Согласно статье 47 Уголовного кодекса РФ лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретные должности есть вид уголовного наказания, который заключается в запрете либо ограничении заниматься теми или иными видами деятельности, а также занимать определенные должности. Ограничения делятся в течении определенного приговором суда срока, данное наказание распространяется исключительно на должности государственных служащих и лиц, занимающихся деятельностью, используя которую они совершили преступления либо могли бы совершить в дальнейшем.
Лишение права заниматься конкретной деятельностью подразумевает не только запрет на работу в профессии, но и на отдельную деятельность, не связанную с какой-либо профессией.
Основной задачей лишения права заниматься определенной деятельностью является предупреждение совершения преступлений лицами, чьи деяния были реализованы со злоупотреблением должностных полномочий либо с осуществлением какой-либо деятельности. Следует учитывать, что запрет может касаться любой деятельности, которая регламентирована законодательством РФ. Круг должностей государственных служащих, право на занятие которых может быть ограничено судом, определяется согласно ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», а также ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Стоит отметить, что данный вид наказания не может быть применен к должностям, не относящимся к государственной либо муниципальной службе. Вид должности, занятие которых запрещено, обязательно должен быть прописан в приговоре суда.
Важно! По закону за одно и тоже преступное деяние осужденному не может быть назначено одновременно два наказания — и лишение права занимать должность и заниматься определенной деятельностью. Однако в случае, когда по характеру преступлений, совершенных виновным и с учетом его личности, суд сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность, равно как и продолжать деятельность в определенной сфере, применение обоих видов ограничений допускается.
Лишение права занимать должности как основное и дополнительное наказание
Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать должности и заниматься определенной деятельностью может назначаться как в качестве основного наказания, так и дополнительного. Как основное наказание, лишение права занимать должности и работать в определенной деятельности назначается на срок от одного года до пяти лет, либо в порядке замены конкретного наказания на наказание более мягкого вида (например, ст. 64, 80, ч. 3 ст. 82 УК), либо тогда, когда это прямо предусмотрено статьями Уголовного кодекса РФ. Например:
- статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;
- статья 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
- статья 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и другое.
Важно! Суд вправе назначить этот вид наказания даже в случае увольнения осужденного с прежнего места работы к моменту вынесения приговора, равно как вследствие лишения его прав на управление транспортным средствам в административном порядке.
В качестве дополнительного наказания применяется на срок от шести до трех лет:
- тогда, когда оно указано, как основное в соответствующей статье кодекса, но судом в этом качестве не избрано;
- когда это наказание содержится в санкциях, как дополнительное, например ч. 3,4 ст. 122 УК РФ, ст. 135 УК РФ и другое;
- когда указание об этом наказании отсутствует в санкции статьи УК РФ, но суд, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступного деяния, а также личности виновного, признает невозможность сохранения за ним права заниматься определенной деятельностью и занимать конкретную должность (ч. 3 ст. 47 УК РФ).
Часть 2 ст. 47 УК РФ — в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок до 20 лет.
Комментарий к Ст. 47 Уголовного кодекса
1. Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.
2. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре конкретизируется вид такой деятельности (фармацевтическая, педагогическая, управление общественным или личным транспортом, оказание юридических услуг и т.д.). Одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной (например, управление транспортным средством).
3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.
4. В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).
Способы исполнения наказания
Уголовное законодательство РФ предусматривает два способа исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, это в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ:
- параллельный – осуществляется одновременно с основным наказанием;
- последовательный – осуществляется после отбытия осужденным основного вида наказания за совершенное преступление.
Когда речь идет о параллельном исполнении дополнительного вида наказания, который назначается к штрафам, исправительным и обязательным работам, ограничению свободы либо при условии осуждения условно, срок исчисления наказания наступает с момента вступления приговора в законную силу. Когда лишение права заниматься определенной деятельностью назначается дополнительно к аресту или лишению свободы, данный вид наказания распространяется на все время отбывания основного, срок его исчисляется с момента их реального отбытия, т.е. со дня освобождения осужденного от основного наказания.
Второй комментарий к Ст. 47 УК РФ
1. Лишение права занимать определенные должности означает запрещение занимать должности на государственной службе или службе в органах местного самоуправления.
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью означает запрещение заниматься определенной профессиональной (медицинский работник, учитель, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.). или иной (охота, рыбная ловля, собирание лекарственных растений, частный извоз и т.п.) деятельностью.
3. Это наказание может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.
4. В качестве основного наказания оно может назначаться:
а) когда указаны в качестве такового в санкции статьи Особенной части УК РФ;
б) в случае их применения в качестве более мягкого наказания, чем то, которое предусмотрено за данное преступление (ст.64 УК);
в) в случае вынесения вердикта присяжных заседателей о снисхождении (ст.65 УК);
г) в случае замены не отбытой части наказания более мягким (ст.80 УК).
5. Как дополнительное это наказание может назначаться и в случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующей статьей Особенной части УК РФ, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
6. Это наказание назначается в качестве основного на срок от 1 года до 5 лет, а в качестве дополнительного — на срок от 6 месяцев до 3 лет. Однако в случаях, специально предусмотренных санкциями статей Особенной части УК, оно может назначаться в качестве дополнительного наказания на срок до 20 лет (например, части 3 и 4 ст. 131 УК).
7. При назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Как дополнительное наказание к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам и лишению свободы оно распространяется на все время отбывания названных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Что еще необходимо знать о лишении права занимать определенную должность
Характерными примерами преступлений, при которых необходимо назначение данного вида наказания, можно назвать – транспортные преступления, взяточничество, незаконная охота, присвоение или растрата, заражение ВИЧ-инфекцией и другое.
При назначении такого наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, суд должен учитывать не только личность виновного и характер преступления, но такой важный момент, как социальный аспект его применения:
- социальную ценность профессии – нуждается ли общество в таких специалистах, последствия исключения этого специалиста из общественной деятельности, соц.затраты на подготовку того или иного специалиста и другое;
- индивидуальные и общественные затраты на приобретение иной специальности осужденным.
Суд вправе вменить данное наказание даже в тех случаях, когда лицо выполняло соответствующие обязанности временно и к моменту вынесения приговора уже не занималось деятельностью, с которым было связано совершенное преступление.
Уголовно-правовая характеристика лишения права заниматься определенной деятельностью
Право на труд является одним из основополагающих гражданских прав. В связи с этим, Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в пункте 1 статьи 37 декларирует: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [3]. Однако, права и свободы человек и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, что указано в пункте 3 статьи 55 Конституции РФ. Одним из таких положений ограничения трудовых и смежных с ними прав, предусмотренных федеральными законами, является назначение в качестве наказания лицу за совершение преступления лишения права заниматься определенной деятельностью.
Лишение права заниматься определенной деятельностью является одним из видов уголовных наказаний, однако его упоминание в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) осуществляется в единой формулировке с другим видом уголовных наказаний – лишение права занимать определенные должности, что указано в пункте «б» статьи 44 УК РФ [7]. Эти два вида уголовных наказаний очень близки по своему содержанию, но тождественными их назвать нельзя. Для разъяснения этого вопроса следует обратиться к актам Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» разграничивает два этих вида преступлений, позволяя более четко определить в чем отличие их содержания. В частности, лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления, при этом, в приговоре необходимо указывать круг должностей, определенный конкретными признаками. Лишение права заниматься определенной деятельностью же может выражаться в запрещении заниматься как профессиональной, так и иной деятельностью. В приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности (педагогическая, врачебная, управление транспортом и т.д.) [4]. Как мы видим, характер запретительных предписаний (ограничений) очень сильно отличен у данных двух видов преступлений, хотя и осуществляется в форме лишения права.
Лишение права заниматься определенной деятельностью может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания, о чем свидетельствует часть 2 статьи 45 УК РФ [7], т.е. в классификации наказаний исходя из законодательного вида из назначения и карательной нагрузки, данное наказание относится к виду смешанных.
Более подробно лишение права заниматься определенной деятельностью регламентируется статьей 47 УК РФ. Исходя из положений, закрепленных в части 2 данной статьи, можно сделать вывод о том, что лишение права заниматься определенной деятельностью является срочным видом наказаний, так как законом устанавливается определенный срок, в течение которого права осужденного ограничиваются. Исходя из положений данной части статьи, лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания – на срок от шести месяцев до трех лет [7]. При этом, законодатель делает оговорку в части 3 статьи 47 УК РФ о том, что при назначении лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания, если оно не указано в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, правоприменитель должен руководствоваться характером и степенью общественной опасности преступления, также личностью виновного [7], чтобы назначение данного вида наказание было целесообразно и обосновано. Можно сделать вывод о том, что лишение права заниматься определенной деятельностью относится по классификации преступлений, построенной исходя из установленной в законе продолжительности их исполнения, к срочному виду наказаний.
Часть 4 статьи 47 УК РФ устанавливает порядок исчисления времени, в течение которого права осужденного на занятие определенной деятельностью ограничиваются как дополнительного вида наказания [7]. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ) более детально регламентирует исчисление срока лишения права заниматься определенной деятельностью. Итак, согласно части 1 статьи 36 при назначении данного вида наказания в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу [6]. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Важным является уточнение в части 2 статьи 36 УИК РФ, согласно которому при назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения [6].
Т.е. мы можем сделать вывод о том, что исчисление срока лишения права заниматься определенной деятельностью зависит не только от того, было ли оно назначено в качестве основного или дополнительного вида наказания, но и от того, к каким видам основных наказаний оно назначено в качестве дополнительного.
При этом пункт 28 Приказа Минюста РФ от 20.05.2009 N 142 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» раскрывает положение о том, с какого момента исчисляется срок лишения права заниматься определенной деятельностью: «Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, а при назначении этого наказания в качестве дополнительного к лишению свободы — со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения» [5]. Как мы видим, момент с которого начинает течь срок лишения права заниматься определенной деятельностью зависит о того, было ли назначено данное наказание в качестве основного или дополнительного вида наказания.
Карательное содержание лишения права заниматься определенной деятельностью как срочного вида наказания заключается в тех ограничениях прав, которым подвергается осужденный, и в продолжительности этих ограничений. В учебном пособии «Уголовное право: общая часть» под общей редакцией В.А. Уткина и А.В. Шеслера, говорится о том, что страдания в данном случае связаны с утратой возможности заниматься свободно выбранной в соответствии со своими предпочтениями профессиональной деятельностью, преимуществами полномочий занимаемой должности [1]. Т.е. можно сделать вывод, что к тем ограничениям, которые составляют карательное содержание данного вида преступлений, относится прежде всего ограничение в трудовых правах, а именно ограничение права в выборе сферы или места трудовой деятельности, а также в занятии иной деятельность.
Далее определим к каким видам наказаний относится лишение права заниматься определенной деятельностью в иных классификациях.
В классификации, построенной исходя из прямого указания на лиц, к которым наказания применяются или при отсутствии такого указания, лишение права заниматься определенной деятельностью относится к общему виду наказаний, т.е. законодателем не выделена специальная категория субъектов, к которым данное наказание применяется.
В классификации, построенной исходя из основного карательного содержания, лишение права заниматься определенной деятельностью относится к виду наказаний, не связанных с помещением в специальное учреждение, т.к. при исполнении данного вида наказаний осужденный не изолируется от общества, однако, затрагиваются его иные права.
В классификации, построенной исходя из карательного предела наказания, лишение права заниматься определенной деятельностью относится к категории обычных, т.к. карательный предел (предельный срок его назначения) имеется, и он не способствует разрушения человека ни как существа социального, ни как биологического, как это происходит при назначении сверхпредельного срока лишения свободы.
Также порой в науке выделяется классификация уголовных наказаний с учетом сферы материальных интересов осужденного и направленности наказаний. В данной классификации, лишение права заниматься определенной деятельностью относится к неимущественным преступлениям, так как при его назначении и исполнении затрагиваются личные неимущественные гражданские права (право на свободу труда и смежные с ним).
Более подробно вопросы, связанные с более детальным применением лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве наказания, описаны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания». Верховный Суд РФ акцентирует внимание судов на том, что дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого соответствующая деятельность связана с его единственной профессией [4]. Т.е. в случаях, если лишение права заниматься определенной деятельностью лишит осужденного по сути единственного способа получения денежных средств в профессиональной сфере, судам рекомендуется учитывать это обстоятельство и, возможно, назначать иное наказание.
Также в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» определяет, что за одно и тоже преступление, не может назначаться одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, что относится также и к назначению их в качестве основного и дополнительного вида наказаний [4]. Однако, данные вида наказаний могут быть назначены осужденному могут быть назначены осужденному одновременно, правда за разные преступления или по разным приговорам.
Органы власти, исполняющие наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, описаны в части 2 статьи 16 УИК РФ. К таким органам закон относит уголовно-исполнительную инспекцию, исправительное учреждение и дисциплинарную воинскую часть [6]. Также законодатель подчеркивает, что требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Т.е. орган, исполняющий наказание или требования приговора, непосредственно зависит от характера деятельности, на занятие которой наложен запрет. При этом, исправительное учреждение и дисциплинарная воинская часть занимается исполнением наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в случае, если это наказание назначено в качестве дополнительного, а после его освобождения из исправительного учреждения или дисциплинарной воинской части исполнением занимается также уголовно-исполнительная инспекция.
Детально процесс исполнения наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительной инспекцией описан в разделе IV (пункты 27-41) Приказа Минюста РФ от 20.05.2009 N 142 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [5]. Перечислять все положения в рамках данной работы считаю нецелесообразным, но если кратко, то получив приговор или иной судебный акт, уголовно-исполнительная инспекция оформляет и запрашивает соответствующие документы, ставит осужденного на учет, устанавливает место работы осужденного, а в отношении неработающего осужденного инспекция отслеживает его возможное трудоустройство, направляет документы в адрес организации, либо регистрирующий орган, запрашивает документы об увольнении осужденного, в целях дальнейшего контроля инспекция не реже одного раза в шесть месяцев проверяет с посещением места работы осужденного исполнение приговора суда администрацией организации и осужденным, при необходимости проверяет трудовой договор и должностную инструкцию, организует проведение воспитательной работы, а по окончанию отбытия осужденным наказания снимает его с учета.
Закон накладывает дополнительные обязанности на осужденного к лишению права заниматься определенной деятельностью. Они описаны в статье 37 УИК РФ, а именно к ним относятся: исполнение требования приговора, представление по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщение в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства [6].
Разумеется, в случае злостного уклонения от исполнения описанных выше обязанностей, законодательство устанавливает соответствующие правовые последствия. При этом, статья 38 УИК РФ конкретно не раскрывает данные последствия, а лишь в окончании статьи ссылается: «несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [6], тем самым как бы отсылая к преступному деянию, указанному в статье 315 УК РФ – неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. При этом в статье 38 УИК РФ, описаны категории лиц, у которых наступает ответственность за злостное уклонение от данного вида наказания, среди которых: представители власти, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, а также осужденные, нарушающие требования приговора [6].
Сфера распространения в санкциях статей Особенной части УК РФ лишения права заниматься определенной деятельностью довольна широка. Среди преступлений, за которые может назначаться подобный вид наказаний, можно выделить причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (часть 2 статьи 109 УК РФ), доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), использование рабского труда при наличии квалифицирующих признаков (часть 2 статьи 127.2 УК РФ) и так далее [7]. Однако, данное наказание как лишение права применяется на практике в качестве основного наказания крайне редко. Эту позицию подчеркивает В.А. Уткин в курсе лекций «Проблемы теории уголовных наказаний», приводя статистические данные, согласно которым: «оно назначается 0,05–0,08% всех взрослых осужденных и еще реже – несовершеннолетним. Несколько чаще оно применяется как дополнительное наказание (1–1,5% в отношении взрослых и менее 1% – несовершеннолетних осужденных). Среди всех состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях осужденные к лишению права – одна из наименее многочисленных». Поэтому вполне логично после этого автор работы приводит в пример такую точку зрения, согласно которой есть предложения об исключении этого наказания из числа основных ввиду его редкого применения. Высказываются также мнения, чтобы изъять лишение права из системы наказаний, включив его в «иные меры уголовно-правового характера» [2]. Эти высказывания вполне логичны, ведь однозначного решения проблемы применения лишения права заниматься определенной деятельностью законодатель так и не дал. Исходя из этого, до конца не ясна обусловленность нахождения лишения права заниматься определенной деятельностью в системе уголовных наказаний.
Подведем итог: лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью являются схожими по содержанию наказаниями, в УК РФ часто встречаются в единой формулировке, но разъяснения Пленума Верховного Суда РФ позволили четко определить из различия; лишение права заниматься определенной деятельностью в законодательстве может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания, тем самым усложняя механизм его исполнения и дополняя круг субъектов, его исполняющих; также законодателем логически цельно не установлен механизм исчисления продолжительности данного вида преступления, разделяя положения между УК и УИК; также статистические данные говорят о том, что данный вид наказания применяется крайне редко и в науке высказываются сомнения о необходимости его нахождения в системе наказаний.
Список литературы.
1) В.А. Уткин, А.В. Шеслер. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие. / Под общ. ред. В.А. Уткина, А.В. Шеслера. – Томск: Издательский Дом Томского Государственного Университета. – 2016 – С. 373-377.
2) В.А. Уткин. Проблемы теории уголовных наказаний: курс лекций. / Уткин В.А. – Томск: Издательский Дом Томского Государственного Университета. – 2021. – С. 195-201.
3) Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // КонсультантПлюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
4) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» от 22 декабря 2015 года N 58 // КонсультантПлюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190932.
5) Приказ Минюста Российской Федерации «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 20 мая 2009 года N 142 // КонсультантПлюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89167.
6) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 года N 1-ФЗ // КонсультантПлюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940.
7) Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ // КонсультантПлюс, URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.