СТ 49 УК РФ.
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Характеристика наказания
В ст. 49 УК РФ описывается, что такое обязательные работы по УК РФ и в каких случаях они могут применяться. Обязательные работы и уголовно исполнительное право тесно связанны между собой, ведь без контролирующего органа реализовать ст. 49 УК РФ, будет сложно. Обязательные работы в уголовном праве обозначаются, как вид принуждения, который назначается по приговору суда, с целью восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых нарушений.
Суть наказания в том, что осужденный должен в свободное от основной занятости или учебы время, выполнять назначенные ему общественно полезные действия на безвозмездной основе. Тип обязательных работ и место отбывания наказания назначает исправительный орган власти и органы местного самоуправления. В большинстве случаев, провинившейся выполняет деяния по благоустройству города, по уходу за больными или погрузочно-разгрузочные работы, которые не требуют специальных знаний, навыков и особой квалификации. В ходе судебного разбирательства будет устанавливаться трудоспособность осужденного, в большинстве случаев данный тип возмездия связан с физическим трудом, если по состоянию здоровья преступник не может выполнять наказание, оно будет заменено другим.
Согласно УК РФ применение обязательных работ возможно исключительно в качестве основного наказания. Иногда ими может быть заменен штраф, то есть они могут выступать в качестве альтернативной санкции.
Обязательные действия на благо общественности назначаются только по месту проживания преступника. Не отправляют для отбывания наказания человека в соседние регионы. На время выполнения санкции, человек имеет право посещать рабочее место и учебное заведение в привычном режиме.
Законодательство устанавливает срок исполнения наказания в часах. Максимальный предел санкции составляет 240 часов, в день выполнять наказание нельзя дольше 4 часов. На протяжении недели время для отбывания срока не должно быть меньше 12 часов.
Можно подумать, что обязательные работы не являются действенным методом исправления преступников, ведь никакой строгости в себе не имеют. На самом деле это не так, ведь выполнение назначенных действий происходит по принуждению, а не по собственной воле человека. Тип обязательного трудоустройства выбирает исправительное учреждение, и осужденный не может сам выбирать, что ему делать. Соответственно, наказание заключается в выполнении неприятной работы, той которую он никогда не выбрал бы сам. Не редко самым тяжелым для осужденных являются взгляды прохожих, коллег и знакомых, которые увидят его за выполнением постыдного дела. Именно психологическое воздействие в этом случае, выступает в качестве наказания — человеку стыдно за свой проступок, и чтобы не оказаться вновь, в такой не ловкой ситуации, он больше преступать закон, не будет. Более того, все общественные деяния — бесплатны, взамен ничего преступник не получает, у него остается меньше свободного времени, что в свою очередь тоже влияет на привычный образ жизни.
Статья 49 Уголовного Кодекса включает перечень лиц, которым может быть назначена данная мера пресечения, и список тех, к кому эта санкция не применяется. Не назначаются обязательные работы:
- беременным женщинам;
- инвалидам;
- женщинам с детьми до 3 лет;
- военнослужащим.
Чаще всего эта санкция назначается несовершеннолетним преступникам. Дело в том, что в силу своего развития, несовершеннолетние нарушители, еще не так опасны и назначение более строго наказания, не имеет смысла. Подкорректировать мировоззрение и отношение к общественным интересам, можно принудив выполнять неприятные работы.
Лица, осужденные к данной мере ответственности, обязаны четко соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия, за которым они будут закреплены. Добросовестно выполнять возложенные обязательства, по первому требования посещать исполнительную инспекцию и уведомлять ее сотрудников об изменении места жительства.
Уголовно исполнительное законодательство ограничивает некоторые права осужденных, во время несения наказания, к примеру, ежегодный отпуск на основной работе не приостанавливает выполнение обязательных санкций. Также работы не будут приостановлены без веских причин, описанных в нормах законодательства. В случае тяжелой болезни осужденного или наступлением беременности у женщины, субъект может подавать соответствующее ходатайство о прекращении дальнейшего прохождения наказания или его замещении штрафом.
Общая характеристика
Понятие
Под обязательными работами подразумевается вид наказания в форме выполнения осужденными общественно полезных работ в свободное от основной трудовой деятельности или учебы.
Порядок исполнения наказания
Обязанность по исполнению наказания возложена на уголовно-исполнительные инспекции, расположенные по месту постоянного проживания виновного лица. По закону, осужденный должен быть привлечен к трудовой деятельности в течение 15 суток с момента получения сотрудником инспекции постановления с копией судебного приговора.
Виды обязательных работ
Виды обязательных работ, предназначенных для исправления преступника, равно как и объекты, на которых они отбывают наказание, определяются органами местного самоуправления.
Определение места и вида деятельности возможно только с согласованием уголовно-исполнительной инспекции, расположенной по месту постоянного проживания преступника.
Продолжительность
Общая продолжительность выполнения обязательных работ должна укладываться во временные промежутки от 60 до 480 часов.
Время выполнения подобной деятельности должно быть не более 4 часов в выходные и те дни, когда виновное лицо не занято своей основной трудовой или учебной деятельностью. В рабочее же время продолжительность работ не должна превышать 2 часов.
Внимание! Как правило, общая продолжительность такой принудительной деятельности не может быть меньше 12 часов в неделю. При наличии уважительных причин, сотрудник инспекции может разрешить осужденному отрабатывать меньшее количество времени за неделю.
Порядок исполнения
Контроль исполнения обязательных работ законом возложен на подразделения уголовно-исполнительных органов по месту регистрации лица, отрабатывающего наказание. Предприятия, на которых должны работать осуждённые по решению суда, определяются администрациями территориального деления.
Перечень этих организаций, составленный в виде таблицы либо списка, согласовывается органом, контролирующим исполнение. Законом установлено, что работы начинаются в пятнадцатидневный срок с момента поступления материалов в инспекцию.
Подразделения исполнительных органов выполняют следующие функции:
- учитывают лиц, которым назначены обязательные работы;
- объясняют правила исполнения работ;
- контролируют исполнение наказания и дисциплину труда осуждённых;
- учитывают поступления средств за произведённые работы.
Предприятия, на которых исполняются работы, каждый месяц переводят заработанные осуждёнными средства. Труд оценивается по тарифам, установленным на предприятии. Заработанные осуждённым средства имеют целевой характер и переводятся в бюджет соответствующей организации.
Если с осуждённым при производстве работ произошёл несчастный случай, то администрация предприятия руководствуется Трудовым законодательством. Полученный вред возмещается отрабатывающему наказание лицу в полном объёме.
Комментарий к статье 49 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями по месту проживания осужденного.
2. Обязательные работы назначаются только в качестве основного наказания главным образом за преступления небольшой или средней тяжести, например за нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137 УК), нарушение авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК), регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170 УК), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК) и др.
3. Карательное содержание этого вида наказания состоит прежде всего в тех лишениях и ограничениях, которые претерпевает осужденный в процессе его исполнения: увеличение продолжительности рабочего дня за счет сокращения времени отдыха; безвозмездность труда, его тяжелый, непрестижный характер; психологический дискомфорт, связанный с судимостью, и т.п. Однако при этом осужденный не ограничивается в личной свободе, наказание исполняется в течение относительно короткого промежутка времени, позволяет осужденному сохранить основную работу или продолжить учебу. Все это дает основание к расширению сферы применения этого наказания.
4. Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК). По тем же правилам определяется срок обязательных работ и в случае злостного уклонения от уплаты штрафа и его замены обязательными работами в порядке ч. 5 ст. 46 УК. Что касается конкретного срока этого вида наказания, то он назначается судом в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части УК РФ за данное преступление.
5. Известной спецификой отличается отбывание обязательных работ несовершеннолетними. В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК обязательные работы назначаются им на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – трех часов в день.
6. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
Понятие злостного уклонения от отбывания обязательных работ раскрывается в ст. 30 УИК РФ. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:
– более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
– более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
– скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Для признания уклонения злостным достаточно установить наличие хотя бы одного из приведенных выше нарушений. Факт злостности нарушения устанавливается только судом.
7. Сфера применения обязательных работ ограничена определенным кругом лиц. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 49 УК этот вид наказания не назначается лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Перечень лиц, к которым не может быть применено рассматриваемое наказание, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Судебная практика по статье 49 УК РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи , часть 4 статьи , часть 6 статьи 53.1, статья , часть 7 статьи УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ).
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 1-АПУ18-9
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение вышеуказанных деяний исчисляются с даты совершения нового деяния 13.06.2005 года и составляют — 15 лет по законодательству Украины, 10 лет — с даты совершения тяжкого преступления в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. УК РФ. При этом, как по законодательству Украины (ст. УК Украины), так и в соответствии с ч. 3 ст. 78 УПК РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2019 N 47-УД19-9
Препятствий к назначению Ивачеву С.В. указанного вида наказания не имеется, поскольку, как следует из ч. 4 ст. УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.03.2018 N 127-АПУ18-2
В соответствии со ст. УК РФ, ст. УК Украины, установив, что Бакиев совершил преступление в августе — сентябре 2002 года; что им совершено преступление, за которое по закону не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы; что с момента совершения данного преступления истекло более пятнадцати лет, — суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в связи с изложенным Бакиев подлежит освобождению от назначенного ему наказания.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2019 N 41-АПУ19-3
Ходатайство Мартыновой о допуске к делу в качестве защитника, наряду с адвокатом, ее дочери М. суд рассмотрел в свете положений ч. 1 ст. УК РФ, согласно которым защитник это, прежде всего лицо, оказывающее юридическую помощь по уголовному делу; тщательно выяснил вопрос о наличии у М. навыков, необходимых для осуществления защиты, а также о задачах, поставленных перед ней, которые заключались в возможности оказания ею помощи технического характера, что не требовало от нее собственно юридических познаний и, соответственно, приобретения статуса защитника. Отказ суда в удовлетворении данного ходатайства убедительно мотивирован и не согласиться с его правильностью оснований не имеется, тем более, что на этапе предварительного расследования М. была допрошена в статусе свидетеля с целью выяснения источника денежного вклада и имущества на ее имя, что исключало ее участие как защитника по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 72 УПК РФ, имела собственный интерес в исходе дела, о чем свидетельствует поданная ею апелляционная жалоба на приговор в соответствующей части.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.07.2017 N 72-КГ17-2
В соответствии с частью 1 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2020 N 4-УД20-19
При признании опасного рецидива правовое значение придается лишь судимостям, при которых осужденному назначалось наказание в виде реального лишения свободы за предшествующее и вновь совершенное преступление. К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относится лицо, осуждавшееся к наказанию в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы или принудительных работ, которому по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. , ч. 3 ст. , ч. 4 ст. , ч. 5 ст. , ч. 6 ст. 53.1 УК РФ, эти виды наказания были заменены лишением свободы, которое лицо отбывало в исправительном учреждении.
Наказание без лишения общения с людьми
Обязательные работы – один из видов уголовных наказаний, который несвязан с изоляцией человека от общества. Отличительным признаком этого наказания комментарий к 49 статье называет отсутствие круглосуточного исправительного принуждения.
Позитивными моментами применения мер без лишения возможности общаться с людьми считаются:
- Низкий уровень репрессивности, позволяющий без ограничений общаться в обществе с остальными людьми.
- Остаются неразрывными взаимоотношения с родственниками.
- Отсутствие проведения мероприятий по адаптации осуждённого после исполнения наказания, так как социальная обстановка не менялась.
- Отсутствие связей с криминальным миром и как следствие – деградации личности не происходит.
- Эффективность общественного контроля в процессе обязательности исполнения работ.
Законодательством предусмотрено несколько уголовных статей, по которым осуждённые, привлекаясь к ответственности, остаются в гражданском обществе.
Обязательный труд применяется в качестве наказания за незначительные преступные проявления:
- в отношении чужой собственности;
- против деятельности предприятий и организаций;
- другие аналогичные деяния.
Места, где исполняется обязательный труд, назначают органы исполнительной власти субъектов. Подразделения уголовно-исполнительной системы согласовывают объекты и форму проведения таких работ.
Исполнение работ не требует какой-либо профессиональной квалификации от осуждённого. Примером выполняемых работ служат:
- Уборка улиц, парков, скверов, площадей, остановок общественного транспорта.
- Посадка зелёных насаждений.
- Вспомогательные работы в приютах, домах престарелых.
Виды работ назначаются исходя из личностных характеристик и навыков каждого отбывающего наказание.
Другими факторами назначения определённого вида наказания являются возможность контроля его исполнения и просьбы осуждённого.
Кому назначаются обязательные работы
Обязательные работы напрямую связаны с применением физического труда, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве определен перечень граждан, которые не могут быть привлечены к такой деятельности.
- Инвалиды 1 группы.
- Беременные женщины и женщины, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет.
- Военнослужащие-призывники и контрактники (при наличии особых условий).
Отклонение от выполнения
Если осужденный гражданин злостно уклоняется от исполнения наказания, обязательные работы могут быть заменены принудительной трудовой деятельностью или лишением свободы.
Промежуток времени, на протяжении которого осужденный выполнял общественно опасные дела, засчитывается при определении срока лишения свободы.
Обязательные работы
Статья 49 УК регламентирует основные нормы применения обязательных работ в качестве наказания за совершение уголовных преступлений. В частности, в этой статье содержится информация о том, что представляет собой такое наказание, минимальном и максимальном периоде деятельности.
В третьей части статьи содержится информация о том, что ожидает лицо, злостно уклоняющееся от исполнения наказания. Далее содержатся сведения о том, какие граждане не могут привлекаться к такой деятельности ввиду тяжести ее выполнения.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 49. Обязательные работы УК РФ
Связь статьи 49 с иными нормами
В статье кодекса содержатся основные нюансы применения такой меры наказания, как обязательные работы. В свою очередь, такая мера ответственности является центральным наказанием в ряде статей Уголовного кодекса.
Соответственно, при назначении ответственности для виновного лица, к примеру, по преступлениям, совершенным в рамках статьи 169, 118 кодекса, судья должен ориентироваться на требования статьи 49 этого же нормативного акта.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности УК РФ
Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности УК РФ
Какие документы есть еще
- Все документы из раздела «Минюст»
- Рубрикатор всех типовых образцов и бланков документов
Что еще скачать по теме «Минюст»:
- Свидетельство о праве на наследство по закону, выдаваемое в случаях, когда доли некоторых наследников остаются открытыми. Форма N 5
- Свидетельство о праве на наследство по закону, выдаваемое нескольким наследникам взамен аннулированного свидетельства. Форма N 10
- Представление о дополнении ранее установленных осужденному ограничений (рекомендуемый образец)
- Предупреждение о замене обязательных работ (исправительных работ) более строгим видом наказания (образец)
- Предупреждение об отмене условного осуждения (образец)
- Важные нюансы при покупке фирмы
- Процесс переписки квартиры на другого человека
- Процесс получения визы в США
- Процесс продажи машины
- Процесс строительства гаража (с бюрократической точки зрения)