1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
- Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа
Что понимают под злоупотреблением должностными полномочиями?
Злоупотребление полномочиями относится к должностным преступлениям. Под названным правонарушением подразумевают использование гражданином своих полномочий, установленных должностной инструкцией, вопреки целям служебной деятельности. Обычно оно совершается с корыстным мотивом в целях удовлетворения личных интересов, что приводит к нарушению интересов физических лиц, фирм и общества.
Состав злоупотребления должностными полномочиями обладает следующими признаками:
- служащий действует вопреки интересам службы, нанося вред властной структуре;
- в результате совершения проступка нарушаются права и законные интересы как физических лиц, так и компаний, государственных структур и общества;
- совершенное деяние является непосредственной причиной наступления негативных последствий.
Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретного бездействия или действия. Например, использование государственного имущества для личных нужд, сокрытия преступного деяния.
Если вас обвиняют в злоупотреблении служебным статусом, воспользуйтесь помощью наших адвокатов. Мы специализируемся на защите клиентов от уголовных санкций за проступок, предусмотренный статьей 285 УК РФ.
Комментарий к ст. 285 УК РФ
Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.
Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать совершение им незаконно, вопреки интересам службы действий, входящих в круг его служебных обязанностей, либо несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу занимаемой должности.
На данное обстоятельство обращалось внимание и в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В п. 10 этого Постановления говорится о том, что в соответствии с законом должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекли из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.
Однако в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.
Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, т.е. кругом прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих законодательных, иных нормативных правовых актах, ведомственных, локальных документах и т.д. При привлечении лица к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. Указание на конкретный акт, наделяющий лицо соответствующими полномочиями, а также на конкретные права и обязанности, которыми лицо незаконно воспользовалось, является обязательным.
Как указала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Невыполнение данного требования влечет за собой постановление оправдательного приговора за отсутствием состава преступления .
———————————
Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 8. С. 12 — 13.
Следует также отметить, что в случае если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.
Совершение деяния вопреки интересам службы означает, что лицо действует в рамках предоставленных ему полномочий, однако его действия противоречат целям и задачам, поставленным перед соответствующим органом или учреждением. Интересы конкретного органа или учреждения заключаются в достижении целей, ради которых они были созданы, в полном и своевременном выполнении стоящих перед ними задач и обеспечиваются посредством деятельности должностных лиц. Поэтому нарушение последними своих должностных обязанностей, если это не вызвано служебной необходимостью, должно рассматриваться как деяние, противоречащее интересам службы.
Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах и способах совершения преступления. Например, в сокрытии инспектором налогового органа факта неуплаты налогов близкими ему лицами; использовании должностным лицом труда подчиненных по службе лиц в своих личных интересах при строительстве собственного дома; сокрытии фактов совершения преступлений в связи с плохо организованной работой по их раскрытию в целях избежать дисциплинарной ответственности; сокрытии факта недостачи имущества (например, нежилого помещения), находящегося на балансе определенного органа или учреждения и утраченного в процессе его использования (к примеру, сгоревшего вследствие несоблюдения правил противопожарной безопасности); использовании в личных целях имущества, выделенного определенному органу или учреждению для осуществления служебной деятельности; издании незаконных приказов и распоряжений, повлекших причинение существенного вреда; попустительстве совершению правонарушений иными лицами со стороны должностного лица, обязанного осуществлять соответствующий контроль за их действиями, и т.д.
Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием. Существенное нарушение прав и законных интересов — понятие оценочное, поэтому решать вопрос о наличии такого существенного нарушения необходимо на основе конкретных обстоятельств дела, однако в каждом случае существенность нарушения прав и законных интересов должна быть обоснована в приговоре. Одного лишь указания в приговоре на причинение существенного вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций и государства недостаточно; эта формулировка является общей, и, если не установлено, в чем конкретно выражается ущерб и кому он причинен, обоснование существенности причиненного вреда отсутствует.
Существенным является нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, причинение ему физического вреда в виде побоев, истязаний, легкого вреда здоровью; повлекшее крупные убытки незаконное воспрепятствование предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконное ограничение конкуренции. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, подрыве нормальной деятельности государственного (муниципального) органа, например прокуратуры — по быстрому и полному раскрытию преступлений , создании значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытии тяжких преступлений и т.п.
———————————
См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 9. С. 17.
В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» о .
———————————
Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. N 3.
Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом. Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В отсутствие данного последствия имеет место должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность, но не состав преступления.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Виновное должностное лицо осознает, что использует предоставленные ему служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает последствия или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).
Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, при строительстве дома должностное лицо незаконно эксплуатирует труд своих подчиненных, освобождаясь тем самым от расходов на оплату подрядных работ; обладая полномочиями по распределению государственного (муниципального) жилищного фонда, должностное лицо незаконно устанавливает внеочередной порядок получения квартиры своему родственнику; в целях избежать материальной ответственности скрывает недостачу материальных ценностей и т.п.). Если же использование должностным лицом своих служебных полномочий является способом хищения, то состав анализируемого преступления отсутствует. Содеянное в этом случае следует квалифицировать по ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК РФ.
Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера. Такое стремление может быть обусловлено различными побуждениями: карьеризм, протекционизм, семейственность, желание скрыть свою некомпетентность, избежать дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, ошибки в работе, получить поддержку со стороны влиятельных лиц, месть, зависть и т.п.
При рассмотрении дел о злоупотреблении должностными полномочиями установление мотива корыстной или иной личной заинтересованности, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, является обязательным. В приговоре также должно быть указано, в чем конкретно такой мотив был выражен. В случае когда лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, но не стремится получить в результате какие-либо личные блага (его мотивом выступают, например, ложно понятые интересы государственного (муниципального) органа или учреждения), состав преступления отсутствует.
Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.
Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также глава органа местного самоуправления.
Определение лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, как было указано выше, дается в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ.
Рассматривая вопрос о субъекте злоупотребления должностными полномочиями, следует иметь в виду, что по смыслу закона для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК РФ, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным. Возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.
Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления. В упоминавшемся ранее Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: нарушение конституционных прав и свобод большого числа людей, крупные аварии, дезорганизацию, полную остановку работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ, является умышленным и не может рассматриваться как совершенное с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).
Следует отметить, что норма об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями является общей по отношению к большинству норм о преступлениях главы 30 УК РФ (за исключением ст. ст. 288, 291, 293 УК РФ). Данные нормы содержат специальные виды должностных злоупотреблений, поэтому согласно правилу, установленному в ч. 3 ст. 17 УК РФ, уголовная ответственность наступает только по специальной норме, совокупность со ст. 285 УК РФ отсутствует. Действия лица квалифицируются по совокупности преступлений, только если злоупотребление должностными полномочиями образует самостоятельный состав преступления и такая совокупность является реальной.
Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).
Какие правонарушения входят в состав преступного деяния, предусмотренного статьей 285 УК РФ?
Статьей 285 УК РФ предусмотрено несколько составов уголовного правонарушения «злоупотребление должностными полномочиями».
К основному составу относят проступок, совершенный из личных побуждений в целях получения выгоды вопреки интересам службы (часть 1 статьи 285 УК РФ).
Если преступление совершено гражданином, являющимся должностным лицом федерального органа власти, органа власти субъекта РФ или главой муниципального образования, то проступок квалифицируется по части 2 статьи 285 УК РФ и за него наступает более строгое наказание.
К третьему составу относят преступное деяние в виде злоупотребления должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК РФ).
Для выбора эффективного способа защиты от уголовной ответственности за злоупотребление служебным статусом рекомендуем обратиться к адвокатам компании СКП. Мы поможем установить, имеет ли совершенный проступок признаки преступления и причинен ли вред другим лицам.
Пленум Верховного Суда РФ по ст. 285 и 286 УК РФ
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИИ?СКОИ? ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 октября 2009 г. N 19
О СУДЕБНОИ? ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И О ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИИ?
В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочии?, Пленум Верховного Суда России?скои? Федерации, руководствуясь статьеи? 126 Конституции России?скои? Федерации, постановляет:
1. Обратить внимание судов на направленность уголовнои? ответственности за преступления против интересов государственнои? службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деянии?, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждении?, государственных корпорации?, Вооруженных Сил России?скои? Федерации, других вои?ск и воинских формировании? России?скои? Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организации? либо охраняемые законом интересы общества и государства.
2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочии? (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимыий субъектом указанных преступлении? — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечании? к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах России?скои? Федерации, других войсках и воинских формированиях России?скои? Федерации.
3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функции? органов законодательной?, исполнительной? или судебной? власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебнои? зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственнои? принадлежности и форм собственности.
4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функции? работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взыскании? и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решении?, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации?, учреждении?, воинских частей и подразделении?, а также по совершению иных действий (например, по принятию решении? о начислении заработной платы, премии?, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
6. Исполнение функции? должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйтвенные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функции? должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функции?. Если лицо, назначенное на должность с нарушением требовании? или ограничении?, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило деи?ствия, явно выходящие за пределы его полномочии?, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие деи?ствия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочии?.
7. В Вооруженных Силах России?скои? Федерации, других вои?сках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяи?ственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевои? службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующеи? воинскои? должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию. Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемои? штатнои? должностью. Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутреннеи? службы Вооруженных Сил России?скои? Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только однои? с ними воинскои? части).
8. Субъектом преступлении?, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяи?ственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственнои? корпорации, а также в Вооруженных Силах России?скои? Федерации, других вои?сках и воинских формированиях России?скои? Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность России?скои? Федерации или государственную должность субъектов России?скои? Федерации.
9. При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечании? к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности России?скои? Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституциеи? России?скои? Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочии? федеральных государственных органов (пункт 2 примечании?), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов России?скои? Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов России?скои? Федерации для непосредственного исполнения полномочии? государственных органов субъектов России?скои? Федерации (пункт 3 примечании?). Сводныи? перечень государственных должностеи? России?скои? Федерации утвержден Указом Президента России?скои? Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.).
10. Наряду с лицом, занимающим государственную должность России?скои? Федерации или государственную должность субъекта России?скои? Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России?скои? Федерации»).
11. Судам следует отграничивать преступные деи?ствия должностных лиц от деянии? других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьеи? 201 УК РФ.
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, основнои? целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческои? организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственнои? корпорациеи?. К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяи?ственные функции в этих организациях (например, директор, генеральныи? директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиознои? организации). В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческои? или инои? организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации? либо охраняемым законом интересам общества и государства.
12. Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, причинен вред интересам исключительно коммерческои? или инои? организации, не являющеи?ся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя даннои? организации или с его согласия ( статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организации? (например, некоммерческои? организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческои? или инои? организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечании? к статье 201 УК РФ). Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческои? или инои? организации вред причинен исключительно этои? организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.
13. В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями ( статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочии? (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающеи? личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов краи?неи? необходимости (статья 39 УК РФ).
14. Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочии?, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ). Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьеи? 285 УК РФ или статьеи? 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом деи?ствия вышестоящего должностного лица, издавшего такои? приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому основании? как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующеи? статье Особеннои? части Уголовного кодекса России?скои? Федерации со ссылкои? на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ. Должностное лицо, издавшее заведомо незаконныи? приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочии? вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деянии?, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностеи?, однако не вызывались служебнои? необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться деи?ствия должностного лица, которое из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочии? деи?ствия при отсутствии обязательных условии? или основании? для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательныи? экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностеи? с направлением для работы в коммерческие организации либо обустрои?ства личного домовладения должностного лица). Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностеи? в том случае, если подобное бездеи?ствие было совершено из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества и государства.
16. При решении вопроса о наличии в деи?ствиях (бездеи?ствии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьеи? 285 УК РФ, под признаками субъективнои? стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных деи?ствии? получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семеи?ственность, желание приукрасить деи?ствительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкои? в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. Как использование должностным лицом своих служебных полномочии? вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содеи?ствия в трудоустрои?стве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности.
17. В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстнои? заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественнои? выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества. Если использование должностным лицом своих служебных полномочии? выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается частью 3 статьи 159 УК РФ или частью 3 статьи 160 УК РФ и дополнительнои? квалификации по статье 285 УК РФ не требует. В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные деи?ствия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлении?. Равным образом, исходя из положении? статьи 17 УК РФ, должен решаться вопрос, связанныи? с правовои? оценкои? деи?ствии? должностного лица, совершившего служебныи? подлог. В случаях, когда такое лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностеи? внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их деи?ствительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по статье 292 УК РФ. Если же им, наряду с совершением деи?ствии?, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебныи? подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьеи? 292 УК РФ.
18. По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочии? судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организации? либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненныи? этим правам и интересам вред в причиннои? связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочии?. Под существенным нарушением прав граждан или организации? в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочии? следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституциеи? России?скои? Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личнои? и семеи?нои? жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и таи?ну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении?, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовои? защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п. Под нарушением законных интересов граждан или организации? в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочии? следует понимать, в частности, создание препятствии? в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностеи?, не противоречащих нормам права и общественнои? нравственности (например, создание должностным лицом препятствии?, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
19. В отличие от предусмотреннои? статьеи? 285 УК РФ ответственности за совершение деи?ствии? (бездеи?ствия) в пределах своеи? компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочии? (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных деи?ствии?, явно выходящих за пределы его полномочии?, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что деи?ствует за пределами возложенных на него полномочии?. Превышение должностных полномочии? может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностеи? деи?ствии?, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его деи?ствия не создавали реальнои? опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочии? мотив преступления значения не имеет.
20. При квалификации деи?ствии? лица по пункту «б» части 3 статьи 286 УК РФ судам под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные деи?ствия, связанные с использованием лицом поражающих свои?ств указанных предметов, или использование их по назначению. Отграничивая превышение должностных полномочии?, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных деи?ствии? должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах России?скои? Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральнои? службе безопасности», Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних вои?сках Министерства внутренних дел России?скои? Федерации», Федеральном законе от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственнои? охране», Законе России?скои? Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции»). К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивыи? газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних вои?ск, федеральных органов государственнои? охраны, органов федеральнои? службы безопасности, органов уголовно-исполнительнои? системы и др.
21. Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварии? и длительнои? остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубии?ство или покушение на самоубии?ство потерпевшего и т.п.
22. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьеи? 285 УК РФ или статьеи? 286 УК РФ, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностеи? или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкои? на конкретные нормы (статью, часть, пункт). При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте указанных данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствии? его рассмотрения судом.
23. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступления, предусмотренного статьеи? 285 УК РФ, и любые доходы от этого имущества подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
24. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлении?, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, нарушении? прав и свобод граждан, а также других нарушении? закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, рекомендовать судам в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ выносить частные определения или постановления, обращая внимание соответствующих организации? и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушении? закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.
25. В связи с принятием настоящего Постановления признать не деи?ствующим на территории России?скои? Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебнои? практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочии?, халатности и должностном подлоге».
Председатель Верховного Суда России?скои? Федерации В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда России?скои? Федерации В.В.ДОРОШКОВ
Адвокат по должностным преступлениям ст. 286 УК
подробнее …
По каким признакам отличается злоупотребление должностными полномочиями от превышения?
На практике часто путают превышение должностных полномочий и злоупотребление. Вместе с тем названные деяния образуют самостоятельные составы преступления.
Отличие состоит в том, что при злоупотреблении служебным статусом гражданин действует в рамках своей должностной инструкции, не выходя за пределы очерченных обязанностей. Также должно быть доказано наличие корыстного мотива и личной заинтересованности.
Помимо этого, злоупотребление служебными правами следует отличать от халатности. В случае возникновения сомнений по поводу квалификации правонарушения следует проконсультироваться с квалифицированными адвокатами компании СКП. Если признаки состава, предусмотренного статье 285 УК РФ, не подтвердятся, мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое или докажем отсутствие состава преступного деяния.
Кто привлекается к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями
Чтобы наложить на гражданина санкции по статье 285 УК РФ, он должен достичь 18-летнего возраста и иметь прямой умысел на получение личной выгоды.
На скамье подсудимых могут оказаться:
- представители государственной власти и муниципалитета;
- сотрудники, обладающие организационно-распорядительными полномочиями;
- служащие, занимающиеся административно-хозяйственной деятельностью в государственном учреждении;
- сотрудники ГУПов, МУПов, коммерческих компаний.
Если вы не входите ни в одну из названных категорий лиц, однако вам вменяют злоупотребление служебным статусом, следует незамедлительно обратиться за помощью к нашим адвокатам. Мы поможем доказать, что вы не являетесь субъектом преступления.
Какое наказание предусмотрено по статье 285 УК РФ?
За злоупотребление должностными полномочиями предусмотрено несколько наказаний, которые назначаются с учетом тяжести проступка.
Приговором суда налагаются следующие виды санкций:
- штраф до 80 000-300 000 руб.;
- принудительный труд на период до 4-5 лет;
- арест на период до полугода;
- тюремное заключение на срок до 4-10 лет.
Одновременно гражданин может быть лишен возможности занимать свое служебное положение или заниматься конкретным видом деятельности.
Помощь при нарушении
В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.
Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.
Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.
Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.
Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.