Что случилось?
Пленум Верховного суда РФ поддержал на заседании проект постановления «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25.10.2019 года Федерального конституционного закона от 26 июля 2021 г. № 3-ФКЗ и поправок в процессуальные кодексы (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ), связанных с совершенствованием примирительных процедур.
По новому законодательству к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения и формирование и утверждение списка судебных примирителей. Только на основании такого регламента могут осуществляться примирительные процедуры во время судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Подписание соглашения.
Пункты, по которым участники пришли к соглашению в отношении требований, что были заявлены вначале процедуры фиксируются как примирительное соглашение в письменном виде при учёте норм, что изложены в ч. 1-ой – 3-ьей статей 63-ьей, 122-ой кодекса.
В данной документации должны быть сведения, в отношении которых участники пришли к соглашению, касающиеся условий, величины и временных отрезков исполнения взаимных обязательств или только одним участником перед другим, а также по поводу последствий в ситуации его неисполнения добровольно.
Примирительное соглашение, как правило, содержит информацию по поводу условий:
- о приостановлении на время исполнения обязательств, исполнении оных в виде рассрочки;
- по поводу нахождения компромисса при выполнении требований;
- о том, что задолженность признана, уменьшения величины долга;
- по поводу исполнения требований посредством применения иных путей, что соответствуют действующему законодательству белорусского государства.
В примирительном соглашении, как правило, прописывается учёт расходов, что нужны для проведения судебной процедуры между участниками, что подписали подобную документацию. В ситуации, когда такого пункта в соглашении нет, то судебная инстанция занимается данным вопросом согласно ХПК.
Примирительное соглашение содержит сведения по поводу подписания участниками нового договора, что может выступать в качестве приложения к соглашению. Защита данного права относительно нового договора в ситуации, когда обязательства не исполняются добровольно, то их исполнение осуществляется по алгоритму, что прописан
Примирительное соглашение оформляется по количеству сторон, что подписали оное, суда, где ставятся подписи доверенными лицами участников. В этой ситуации разрешение принимать участие в процессе по примирению, подписание соглашения должно быть прописано в доверенности, что выдана представителю по статье 79-ой кодекса.
Что такое примирительные процедуры в суде
С 25.10.2019 все участники судебного процесса в суде общей юрисдикции или арбитражном суде (за исключением уголовного судопроизводства) смогут прибегать к специальным примирительным процедурам. Проведение таких процедур возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта. К ним законодатели отнесли:
- переговоры;
- посредничество, в том числе медиация;
- судебное примирение.
Этот перечень не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Суды будут начинать процесс примирения по регламенту на основании ходатайства сторон (стороны) либо при согласии сторон на соответствующее предложение суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству.
Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Осуществлять координацию действий сторон в этом процессе будут судебные примирители.
Как будет проходить примирение в суде
По новому регламенту судебное примирение должно проходить в отдельном помещении, расположенном в здании суда. Срок для совершения необходимых процедур устанавливается судом в определении о проведении судебного примирения, по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения имеют право:
- выбирать судебного примирителя,
- вносить предложения по порядку проведения примирения,
- заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц,
- сообщать необходимую для урегулирования спора информацию,
- задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю,
- высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения,
- обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон,
- ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.
Судебное примирение, согласно проекту регламента, будет проходить в несколько стадий:
- Открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя).
- Изложение обстоятельств спора и интересов сторон.
- Формулирование сторонами вопросов для обсуждения.
- Индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями.
- Выработка предложений по урегулированию спора.
- Примирение сторон.
- Оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска.
- Завершение судебного примирения.
Результатом применения может стать как мировое соглашение и отказ от искового заявления, так и полное либо частичное его признание. Судебное примирение может быть завершено по заявлению одной или обеих сторон, а также в связи с истечением его срока либо прекращением судебным примирителем. Госпошлина, уплаченная за подачу искового заявления, сторонам возвращаться не будет. Но они смогут сэкономить на других судебных издержках.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи судебного примирения
1. Судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон.
2. Задачами судебного примирения являются соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении результата примирения.
Статья 2. Принципы и правовая основа судебного примирения
1. Судебное примирение проводится на основании положений ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, законодательства о статусе судей в Российской Федерации, положений настоящего Регламента.
2. Принципами судебного примирения являются добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность, добросовестность.
Статья 3. Принцип добровольности
1. Стороны участвуют в судебном примирении добровольно. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон. Стороны вправе совместно определить наиболее подходящие порядок и результат примирения.
2. Сторона (стороны) вправе отказаться от продолжения проведения судебного примирения на любой стадии его проведения, письменно сообщив об этом другим участникам судебного примирения.
Статья 4. Принцип сотрудничества
Стороны судебного примирения сотрудничают друг с другом, с судебным примирителем и с судом.
Переговоры сторон носят конструктивный и созидательный характер, направлены на урегулирование спора, проходят в атмосфере доверия и взаимного уважения.
Статья 5. Принцип равноправия
Стороны судебного примирения пользуются равными правами на определение кандидатуры судебного примирителя, участников переговоров, правил и порядка проведения судебного примирения, индивидуальную работу с судебным примирителем, доступ к обсуждаемой информации, выработку и формулирование предложений по урегулированию спора, оценку их приемлемости и исполнимости, реализацию своих прав и законных интересов.
Судебный примиритель не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Статья 6. Принцип конфиденциальности
1. Стороны вправе определить объем ограничения распространения информации, связанной с судебным примирением.
Если стороны письменно не договорились об ином, информация, полученная участниками в ходе судебного примирения, является конфиденциальной.
В частности, стороны, судебный примиритель и иные лица, присутствовавшие при проведении судебного примирения, не вправе без письменного согласия обеих сторон ссылаться при рассмотрении дела в суде на мнения или предложения, высказанные одной из сторон в отношении возможного примирения; признания, сделанные одной из сторон в ходе процедуры; проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной; сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для судебного примирения.
2. В ходе судебного примирения стороны вправе раскрыть информацию в той степени, которую сочтут необходимой для успешного урегулирования спора.
Вся информация, созданная или полученная в ходе судебного примирения, вне зависимости от формы носителя не подлежит разглашению или распространению участниками судебного примирения без письменного согласия сторон.
3. Информация о судебном примирении может быть использована для научно-исследовательских, образовательных или информационных целей при условии сохранения анонимности сторон.
Статья 7. Принцип независимости и беспристрастности судебного примирителя
1. Отношение судебного примирителя к каждой из сторон является беспристрастным, уважительным и доброжелательным.
Судебный примиритель обеспечивает равное участие сторон в судебном примирении.
2. Судебный примиритель обязан сообщить суду и сторонам о любых обстоятельствах, которые могут вызвать сомнения в его независимости и беспристрастности.
3. Судебный примиритель независим и осуществляет свою деятельность самостоятельно, без участия судьи, в производстве которого находится данное дело.
Статья 8. Требования к судебным примирителям
1. Судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
2. Судья, пребывающий в отставке и привлеченный к осуществлению правосудия, не вправе выступать в качестве судебного примирителя.
3. Судья, пребывающий в отставке и работающий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или назначенный на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, не вправе выступать в качестве судебного примирителя.
Статья 9. Формирование списка судебных примирителей
1. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, арбитражных апелляционных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя, с учетом их характеристик о соответствии требованиям настоящего Регламента.
Предложения апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, арбитражных апелляционных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке данных судов, а также районных судов, мировых судей в отставке собираются соответствующими кассационными судами общей юрисдикции, кассационным военным судом, арбитражными судами округов и вместе с предложениями данных судов направляются ими в Верховный Суд Российской Федерации.
2. При формировании списка учитываются в том числе опыт работы в качестве судьи, опыт научной деятельности, специализация, регион проживания кандидата, деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку, и соответствие данной деятельности законодательству о статусе судей и кодексу судейской этики.
3. Список судебных примирителей, а также настоящий Регламент размещаются на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На официальных сайтах судов, мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются настоящий Регламент и соответствующие выдержки из списка судебных примирителей, содержащие информацию о тех судебных примирителях, сведения о которых представлялись судами.