Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

В законодательстве РФ предусмотрено несколько видов карательных мер за совершение преступлений или правонарушений. Одним из них является наказание в форме обязательной трудовой деятельности. В рамках уголовного закона регулирование происходит УК РФ и УИК РФ.

В рамках же административного права вопрос о том, кто исполняет наказание в виде обязательных работ, определяется только КоАП РФ.

Определение обязательных работ

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют все решения судебной верхушки власти, среди которых есть и работы различных видов (исправительные, принудительные, обязательные).

Каждый из данных видов наказания имеет свою специфику. ОР ни каким образом не влияют на исполнение основной трудовой деятельности. Они выполняются в свободное время и не оплачиваются. Установлены как минимальные, так и максимальные сроки исполнения работ. Измерение происходит в часах.


Обязательные работы выполняются в свободное время и не оплачиваются

Выбор того или иного места, в котором будет осуществляться общественно-полезная деятельность, отдана в компетенцию органа местного самоуправления. Обязательные работы регулируются и УИК, где указано, что в день можно осуществлять трудовую деятельность не более четырех часов.

Существенно отличаются от ОР исправительная и принудительная трудовая деятельность. Работы, носящие исправительный характер имеют свою специфику в части порядка исчисления и исполнения. Так, они исчисляются уже не в часах, а в месяцах и годах.

Принудительные работы наиболее строгий из всех вышеописанных видов принуждения и заключается в применении так называемых альтернативных мер вместо лишения свободы.

Отличие видов уголовного наказания:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЛИЧИЙИСПРАВИТЕЛЬНЫЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ
Порядок исчисленияМесяца и годаЧасыМесяца и года
Место отбыванияПо месту работы или по выбору УИИПо выбору ОМСПо выбору УИК
Порядок оплаты и изъятийОплачиваемые. Изымается процент из заработной платыНе оплачиваютсяОплачиваемые. Изымается процент из заработной платы
Сроки назначенияОт двух месяцев до двух летОт 60 до 480 часовОт двух месяцев до пяти лет

В рамках КоАП применяются только обязательные работы. Особенности назначения этого вида наказания будут рассмотрены ниже.

Общественные работы: понятие и исполнение

Общественные работы — новый вид административного взыскания. Что он собой представляет, чем отличается от исправительных работ и каков порядок его исполнения? Давайте разберемся.

Новый вид административного взыскания

В новом КоАП исправительные работы заменены общественными (ст. 6.5 нового КоАП). Между этими видами взысканий существенная разница.

Исправительные работы отбывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев (ч. 1 ст. 6.6 прежнего КоАП).

Общественные работы заключаются в выполнении правонарушителем бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время. Они направлены на достижение общественно полезных целей. Сущность общественных работ заключается в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

Правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в виде общественных работ, относятся к категории грубых административных правонарушений (ч. 4 ст. 2.2 нового КоАП).

Общественные работы являются основным административным взысканием, оно не может быть назначено в качестве дополнительного (ч. 1 ст. 6.3 нового КоАП).

Перечень общественных работ утверждается Правительством.

Общественные работы налагаются только судом, иные органы не вправе это сделать (ч. 3 ст. 6.2 нового КоАП).

Общественные работы налагаются только при согласии физлица (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП).

К общественным работам не могут быть привлечены (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП):

— пенсионеры;

— несовершеннолетние;

— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— инвалиды I и II группы;

— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

Организация исполнения общественных работ

Исполнение общественных работ в новом ПИКоАП регулирует гл. 22.

Общественные работы выполняются по месту жительства правонарушителя. Организация их исполнения возложена на местные исполнительные и распорядительные органы базового уровня (в Минске — на администрации района в городе) (ст. 22.1 нового ПИКоАП). К базовому территориальному уровню относятся горисполкомы (городов областного подчинения) и райисполкомы (далее — местные органы власти) (ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона N 108-З).

В обязанности местных органов власти входит (ст. 22.3 нового ПИКоАП):

— ведение учета правонарушителей;

— разъяснение порядка и условий выполнения общественных работ;

— определение объектов и конкретных видов выполняемых общественных работ. Основой для этого является перечень общественных работ, утверждаемый Правительством;

— разработка и утверждение графика выполнения общественных работ. График согласовывается с организацией, в которую правонарушитель направляется для выполнения общественных работ;

— ведение суммарного учета отработанного времени;

— направление в суд представления об освобождении правонарушителя от исполнения общественных работ в случае достижения им пенсионного возраста, беременности, возникновения в период выполнения общественных работ иных обстоятельств, предусмотренных КоАП (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП);

— пересмотр графика выполнения работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

— увеличение продолжительности выполнения общественных работ с 4 до 8 ч в день (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

— вынесение официальных предупреждений в отношении уклоняющихся от выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

Обязанности организации, в которой выполняются общественные работы

Администрация такой организации обязана (ст. 22.4 нового ПИКоАП):

— контролировать соблюдение порядка, условий и графика выполнения общественных работ;

— уведомлять местные органы власти о нарушениях порядка, условий или графика выполнения общественных работ.

Кроме того, при выполнении общественных работ должны быть обеспечены условия труда в соответствии с законодательством. В противном случае лицу, получившему увечье, придется возмещать вред (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Обязанности лиц, выполняющих общественные работы

Лица, выполняющие общественные работы, обязаны (ч. 1 ст. 22.5 нового ПИКоАП):

— соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они выполняют общественные работы;

— добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока в соответствии с графиком выполнения общественных работ;

— информировать местные органы власти об изменении места жительства;

— являться по вызову в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ;

— уведомлять местные органы власти об уважительных причинах, препятствующих выполнению общественных работ.

Права лиц, выполняющих общественные работы

Как бы удивительно это ни звучало, но за правонарушителями сохранили кое-какие права. В новом ПИКоАП они изложены в различных статьях, что, безусловно, не очень удобно в пользовании.

Правонарушители вправе ходатайствовать перед местными органами власти об изменении графика выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Кроме того, правонарушитель вправе ходатайствовать об увеличении продолжительности выполнения общественных работ до 8 ч в течение дня. Это максимальное время выполнения общественных работ в течение дня. По 10 — 12 ч выполнять общественные работы нельзя. Выполнять общественные работы в течении 8 ч подряд допускается в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП). Новый ПИКоАП не содержит указания на то, кто принимает подобное решение. Однако исходя из анализа иных статей следует, что это компетенция местных органов власти.

Правонарушитель вправе ходатайствовать об отсрочке выполнения общественных работ. Такое ходатайство направляется в суд при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Правонарушитель также может ходатайствовать о рассрочке выполнения общественных работ при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению таких работ. Решение о рассрочке принимает суд (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Согласно законодательству правонарушитель также вправе получить возмещение вреда в случае причинения ему увечья, связанного с выполнением общественных работ (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Сроки отбывания общественных работ

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день (ч. 2 ст. 6.5 нового КоАП). Это правило в новом КоАП изложено как императивное, которое не может быть изменено. Однако новый ПИКоАП содержит иную норму. По ходатайству правонарушителя максимальная продолжительность выполнения общественных работ в течение дня может быть увеличена до 8 ч. Работать таким образом можно в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Правонарушитель должен быть привлечен к выполнению общественных работ не позднее 10 дней со дня поступления в местные органы власти постановления о наложении административного взыскания (ч. 1 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

Течение 10-дневного срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно календарной даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (п. 19 ч. 1 ст. 1.4 нового ПИКоАП).

Время, в течение которого правонарушитель, не выполнял общественные работы по уважительным причинам, не засчитывается в общий срок такого административного взыскания (ч. 2 ст. 22.2 нового ПИКоАП). Перечень уважительных причин новый ПИКоАП не содержит. Как правило, к таковым относят нетрудоспособность, подтверждаемую документально, командировки и т.д. При этом не считаются уважительными причинами ежегодный оплачиваемый отпуск по основному месту работы, каникулы по месту учебы. Их предоставление не приостанавливает выполнение общественных работ (ч. 3 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

Отсрочка, рассрочка и случай, когда общественные работы исполнению не подлежит

Суд, который вынес постановление о наложении административного взыскания, может отсрочить его исполнение на срок до месяца. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ в установленные сроки. Перечень таких обстоятельств новый ПИКоАП не содержит. Решение об отсрочке суд вправе принять по собственной инициативе либо по ходатайству правонарушителя (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Суд также вправе рассрочить исполнение постановления на срок до 2 месяцев. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению общественных работ в установленные сроки. Ходатайствовать о предоставлении рассрочки исполнения общественных работ вправе только правонарушитель (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Об отсрочке, рассрочке исполнения общественных работ выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки. Постановление объявляется правонарушителю и направляется местным органам власти (ч. 3 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

При нарушении сроков отсрочки, рассрочки исполнения общественных работ, а также порядка исполнения рассрочки общественных работ такое постановление утрачивает силу по решению суда (ч. 4 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Постановление о привлечении к общественных работам, неисполненное в течение года со дня его вступления в законную силу, исполнению не подлежит (ч. 2 ст. 14.5 нового ПИКоАП).

Ответственность за нарушение порядка и условий выполнения общественных работ

Законодательством установлен перечень нарушений порядка и условий выполнения общественных работ. Таковыми являются (ч. 1 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

— отказ от выполнения определенного для лица вида общественных работ или неявка в установленный срок для выполнения общественных работ без уважительных причин;

— невыполнение общественных работ без уважительных причин;

— иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

— неявка без уважительных причин в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ.

Как следует из вышеизложенного, указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть значительно расширен. В принципе, под определение «иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ» может попасть любое нарушение, предусмотренное трудовым законодательством (например, несоблюдение правил охраны труда).

За подобные нарушения выносится официальное предупреждение об административной ответственности за уклонение от выполнения общественных работ. Его выносят местные органы власти (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

Уклоняющимися от выполнения общественных работ признаются лица (ч. 3 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

— не вышедшие на общественные работы без уважительных причин более 2 раз после официального предупреждения в течение отбывания данного взыскания;

— совершившие более 2 раз после официального предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

— скрывшиеся от выполнения общественных работ.

Уклонение от выполнения общественных работ образует самостоятельный состав административного правонарушения (ч. 4 ст. 22.6 нового ПИКоАП). Оно наказывается штрафом от 2 до 20 или административным арестом (ст. 25.13 нового КоАП).

В каком случае назначаются

Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.

Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.

Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

Обязательные работы как вид административного наказания


Адвокат Антонов А.П.

В п. 10 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ определено, что обязательные работы являются одним из административных наказаний, которое назначается только в качестве основного (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы как административное наказание заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы в качестве наказания предусмотрены санкциями следующих статей: ч. 2 ст. 5.26, ч. 1 — 2 ст. 5.35.1, ст. 6.1.1 КоАП РФ и др. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ). Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов (ч. 3 данной статьи). Порядок исполнения обязательных работ регламентирован ст. 32.13 КоАП РФ. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством (ч. 1 ст. 32.13 КоАП РФ). Подобный порядок установлен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) (ст. 109.2), где среди прочего отмечено, что исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника (ч. 2); судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации (ч. 6). Согласно ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения с 9 часов до 20 часов в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, если это необходимо для осуществления контроля за поведением должника, отбывающего обязательные работы (ч. 3.1 ст. 35 Закона об исполнительном производстве). Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями (ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ). Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства (ч. 3 ст. 32.13 КоАП РФ). Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени (ч. 4 ст. 32.13 КоАП РФ). Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову (ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ). Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ (ч. 6 ст. 32.13 КоАП РФ). Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ (ч. 7 ст. 32.13 КоАП РФ). Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе (ч. 8 ст. 32.13 КоАП РФ). Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы (ч. 9 ст. 32.13 КоАП РФ). Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни — до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ). Аналогичные положения имеются в ст. 109.2 Закона об исполнительном производстве. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ (ч. 11 ст. 32.13 КоАП РФ). В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ). В силу ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Понятие «уклонение от отбывания обязательных работ» вводит Закон об исполнительном производстве, в ч. 3 ст. 109.2 которого разъясняется, что таковое выражается в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ. Позиция ФССП России относительно исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ изложена в Письмах от 15.01.2013 N 12/01-491-АП и от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Виды обязательных работ

В КоАП нет четкой градации обязательных работ. Исходя из этого можно сделать вывод, что законно установленной классификации не существует. Можно проследить разграничение только по анализу исполнительной системы в Российской Федерации. Общественные реалии показывают, что наиболее часто правонарушители выполняют следующие виды работ:

  • починка общественного или государственного имущества;
  • уборка территорий;
  • мытье фасадов муниципальных бюджетных зданий;
  • посадка и уход за цветами и иные способы облагораживания территории;
  • покраска бордюров, заборов и др.

Каждый конкретный вид определяется ОМС в зависимости от нуждаемости в рабочей силе в той или иной сфере.

Виды дисциплинарных взысканий

Ст. 192 ТК РФ регламентирует три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Хотя некоторые работодатели то ли ошибочно, то ли намеренно устанавливают свои виды дисциплинарных взысканий — например, строгий выговор (действует только по отношению к отдельным категориям работников), депремирование или штраф за опоздания на работу — и даже применяют их на практике, нарушая закон.

Первое правило, которое работает в этом случае: важно применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые установлены трудовым законодательством, а также понимать, чем они отличаются друг от друга. И если с таким дисциплинарным взысканием, как увольнением, все более-менее понятно, так как основания для его применения подробно прописаны в ст. 81 ТК РФ, то с замечанием и выговором могут возникнуть сложности.

Проблема заключается в том, что у замечания и выговора нет характерных отличий — в ст. 192 ТК РФ дается просто перечень дисциплинарных взысканий, без указания степени их строгости. Исходя из этого, работодатели могут отталкиваться от принципа «от более легкого к самому строгому»: замечание в списке идет первым, следовательно, это более мягкий вид взыскания, а увольнение — самое строгое, так как указывается в конце списка.

Кроме того, работодатель может расписать разницу между замечанием и выговором в локальном нормативном акте, зафиксировав основания для применения того и другого взыскания.

Основания для применения увольнения приводятся в ст. 81 ТК РФ. К ним относятся:

  • Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин (если ранее сотруднику выносилось замечание или выговор, и оно не снято (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
  • Грубое нарушение трудовых обязанностей (прогул, хищения, появление на работе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и другие основания из п. 6 ст. 81 ТК РФ).
  • Для руководителя, его заместителей, главного бухгалтера: принятие необоснованного решения, которое повлекло нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, обслуживающего денежные или товарные ценности: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей виновных действий, если эти действия служат основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, наделенного воспитательными функциями: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей аморального проступка, несовместимого с работой (п. 8 ст. 81 ТК РФ).
  • Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (п. 7.1 ст. 81 ТК РФ).

Перечень дисциплинарных проступков дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) следует понимать:

  1. Отсутствие сотрудника на работе

В рамках этого нарушения могут возникнуть два вопроса: что следует считать рабочим местом и где именно работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей? Такая ситуация возможна, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте конкретное рабочее место работника не оговорено.

В этом случае разумно ориентироваться на то определение рабочего места, которое дается в ч. 6 ст. 209 ТК РФ. Им считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

  1. Отказ или уклонение от медицинского освидетельствования или специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации (для работников, у которых это является обязательным условием допуска к работе).
  2. Отказ работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

При этом следует учитывать, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ.

Порядок и условия исполнения

Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.

Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.

Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.

В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.

1. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

5. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

6. Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

7. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

8. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

9. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

10. Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни — до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 135-ФЗ)

11. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

12. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

Ответственность за уклонение от работ

Уклониться от ОР нельзя. Злостное уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое). Однако законом предусмотрены критерии, по которым данный вид исправления правонарушителя применен быть не может. Сюда относятся следующие случаи:

  1. Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
  2. Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
  3. Если гражданин – военнослужащий призывник.
  4. Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).


Уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое)

Гражданин в суде может и сам ходатайствовать о применении к нему иного вида наказания, сославшись при этом на уважительные причины.

Разумеется, что назначая ОР суд полагает, что гражданин подойдет добросовестно к этому вопросу и сделает необходимую выработку часов. Однако такое происходит не всегда. Многие недобросовестные лица пытаются уклоняться от работы, выполняют ее некачественно, не приходят на рабочее место и др.

Законом предусмотрены комплексные меры воздействия на таких лиц. Прежде всего, орган местного самоуправления (ОМС) обязан следить за осужденным гражданином и сообщать о малейших нарушениях в уголовную исполнительную инспекцию. УИК, в пределах компетенции, может заявлять на суде об изменении меры наказания.

В рамках КоАП не предусмотрено положение о том, что при неисполнении обязательных работ может быть назначен иной род наказания. Иное положение закреплено в УК РФ. Там указано, что ОР могут быть преобразованы в принудительные работы или же лишение свободы.

Поэтому в полной мере говорить о том, что ответственность за уклонение от ОР есть, нельзя. Однако в правоприменительной практике существует правило, по которому таким гражданам ОР назначается штраф, соразмерный причиненному правонарушением вреду.

Срок давности привлечения к ответственности.

Работодателям следует знать, что они не могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушение по истечении определенного периода после его совершения – срока давности.

Если срок давности привлечения к административной ответственности истек, то производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Сроки давности установлены в ст. 4.5 КоАП РФ. При нарушении трудовых прав срок составляет 1 год.

Течение срока, определенного периодом:

  • начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало;
  • заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года (ч. 1, 2 ст. 4.8 КоАП РФ).

Наступлением события является день совершения правонарушения.

Таким образом, если правонарушение совершено 15.06.2019, срок начнет течь с 16.06.2019 и истечет 15.06.2020 (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 5)).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Отметим, что начало срока давности будет считаться по‑другому, если нарушение имеет длящийся характер: срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения проверяющими органами.

К сведению:

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ № 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности должен быть указан период совершения длящегося административного правонарушения. Это нужно для разграничения составов с повторными правонарушениями с учетом требований ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Поскольку в КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, оценку тому, является ли правонарушение длящимся, дают суды. И длящимися чаще всего признаются не нарушения трудового законодательства, а нарушения государственных требований охраны труда. Например, когда работник, не прошедший обязательный медосмотр, систематически допускается к работе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]