выполняя задачи по охране общественного порядка осуществлял свои служебные обязанности сверхурочно, в выходные и праздничные дни, в ночное время, поэтому имеет право на получение компенсации в соответствии со статьями 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 59-В08-2

Таким образом, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии со статьями 152 — 154 ТК РФ.

Пример из судебной практики по ст. 154 УК РФ

В 2005 году во Владивостоке проходило рассмотрение уголовного дела, инициированного по заявлению гражданки А. – матери ребенка (полгода). Ответчиками по делу выступали представитель органов опеки и доктор больницы, на попечении которого находился ребенок. Основанием обращения в суд стало нарушение первоочередного права граждан России на усыновление малышей перед подданными других государств.

Женщина обратилась с заявлением в органы опеки, желая вернуть свои родительские права на ранее оставленного ребенка. Ей в этой возможности было отказано, ссылаясь на то, что уже появились претенденты на удочерение и был начат процесс сбора документов. Как выяснилось во время досудебного расследования, усыновители – граждане США.

В результате рассмотрения спора ребенок остался в России и не был передан на попечение иностранным гражданам. Должностные лица привлечены к юридической ответственности с применением штрафных санкций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]