Уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) возвращено прокурору

Обвиняемый вправе знать, в чем он обвиняется (п. 1 ч.4 ст. 47 УПК РФ). Иначе как ему защищаться от предъявленного обвинения? Ты ему такое обвинение предъяви, чтоб в нем конкретно по пунктам было расписано, какое преступление и как он совершил.

Что мы вместо этого имеем, особенно по сложным преступлениям (должностным, экономическим)? Имеем нагромождение мудреных словоформ, предложения длиной в полстраницы, густо пересыпанные статьями законов, цифрами и мусором, не имеющим отношения к делу.

Старается следователь, чтоб его обвинение было понятно обвиняемому? Нет, напротив, он замешивает такую «кашу», которая даже судье понятна не будет. Никто и не читает.

Обвиняемый думает, что так мудрено положено писать, не даром же юристы учатся в своих университетах — явно их там какому-то специальному птичьему языку учат, не понятному простому смертному, типа медицинской латыни.

Прокуроры и судьи тоже не читают, потому что… да на фиг надо! Все равно никто ничего не поймет.

Защите читать приходится, продираясь через словоблудие следователя. И иногда в этой непролазной чаще удается найти сокровища, позволяющие опрокинуть незаконное обвинение. В помощь защите здесь — судебная практика, которая формирует все-таки некоторое представление об отдельных опорных точках, которые в обвинении должны быть, без которых машина обвинения не поедет.

Об этом и сказ. Но сначала немного истории.

Понятие должностного лица

Злоупотребление положением служебного типа является преступлением, только если совершено должностным лицом. В это определение входят представители властных структур по сфере своей работы.

К этой категории относятся следующие граждане:

  • сотрудники органов правоохранительной сферы (независимо от ведомства и уровня), которые занимают определенные должности в данной структуре (полиции, прокуратуре, следственном комитете);
  • работники государственных органов федерального, регионального или муниципального уровней, некоторые должности в правительстве (областном, государственном), мэриях, администрациях;
  • представители органов власти, исполняющие в этих структурах иные функции (руководители подразделений кадрового типа, заведующие управлением хозяйства).

Гражданин может наделяться властными полномочиями на постоянной или временной основе. В частности, временными должностными лицами считаются присяжные заседатели, которые считаются таковыми только на время ведения судебного разбирательства.

Объем и перечень обязанностей в качестве представителей властных структур определяется пунктами трудового договора, приказами или инструкциями. Например, по нормам федеральных законов о полиции, о службе в органах внутренних дел, сотрудники полиции в рамках служебных полномочий вправе пользоваться табельным оружием в следующих целях:

  • чтобы предотвратить потенциальную опасность, исходящую от третьих лиц;
  • чтобы задержать вооруженного преступника (правонарушителя);
  • в ходе проведения операции, которая позволяет использовать специальные средства.

Если при использовании оружия или совершении иных действий, относящихся к полномочиям гражданина, имеет место злоупотребление служебным положением, виновное лицо несет за это ответственность по нормам Уголовного кодекса.

Кому причиняется ущерб незаконными действиями должностных лиц

Злоупотребление служебным положением (дача взятки, получение взятки, совершение иных неправомерных действий) в зависимости от обстоятельств, при которых оно имело место, считается деянием средней, небольшой или тяжкой степени.

В результате преднамеренного использования должностного положения не по назначению ущерб может быть нанесен следующим объектам:

  • предприятиям, организациям, учреждениям, иным юридическим лицам;
  • физическим лицам;
  • интересам государства и общества.

Отличие превышения от злоупотребления полномочий

Злоупотребление служебным положением по УК РФ рассматривается в статье 285, а превышение полномочий – в статье 286. Злоупотребление – это действия, которые не предусмотрены должностными обязанностями правонарушителя , например, использование сотрудником полиции табельного оружия в отношении гражданина, действия которого не представляют для окружающих опасности.

Превышение – это исполнение своих полномочий с небольшим выходом за их рамки. Зачастую это правонарушение совершается без корыстных целей. Наказание за такие действия по Уголовному кодексу зачастую не назначаются. В большинстве случаев такие преступления переводят в дисциплинарные проступки, если в отношении сотрудника нет доказательств корыстности деяния.

Чем злоупотребляют должностные лица

Чиновники всегда злоупотребляли своим статусом. И это всегда оценивалось негативно. Потому что родине должны служить, а не своим прихотям. Дала тебе родина власть и полномочия — используй их на благо отечества, а не своей корысти.

И всегда такие злоупотребления расценивались как преступления в случае наступления общественно-опасных последствий. Но давайте посмотрим, какая революция произошла в уголовном законе по этому вопросу в 1996 году, когда появился ныне действующий УК РФ.

Виды санкций за превышение полномочий

За превышение полномочий, совершение иных неправомерных действий (отказ от выполнения действий) могут накладываться следующие виды санкций:

  • штраф, размер которого составляет от восьмидесяти до ста тысяч в рублях, или доход правонарушителя за шесть месяцев;
  • принудительный труд продолжительностью до четырех лет;
  • заключение под арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение гражданина свободы сроком на четыре года максимум.

Любой из указанных видов наказаний может сопровождаться лишением права на занятие определенных должностей или выполнением определенного типа работ.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления. Так, согласно со ст. 285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  • Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  • Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;
  • Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  • Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий. Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  • Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;
  • Лишение свободы длительностью до семи лет.


Также, ст. 285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия. Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК. Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия.

Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством выговоров, замечаний или увольнений, так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов. Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Судебная практика по превышению полномочий

Один из примеров судебной практики – расследование дела о превышении полномочий сотрудниками отдела полиции. Должностные лица задержали нетрезвого гражданина и поместили его под арест. В течение пяти дней человек находился в камере без подачи заявления в суд и предоставления права связаться с представителем.

В связи с ненадлежащим уходом и плохим питанием у гражданина-диабетика повысился сахар, из-за чего он был вынужден обратиться за стационарным лечением. Сотрудников полиции за указанные действия наказали штрафом в сумме дохода за полгода и увольнением со службы.

Еще один пример – фиктивное трудоустройство родственников директором учебного заведения. Они числились в штате на разных должностях, но не работали. Их заработную плату подсудимая забирала себе. За указанные действия в отношении гражданки возбудили уголовное дело.

Сущность злоупотребления служебным положением

Указанное определение рассматривается в статье 285 Уголовного кодекса. К деяниям, рассматриваемым данной нормой, относятся различные виды использования положения по должности с корыстными целями гражданами, находящимися во властных структурах. При этом указанные действия должны нарушать интересы и права организаций и граждан.

Основной объект преступления – интересы государственной службы. Дополнительный объект – интересы юридических и физических лиц.

Субъект правонарушения уголовного типа – лицо, занимающее определенную должность. По нормам законодательства, наказание будет применяться за преступные деяния и бездействие указанных лиц. Например, если сотрудник госоргана не выполняет свои полномочия, в результате чего третье лицо получает какие-либо выгоды за вознаграждение.

Чтобы совершенное действие было признано преступлением, необходимо установить наличие двух фактов: корысти и умысла. Кроме того, последствия правонарушения должны являться существенными для потерпевших лиц (например, много пострадавших, значительный размер имущественного ущерба и морального вреда, нарушение конституционных прав граждан).хъ

Мотивами преступления считается корысть или иная заинтересованность личного характера. При корысти правонарушитель старается получить выгоду материального типа или избежать лишних затрат, при личной заинтересованности — получить нематериальную выгоду.

Вопросы квалификации

Отграничение по субъекту

, определения

— в ст.201 (выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением).

— в ст.285 (должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ).

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Понятие представителя власти дано в примечании к статье 318 УК: им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

классификация должностных лиц по признакам

1.Содержание функций

— представитель власти, — организационно-распорядительная — организационно-хозяйственная

Функции представителя власти вытекают из закона, решения обязательны для неопределенного круга лиц. Лесничий Товарищества с ограниченной ответственностью «Лесхоз» — будет выполнять функции представителя власти, так как он является государственным инспектором по охране леса.

2. Основания и порядок осуществления функций

— приказ о назначении на должность, должностные инструкции, устав организации и т.п.

Проблема: возможность квалификации преступления по ст.285 УК РФ, если должностное лицо:

— необоснованно занимало свою должность, находилось в отпуске, совершило незаконные действия не на своей территории (e.g.: участковый мент), — является стажером, помощником

— если в силу закона лицо не должно было, но фактически занимало должность (e.g.: следователь – не гражданин РФ). В таких случаях лицо считается надлежащим субъектом, но имелись случаи отмены судебных решений вышестоящей инстанцией (в т.ч. в надзоре) по данным основаниям

— практиканты однозначно не являются субъектами должностных преступлений.

— стажёры, занимающие должности, но не аттестованные в установленном порядке, не имеющие спец. званий, классных чинов и т.п. – по смыслу закона должны привлекаться к уголовной ответственности, так как осуществляют в установленном порядке свои полномочия, однако в различных регионах практика идет по разным путям

3. Место осуществления полномочий

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— государственные и муниципальные учреждения.

В практике имеются случаи, когда лицу, выполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции делегированы властные полномочия (e.g.: капитаны судов в соответствии с положения УПК РФ могут выполнять функции органа дознания). При таких обстоятельствах данные лица должны привлекаться к уголовной ответственности за должностные преступления.

Уголовная ответственность по ст.285 УК РФ возможна при наличии существенного вреда, который может выражаться в имущественном ущербе (реальный ущерб, упущенная выгода) и неимущественном вреде – нарушении конституционных прав и свобод граждан. Существенный вред может выражаться в применении физического насилия к гражданину, в случае если оно носит признаки преступления против здоровья.

4. По укрывательству преступлений

:

— сообщение о преступлении должно быть надлежащим, то есть поступить в производство должностному лицу;

— у лица должны быть соответствующие полномочия; — укрываться должно преступление.

По ч.2 ст.285 УК РФ

квалифицируется злоупотребление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. В данном случае ответственность повышается по признаку субъекта преступления. Определение понятий лиц, занимающих государственные должности РФ, дано в примечаниях 2 и 3 ст.285 УК РФ. Так, под лицами, занимающими государственные должности РФ, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими гос. должности, устанавливаемые конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Кроме того, в ст.1 ФЗ «О государственной гражданской службе» №79-Фз от 27.07.2004 также дается определение государственной должности РФ и государственной должности субъекта РФ.

На определение должностных лиц имеется 2 точки зрения:

1) лицами, занимающими государственные должности РФ и субъектов РФ являются – Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, министры, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и др. лица.

2) субъектом квалифицированного состава злоупотребления должностными полномочиями может быть и государственный служащий, замещающий государственные должности категории Б, т.е. согласно Реестру государственных должностей федеральных государственных служащих – государственные должности федеральной государственной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения: исполнения полномочий Президента РФ, деятельности Совета Федерации Федерального собрания, председателя Совета Федерации ФС РФ и его заместителей, деятельности Госдумы ФС РФ, деятельности Правительства РФ, Председателя Правительства, его заместителей и членов Правительства, Конституционного суда РФ, Председателя КС РФ, судьи — секретаря КС РФ, деятельности Председателя ВАС РФ и его заместителей, председателя ЦИК РФ, председателя Счетной палаты РФ, его заместителей и аудиторов счетной палаты.

Наиболее верной представляется первая точка зрения, т.к. согласно Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС РФ (Совет Федерации и Госдума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы госвласти. Указанные лица непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а государственные должности госслужбы категории Б лишь обеспечивают исполнение полномочий Президента РФ, членов Правительства РФ и Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей РФ. Если трактовать буквально уголовное законодательство, то фраза «непосредственное исполнение полномочий» неидентичная фразам «непосредственное обеспечение полномочий» и «обеспечение деятельности».

Другим субъектом квалифицированного злоупотребления должностными полномочиями является глава органа местного самоуправления. Определения данного субъекта в УК РФ нет. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ дает понятия «глава муниципального образования», который является высшим должностным лицом муниципального образования, и «глава местной администрации». Субъектом преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ, будет являться глава муниципального образования, если он возглавляет орган местного самоуправления, если нет – вопрос, глава местной администрации – не субъект так как местная администрация к органам местного самоуправления не относится.

Ч.3 ст.285

предусматривает ответственность при наличии квалифицирующего признака – наступление тяжких последствий. В соответствии с п.10 ППВС РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» под тяжкими последствиями понимается причинение такого рода вреда, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения народнохозяйственных заданий, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя быт одному человеку и т.п. Однако конкретных оценочных величин не установлено, что вызывает затруднения в правоприменительной практике.

Виды санкций за злоупотребление служебным положением

За дачу взятки, совершение иных неправомерных действий (отказ от выполнения действий) могут накладываться следующие виды санкций:

  • штраф, размер которого составляет от ста до трехсот тысяч рублнй, или доход правонарушителя за год или два;
  • принудительный труд продолжительностью до пяти лет;
  • лишение гражданина свободы сроком на семь лет максимум.

Любой из указанных видов наказания может сопровождаться лишением права на занятие определенных должностей или выполнением определенного типа работ в течение трех лет.

Особенные составы

Наказание за злоупотребление служебным положением может быть ужесточено, если указанные действия привели к возникновению последствия тяжкого характера. В этом случае срок задержания увеличивается до десяти лет с лишением права работать в определенной сфере в течение трехлетнего срока.

Более жесткие санкции применяются в отношении государственных служащих и других работников, которые злоупотребили полномочиями по должности. По этом указанные работники должны обладать властными правомочиями. В противном случае они будут нести ответственность по другим нормам УК РФ.

Согласно нормам статьей УК, злоупотребление служебным положением предполагает совершение активных действий в целях реализации личной корысти, заинтересованности.

Что стало

В УК РФ (с 1996 года) иначе. Статья 285 сформулирована похоже, но в одном важном моменте принципиально отличается, что видно уже из ее названия — «Злоупотребление должностными полномочиями».

П о л н о м о ч и я теперь в законе вместо власти и служебного положения. И если есть у тебя и власть, и положение, но полномочиями ты не воспользовался — нет состава преступления.

И потому по ныне действующему закону упомянутый начальник уголовного розыска невиновен, ведь он, повторюсь, использовал свое положение, власть и авторитет, но не служебные полномочия.

Виды личной заинтересованности

Злоупотребление служебным положением в личных целях имеет место по двум причинам:

  • материальная заинтересованность – получение определенной суммы денег или прав имущественного типа (к примеру, кредит по сниженной ставке, аренда), а также освобождение от некоторых обязательств материального типа (к примеру, от выплаты задолженности по кредиту);
  • нематериальная заинтересованность – покровительство, продвижение по карьерной лестнице, получение документов и прочее.

Что было

При советской (и сразу постсоветской) власти в УК РСФСР была статья 170, которая называлась «Злоупотребление властью или служебным положением».

Есть у тебя власть? Служебное положение есть? Использовал их вопреки интересам службы для своей личной выгоды с наступлением описанных в статье последствий? Суши сухари.

Как это на практике выглядело? Заходит в автосервис начальник уголовного розыска: «Так, халдеи, кто я, все знают? Вот ключи от „тачки“. Чтоб к вечеру была, как новая! Вопросы есть?»

Авторитетом надавил. Своим положением и своей властью.

Судебная практика по злоупотреблению полномочиями

Согласно рассматриваемой статье, за злоупотребление служебным положением наказание будет назначаться в зависимости от тяжести деяния. Рассмотрим несколько примеров преступлений различной степени тяжести, за которые применяются санкции по статье 185 УК РФ:

  • сотрудник отделения ГИБДД оформил фальшивый протокол о ДТП, в котором указал повреждения машины, которых по факту не было, чтобы увеличить автолюбителю выплаты по страховке и разделить прибыль с владельцем авто;

  • глава администрации муниципального района трудоустроил родственника, незаконно уволив с этой должности другого сотрудника, при этом новый работник не имел ни квалификации, ни образования, ни опыта в соответствующей должности.

Выводы по судебной практике

Помимо Уголовного кодекса, злоупотребление служебным положением рассматривается в Постановлении № 19, изданном Верховным Судом 16 октября 2009 года.

По указанным нормативно-правовым актам можно сделать ряд выводов:

  1. При определении тяжести совершенного преступления судьи обязаны учитывать, имеются ли у обвиняемого реальные полномочия должностного лица.
  2. Если гражданин работает в компании коммерческого типа и совершает аналогичные действия, не являясь должностным лицом, его необходимо судить по статье 201 Уголовного кодекса.
  3. Если в процесс совершения преступления негативные последствия имели место только для юридического лица и не затронули интересы общества или государства, возбуждать уголовное дело будут только после подачи заявления руководителем пострадавшей организации.
  4. Если гражданин действовал по распоряжению или приказу вышестоящего руководителя, его действия не будут считаться преступлением.

Злоупотребление положением по службе — нередкое явление. При этом его наличие необходимо доказать. Также важно доказать наличие последствий и заинтересованного должностного лица.

Что должны доказать следователи в случае злоупотребления должностными полномочиями

Следователи должны доказать наличие состава преступления, а именно:

  • Объект (интересы службы, общества и государства)
  • Субъект (должностное лицо)

Объективная сторона (незаконные деяния с использованием своих служебных полномочий должны обязательно привести к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, общества или государства)

Субъективная сторона (умышленная форма вины, наличие корыстных или иных личных мотивов)

Субъектом преступления могут быть должностные лица, по которыми понимают:

  • лиц, осуществляющих функции представителя власти,
  • лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, в Вооруженных Силах Российской Федерации.

И деяние будет окончено тогда, когда существенно нарушены права и законные интересы других лиц.

Значит следователи должны доказать, что

  • лицо имеет какие-либо полномочия,
  • он использовал их вопреки интересам службы,
  • преступным деянием причинен ущерб правам граждан, общества, государства,
  • у подозреваемого был умысел на совершение преступления, а также корыстные или иные личные мотивы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]