Наказание за экологическое преступление за загрязнение атмосферы и окружающей среды по статье 251 УК РФ


251 ст. УК РФ предусматривает наказание за экологическое преступление – загрязнение атмосферы. Важным ресурсом жизнеобеспечения человека является воздух, который никак нельзя очистить. Например, воду перед употреблением можно пропустить через специальный фильтр. Воздушная атмосфера не ограничена рамками, не имеет определённой формы и размера. Оскверняя и ухудшая воздух в одном месте, воздушные потоки переносят частицы вредных элементов в другую территорию, местность, страну.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Статья 251 УК РФ (загрязнение атмосферы)

Нарушение предписанных требований выплеска в среду веществ происходит в активной и пассивной форме. Активная – пользование очистными сооружениями вопреки их неисправности. Пассивная – нарушение служащими должностных инструкций при имеющейся возможности использования очистных установок.

В качестве противозаконных итогов законодательством общеприняты загрязнение или другая перемена естественных качеств воздушного пространства. Загрязнение – пропитка пространства разрушительными элементами свыше допустимой ПДК. Изменение предполагает нарастание скапливания синтетических компонентов, оказывающих влияние на прозрачность, количество озона, потепление температуры.

Актуальными проблемами в мире вследствие загазованности воздушного пространства стали:

  1. Парниковый эффект.
  2. Кислотные дожди.
  3. Смог.
  4. Озоновые дыры.

Все в совокупности оказывает губительное воздействие и на природу, и на человека.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за нарушение запрета. Общественная опасность заключается в подрыве безопасности окружающей среды, ухудшении самочувствия, здоровья человека.

Основными объектами посягательства выступают экологическая безопасность общества, в квалифицированном составе – самочувствие индивидов социума, особо квалифицированном – его жизнь.

Комментарий к Ст. 251 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона включает деяния: а) нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ; б) нарушение эксплуатации установок, сооружений или иных объектов. Обязательным признаком является последствие в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха.

2. Загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Под загрязняющим веществом понимают химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

3. Иное изменение природных свойств воздуха предполагает негативное изменение температурных, энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств атмосферного воздуха, вредно воздействующих на здоровье человека и окружающую среду.

4. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

5. В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 указано причинение по неосторожности вреда здоровью человека; при этом согласно УК (гл. 16) ответственность может наступить за неосторожное причинение только тяжкого вреда здоровью.

Предусмотренные меры наказания

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы:

  1. Несоблюдение норм извержения в среду губительных веществ, повлёкшее загрязнение, трансформирование особенностей воздуха возмещается взысканием в 80 тыс. рублей или удержанием зарплаты в течение 6 месяцев. Запрещается работать в конкретной службе сроком до 5 лет. Могут быть назначены общеобязательные или пенитенциарные работы, заключение под стражу на 3 месяца.
  2. Действия, повлёкшие нанесение ухудшения самочувствия – штраф 200 тыс., исправительные и другие работы или тюремный срок на 2 года.
  3. Деяния, приведшие к гибели индивида – принудительные работы от 2 до 5 лет, лишение свободы до пяти лет.

Основными мерами наказания служат штраф, различные виды работ, арест.

Судебная практика по статье 251 УК РФ

Несмотря на важность чистого воздуха для всех жителей России, судебная практика свидетельствует о 10 осуждённых по комментируемой статье.

Основными загрязнителями являются:

  • металлургические предприятия;
  • стекольные заводы;
  • перерабатывающие предприятия, например, (Новолипецкий металлургический комбинат, Норникель, лакокрасочные заводы).

Журнал «Такие дела» по данным Минприроды публикует список наиболее загазованных городов России: Норильск, Красноярск, Липецк, Череповец, Магнитогорск, Благовещенск и другие. В Красноярске уровень ПДК загрязнителей превышен в 30 раз. На Москву и область приходится восьмая часть выхлопов автомобилей.

На территории, прилежащей к «Нижнетагильскому металлургическому комбинату», было выявлено загрязнение воздуха. Превышение ПДК по этилбензолу от 8 до 16 раз. Однако было отказано в возбуждении дела, поскольку следствие считает загрязнением лишь экстремально превышающие пороги. Этот случай требует создания постановления Конституционного суда РФ (статья 251 УК РФ с комментариями).

Для рабочего из Саратовской области, нарушение правил технической эксплуатации асфальтосмесительной установки, повлёкшей выплеск в воздушное пространство химических веществ, наступила уголовная ответственность по решению районного суда по ч.1. ст.251 УК РФ.

Правоприменительная практика по данному преступлению неоднозначна, носит субъективный характер, нередко уголовные дела не возбуждаются совсем.

В соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха

Ст. 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

  • технические нормативы;
  • предельно допустимые выбросы.

2.Технические нормативы устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.)

Ст. 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

1.Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 29 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ).

3. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

  1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
  2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Ст. 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
  • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
  • выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
  • соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

2.Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  2. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  3. Договора электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения (или письма о намерениях технические условия подключения).
  4. Генеральный план (М 1:500).
  5. Ситуационный план, (М 1:2000) с указанием границ объекта, экспликацией окружающих объектов, перспективной застройки.
  6. Письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта.
  7. Фоновые концентрации загрязняющих веществ района расположения объекта.
  8. Климатические характеристики района.
  9. Копия разрешения на строительство, копии ордеров на проведение работ.
  10. Копия ПОС.
  11. Сертификаты на сырье (краска, шпатлевка, клей, моющие средства, электроды, топливо и т.д.)
  12. ТХ и сопутствующие тома проекта.
  13. Указать место расположения контейнерной площадки и частоту вывоза мусора с территории предприятия.
  14. При наличии ГОУ (газоочистные установки) – сертификат ГОУ, паспорта на ГОУ.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]