Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
  • Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

Комментарий к ст. 202 УК РФ

Основным объектом преступления является нормальное осуществление частной нотариальной и аудиторской деятельности, поскольку злоупотребление полномочиями в указанной сфере ведет к искажению ее сущности, подрывает доверие и авторитет к нотариату и аудиту.

Дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан (здоровье, неприкосновенность личности) или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Нотариальная деятельность в Российской Федерации регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 .

———————————

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Согласно ст. 1 данного Закона нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации указанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В полномочия нотариуса входит совершение в установленном законом порядке определенных нотариальных действий. Всего ст. 35 вышеуказанного Закона предусматривается восемнадцать видов нотариальных действий. Кроме того, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав. Таким образом, при отсутствии в нотариальном округе государственного нотариуса частный нотариус может совершать двадцать различных видов нотариальных действий.

Порядок исполнения нотариусами своих полномочий определяется Основами законодательства о нотариате, а также приказами и инструкциями Министерства юстиции РФ и не утратившими силу приказами Министерства юстиции РСФСР (в частности, приказом об утверждении инструкции по делопроизводству). При совершении нотариальных действий частный нотариус должен руководствоваться законодательством РФ и ее субъектов.

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .

———————————

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422.

Согласно ч. 1 ст. 1 данного Закона аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Часть 3 этой же статьи определяет цель аудита, которой является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью же понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Таким образом, аудиторская деятельность имеет целью осуществление независимой проверки аудируемых лиц, их кредиторов, инвесторов, государственных и общественных интересов.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами включает в себя:

1) деяние, т.е. использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности;

2) последствие, т.е. существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

3) причинно-следственную связь между деянием и последствием.

Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности заключается в совершении им правомерных действий в рамках предоставленных прав (ст. 15 Основ) или выходящих за их пределы, а также действий, совершенных в нарушение обязанностей (ст. 16 Основ). Согласно положениям данных статей нотариус обязан:

1) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

2) выполнять свои обязанности в соответствии с вышеуказанными Основами, законодательством республик в составе Российской Федерации и присягой;

3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия;

4) отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам;

5) в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (за невыполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ).

Под использованием частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности понимается совершение правомерного или неправомерного действия в нарушение аудитором своих обязанностей, указанных в ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Данная норма предусматривает следующие обязанности:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В отдельных случаях на практике возникают затруднения в квалификации действий частных нотариусов и аудиторов в тех случаях, когда они выполняют так называемые сопутствующие функции, извлекая доход от деятельности, которая не может быть в полном смысле этих понятий признана нотариальной или аудиторской. Так, в соответствии со ст. 15 Основ нотариус вправе составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Аудитор же в соответствии со ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» может оказывать сопутствующие аудиту услуги, например постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; проведение маркетинговых исследований и др.

Подобного рода действия трудно отнести к действиям, непосредственно составляющим нотариальную и аудиторскую деятельность. Перечисленные выше услуги не являются исключительной прерогативой частных нотариусов и частных аудиторов. Такой же деятельностью могут заниматься и иные лица, как физические, так юридические. Однако эти «сопутствующие сопутствующих услуг» не должно квалифицироваться по ст. 202 УК РФ.

Состав злоупотребления полномочиями сконструирован как материальный, поэтому преступление будет является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, выражающихся в существенном вреде правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Понятие существенного вреда, как и применительно к составу злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), является оценочным, и вопрос о его наличии решается аналогичным образом.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. При прямом умысле лицо, злоупотребляя полномочиями, осознает общественно опасный характер своего действия (бездействия), предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления. Так, например, частный аудитор, имея с банком долгосрочные связи, дает фиктивное позитивное заключение о его финансовом положении, предвидит, что это заключение привлечет в банк новых вкладчиков и сохранит старых, и желает этого. Таким образом, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций, которые на основе недостоверных данных принимают неверные финансовые решения.

Обязательным элементом субъективной стороны состава преступления является цель — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам (см. комментарий к ст. 201 УК РФ).

Субъект преступления специальный — частный нотариус либо частный аудитор. Согласно ст. 2 Основ законодательства о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Согласно же ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Государственные нотариусы и государственные аудиторы являются должностными лицами и подлежат ответственности за злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ.

Часть 2 ст. 202 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный состав преступления — совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица.

Злоупотребление частным нотариусом или аудитором своими полномочиями в целях совершения иных преступлений может при наличии к тому оснований потребовать квалификации по совокупности преступлений. В частности, как отмечено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем», использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК РФ и соответственно по ст. ст. 174 или 174.1 УК РФ, а при наличии к тому оснований — по ст. 202 УК РФ .

———————————

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 202-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон»Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 7 июля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2021 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 40; 2006, № 30, ст. 3287; 2009, № 29, ст. 3584; 2010, № 25, ст. 3070; 2011, № 49, ст. 7015; 2012, № 29, ст. 3998; № 53, ст. 7643; 2014, № 26, ст. 3377; 2015, № 29, ст. 4362; 2021, № 18, ст. 2515; № 27, ст. 4237; 2017, № 27, ст. 3938; № 31, ст. 4767, 4816; 2021, № 1, ст. 90; № 28, ст. 4139; № 53, ст. 8404; 2021, № 26, ст. 3317) следующие изменения:

1) в пункте 2 части 4 статьи 1 слова «унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменить словами «публично-правовой компании, указанной в части 1 статьи 232 настоящего Федерального закона»;

2) в абзаце пятом пункта 1 статьи 2 слова «унитарная некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, созданная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменить словами «публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 232 настоящего Федерального закона»;

3) в части 2 статьи 31:

а) в пункте 2 слова «в пункте 1» заменить словами «в пунктах 1 и 4»;

б) пункт 3 дополнить словами «, в том числе с внесенными в нее изменениями»;

в) пункт 6 признать утратившим силу;

4) пункт 4 части 1 статьи 9 признать утратившим силу;

5) часть 81 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«81. Возникший на основании настоящего Федерального закона в связи с заключением договора участия в долевом строительстве или на основании договора с банком в предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи случаях залог земельного участка, принадлежащего застройщику на праве собственности, либо залог права аренды или субаренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, построенный (созданный) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, прекращается со дня осуществления государственного кадастрового учета указанного многоквартирного дома. Положения настоящей части применяются только в случае, если земельный участок образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в указанном многоквартирном доме после регистрации права собственности на такие помещения. Соответствующая запись в Едином государственном реестре недвижимости о залоге в отношении этого земельного участка подлежит погашению органом регистрации прав без заявления о погашении данного залога одновременно с государственным кадастровым учетом указанного многоквартирного дома, построенного (созданного) с привлечением денежных средств участников долевого строительства. При направлении органом регистрации прав межведомственного запроса в целях получения информации об образовании земельного участка в границах, указанных в настоящей части, соответствующая запись о залоге погашается в Едином государственном реестре недвижимости в течение одного рабочего дня со дня поступления ответа на направленный межведомственный запрос.»;

6) статью 154 дополнить частью 61 следующего содержания:

«61. Проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации по форме, предусмотренной частью 24 статьи 19 настоящего Федерального закона. Внесение изменений в проектную декларацию осуществляется в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона.»;

7) в статье 155:

а) в части 6 слова «и сведений Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающих государственную регистрацию права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости,» исключить;

б) в части 8 слова «Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заменить словами «частью 81 настоящей статьи»;

в) дополнить частью 81 следующего содержания:

«81. Если при заключении договора участия в долевом строительстве, который прекращен по основаниям, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, либо кредитного договора (договора займа), заключенного для расчетов по такому договору участия в долевом строительстве, использовались средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, уполномоченный банк на основании заявления гражданина — участника долевого строительства направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы предусмотренный частью 4 статьи 101 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» запрос. Возврат средств (части средств) материнского (семейного) капитала, использованных на приобретение (строительство) жилого помещения по такому договору, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».»;

8) статью 16 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. После передачи застройщиком по правилам, предусмотренным статьей 8 настоящего Федерального закона, объекта долевого строительства участнику долевого строительства и постановки такого объекта на государственный кадастровый учет застройщик имеет право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект и указанного в пункте 3 части 11 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» передаточного акта (иного документа о передаче объекта долевого строительства). В таком случае:

1) застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства обязан передать собственнику выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

2) подача участником долевого строительства заявления о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства не требуется и данный участник после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав указанный в пункте 2 части 11 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве для совершения на нем специальной регистрационной надписи.»;

9) в статье 18:

а) в части 1:

дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31) подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства и (или) реконструкции в границах земельного участка, правообладателем которого является застройщик, сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения (технологического присоединения) указанных в пункте 1 настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к данным сетям инженерно-технического обеспечения;»;

пункт 9 дополнить словами «, а также подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для строительства и (или) реконструкции указанных объектов»;

б) пункт 3 части 3 дополнить словами «, за исключением целевых займов, предоставляемых застройщиком другому застройщику, по отношению к которому он является основным обществом»;

10) в статье 19:

а) в части 22 слова «, а также в случае нарушения застройщиком на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона застройщиком и (или) его основным обществом или дочерним обществом такого основного общества срока ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строительство (создание) которых осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства, указанного в проектной декларации, представленной для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства таких объектов недвижимости, на три и более месяца» исключить;

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.»;

в) части 41 и 5 признать утратившими силу;

г) в части 6 слова «, указанными в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и» заменить словом «подлежит»;

11) в части 1 статьи 20:

а) пункт 3 после слов «в конечном счете» дополнить словами «прямо или»;

б) в подпункте «а» пункта 32 слова «гражданство и место жительства» заменить словами «страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), гражданство»;

12) в части 1 статьи 21:

а) пункт 1 дополнить словами «, о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком»;

б) пункт 4 дополнить словами «и предельных параметрах разрешенного строительства»;

в) в пункте 5 слово «основных» исключить;

г) в пункте 7 слова «основных характеристиках (за исключением площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении)» заменить словом «характеристиках», после слова «частей» дополнить словами «жилого помещения и»;

д) дополнить пунктом 91 следующего содержания:

«91) о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона;»;

е) пункт 111 изложить в следующей редакции:

«111) о целевом кредите (целевом займе), в том числе об информации, позволяющей идентифицировать кредитора, о сумме кредита (займа) в соответствии с условиями договора кредита (займа), сумме задолженности по договору кредита (займа) на последнюю отчетную дату и неиспользованном остатке по кредиту (займу) на указанную дату, сроке исполнения обязательств заемщика в полном размере в соответствии с договором кредита (займа);»;

13) в статье 211:

а) в части 3 слова «, и денежных средств, предоставляемых такой публично-правовой компанией в соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Федерального закона» исключить;

б) часть 5 дополнить предложением следующего содержания: «Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, вправе установить обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 20115-1 — 20115-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».»;

в) в части 8 слова «в отношении некоммерческой организации Фонда статьями 92 — 94 указанного Федерального закона» заменить словами «статьями 92 — 94 указанного Федерального закона в отношении публично-правовой компании, указанной в части 1 статьи 232 настоящего Федерального закона»;

14) статью 212 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Положения настоящей статьи применяются при исполнении Фондом субъекта Российской Федерации перед участниками строительства, имеющими требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 31 пункта 1 статьи 2011 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», обязательств застройщика, которые были переданы Фонду субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьями 20115-1 и 20115-2 указанного Федерального закона.»;

15) в статье 231:

а) в части 11 слова «(далее — проблемные объекты)» заменить словами «, если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее — проблемные объекты)»;

б) дополнить частью 13 следующего содержания:

«13. При формировании единого реестра проблемных объектов единая информационная система жилищного строительства должна обеспечивать возможность категорирования проблемных объектов исходя из:

1) наличия или отсутствия договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении проблемных объектов;

2) наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо определения арбитражного суда о передаче приобретателю имущества и обязательств застройщика, вынесенных в соответствии со статьями 20110 и 20115-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) отнесения проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения в соответствии с разрешением на строительство.»;

в) дополнить частью 14 следующего содержания:

«14. Основанием исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов является:

1) ввод соответствующего объекта в эксплуатацию;

2) вынесение определения арбитражного суда о передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями в соответствии с пунктом 20 статьи 20115-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае принятия Фондом решения о финансировании выплаты возмещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».»;

16) в статье 233:

а) в части 1 слова «связанной с жилищным строительством» заменить словами «предусмотренной законодательством Российской Федерации»;

б) часть 31 после слов «на осуществление государственного строительного надзора,» дополнить словами «органы местного самоуправления,»;

в) пункт 1 части 6 после слова «осуществляется» дополнить словом «(осуществлялось)»;

17) в статье 234:

а) часть 1 после слова «кооперативов» дополнить словами «, Фонда субъекта Российской Федерации»;

б) дополнить частью 61 следующего содержания:

«61. Органы прокуратуры имеют доступ к информации, необходимой им для осуществления прокурорского надзора, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Пункт 11 статьи 25 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 29, ст. 3400; 2008, № 52, ст. 6219; 2010, № 25, ст. 3070; 2011, № 50, ст. 7347; 2013, № 19, ст. 2328; 2015, № 14, ст. 2022; № 41, ст. 5640; 2021, № 27, ст. 4294; 2021, № 48, ст. 7052) изложить в следующей редакции:

«11. Регистрационная запись об ипотеке, возникшей в силу Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», погашается органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней на основании заявления застройщика и предъявления им разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в части ипотеки строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо объекта незавершенного строительства, а в части ипотеки объекта долевого строительства также на основании документа, подтверждающего передачу объекта долевого строительства участнику долевого строительства, в том числе передаточного акта, иного документа о передаче объекта долевого строительства или составленного в соответствии с частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона одностороннего акта о передаче объекта долевого строительства.

Регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости о залоге, возникшем в силу статьи 13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в отношении земельного участка, принадлежащего застройщику на праве собственности, либо о залоге права аренды или субаренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, построенный (созданный) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, погашается органом регистрации прав без заявления о погашении такого залога одновременно с государственным кадастровым учетом данного многоквартирного дома. Положения настоящего абзаца применяются только в случае, если земельный участок образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме.».

Статья 3

В подпункте 31 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федера

Судебная практика по статье 202 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.09.2018 N 4-АПУ18-28СП
— по ч. 2 ст. 202 УК РФ на 2 года лишения свободы с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок 2 года 6 месяцев. В соответствии с ч. 3 ст. УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно на 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 400 000 рублей, с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на 2 года 6 месяцев, с ограничением свободы на 9 месяцев, с установлением ограничений в виде запрета изменять место своего жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также выезжать за пределы муниципального образования, в котором расположено место постоянного жительства, без согласия уголовно-исполнительной инспекции, с возложением обязанности один раз в месяц являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.08.2017 N 81-УД17-4

осуждена по ч. 1 ст. 202 УК РФ к штрафу в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей в доход государства, с освобождением от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Постановлено взыскать с Радякиной О.И. в пользу П. в счет компенсации морального вреда 30 000 (тридцать тысяч рублей) и признать за П. как за гражданским истцом, право удовлетворения гражданского иска о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением, в порядке гражданского судопроизводства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренные статьями 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]