Уголовный кодекс РФ в последней редакции:
Статья 10 УК РФ. Обратная сила уголовного закона
1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции
Комментарии к статье 10 УК РФ
В ч. 1 ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ.
Обратную силу уголовного закона можно определить как распространение действия закона на регулирование тех уголовно-правовых отношений, которые возникли до момента его вступления в силу. Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ обратную силу имеют три типа уголовных законов:
- устраняющий преступность деяния;
- смягчающий наказание;
- иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.
КС дал новое толкование нормам об обратной силе законов
Конституционный суд РФ дал разъяснение по поводу того, как определять размер штрафа в период вступления в силу закона, смягчающего наказание за правонарушение. Поводом для проверки конституционности ряда законодательных норм стали запрос Арбитражного суда Москвы и жалоба ООО «Проект» из Псковской области. Дело было рассмотрено в заседании без проведения слушания. Заявители обратились в КС с вопросом о конституционности ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, непредоставление плательщиком в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в орган контроля влечет взыскание штрафа. Этот закон утратил силу с 1 января 2021 года в связи со вступлением в силу ФЗ №250. Согласно ст. 20 нового закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за периоды до 1 января 2021 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.
В Арбитражный суд Москвы поступило дело о признании недействительным решения Главного управления Пенсионного фонда РФ № 10 по Москве и Московской области от 26 января 2021 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредоставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР за периоды до 1 января 2021 года. Арбитражный суд установил, что указанное решение было вынесено после утраты силы закона о страховых взносах, и пришел к выводу, что подлежащая применению в данном деле ст. 20 закона № 250-ФЗ противоречит ст. 54 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать к ответственности на основании закона, утратившего силу, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности. В связи с этим АСГМ приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС РФ.
ООО «Проект», в свою очередь, 13 января 2021 года было оштрафовано Управлением ПФР в городе Пскове и Псковском районе Псковской области за непредоставление расчета по страховым взносам. Арбитражный суд Псковской области частично удовлетворил требование ООО «Проект» о признании этого решения недействительным, снизив размер штрафа с учетом смягчающих обстоятельств. В своем обращении в КС ООО «Проект» указало, что усматривает несоответствие норм законов Конституции, поскольку они допускают привлечение после 1 января 2021 года к ответственности на основании положения, утратившего силу, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие более мягкое наказание.
Конституционный суд, рассмотрев дело, отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, согласно ст. 54 Конституции обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данные правила имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов.
Правовая норма может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем установленная в настоящее время, и только в пределах установленного законом срока давности.
Ответственность плательщика за непредоставление расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2021 года, т. е. без временного разрыва, установлена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса.
С 1 января 2021 года к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, либо п. 1 ст. 119 НК. Выбор одного из законоположений предопределяется положениями ст. 54 Конституции.
При этом КС воздерживается от исследования вопроса о том, возможна ли конкретная правоприменительная ситуация, при которой ответственность за деяние, указанное в ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, будет такой же или менее строгой, чем за деяние, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК.
Ни оспариваемые заявителями законоположения, ни иные положения закона №250 не называют прямо полномочие органов ПФР, Фонда соцстрахования РФ при привлечении с 1 января 2021 года к ответственности за непредоставление расчета по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2021 года, применять п. 1 ст. 119 НК. Между тем отказ от применения данного законоположения в случаях, когда оно предусматривает меньший размер штрафа, чем ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, создавал бы условия для нарушения требований Конституции. Кроме того, как неоднократно указывал КС, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, а потому тот факт, что применение норм НК относится к компетенции налоговых органов, не может в сложившейся ситуации рассматриваться как препятствие для их применения органами ПФР и ФСС, если это обусловлено прямым действием ст. 54 (ч. 2) Конституции.
В результате КС определил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку по своему смыслу предполагают, что применение положения ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2021 года к деяниям, совершенным до этой даты, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п. 1 ст. 119 НК. В иных случаях применению подлежит п. 1 ст. 119 НК.
Устранение преступности деяния
Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий уголовную ответственность за это деяние.
Устраняющим преступность и наказуемость деяния законом следует считать закон, которым:
- из Особенной части Уголовного кодекса РФ исключается статья или часть статьи об ответственности за то или иное преступление;
- изменяется содержание криминообразующих признаков состава преступления, которое приводит к уменьшению объема преступных деяний (например, дополнительно устанавливается специальный мотив преступления, или повышается возраст субъекта преступления и т.д.).
Декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний в иных нормативно-правовых актах. Например, формой декриминализации преступлений следует признавать также:
- изменение подзаконных уголовно-правовых актов (например, постановления Правительства РФ, которым определяется список и размеры наркотических средств для целей применения соответствующих статей УК РФ);
- изменение бланкетного нормативного материала, к которому отсылают статьи УК РФ при описании признаков составов преступлений (например, изменение перечня видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия);
- изменение законодательства об административных правонарушениях, которое определяет смежные с преступлениями составы административных правонарушений (например, размер мелкого хищения).
Применение с обратной силой уголовного закона, который устраняет преступность и наказуемость деяний, предполагает:
- невозможность возбуждения уголовного дела по фактам совершения деяний, преступность и наказуемость которых устранена, и в отношении лиц, совершивших такие деяния;
- прекращение за отсутствием состава преступления всех уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в совершении деяний, которые декриминализированы новым законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ), с согласия этих лиц и без признания за ними права на реабилитацию (ч. 4 ст. 133 УПК РФ);
- освобождение от уголовного наказания всех лиц, которые отбывают наказание за совершение деяний, подвергшихся декриминализации (п. 13 ст. 397 УПК РФ);
- снятие судимости с лиц, которые отбыли наказание за декриминализированное новым законом деяние.
Применение закона, имеющего обратную силу
В случае принятия уголовно процессуального закон, имеющего обратную силу о полной декриминализации деяния, дело закрывается на любой стадии производства, включая предварительное следствие. Если указанный закон вступил в силу после вынесения судебного решения, производится не отмена такового за отсутствием состава преступления, а освобождение осужденного от наказания. При смягчении ответственности, суд (в том числе, кассационной и надзорной инстанций) учитывает новое положение при вынесении приговора. Назначенные меры сокращаются согласно новому положению.
Юрист ответит на интересующие вопросы в комментариях к статье
Смягчение наказания
Закон смягчает наказание, если он:
- исключает какой-либо вид наказания из системы наказаний;
- заменяет в санкции вид наказания на более мягкий;
- исключает из санкции наиболее строгий вид наказания;
- снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим);
- вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания;
- исключает дополнительное наказание;
- сохраняя основное и дополнительное наказание, вводит в санкцию альтернативно менее строгие виды основного наказания, ранее не предусматривавшиеся законом.
- ограничивает перечень лиц, которым может быть назначен тот или иной вид наказания;
- уменьшает размеры удержания из заработной платы при осуждении к исправительным работам и др.
Применение с обратной силой закона, который смягчает уголовное наказание, предполагает:
- переквалификацию всех преступлений, дела о которых находятся в стадии предварительного расследования или судебного разбирательства, на новый уголовный закон;
- сокращение или изменение наказания лицам, к которым был применен прежний закон, с учетом предписаний нового закона;
- в необходимых случаях освобождение от наказания в связи с его отбытием;
- сокращение в пределах срока погашения судимости наказания, которое уже отбыто осужденным;
- сокращение срока судимости или снятие судимости с лиц, которые уже отбыли наказание, исходя из положений закона, связанных со смягченным наказанием.
Иным образом улучшение положения лица, совершившего преступление
Обратная сила уголовного закона будет иметь место не только в случае декриминализации деяния или смягчения наказания, но и во всех иных случаях, когда изменения уголовного закона так или иначе связаны с улучшением положения виновного. Таким улучшением может быть, например:
- установление возможности назначения менее строгого вида исправительного учреждения;
- смягчение режима исполнения наказаний
- смягчение условий условно-досрочного освобождения;
- сокращение сроков давности освобождения от уголовной ответственности;
- уменьшение сроков погашения или снятия судимости;
- исключение квалифицирующего признака;
- условия освобождения от уголовной ответственности или наказания.
Варианты улучшения положения виновного законом не ограничены, и принятие любого из них означает необходимость применения положений об обратной силе уголовного закона.
Правило об обратной силе закона распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, отбывающих наказание или имеющих судимость по старому, более строгому закону.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами как Особенной части, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона (ч. 2 ст. 10 УК).