СТ 205 УК РФ.
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Комментарий к Ст. 205 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями. В их первую группу входят взрыв, поджог и иные действия (устройство обвалов, оползней; распространение отравляющих веществ; повреждение транспортных коммуникаций и т.п.), которые устрашают население и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (радиоактивного, химического или бактериологического заражения местности, выведения из строя систем жизнеобеспечения, блокировки транспортных коммуникаций и т.п.). В этой своей разновидности террористический акт относится к составам реальной опасности и признается оконченным преступлением с момента совершения перечисленных действий независимо от того, наступили ли фактически общественно опасные последствия, угроза наступления которых была создана.
2. Вторую группу альтернативно предусмотренных действий образует угроза совершения действий, входящих в первую группу. Такая угроза может быть выражена в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и обязательно должна носить субъективно реальный характер, т.е. вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении. То, была ли угроза объективно реальной (т.е. предпринимались ли угрожавшим конкретные действия, направленные на приготовление к реализации угрозы, и намеревался ли он вообще исполнить угрозу), не имеет уголовно-правового значения. В этой своей разновидности состав является формальным.
3. Субъективная сторона характеризуется также целью: оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями или дестабилизировать их деятельность.
4. В ч. 2 и 3 содержатся квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. При этом террористический акт, квалифицируемый по п. «а» ч. 3, требует также квалификации по совокупности со ст. 220 — 221 УК; напротив, террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам, квалифицируется только по п. «б» ч. 3.
5. Обстоятельством, исключающим уголовную ответственность за данное преступление, является добровольный отказ от совершения преступления, особенности которого применительно к террористическому акту сформулированы в примечании к статье.
Второй комментарий к Ст. 205 УК РФ
1. Объективная сторона характеризуется следующими альтернативными действиями:
а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
б) угроза совершения указанных действий.
Под иными действиями следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу (например, производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения и т.д.).
Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении.
2. Террористический акт осуществляется в месте, где находятся люди или хранится ценное имущество, либо это деяние изначально направлено на уничтожение какого-либо значимого здания, сооружения.
Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.
Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств (данных о количестве людей, находившихся в районе взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).
Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 205 и дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требует.
Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимые с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба.
3. В случае реального наступления общественно опасных последствий деяние будет квалифицироваться по п. «б» или «в» ч. 2 ст. 205 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 соответственно.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — дестабилизацией деятельности органов власти или международных организаций либо оказанием воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
Угроза совершения действий, перечисленных в ч. 1 ст. 205, влечет уголовную ответственность только, если совершается с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет.
6. В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части ст. 205 без ссылки на ст. 33 УК.
Действия участников террористического сообщества, террористической организации, совершивших террористический акт, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 и соответственно ст. 205.4, 205.5, 208 УК.
7. Причинение при террористическом акте смерти человека по неосторожности квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 205, умышленное — влечет ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 205, дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требуется.
8. К иным тяжким последствиям применительно к п. «в» ч. 2 ст. 205 могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и т.д.
9. Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т. п.) образует совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя, независимо от того, достигнута она или нет, произошло разрушение контейнера, в котором осуществляется транспортировка ядерного топлива, или нет.
Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).
10. Закон предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту при наличии двух условий, закрепленных в примечании к ст. 205.
Уголовная ответственность за финансирование террористических организаций
Основная тенденция современного терроризма заключается в повышении уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций. При этом одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в нашей стране, является финансовая поддержка российских террористических организаций со стороны международных.
Впервые такое явление, как финансирование терроризма, в рамках международного права было упомянуто в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена Резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1994 г.). В конце 1996 года Ассамблея (подп. (f) п. 3 Резолюции 51/210 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1996 г.) призвала все государства «предпринять шаги с тем, чтобы воспрепятствовать посредством соответствующих внутренних мер финансированию террористов и террористических организаций, независимо от того, осуществляется такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые также преследуют, или утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие как незаконные поставки оружия, незаконный оборот наркотиков и вымогательство, включая использование лиц в целях финансирования террористической деятельности». В итоге Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999 г. была принята Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма, которая вступила в силу 10.04.2002 г.
В Резолюции 1373 Совет Безопасности ООН по борьбе с терроризмом (принята 28.09.2001 г.) призывает государства принять дополнительные меры в целях предотвращения и пресечения на своей территории финансирования и подготовки любых актов терроризма. При этом Совет Безопасности также сделал акцент на необходимости государствам криминализовать «умышленное предоставление или сбор средств любыми методами, прямо или косвенно их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались, или при осознании того, что они будут использованы, для совершения терактов».
Сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства показал, что процесс криминализации финансирования терроризма осуществлялся либо посредством введения самостоятельной нормы, предусматривающей ответственность за данное преступление (США, Великобритания, Франция и Австрия), либо путем распространения уже существующих норм об ответственности за соучастие в совершении преступлений террористического характера на случай их финансирования (Германия и Испания). При этом в Великобритании, Германии и Австрии наряду с уголовным наказанием предусмотрена конфискация денежных средств и имущества, предназначенных для финансирования террористической деятельности или террористических организаций, а в США и Франции — всей собственности лица, совершившего это преступление. В Великобритании, США, во Франции и в Австрии уголовная ответственность за совершение данного преступления предусмотрена и для юридических лиц.
На уровне СНГ признаки финансирования терроризма впервые были сформулированы в ст. 1 (основные понятия) Модельного закона «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств», принятого на XXIV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление от 04.12.2004 г. № 24-5). Под финансированием терроризма понималась передача в любой форме (открыто, скрытно, через посредников и т. д.) организаторам или исполнителям актов терроризма денежных средств или иного имущества, необходимых для осуществления акта терроризма. В последующем понятие финансирования терроризма трансформировалось. Так, Модельный закон СНГ «О противодействии финансированию терроризма», принятый на XXVI пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление от 16.11.2006 г. № 27-6), под финансированием терроризма понимает предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из деяний, определяемых нормами национального законодательства как преступления террористического характера, либо для обеспечения террористической организации. Сходная дефиниция финансирования терроризма содержится в ст. 2 Договора государств — участников СНГ «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма» (2007 г.).
Данное понимание финансирования терроризма легло в основу построения нормы Модельного уголовного кодекса для государств — участников СНГ, предусматривающей ответственность за финансирование преступлений террористического характера или террористической организации (ст. 177-2). Странам-участницам предлагалось установить уголовную ответственность за финансирование преступлений террористического характера или террористической организации, то есть за предоставление прямо или косвенно средств или их сбор, а равно предоставление финансовых или иных соответствующих услуг либо льгот в целях использования их полностью или частично.
В результате в ряде стран СНГ законы о противодействии отмыванию преступных доходов были дополнены положениями о финансировании терроризма. Кроме того, Россия, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Украина ввели уголовную ответственность за финансирование терроризма. В Уголовном кодексе Казахстана (ст. 233-3) предусмотрена ответственность за финансирование, как терроризма, так и экстремизма.
По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), ежегодный совокупный бюджет международных террористических организаций составляет от 5 млрд. до 20 млрд. долл.
Правовую основу борьбы с финансированием терроризма в РФ, помимо международных договоров, составляют Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления и распоряжения Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Центрального банка РФ и Росфинмониторинга (ФСФМ).
Уголовная ответственность за финансирование терроризма была введена в УК РФ Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 205.1 УК РФ данное деяние наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового. Совершение преступления лицом с использованием служебного положения наказывается еще строже: лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо без такового (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ).
Пособничество в совершении данного преступления, под которым понимаются содействие советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 г.
№ 1 финансированием терроризма следует признавать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278 — 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).
К лицам, использующим свое служебное положение, следует относить как должностных лиц, так и государственных и муниципальных служащих, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением. Использование служебного положения при совершении преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ, выражается не только в умышленном использовании такими лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой ими должности, на других лиц в целях побуждения их к совершению действий, направленных на содействие террористической деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с примечанием к ст. 205.1 УК РФ преступник может быть освобожден от уголовной ответственности, если своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовал предотвращению либо пресечению преступления, которое финансировал и (или) совершению которого содействовал, при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.
Террористическая деятельность на Северном Кавказе финансируется за счет внутренних источников (имеются в виду криминальные способы самофинансирования, в том числе наркобизнес, рэкет, торговля оружием, похищение людей в целях получения выкупа, фальшивомонетничество, контрабанда, неуплата налогов от легальной финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных фирм). Внешний канал связан с поступлением пожертвований от исламских благотворительных и религиозных организаций стран Ближнего и Среднего Востока, а также зарубежных этнических диаспор.
В соответствии с п. 1 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., одной из основных тенденций современного терроризма является повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций. При этом одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в нашей стране, является финансовая поддержка российских террористических организаций со стороны международных террористических организаций. В этой связи к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма наряду с политическими и социально-экономическими относятся правовые (реализация принципа неотвратимости наказания, в том числе за финансирование терроризма).