Что такое воспрепятствование журналистской деятельности и какая ответственность предусмотрена

СТ 144 УК РФ.

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Работа журналиста

Сначала надо рассмотреть, в чём заключается конкретно деятельность профессионалов. Здесь регулирующим документом выступает ФЗ №2124-1. Именно здесь описываются права, которыми наделяют сотрудников СМИ:

  1. Производить записи любыми техническими средствами. Исключения делают только для ситуаций, которые точно описаны законом.
  2. Получение доступа к материалам и документам, которые могут составлять различные виды тайны.
  3. Поиск и запросы для получения информации, её распространение и получение.

Список не является исчерпывающим, всего в нём 12 частей. Есть другие законодательства, которые охраняют права граждан. Конституция дополнительно описывает информацию, которая должна быть абсолютно свободной.

Бесплатная консультация Юриста

+8 800 100-61-94

В чем заключается препятствование

Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.

Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.

Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:

  • Штатных сотрудников, которые собирают информацию для различных средств массовой информации. При этом продукция распространяется исключительно в рамках одного предприятия.
  • Авторов, которые признаются внештатными сотрудниками, могут получать от администрации какие-либо поручения.

Внимание! Ответственность возрастает для тех, кто пользуется служебным положением при совершении преступления.

Комментарий к Ст. 144 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.

2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.

3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.

Какая ответственность предусмотрена

Статья 144 упомянутого выше закона говорит о том, что именно относится к воспрепятствованию журналисткой деятельности:

  1. Недопущение к контактам с представителями СМИ.
  2. Несанкционированное изъятие материала, который был получен законным путём.
  3. Влияние на работу журналистов и средств массовой информации.
  4. Применение цензуры.

Минимальное наказание – штраф в размере до 80 тысяч рублей. Могут применять размеры одной заработной платы. Источником взыскания могут становиться другие разновидности прибыли, которую получают граждане.

Субъектом преступления будет любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

К негативным результатам может приводить не только физическое, но и психическое давление.

От 100 до 300 тысяч – размер штрафов для тех, кто воспользовался служебным положением при совершении преступления. Исправительные или обязательные работы тоже применяют по отношению к таким нарушителям. Максимальное наказание включает лишение свободы на определённое время, полное приостановление деятельности.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ).

Непосредственным объектом

данного преступления является свобода печати и других средств массовой информации.

Объективная сторона

преступления характеризуется воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение. Оно может выражаться в психическом и физическом насилии, в шантаже, угрозе уничтожения имущества как журналиста, так и других лиц, чья судьба потерпевшему небезразлична.

Состав данного преступления формальный и окончен с момента начала действий, направленных на воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

Субъективная сторона

преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект

преступления общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 144 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак: совершение преступления с использованием своего служебного положения.

В ч. 3 ст. 144 УК РФ предусмотрен особо квалифицирующий признак: совершение преступления с применением насилия над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ).

Непосредственным объектом

данного преступления является право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование.

Объективная сторона

данного состава преступления включает три альтернативных деяния:

1) незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, незаконное запрещение их проведения);

2) незаконное воспрепятствование участию в них (лицо не пустили на митинг или удалили с него);

3) принуждение к участию в них.

Способом воспрепятствования проведению названных публичных акций, участию в них или принуждения к участию в них может являться либо применение насилия или угроза его применения, либо использование своего служебного положения должностным лицом.

Состав преступления формальный и окончен с момента совершения деяний, указанных в диспозиции ст. 149 УК РФ.

Субъективная сторона

преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект

данного преступления может быть, как общий, так и специальный.

В-3. Преступления против социальных прав и свобод человека и гражданина.

Систему преступлений против социально-экономических прав и свобод человека и гражданина образуют следующие преступные деяния:

1) нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ);

2) необоснованный отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ);

3) невыплата заработной платы, пенсией, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ);

4) нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ).

Нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Непосредственным объектом

данного преступления является конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Дополнительный объект
– здоровье и жизнь человека.

Объективная сторона

преступления характеризуется тремя обязательными признаками:

1) деянием в форме действия или бездействия, связанным с нарушением правил техники безопасности или иных правил охраны труда;

2) последствием в виде тяжкого вреда здоровью или смерти работника;

3) наличием причинно-следственной связи между наступившими последствиями и совершенным деянием.

По конструкции объективной стороны состав

данного преступления материальный и считается оконченным с момента наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

Субъективная сторона

преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект

преступления специальный: лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению правил техники безопасности и других правил охраны труда.

О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. № 1.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ).

Непосредственным объектом

данного преступления является конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также гарантированное Конституцией РФ равенство в правах и свободах женщины и мужчины и равенство в возможностях для их реализации.

Объективная сторона

данного преступления характеризуется двумя альтернативными деяниями:

1) необоснованным отказом в приеме на работу;

2) необоснованным увольнением.

По конструкции объективной стороны состав

данного преступления является формальным, т.е. преступление считается оконченным с момента совершения любого из названных деяний.

Субъективная сторона

преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Мотив преступления связан с фактом беременности или наличием у женщины ребенка трехлетнего возраста.

Субъект

преступления специальный: лицо, имеющее право принятия на работу и увольнения с нее.

Реальные случаи ограничения деятельности журналиста

Например, гражданин работал в какой-либо крупной газете. Он занимался расследованиями по событиям, связанными с уголовно-правовыми нарушениями и последствиями.

Гражданин получил сведения о том, что в одном из преступлений замешано высокопоставленное лицо из управленческого аппарата города вместе с несколькими крупными бизнесменами. Данные передало неизвестное лицо, преждевременно заявившее о возможных последствиях. Один из бизнесменов сам узнал об этом, после чего позвонил.

По ходу разговора несколько раз упоминались последствия обнародования сведения, ставших известными. Прямых угроз и намёка на них не последовало. Сотрудник удалил сведения, а потом обратился к своему коллеге. В результате тот и стал инициатором обращения к судебной инстанции.

Есть ещё одна ситуация. Один гражданин получил анонимку с серьёзной информацией. Решил посоветоваться с представителем администрации газеты, где он работал. В качестве непосредственного руководителя второе лицо приказало, чтобы расследование оставалось незавершённым. И пригрозил, что в противном случае надо будет составить заявление на увольнение. Или же та же процедура будет организована в принудительном порядке.

В последней ситуации сам руководитель создавал препятствия для дальнейшей работы.

Что ещё надо учитывать при такой работе

В публикациях журналистов точно должны отсутствовать такие сведения:

  • Если гражданин предоставил их с условием о том, что всё сохранится в тайне.
  • С включением инструкции по изготовлению взрывчатых веществ.
  • О личной жизни, если владелец информации не давал согласия.
  • Относительно несовершеннолетних, пострадавших при противоправных действиях.
  • С описанием способа изготовления наркотиков.
  • Пропаганда нецензурной лексики и жестокости, насилия.
  • Разглашение любой тайны, которая защищена государством.

Стоит учитывать, что далеко не всегда суд принимает оптимальное решение, основанное на поступившей информации.

Часто решения вышестоящих инстанций предполагают не только публикацию опровержений, но и выплату дополнительных компенсаций в адрес пострадавших. Поэтому актуальным станет решение обратиться в Европейский суд по правам человека.

Дополнительные рекомендации

Трактовка некоторых вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации, может отличаться в зависимости от самого конкретного случая и других подобных обстоятельств.

При этом до сих пор не существует единого понятия, которое было бы связано напрямую с объектом преступления. Квалифицирующие признаки состава нарушений не прописаны достаточно чётко, из-за чего и возникают проблемы. Судебных прецедентов пока тоже накопилось недостаточно много. Но есть и одна общая направленность, которую выделяют в этом случае.

Из-за неё легко прийти к мысли, что главный объект для правонарушений – свобода печати и других средств массовой информации. К дополнительному объекту относят права с интересами каждого отдельно взятого журналиста. Это факультативный признак, которым пользуются законодатели для выделения специфических свойств, присущих преступлению.

Широкий круг общественных отношений охватывается понятием свободы печати, других средств массовой информации. Так обеспечивают законную деятельность не только самих журналистов, но и других специалистов:

  1. Учредители.
  2. Представители редакции.
  3. Издатели.
  4. Распространители.

Непосредственный объект преступления – один из самых важных элементов. Стоит заметить, что отсутствие в действиях лица хотя бы одного из определённых признаков ведёт к тому, что и состав преступления не фиксируют. Из-за этого в реальности из действий выпадают целые отрезки, ведущие к снижению ответственности, хотя в действительности противоправные действия совершаются.

Приходится организовать гражданское делопроизводство, чтобы хоть частично возместить причинённый ущерб. Привлечение к уголовной ответственности связано с другими основаниями. Зато в этом случае проще выделить состав, возникает меньше проблем с формулированием признаков.

Внешнее проявление в объективной деятельности – внешняя сторона преступления. При этом у каждого из участников могут быть как объективные представления о происходящем, так и субъективные. Во многих случаях существенным фактом признают само деяние, а не восприятие его другими участниками.

Практически у каждого явления есть как положительная, так и отрицательная сторона. При квалификации преступления суды не учитывают последствия каждого действия и некоторые аспекты, связанные именно с объективной стороной.

Важно! Ещё один важный признак – способ совершения преступления. В статье 144 УК РФ описывают лишь один из возможных способов – воздействие и принуждение. Но отсутствует конкретизация относительно того, каким бывает принуждение. До сих пор нет единого мнения о том, в каких формах оно должно выражаться. Иногда высказывания не только противоречивые, но и взаимоисключающие друг друга.

Относительно комментариев к закону нет понятия «действующей, недействующей версии». Можно применять в качестве описания лишь слова «изменённое, дополненное и устаревшее». При этом часто невозможно сказать, какой из комментариев выходит раньше, а какой позже. Если учитывать ещё и то, что сами комментарии могут иметь печатную, либо электронную форму.

Если обратить внимание на пропуска и удостоверения журналистов, то почти на каждом из них мы можем обнаружить надпись следующего содержания: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов преследуется по закону (ст. 144 УК РФ)». Но, к сожалению, мало кто из журналистов знает, кого и за какие конкретные действия можно привлечь к уголовной ответственности по данному составу. Данная работа обращена в первую очередь к журналистам и посвящена именно разъяснению ст. 144 Уголовного кодекса РФ (далее — УК).

Согласно ст. 29 Конституции РФ « … каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Содержание ч. 4 статьи 29 Конституции РФ неразрывно связано с реализацией свободы мысли и слова. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами. Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ «О СМИ») понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Распространение информации законными

способами предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» устанавливает сведения, относимые к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Закон «О государственной тайне» одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию

: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

ФЗ «О СМИ» и «Об информации, информатизации и защите информации» запрещается распространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Провозглашенная Конституцией свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В ФЗ «О СМИ» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение может быть предусмотрено только федеральным законом. Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации ФЗ «О СМИ» определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность — вплоть до уголовной.

Ущемление свободы массовой информации может принимать различные формы

, основные из которых перечислены в ст. 58 ФЗ «О СМИ»: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение деятельности средства массовой информации; принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации и т.п.

В административном и уголовном законодательстве предусмотрена конкретизация этих положений, однако юридическая ответственность за посягательство на свободу массовой информации в качестве самостоятельного состава правонарушения установлена лишь ст. 144 УК.

О необходимости установления ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов говорилось на Европейском семинаре по укреплению независимых и плюралистических средств информации, организованном в Софии (Болгария) с 10 по 13 сентября 1997 г. Департаментом общественной информации ООН (ДОИ ООН) и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На нем, в частности, отмечалось, что журналисты в ряде случаев являются жертвами преследований, физического насилия, угроз, пыток, похищений, убийств и пр. И это несмотря на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и Резолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., в которой указывается, что свобода информации является одним из основных прав человека.

В заявлении российского Уполномоченного к Всемирному Дню свободы печати (3 мая 2002 года) подчеркивалось, что события, происходящие вокруг некоторых средств массовой информации, показали сложности во взаимоотношениях власти и СМИ. На журналистов оказывается не только экономическое давление. Их преследуют, им угрожают. В регионах имели место изъятия и аресты тиражей газет, отключение эфира, причем часто это делалось демонстративно, с привлечением силовых структур — ОМОНа и РУБОПа. Борьба за влияние на прессу, радио, телевидение особенно обостряется во время предвыборных кампаний. Вместе с тем необходимо решение вопроса о недопустимости пропаганды насилия, порнографии, пьянства на государственных и частных каналах телевидения. Целесообразна корректировка закона о СМИ.

О необходимости защищать средства массовой информации говорилось и в докладах Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Участники заседания, организованного 28 октября Фондом защиты гласности при содействии партнеров фонда в регионе, пришли к выводу, что правоохранительные органы области не отличаются рвением в расследовании и раскрытии преступлений против журналистов и СМИ. Об этом публично заявили и Уполномоченный по правам человека, и руководитель Свердловского творческого Союза журналистов Д.П. Полянин, и председатель регионального отделения Медиасоюза О.А. Ракович.

Соответствующие заявления о фактах нападений на сотрудников средств массовой информации области были направлены летом 2004 года в ГУВД Екатеринбурга. Однако только по двум случаям нападения на журналистов получены ответы милицейского руководства. Об этом говорилось и на встрече президента Фонда защиты гласности А.К. Симонова с прокурором Свердловской области Б.В. Кузнецовым.

По данным Всероссийского фонда защиты гласности в 2002 году в Свердловской области зарегистрировано 9 нападений на сотрудников СМИ, в 2003 году их было уже пятнадцать. По числу произошедших нападений Екатеринбург оказался на втором месте после Москвы, где зарегистрировано 16 подобных случаев. В 2004 году известно о 9 нападениях на журналистов.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации посягает не только на конституционную свободу поиска, получения, передачи и распространения информации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, — профессиональную деятельность журналиста.

Под информацией

в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Действующее законодательство выделяет два вида информации в зависимости от формы ее существования: недокументированную и документированную (зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать). Применительно к рассматриваемому составу имеется в виду любое из этих понятий, поскольку журналист может передавать в редакцию и текст своего репортажа, и телефонное сообщение о событиях, фактах.

Совокупность документированной информации образует информационные ресурсы

, которые могут принадлежать государственным органам власти, органам местного самоуправления, частным лицам и организациям. В соответствии с законом журналист имеет право на свободный доступ к государственным информационным ресурсам и не обязан обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Непосредственным объектом

ст. 144 УК являются общественные отношения, обеспечивающие свободу печати и других средств массовой информации. Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, как о, должно влечь уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Потерпевшим

при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию. Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия или угрозы должно квалифицироваться по совокупности ст. 144 и ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) или 112( Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст. 119(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.

С объективной (внешней, видимой) стороны

преступление, предусмотренное ст. 144, может иметь место в случаях воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения:

1) к распространению информации

и

2) к отказу от распространения информации

.

Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиями по сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняют профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность ограничивается лишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, а также выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст. 144 УК наступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности журналиста законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средств массовой информации в целом.

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» журналист имеет право:

1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2. посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

4. производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

5. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

6. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

7. отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

8. снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала (ст. 47). Журналист наделен также иными правами и обязанностями. Создание препятствий в реализации прав и выполнении обязанностей журналиста образует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 144 УК. В ст. 144 УК законодатель уточняет, что воспрепятствование осуществляется путем принуждения.

Принуждение журналиста к распространению информации

предполагает насильственное воздействие на него или его близких с целью заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Не считается противоправным принуждением к распространению информации требование публикации предусмотренных законом обязательных сообщений, например редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации ст. 35, 43 ФЗ «О СМИ». Не является принуждением к распространению информации и не подпадает под признаки рассматриваемого состава законное требование гражданина к журналистам редакции опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство сведения, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.

Принуждение журналиста к отказу от распространения информации

также заключается в воздействии на журналиста или близких ему лиц, но с обратной целью — заставить отказаться от обнародования известной ему информации.

Обычно принуждение осуществляется путем физического или психического насилия. Чаще всего это различного рода угрозы. Дача журналисту советов о целесообразности или нецелесообразности опубликования конкретных материалов при отсутствии принуждения уголовной ответственности не влечет.

Действующее законодательство предусматривает случаи, когда право журналиста на получение информации может быть ограничено. Такое основанное на законе ограничение не может рассматриваться как воспрепятствование деятельности журналиста. В частности, не образует состава преступления воспрепятствование публикации сведений, которые запрещены законом к распространению. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 12 ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» на определенной территории указом Президента РФ вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов. Ограничения свободы распространения информации возможны и в период объявления военного положения.

Не является преступлением воспрепятствование злоупотреблению журналистом свободой массовой информации. К таким злоупотреблениям согласно ст. 4 ФЗ «О СМИ» относится использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Оконченным преступление, предусмотренное ст. 144 УК, является с момента воздействия на журналиста с намерением принудить его к совершению определенных действий или бездействию, независимо от того, добился ли виновный желаемого для него изменения профессиональной деятельности журналиста или нет.

С субъективной (внутренней) стороны

данное преступление совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что действия, выразившиеся в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, являются общественно опасными, и желает их совершить. Цель таких действий — изменить характер деятельности журналиста, при этом мотивы на квалификацию не влияют. Они могут быть личными (корысть, зависть и пр.), но могут носить и политический характер (например, стремление опорочить кандидата в депутаты).

Субъект преступления

(физическое лицо, совершившее преступление и способное в соответствии с уголовным законом нести уголовную ответственность) — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 144 УК предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста лицом, использующим для этого свое служебное положение.

Вместе с тем наличие этого признака может повлечь квалификацию по совокупности ст. 144 и ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) или 201 УК (злоупотребление полномочиями) при наличии реальной совокупности.

В ч. 2 ст. 144 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный вид воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Квалифицирующим признаком этого деяния законодатель называет совершение его лицом с использованием своего служебного положения. Таким лицом может быть должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъектом ч. 2 ст. 144 УК могут быть также лица, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъектов федерации, а равно государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ст. 285 УК).

Совершение рассматриваемого преступления должностным лицом с использованием служебного положения представляет собой одну из форм злоупотребления должностными полномочиями, ответственность за которое предусмотрена ст. 285 УК. Однако для квалификации деяния по ст. 285 УК в отличие от ст. 144 УК требуется дополнительно установить наличие последствий в виде причинения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также специальный мотив совершения преступления — корыстную или иную личную заинтересованность.

Кукушкин Д.А., 2005г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]