Ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности
- Ответственность за преступления экстремистской направленности
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение таких преступлений, как организация экстремистского сообщества (статья 282.1) и организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2).
Организация экстремистского сообщества – это создание общественного или религиозного объединения либо иной организации, имеющих цель подготовить или совершить преступление (одно или несколько) экстремистской направленности.
Что же такое преступление экстремистской направленности? По мнению ряда исследователей-правоведов, это деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Санкцией статьи 282.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность как за создание лицом экстремистского сообщества, так и за участие в нём. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от одного года до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до шести лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Участие в деятельности таких сообществ наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.
Суровое наказание предусмотрено в отношении лиц, использовавших при участии в организации или её создании своё служебное положение. В соответствии с ч. 3 ст. 282.1 эти деяния наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от четырёх до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, – наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от одного года до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, – наказывается штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо арестом на срок до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Эти деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Следует отметить, что пока правонарушения имеют место, сохраняется необходимость в применении правоохранительными органами государства принудительных мер в отношении правонарушителей, потому как «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Молодые люди при достижении установленного законом возраста могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 – «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций» и статья 20.29 – «производство и распространение экстремистских материалов».
Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2).
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (статья 105 – убийство; статья 111 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; статья 112 – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; статья 115 – умышленное причинение лёгкого вреда здоровью; статья 116 – побои; статья 117 – истязание; статья 119 – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; статья 136 – нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина; статья 148 – воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий; статья 149 – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; статья 150 – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; статья 212 – массовые беспорядки; статья 213 – хулиганство; статья 214 – вандализм; статья 239 – создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан; статья 243 –уничтожение или повреждение объектов культурного наследия; статья 244 – надругательство над телами умерших и местами их захоронения; статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; статья 281 – диверсия; статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; статья 282.1 – организация экстремистского сообщества; статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации; статья 335 – нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости; статья 336 – оскорбление военнослужащего; статья 357 – геноцид).
Ответственность за преступления террористической направленности
Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 01 июля 1994 года. Это многообъектное преступление, поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти. Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой неопределённому кругу людей, даже к населению целых городов и административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным лицам и органам власти, наделённым правом принимать организационные, управленческие, судебные или иные решения.
Указанное воздействие может быть адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям культуры; в расчёте на желаемую реакцию оно может осуществляться в отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и торговле, в отношении членов других преступных организаций. Так, сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве.
Включение в уголовный кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперёд в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.
До 1994 года уголовная ответственность предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства, с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью.
Террористический акт по уголовному кодексу РФ – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (ч.1статья 205 УК РФ).
Те же деяния: совершенные группой лиц по предварительному сговору или организо-ванной группой; повлёкшие по неосторожности смерть человека; повлёкшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 205 УК РФ).
Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они: сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; повлекли умышленное причинение смерти человеку, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Ст. 205, ч. 1 УК РФ состоит из двух частей: в первой перечислены те действия, которые создают «опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий»; во второй содержится указание на угрозу совершения указанных действий. Это вторая форма терроризма. Её реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека, группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесён определёнными действиями, – значимым. И здесь должно действовать устрашение, а сама угроза может быть выражена устно, письменно или другим способом, в частности с использованием современных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угроза высказана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например служащему государственного учреждения, по телефону.
Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.
Совершение тяжких или особо тяжких преступлений не является отличительным признаком преступных сообществ (преступных организаций), поскольку такого рода преступления могут совершать и группы другого типа. Главная отличительная черта преступного сообщества (преступной организации) это масштабность действий, длительность функционирования, организованность, налаженный механизм управления, замаскированность, даже глубокая конспирация, неуловимость, способность влиять на крупные социальные, политические, экономические решения, тесная связь, иногда подпольная, с государственными, политическими, общественными, финансовыми организациями и их деятелями.
Субъективная сторона терроризма, повлёкшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п. 3 ст. 205 последствиям. Естественно, что неосторожно может быть нанесён и нетяжкий ущерб – в этом случае ответственность наступает по ч. 1 или по ч. 2 ст. 205 УК РФ.
Освещая уголовно-правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос, как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Терроризм ведёт к дестабилизации в обществе, создаёт атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и «шутников» – лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации.Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет. То же деяние, повлёкшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Противодействие терроризму и экстремизму
В соответствии с действующим законодательством: — органы местного самоуправления являются субъектами противодействия экстремизму (п. 4 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года) и участвуют наряду с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в противодействии указанной деятельности в пределах своей компетенции (ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»); — крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии (п. 13 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года); — в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); — деятельность органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих экстремистским проявлениям и совершению террористических актов, а также осуществление воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, должно основываться на принципе приоритета мер предупреждения указанных явлений(ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»,ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Меры организационного и правового характера должны разрабатываться с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму(п. 25 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года); — статьей 15.1 Федерального закона«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы местного самоуправления (наряду с гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти) наделены правом в случае выявления в сети Интернет информационных материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, принять меры к информированию об этом Роскомнадзора России с целью рассмотрения вопроса ограничения доступа к запрещенной информациина территории России; — деятельность органов местного самоуправления должна исходить из необходимости разработки и осуществления комплекса мер по повышению эффективности профилактики, совершенствования правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, принятия на муниципальном уровне целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, своевременного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций,консолидацию усилийс органами государственной власти, институтами гражданского общества и организациями. Требуются согласованность действий с государственными органами и формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов,разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности (п.п. 26, 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, п. 11 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации); — органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге участвуют в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии со своими полномочиями, установленными Законом Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», в следующих формах: взаимодействуют с органами государственной власти Санкт-Петербурга, правоохранительными органами, прокуратурой и иными органами и организациями по вопросам профилактики правонарушений на территории внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; организуют информирование и консультирование жителей муниципальных образований по вопросам профилактики правонарушений на территории муниципальных образований; принимают планы и программы по профилактике правонарушений на территории муниципальных образований и организуют их выполнение; участвуют в деятельности по профилактике правонарушений в иных формах, предусмотренных законами Санкт-Петербурга; — деятельность органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна отвечать цели предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»); — допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов является основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку (пп. 5 п. 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст. 49 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»). Факт установления на федеральном и региональном уровнях ответственности за допущение должностными лицами муниципального образования названных негативных последствий обязывает органы местного самоуправления разрабатывать и проводить эффективную профилактическую работу в указанной сфере. Реализация мер в сфере профилактики экстремизма и терроризма должна осуществляться в обязательном, приоритетном и плановом порядке, основанном на результатах анализа состояния законности, с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз, а также мониторинге состояния межнациональных и межрелигиозных отношений. * Список действующего законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму: — Конституция Российской Федерации; — Уголовный кодекс Российской Федерации; — Кодекс РФ об административных правонарушениях; — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»; — Федеральный закон «О противодействии терроризму»; — Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; — Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; — Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»; — Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; — Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; — Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 28.11.2014; — Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009; — Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 14.11.2013; — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2021 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537; — Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»; — Законом Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»; -Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге».