Цены на услуги юриста по уголовным делам
Оскорбления занимают в нашей жизни значительное место. Однако несмотря на достаточно серьезную подоплёку ущемления права личности, такие преступления уже не квалифицируются по уголовной линии. Раньше оскорблениям была посвящена ст. 130 УК РФ, но в связи с утратой ее значения квалификация дел перетекла в русло административных правонарушений по ст. 5.61 КоАП РФ.
Сегодня можно нередко встретить ситуации, когда словесным грубостям подвергаются несовершеннолетние. Происходить это может на улице, в школе и даже в семье. Виновной стороной конфликта выступают как взрослые, так и другие несовершеннолетние. В этом смысле важно разобраться, что принято считать оскорблениями, какова ответственность за их совершение и что об этом говорит судебная практика?
Понятие оскорбления
Оскорбление несовершеннолетнего – это унижение чести и достоинства ребенка со стороны обидчиков (взрослых или других детей). В отличие от обычного разговора на повышенных тонах, оскорбление предполагает наличие неприличной формы, нарушение этикета и общественных устоев. Зачастую такая форма выражается в использовании нецензурной брани, от которой, увы, не застрахован ни один современный человек. Иногда в нападках присутствует сравнение ребенка с животным или предметом – что само по себе является нарушением конституционных норм.
Итак, особенности оскорбления несовершеннолетнего выглядят следующим образом:
- Использование ругательных выражений;
- Подавление психологического состояния ребёнка;
- Физическое воздействие;
- Присутствие в речи прямых или косвенных угроз;
- Иные проявления грубости.
Внимание! Нужна защита адвоката? в форме, перейдите на страницу бесплатной консультации юриста, переходите, сегодня бесплатно!
Нередко можно встретить споры о том, что можно считать оскорблением, а что нельзя? Вопрос, действительно, достаточно неоднозначный: с одной стороны, обидчик может проявлять несогласие с действиями своего оппонента, указывать на его ошибки, выражать собственное мнение, пусть и эмоционально. С другой стороны, даже в ходе общения на повышенных тонах нельзя переходить грань личностной неприязни к человеку. Поэтому, если в дискуссии используются бранные слова, некорректные сравнения, высмеивание черт другого человека – это можно квалифицировать как посягательство на честь и достоинство.
Как изменить свой стиль общения с ребенком?
Так или иначе, большинство экспертов сходятся на том, что оставаться безучастным в ситуации, когда ребенок переживает психологическую травму, ни в кое случае нельзя. Родителям нужно стремиться искать пути понимания и построения добрых отношений. Первым шагом может стать осознание необходимости изменений. Дальше план действий может состоять из следующих шагов:
- Работа над собственным психологическим здоровьем. Режим дня, правильное питание, здоровый образ жизни, хобби, релаксация.
- Осознание того, что больше всего в ребенке вас раздражает, в какие моменты это происходит, что является «пусковым механизмом».
- Попытка остановить себя в момент начала агрессивной реакции. Это, безусловно, намного легче сказать, чем сделать. Каждый раз, когда вам удается выразить свое недовольство мягче, отмечайте это и хвалите себя.
- Поиск занятий, во время которых вам и ребенку будет хорошо и интересно вместе. Это может быть совместная прогулка, просмотр интересной передачи, поход на каток, занятие творчеством. Замечательно, если сначала такие занятия будут организованы опытным педагогом, который сможет выявить таланты ребенка и укрепить самооценку всех членов семьи. Постепенно этих радостных и позитивных моментов должно становиться больше, чем негативных.
К сожалению, не все люди усилием воли могут изменить собственное поведение. Работа с психологом, направленная на осознание семейной истории, особенностей своего поведения, выработку новых форм взаимоотношений с ребенком может и обязательно станет новой точкой отсчета в жизни вашей семьи и в жизни семьи ваших детей.
Три года назад в России заработал телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Работающие на нем профессиональные психологи стараются помочь всем нуждающимся в поиске решений в каждой конкретной ситуации. На телефон доверия можно звонить из любой точки России абсолютно бесплатно по номеру: 8 800 2000 122.
Виды оскорбления несовершеннолетнего
В детской и подростковой среде всегда присутствуют личные обиды несовершеннолетних. Часто это проявляется по отношению к физически или умственно слабым детям, закрепощенным в поведении, одним словом – отличающимися от своих сверстников.
Обиды могут быть представлены:
Личной неприязнью
Встречается среди подростков, чьи интересы противоречат друг другу. Неприязнь обычно выражается в словесной грубости, неприличных жестах, высмеивании качеств оппонента и т.д.
Национальными или религиозными мотивами
Унижение чести и достоинства сопровождается неприязнью к традициям или религии различных конфессий. Даже если ребёнок ведёт себя подобающим образом, это может никак не остановить обидчиков.
Грубостью в интернете
Родившись в мире информационных технологий, дети могут пострадать и в социальных сетях. Например, если взрослые или сверстники размещают в сети порочащие сведения или картинки аморального характера с намёком на личность жертвы.
Телефонными нападками
Обзывания, насмешки, грубые высказывания в отношение несовершеннолетнего посредством стационарного или мобильного телефона.
Столкнувшись с фактом оскорбления детей, следует немедленно принимать меры к обидчику. Причем гораздо действеннее наказать виновного по закону, нежели отвечать ему грубостью на грубость. С этой точки зрения, родители должны разъяснить несовершеннолетнему, что он находится под защитой и должен правильно оценивать ситуацию.
Грубое обращение — из собственного детства родителей
«Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг».
Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены депрессии.
По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.
Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.
Ответственность за оскорбление ребенка
Приступая к рассмотрению мер взыскания к лицам, оскорбившим несовершеннолетних, отметим, что в законе нет отдельной статьи для этих случаев. Правонарушения квалифицируются по общей ст. 5.61 КоАП РФ.
Административные наказания:
Унижение чести и достоинства без отягчающих обстоятельств:
- Штраф обычным гражданами – до 3 тысяч рублей;
- Должностные лица (например, школьный учитель) – до 30 тысяч рублей;
- Юридические лица – до 100 тысяч рублей.
Наличие отягчающих обстоятельств, к примеру, публичная кляуза или размещение порочащей информации в СМИ наказывается:
- Наложением штрафа на граждан от 3 до 50 тысяч рублей;
- Должностные лица должны будут выплатить от 30 до 50 тысяч рублей;
- Грубые нападки со стороны организаций обойдутся им в размер от 100 до 500 тысяч рублей штрафа.
Таким образом, прекрасно видно, что обида несовершеннолетнего наказывается денежным штрафом. Как показывает судебная практика, процент таких дел в общей массе разбирательств не очень высок. Связано это с тем, что суды неохотно рассматривают иски по ст. 5.61 КоАП РФ.
Успокойте ребенка — его вины в произошедшем нет
То, как ведут себя другие люди, не может быть полностью нам подконтрольно. Да, своим поведением мы можем провоцировать как положительную, так и отрицательную реакцию, но исход никогда не гарантирован. В этом сложность социальных взаимоотношений.
Помочь понять, что ребенок не виноват, очень важно. Если этого не сделать или отмахнуться фразой «не слушай дураков», эти абстрактные «дураки» могут победить в эмоциональной схватке за спокойствие. Их родители, возможно, тоже не планируют обсуждать столь важные вопросы как национальность и расизм, думая, что этому научат в школе или «такое моему ребенку даже в голову не придет».
Разговаривайте с ребенком! Есть такой стереотип: последнее, что интересует подростков, – это беседа с родителями. А вот и нет!
Даже если ваш Гриша или ваша Зура не заводит разговоры на проблемные темы, сами найдите способы их обсудить. Используйте текущие повестки СМИ (но выбирайте аккуратно), дебаты, книги, персонажей из фильмов или сюжеты сериалов как стартовую точку. Спросите своего подростка, что он думает о проблемах.
Что делать в случае оскорбления несовершеннолетнего?
Если вы стали свидетелем оскорбления ребенка взрослым или другими детьми, не нужно откладывать дело в долгий ящик. Жалобу следует подавать в том случае, если словесные гадости серьезно пошатнули психическое состояние несовершеннолетнего или сказались на его общественном положении.
Обратиться с заявлением можно в ближайшее отделение полиции, прокуратуру или непосредственно в суд. К жалобе прикладываются доказательства. Они могут иметь следующий характер:
- Свидетельские показания (одноклассники, родители, соседи, иные очевидцы);
- Вещественные доказательства (фото–, аудио–, видеосъемка);
- Письменные улики (записки, письма с угрозами);
- Иные материалы (порванная одежда, увечья).
Помимо собранных доказательств потребуется убедить суд в том, что несовершеннолетний понёс серьезный моральный вред, потерял репутацию в обществе и долгое время пребывал в стрессе. В случае выигрыша дела в мировом суде, истец может также взыскать с обидчика моральную компенсацию и судебные издержки.
Автор статьи
Дмитрий Леонов
Стаж работы 15 лет, специализация — жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.
Рейтинг автора
721
Написано статей
712
Об авторе
Полезная информация по уголовным делам
- Привлечение к уголовной ответственности за клевету
- Статья за клевету в интернете
- Ложный донос об изнасиловании
- Защита против клеветы
- Обвинение в клевете
- Обвинение в краже без доказательств
- Подать в суд за оскорбление личности
- Жалоба на оскорбление личности
- Штраф за клевету
- Ответственность за клевету на должностное лицо
- Насильственные действия — статья 132 УК РФ
- Если начальник орет и унижает: куда жаловаться?
- Оскорбление несовершеннолетнего ребенка: статья
- Сосед угрожает расправой: что делать
- Ответственность за нарушение тайны переписки
- Иск за клевету
- Наказание за публичное оскорбление личности
- Имеет ли право учитель оскорблять ученика
- Ущемление прав несовершеннолетних детей
- Покушение на изнасилование
- Шантаж в интернете — статья УК РФ 163
- Обвинение в изнасиловании
- Ответственность за невыплату заработной платы
- Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
- Что делать, если угрожают по телефону
- Наказание за заведомо ложные показания
- Образец заявления об угрозе жизни
- Оскорбление сотрудника полиции при исполнении
Права и обязанности участников учебного процесса
Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.
В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.
Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.
Расскажите ребенку, что его право — открыто говорить о гордости за свою национальность
Попытка развести «внутреннюю гордость» с внешними проявлениями идентичности может приводить к кризисам и психологическим проблемам. Стесняться говорить о том, какой ты национальности, нельзя.
Пусть школьник гордится, что он принадлежит к определенной культуре и при этом хорошо говорит, пишет и учится на языке другого народа. Если у ребенка проблемы с языком, помогите ему лучше изучить его. Это не предательство родной культуры, это включение в российский (а не русский) культурный код.
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов…»
Конституция Российской Федерации
Научите ребенка немедленно реагировать на любые нападки. Слово «нет» — жесткое определение границ. Школьник должен знать, что на оскорбление в свой адрес он должен четко сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь, что я …». В детстве нас учили не обращать внимания, подкрепляя этот совет тезисом «и тогда отстанут». Нет, не отстанут, и — да, надо защищать личные границы.
Будьте примером
Начните с себя. Обсуждать важность различий необходимо, но моделирование этого сообщения еще более важно. Оцените свой круг общения или убеждения, которые у вас есть в отношении определенных групп людей. Учтите, что не быть расистом, но быть, например, сексистом, — это уже проигрыш. Вы избрали путь уважения, следуйте ему во всех проявлениях идентичности.
Родители — это первые учителя своих детей. А еще учителя на всю жизнь. Приняв на себя родительскую роль, вы должны осознать: теперь вы — модель справедливости. Если вы сначала говорите, что девочки и мальчики равны, а потом отказываетесь учить сына готовить, потому что «это занятие для девочек», какое истинное сообщение вы отправляете? Лицемерие.
Займите позицию, сделайте что-нибудь, будучи свидетелем несправедливости. Бросайте вызов фанатизму, расизму, стереотипам. Нейтралитет перед лицом оскорблений и фанатизма оправдывает и фанатизм, и оскорбления.
По каким признакам определяется состав преступления?
Как было сказано выше, наказание за оскорбление несовершеннолетних предусматривается КоАПом. Статьей 5.61 предусмотрены основные моменты. Объектом нарушения прав считается честь, достоинство, психологическое равновесие, душевное спокойствие ребенка. Субъектом в данном случае признается человек, который является полностью вменяемым, возрастом старше 16 лет (в других ситуациях ответственность несут родители). Объективной стороной считаются слова и жесты, осуществляемые с целью унижения, а прямой умысел означает полное осознание действий, стремление к ним.
Статья 5.61 «Оскорбление детей» включает в себя несколько частей. Первая посвящена описанию наказания за оскорбление без квалифицирующих особенностей. Вторая содержит информацию о публичных правонарушениях, в качестве примера можно привести неправомерные действия педагога в классе. Оскорбления в произведениях, демонстрируемые публично или в средствах массовой информации, караются согласно третьей части статьи.