Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
  • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников

Комментарий к ст. 222 TК РФ

1. В целях реализации положений данной статьи принято Постановление Правительства РФ от 13 марта 2008 г. N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов» (СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. I). Ст. 1036).

2. Вопросы, возникающие на практике при бесплатной выдаче молока или других равноценных пищевых продуктов в связи с вредными условиями труда, нашли свое отражение в Приказе Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (РГ. 2009. 22 мая).

3. Под термином «молоко» понимаются молоко, молоко питьевое, определенные ФЗ от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801).

4. Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены.

Нормы равноценных пищевых продуктов (кефира разных сортов, простокваши, ацидофилина, ряженки, творога не более 9% жирности, сыра не более 24% жирности) приведены в Приложении N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 45н.

5. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Здесь действует Порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенный в приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 45н.

6. Вопросы, возникающие на практике при бесплатной выдаче лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, нашли свое отражение в Приказе Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (РГ. 2009. 22 мая).

7. Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных (особо вредных) производственных факторов, предусмотренных указанными выше перечнями таких работ.

При этом не имеют значения вид экономической деятельности, организационно-правовые формы и формы собственности работодателей.

8. Выдача и употребление молока или других равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями.

9. Лечебно-профилактическое питание должно выдаваться, как правило, в буфетах, столовых, иных пунктах питания.

При невозможности получения лечебно-профилактического питания в пунктах питания допускается выдача его в установленном порядке на дом имеющим на то право работникам в виде готовых блюд или вахтовых рационов.

Комментарий к Статье 222 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является общественная безопасность.

2. Предметами посягательства по ч. 1 и 4 коммент. статьи являются:

2.1. Огнестрельное оружие, под которым согласно Закону об оружии понимаются устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно приспособленные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет порохового или иного заряда. В п. 1 Постановления от 12.03.2002 N 5 Пленум ВС РФ разъяснил, что по делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Закона об оружии.

Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию. Не входит в предмет преступного посягательства и гражданское гладкоствольное огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы к нему.

2.2. Основные части огнестрельного оружия — ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы. Это определено в Законе об оружии.

2.3. Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенное для поражения цели и содержащее разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. Так, Закон об оружии определил понятие «боеприпасы». Указанным Постановлением Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5 (п. 4) разъяснено, что к боеприпасам следует отнести артиллерийские снаряды, мины, военно-инженерные подрывные устройства, ручные и противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиационные бомбы и т.д. независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным путем. Сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

2.4. Взрывчатые вещества — это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.

Хотя в Законе об оружии и не регулируется вопрос, какое количество взрывчатого вещества образует криминал, тем не менее надо полагать, что не всякое количество взрывчатого вещества будет влечь УО, а только такое, которое по объему или весу достаточно для причинения смертельного повреждения.

2.5. Под взрывными устройствами следует понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.). Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).

2.6. В практике возникает вопрос о том, подпадают ли под действие ст. 222 случаи, когда оружие неисправно либо является учебным. Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5 (п. 12) разъясняет, что в том случае если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения, то это должно рассматриваться как уголовно преследуемое деяние.

2.7. Под холодным оружием следует понимать изготовленные промышленным или самодельным способом: а) предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя: холодное клинковое оружие (кинжалы боевые, национальные охотничьи ножи, являющиеся оружием; штыки-ножи; сабли, шашки; мечи и т.п.); иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, колья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.); б) предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.), либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.). Причем отнести колюще-режущие предметы к холодному оружию можно только тогда, когда они отвечают требованиям, предусмотренным ГОСТ 51215-98 «Оружие холодное».

2.8. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные знания, по делу необходимо проведение экспертизы.

2.9. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения токсических веществ, оказывающих слезоточивое, раздражающее или иное воздействие. Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно.

Виновные лица могут привлекаться к УО по ч. 4 ст. 222 за незаконный сбыт газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Законом об оружии.

2.10. Необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены помимо Закона соответствующими постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами. В связи с этим при решении вопроса о привлечении к УО за преступление, предусмотренное коммент. статьей, следует устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.

2.11. При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов.

Если указанные трудности обусловлены не техническими причинами, а являются следствием противоречий между законодательными актами РФ и нормами международного права, определяющими критерии разграничения видов оружия, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции следует руководствоваться нормами международного права.

2.12. При установлении вида оружия по правилам ст. 2 — 5 Закона об оружии необходимо иметь в виду, что принятие государственными военизированными организациями на вооружение гражданского или служебного оружия и патронов к нему, соответствующих требованиям ст. 3, 4, 6 Закона об оружии и сертифицированных в соответствии со ст. 7 данного ФЗ, не является достаточным основанием для того, чтобы расценивать это гражданское или служебное оружие и патроны как боевые и привлекать лицо к УО за нарушение правил оборота боевого оружия.

3. Объективная сторона согласно ч. 1 — 3 комментируемой статьи 222 УК РФ выражается в незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении или ношении предметов, указанных в диспозиции статьи. Объективная сторона состава преступления, описанного в ч. 4 коммент. статьи, — в незаконном сбыте соответствующих предметов посягательства.

3.1. Под незаконным приобретением понимается их покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения. Форма перехода предметов во владение лица, т.е. покупка, получение в дар, по обмену, получение в уплату долга, присвоение найденного и т.д., не имеет значения.

3.2. Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.

3.3. Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.д.

3.4. Под незаконным хранением понимается сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

3.5 Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.

3.6. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и тому подобных предметах (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).

4. При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.

При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности. Судам следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм, оборот которого Законом об оружии запрещен.

5. Практика выдвинула вопрос: может ли быть привлечено к ответственности лицо, имеющее разрешение на один вид оружия, а владеющее еще и другим?

Ответ на этот вопрос содержится в Определении ВС РФ по конкретному делу <1>, где утверждается: лицо, имевшее разрешение на один вид оружия, у которого имеется и другое оружие, не может быть субъектом данного преступления. То есть лицо, прошедшее разрешительную систему на выдачу и хранение оружия, не может быть субъектом указанного преступного посягательства. ——————————— <1> См.: БВС РФ. 1989. N 2. С. 7.

6. Поскольку разрешительная система такова, что разрешение на оружие дается на определенный срок, то можно ли привлекать к УО лицо, когда срок разрешения (лицензии) истек?

КоАП в ст. 20.11 предусматривает ответственность за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного оружия или постановки его на учет. В силу этого следует считать, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не возобновило без уважительных причин (болезнь или нахождение в длительной командировке и т.д.) свое право на получение лицензии на оружие и продолжает его хранить или носить и т.д., то следует это лицо относить к субъекту преступного посягательства.

7. Состав преступления формальный. Преступление не связано с наступлением каких-либо материальных последствий, и поэтому следует считать его оконченным в момент совершения перечисленных действий. Как оконченное преступление по коммент. статье надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия. Отсутствие материальных последствий может учитываться при индивидуализации наказания.

8. Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных ст. 16 Закона об оружии.

9. Ответственность по коммент. статье наступает с 16-летнего возраста, и лицо к ответственности может быть привлечено, если у него имеется оружие, на которое оно не имеет соответствующего разрешения, выданного в установленном законом порядке.

10. Квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, относящимися только к деяниям, предусмотренным ч. 1 статьи, являются признаки, перечисленные в ч. 2 и 3 коммент. статьи, включающие совершение преступления: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2); б) организованной группой лиц (ч. 3).

11. О группе лиц по предварительному сговору и организованной группе см. в ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

12. Дезертирство военнослужащего с оружием, вверенным ему по службе, при отсутствии в его действиях признаков хищения оружия квалифицируется лишь по ч. 2 ст. 338 УК России. При наличии в содеянном признаков хищения оружия действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226 и ч. 2 ст. 338.

13. Примечание к коммент. статье 222 УК освобождает лицо от УО в случае, если оно добровольно сдаст предмет посягательства. Под добровольностью понимается сдача оружия и других предметов вне зависимости от мотивов, которыми руководствовалось лицо. К добровольности сдачи относится не только выдача этих предметов, но и сообщение органам власти об их местонахождении при реальной возможности их дальнейшего хранения (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5). Причем эти лица освобождаются от ответственности не только за хранение, а также за незаконное их приобретение или изготовление. Добровольность сдачи оружия оценивается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом надлежит иметь в виду, что закон не связывает выдачу с мотивом поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими ей или повлиявшими на принятое решение.

13.1. Законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ сформулировано по-новому понятие добровольности. Нельзя считать, что имеется добровольность, если изъятие оружия происходит при задержании, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

14. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести; ч. 2 и 3 — к категории тяжких; ч. 4 — небольшой тяжести.

Судебная практика по статье 222 TК РФ

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года»
О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральный закон принят ГД ФС РФ 14.09.2007 (СЗ РФ 2007, N 41, ст. 4844) Указы Президента Российской Федерации Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (вместе с «Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации»)

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2021 N 56-КГПР21-11-К9

По обращению Слепцова А.А. Государственной инспекцией труда в Приморском крае в отношении АО «Дальневосточный была проведена проверка, в ходе которой выявлено, что работодатель в нарушение статьи 222 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» не выдавал Слепцову А.А. молоко или другие равноценные пищевые продукты; работодателем была нарушена процедура расследования и оформления результатов несчастного случая, произошедшего со Слепцовым А.А. 17 июля 2021 г. Государственной инспекцией труда в Приморском крае также было указано, что работодателем должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении работника о внесении изменений в его должностную инструкцию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]