Новая редакция Ст. 178 УПК РФ
1. Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
2. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Неопознанные трупы также подлежат обязательной государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается.
3. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.
4. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекса.
Статья 178 УПК РФ. Осмотр трупа. Эксгумация (действующая редакция)
1. Осмотр трупа может быть частью осмотра места происшествия (и быть проведенным до возбуждения дела), местности, жилища или иного помещения. При этом его особенности, установленные комментируемой статьей, все равно должны быть соблюдены. Не является нарушением закона оформление осмотра трупа отдельным протоколом. Осмотр трупа как самостоятельное следственное действие производится, когда на месте обнаружения его осмотреть не удалось или когда труп обнаружен в результате обыска (ч. 16 ст. 182), извлечен из места захоронения.
2. Действия судебно-медицинского эксперта во время осмотра дополнительно регламентируются Инструкцией по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденной Приказом Минздрава России от 24 апреля 2003 г. N 161. Возникает вопрос: не следует ли использовать суживающее толкование термина «судебно-медицинский эксперт», понимая под ним другого участника процесса — специалиста (в смысле ст. 58 УПК) в области судебно-медицинской экспертизы? Отвечая на него, следует иметь в виду, что в комментируемой статье говорится не об осмотре места происшествия, а именно об осмотре трупа. Но этот вид осмотра как таковой может производиться лишь после возбуждения уголовного дела. Принимая новый УПК РФ (2001 г.), законодатель недвусмысленно выразил свою правовую позицию, заменив термин «специалист в области судебной медицины», ранее использовавшийся в ч. 1 ст. 180 УПК РСФСР, на термин «судебно-медицинский эксперт» (ст. 178 УПК РФ). Такому подходу может быть дано вполне рациональное объяснение — предполагается, что, приступая к осмотру трупа, следователь должен уже назначить судебно-медицинскую экспертизу и для максимально полного учета при проведении последней всех значимых обстоятельств привлечь судебно-медицинского эксперта к участию в осмотре трупа, т.е. на максимально раннем этапе его исследования. Подобный подход не дает правоприменителю права прибегать здесь к суживающему толкованию термина «судебно-медицинский эксперт», ибо буквальное толкование может быть заменено каким-либо другим его видом (суживающим или расширительным; распространительным или ограничительным, коррекционным и др.) только тогда, когда буквальное толкование ведет к абсурду, не допуская никакого рационального объяснения (так называемое золотое правило толкования правовых норм). Следует уважать мнение законодателя, и при исключении им из содержания нормы каких-либо условий и признаков либо, наоборот, при пополнении ее теми или иными новыми условиями или признаками правоприменитель не должен представлять эту норму таким образом, как будто бы она все еще подразумевает прежнее правовое содержание . Однако если осмотр трупа имеет место как часть осмотра места происшествия, производимого до возбуждения уголовного дела, то необходимо признать, что в настоящее время в нем может участвовать не эксперт, а лишь специалист (в области судебной медицины). При этом применяются правила не ст. 178, а ст. ст. 58, 168, 177 УПК РФ.
———————————
См.: Манукян А.Г., Смирнов А.В. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. С. 37 — 41, 68.
3. Эксгумация охватывает случаи извлечения трупа из мест только официального захоронения. Учитывая, что УПК не относит эксгумацию к числу неотложных процессуальных действий (ч. 5 ст. 165), без судебного разрешения эксгумацию можно проводить при: а) отсутствии у покойного родственников. О понятии родственников см. коммент. к п. п. 4, 37 ст. 5; б) получении согласия родственников (например, в виде отметки на постановлении об эксгумации); в) наличии данных о том, что родственники заблаговременно извещены об эксгумации и не выразили возражений в течение достаточного времени. При возражении родственников эксгумация трупа производится по решению суда, принимаемому в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК, и после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
Источник комментария:
Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание
СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009
AZ-libr.ру
Комм. Торбин Ю.Г.
1. Комментируемая статья регламентирует производство двух самостоятельных следственных действий: осмотра трупа и эксгумации. 2. Комментируемая статья содержит следующие отправные положения: в ее наименование включена эксгумация; уточнена редакция ч.1 настоящей статьи; предусмотрено обязательное фотографирование и дактилоскопирование неопознанных трупов, запрещена их кремация; обозначен процессуальный порядок производства эксгумации; предусмотрены конкретные участники эксгумации и осмотра трупа после извлечения его из места захоронения; оговорено возмещение расходов родственникам покойного в связи с эксгумацией и последующим захоронением трупа. 3. Осмотр трупа как следственное действие может быть как самостоятельным видом осмотра, когда он производится не на месте обнаружения трупа (например, в морге), так и составной частью осмотра места происшествия, когда он производится на месте обнаружения трупа. В первом случае составляется самостоятельный протокол осмотра трупа, во втором — результаты осмотра трупа фиксируются в протоколе осмотра места происшествия. 4. Комментируемая статья предусматривает, что осмотр трупа производится именно следователем (причем следователем прокуратуры — см. подп. “а” п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ) с участием понятых, судебно-медицинского эксперта (работающего в должности эксперта как в государственных, так и в негосударственных судебно-медицинских учреждениях). При невозможности его участия может быть приглашен патологоанатом, хирург или иной врач. Также в осмотре могут участвовать иные специалисты (криминалисты, химики, биологи и др.). 5. Своевременно и качественно произведенный осмотр трупа, особенно на месте его обнаружения, позволит следователю оперативно выдвинуть следственные версии и определить способы их проверки, поручить проведение ОРМ, получить сведения о личности пострадавшего и преступника, уяснить сущность расследуемого события и т.д. 6. Комментируемая статья, регламентируя процессуальный порядок производства осмотра трупа (ч.1 и 2), не предусматривает необходимости вынесения специального постановления, как это сделано в отношении эксгумации (ч.3 комментируемой статьи). 7. Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре трупа не исключает и не может заменить собой производство судебно-медицинской экспертизы, назначение которой в соответствии с требованиями ст.196 УПК РФ обязательно, если необходимо установить причину смерти. Закон не исключает возможность поручения экспертного исследования судебно-медицинскому эксперту, который ранее участвовал в осмотре трупа. 8. Судебно-медицинский эксперт в ходе осмотра трупа решает следующие задачи: а) констатирует смерть и выявляет признаки, позволяющие строить предположения о времени ее наступления; б) устанавливает наличие телесных повреждений, характер и механизм их образования; в) оказывает помощь следователю в обнаружении следов (главным образом биологического происхождения), их фиксации, изъятии и упаковке для последующего направления на экспертизу; г) обращает внимание следователя на иные обстоятельства, имеющие значение для дела; д) помогает формулировать вопросы, которые следует поставить на разрешение экспертизы. 9. Другие специалисты, принимающие участие в осмотре трупа, помогают обнаруживать, фиксировать, изымать и упаковывать следы и орудия преступления, предметы, различные вещества, устанавливать иные обстоятельства, имеющие значение для дела, а также оказывают помощь следователю в формулировании вопросов, которые следует поставить на разрешение экспертизы. 10. При производстве осмотра подлежат фиксации: а) поза трупа; б) положение тела и его отдельных частей относительно окружающей обстановки и имеющихся предметов; в) пол и примерный возраст; г) длина тела, телосложение; д) цвет кожных покровов; е) трупные изменения; ж) наличие телесных повреждений, следов биологического происхождения и иных следов преступления. Производится осмотр имеющейся на трупе одежды и обуви. При этом описывается их внешний вид, состояние, соответствие времени года, отличительные особенности, характерные признаки, повреждения, иные следы. Одежда с трупа не снимается. При необходимости ее можно расстегнуть, отвернуть, приподнять, приспустить. Осматриваются карманы и их содержимое. Все производимые с одеждой действия фиксируются в протоколе осмотра. Осматривается также “ложе” трупа. 11. Одежда и обувь с повреждениями, пятнами, иными следами преступления приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств только после проведения экспертизы. 12. Документы, предметы, иные вещи, обнаруженные в карманах одежды, находящейся на трупе, тщательно осматриваются, описываются в протоколе, изымаются и приобщаются в качестве вещественных доказательств. 13. Труп в обязательном порядке подлежит дактилоскопированию и фотографированию по правилам сигналетической (опознавательной) фотосъемки. Кроме того, фотографируются особые приметы, иные анатомические признаки, а также одежда и обувь, предметы, находящиеся при нем (особенно при обнаружении трупа неизвестного лица). При необходимости может быть составлен словесный портрет. 14. Если труп в процессе расследования остался неопознанным, он вне зависимости от конечных результатов расследования подлежит захоронению, но не кремации. В противном случае будет исключена возможность последующего исследования трупных останков, если в этом возникнет необходимость. 15. Эксгумация представляет собой извлечение трупа из места захоронения. Местом захоронения следует считать как специально отведенную территорию для захоронения покойных (кладбище), так и место, где труп был тайно захоронен преступником (преступниками). Труп может быть захоронен преступником в подполе жилого дома, на садовом или приусадебном участке, свалке, в лесном массиве, в иных местах. При извлечении трупов из подобного рода захоронений в протоколе эксгумации следует подробно описать само место захоронения, глубину, на которой обнаружен труп, его позу и состояние. 16. Как самостоятельное следственное действие эксгумация производится на основании постановления следователя. Решение суда необходимо в случаях, когда ближайшие родственники или родственники покойного возражают против ее проведения. Вместе с тем следует отметить, что эксгумация с правовой точки зрения может быть не только официальной, но и случайной (например, при производстве земляных и строительных работ), а также преступной — при мародерстве, из фанатичных побуждений, для надругательства над трупом и т.п. 17. В постановлении о производстве эксгумации помимо установленных реквизитов должно быть указано, чей труп подлежит извлечению, место его захоронения, цель эксгумации, перечислены лица, привлекаемые к участию в этом следственном действии. 18. Эксгумация производится в случае необходимости: произвести первичный и ни повторный осмотр захороненного трупа; предъявить труп для опознания; произвести экспертизу (в том числе повторную или дополнительную). 19. Эксгумация производится следователем с участием понятых, судебно-медицинского эксперта (либо врача, если нет возможности обеспечить участие судебно-медицинского эксперта), иных специалистов, а также лиц, которые осуществляют земляные работы, связанные с извлечением трупа. При эксгумации по решению следователя могут присутствовать и другие лица, например подозреваемый или обвиняемый, потерпевший или свидетели, равно как и родственники покойного, если эксгумация имеет целью проведение опознания. Процедура эксгумации согласовывается следователем с администрацией соответствующего места захоронения и санитарно-эпидемиологической службой. 20. При производстве эксгумации должны быть зафиксированы следующие обстоятельства: место захоронения; состояние могилы и грунта; глубина нахождения гроба и его состояние, в том числе характер обивки и имеющиеся повреждения; положение, поза и состояние трупа; состояние одежды; имеющиеся в гробу предметы, украшения, в том числе ритуального характера. Если целью эксгумации был осмотр трупа или его опознание, то после проведения указанных действий гроб с трупом подвергается захоронению с соблюдением общепринятых требований. Если необходима экспертиза, то гроб с находящимся в нем трупом доставляется на место проведения исследования (например, в морг медицинского или судебно-медицинского учреждения). В этом случае захоронение осуществляется после производства экспертизы. 21. В процессе эксгумации в обязательном порядке производится фотографирование места захоронения до его вскрытия, положение гроба или трупа непосредственно в месте захоронения, затем общий вид гроба после извлечения его из могилы, общий вид трупа после снятия крышки гроба, а также все выявленные обстоятельства. Представляется целесообразным, при производстве данного следственного действия использовать видеозапись. 22. Захоронение трупа и приведение в порядок места захоронения после проведения эксгумации должны обеспечить органы, производившие эксгумацию. С учетом этого указание ч.5 комментируемой статьи о возмещении расходов, связанных с последующим захоронением трупа, родственникам покойного применимо лишь тогда, когда именно они берут на себя заботы, связанные с самим фактом захоронения, приведением в порядок могилы, надгробий, ограды и окружающей территории.
Современная организация хранения неопознанных тел
По факту обнаружения трупа неизвестного на место выезжает оперативная группа. Далее составляется протокол и оформляются сопроводительные документы. Участок, где было обнаружено тело, тщательно осматривают. Досмотру подвергают личные вещи скончавшегося. Вместе с фотофиксацией тела и выявлением отличительных черт, вся полученная информация может поспособствовать идентификации личности. Особое внимание уделяют татуировкам, расположению родинок и родимых пятен, шрамам, цвету волос и глаз, форме ногтей, различного рода деформациям. Все эти признаки подробно записывают до проведения вскрытия.
Результаты аутопсии дают точную причину смерти. Если подтверждён факт насилия, то заводится уголовное дело и проводятся оперативно-следственные мероприятия, вплоть до оповещения о случившемся в СМИ. Чаще всего на этом этапе удаётся обнаружить родственников усопшего.
В том случае, когда скончавшегося опознать не удалось, тело помещают в холодильную камеру с температурой -10°С. Такие условия позволяют существенно замедлить процессы разложения в тканях умершего. Следовательно, у родственников появляется шанс идентифицировать своего близкого спустя несколько недель после летального исхода. Для сравнения, в обычном морге трупы хранятся при температуре около 0°С.
Исторический экскурс
Случаи обнаружения мёртвых бывали и в древности. То путник замёрз в дороге, то лиходеи ограбили и оставили умирать, то болезнь свалила торгового человека далеко от дома. Такие тела свозили на торное место для опознания. Спустя несколько дней, когда черты лица искажались до неузнаваемости, их перевозили в божедомки или скудельницы. Там их держали до весны, а затем хоронили в общей могиле.
Морги Минска
Первым моргом в том понятии, которое знакомо нам сейчас, можно назвать помещение в парижской жандармерии, оборудованное в далёком 1604 году. По специальному распоряжению начальства для хранения тел неопознанных личностей был выделен погреб. Туда складировали первоначально обмытые трупы. Температура в подвальном помещении была низкой, что способствовало длительному сохранению умерших. А во избежание заражения трупными ядами опознание проводилось через окошко сверху.
Кто хоронит неопознанных покойных?
В Минске за упокоение не идентифицированных усопших отвечает унитарное предприятие «Спецкомбинат КБО». Данная служба предоставляет оговоренный нормативными актами перечень ритуальных услуг и товаров за счёт бюджетных средств (пособия на погребение). По факту захоронения составляется соответствующий акт, а данные вносятся в регистрационный журнал соответствующего кладбища. Кремация неопознанных трупов не проводится, дабы родственники всё же могли отыскать тело близкого человека, эксгумировать, провести ДНК-анализ и перезахоронить на другом участке.
15 июля 2021
Возможно вам будет интересно:
- Выписать умершего из квартиры в Минске: условия и сроки
- Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные травы на кладбище?
Опознание трупов неизвестных
Опознание тел проводится в несколько этапов. Вначале родственников опрашивают на момент отличительных признаков, характерных для их близкого. Именно здесь помогут записи о татуировках, родинках, цвете волос и глаз, опись личных вещей и т. п. В случае совпадения членам семьи предъявляют корректные фотографии скончавшегося. Если и на этой стадии домочадцы узнают дорогого им человека, то уже тогда их ведут в морг на окончательное опознание. Согласитесь, подобная щадящая процедура способствует психологическому спокойствию и позволяет отсеять сомневающихся ещё на этапе проверки, не доводя людей в горе до морга.
Каждому, кто приходит на опознание в морг следует подготовиться к тому, что они поначалу не узнают своего близкого. После смерти мимические мышцы лица естественным образом расслабляются и скончавшийся перестаёт походить сам на себя живого. По этой причине при идентификации трупа в морге случаются ошибки. Подтвердить личность умершего в случае сомнений можно посредством ДНК-экспертизы. С каждым годом данный анализ проводится всё чаще и стоимость его снижается.
Учет неопознанных трупов
Пофамильный и дактилоскопический учет Читать далее: Учет нераскрытых преступлений по способу их совершения
5. Учет неопознанных трупов
Объектом данного вида учета являются неопознанные трупы (в том числе скелетированные и расчлененные). Неопознанными признаются трупы, когда личность умершего не установлена. Согласно ч.2 ст.178 УПК РФ, неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кроме того, фотографируются особые приметы, иные анатомические признаки, а также одежда и обувь, предметы, находящиеся при нем. При необходимости может быть составлен словесный портрет. Кремирование неопознанных трупов не допускается. Если труп в процессе расследования остался неопознанным, он вне зависимости от конечных результатов расследования подлежит захоронению, но не кремации. В противном случае будет исключена возможность последующего исследования трупных останков, если в этом возникнет необходимость.
О смерти неопознанного лица извещается орган загса, расположенный по месту обнаружения трупа, либо по месту нахождения больницы скорой медицинской помощи.
На неопознанный труп заполняется аналогичная карта, где указываются, когда и где он обнаружен, время и причины смерти, следственные мероприятия, осуществленные для установления его личности, подробно отображаются все анатомические особенности трупа, особые приметы (в том числе родимые пятна, татуировки и т. п.), данные об одежде, обуви, личных вещах. На оборотной стороне размещаются отпечатки пальцев и фотографии, выполненные по правилам опознавательной съемки.
В необходимых случаях привлекаются специалисты в области портретной и дактилоскопической идентификации. Для установления личности неопознанного трупа используются методы пластической реконструкции прижизненного облика по черепу и компьютерного моделирования.
Поступающие в картотеку неопознанных трупов опознавательные карты проверяются по картотекам без вести пропавших и лиц, объявленных в розыск.
6. Учет похищенных вещей и животных
Учет похищенных вещей и животных осуществляется на центральном и региональном уровнях. Обязательными объектами рассматриваемого учета на региональном уровне являются вещи, учитываемые на федеральном уровне. Полный перечень категорий соответствующих документов и вещей, подлежащих учету в региональных ИЦ, определяется приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, органов внутренних дел на режимных объектах.
На центральном уровне действуют такие учеты как:
— учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей;
— учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта;
— учет похищенных предметов, имеющих особую ценность;
— учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Централизованный учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей ведется в целях обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением.
На централизованный учет в ГИЦ МВД России ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное, в том числе метательное и пневматическое, оружие; номерные документы, включая паспорта граждан РФ и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности; номерные знаки и ценные бумаги в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при постановке на федеральный учет лиц, являющихся объектами учета АИПС «АБД — Центр».
Основаниями для постановки на учет похищенных, изъятых документов и номерных вещей на региональный и федеральный учет являются постановления о возбуждении соответствующих уголовных дел.
Для описания каждой номерной вещи и документа, ставящихся на региональный (местный) и федеральный учет, используется специальная информационная карта (ИПК — В).
Номерные вещи (документы) ставятся на учет в ИЦ в 7-дневный срок с момента получения сведений о хищении, а снимаются с местного учета лишь по их письменным представлениям в региональный ИЦ в случаях: обнаружения или установления принадлежности номерной вещи или документа; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо по истечении срока давности; истечения двух лет с момента изъятия документа или вещи, принадлежность которых не установлена; раскрытия преступления. Основанием для снятия находящихся в розыске вещей и документов с федерального учета является карта ИПК — В, которая направляется региональным ИЦ в ГИЦ МВД России в течение 15 дней после их снятия с местного учета.
Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи информации об имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Формирование и ведение этого учета осуществляются с использованием АИПС «Автопоиск» в единой системе централизованных учетов федерального и регионального уровней в интересах правоохранительных органов РФ и государств — участников СНГ.
В базе данных АИПС «Автопоиск» концентрируется информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органами безопасности, судами и налоговыми органами.
В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ взаимодействует с оперативным учетом АИПС «Розыск» Главного управления ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД (ГАИ). В АИПС «Розыск» помимо всех сведений о разыскиваемых транспортных средствах, содержащихся в АИПС «Автопоиск», концентрируется также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД в порядке, регламентируемом специальными нормативными правовыми актами.
Учету в АИПС «Автопоиск» на федеральном уровне подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ как отечественного, так и иностранного производства, а на региональном уровне — также прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.
Основанием для постановки на централизованный учет оперативных сведений (т.е. тех, которые поступили до решения вопроса о возбуждении уголовного дела) является заявление или сообщение о хищении, неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения, а также о причастности к совершению преступления.
В рамках АИПС «Автопоиск» осуществляется исполнение запросов органов внутренних дел, других правоохранительных органов России и государств — участников СНГ, а также запросов, поступающих из зарубежных стран по линии Интерпола,
Соответствующее обслуживание подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется в рамках АИПС «Розыск».
Исполнение запросов органов внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ осуществляется на основе Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (1992 г.).
Централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность имеет целью обеспечение розыска указанных предметов и содействие в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. В ГИЦ МВД России он реализуется на базе АИПС «Антиквариат».
Объектами этого учета являются:
— исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства;
— предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
— картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
— оригинальные скульптурные произведения, в том числе рельефы, из любых материалов;
— оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
— художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
— гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
-произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
— изделия традиционных народных художественных промыслов;
— составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
— старинные книги, издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и литературный интерес;
— редкие рукописи и документальные памятники;
— архивы, в том числе фото-, кино-, видеоархивы;
— уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинное огнестрельное и холодное оружие;
— почтовые марки, иные филателистические материалы;
-старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
— редкие коллекции и образцы флоры и фауны, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии;
— другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники, истории и культуры.
Современные сувенирные изделия и предметы культурного назначения массового, серийного производства учету не подлежат.
Основаниями для постановки на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» являются постановления о возбуждении уголовного дела по факту хищения указанных предметов, а также сообщения НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола о хищении таких предметов, поступившие в НЦБ Интерпола в России.
На каждый похищенный предмет составляется специальная идентификационная карта, используемая как для описания и постановки предмета на учет, так и для корректировки учета, снятия с учета и исполнения запросов.
При хищениях предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, идентификационные карты заполняются следователем, принимающим решение о возбуждении уголовного дела; в остальных случаях — сотрудником органа внутренних дел или таможни, осуществляющим оперативную проверку. Копия карты остается в проверочном материале, уголовном или оперативно-поисковом деле. К оригиналу карты, направляемому в установленный срок в ИЦ по территориальности для постановки на учет, прилагается фотография или эскизный рисунок предмета.
Информационные центры по запросам о похищенных предметах, могут выдавать как конкретные идентификационные данные, так и обобщенную статистическую информацию.
Пофамильный и дактилоскопический учет Читать далее: Учет нераскрытых преступлений по способу их совершения
Информация о работе «Следы рук. Уголовная регистрация»
Раздел: Государство и право Количество знаков с пробелами: 78402 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Система уголовной регистрации
46408
0
0
… , а также автотранспортных средств, принадлежность которых не установлена. А. Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и неизвестных больных[1]. Учет названных объектов уголовной регистрации осуществляется тремя самостоятельными, но взаимодействующими картотеками. Учетно-опознавательные документы в картотеках расположены в хронологическом порядке по времени исчезновения пропавших без …
Следы рук человека и их использование в дактилоскопических учетах
116560
0
0
… ) запаховых следов с объектов испарением и конденсацией образующих такие следы веществ. На этом этапе была разработана и апробирована методика судебной экспертизы запаховых следов человека с использованием тестирующих запахоносителей и сигналов собак-детекторов в качестве средств исследования. С помощью эталонных проб решена задача контроля и расшифровки сигнального поведения применяемых собак. …
Криминалистическая регистрация
53593
0
0
… , данные о которых содержатся в криминалистических учётах. 4) Предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов справочной и ориентирующей информации Исходя из целей криминалистической регистрации, её можно считать своеобразной информационной системой, собирающей и обрабатывающей информацию о преступлениях, причастных к ним лицах и предметах, и передающей эту …
Автоматизированная система регистрации вещественных доказательств
102196
4
19
… объекта допускается представление их слепков, полученных с помощью полимерных масс. Глава 2. Постановка задачи 2.1 Цель разработки Главной целью разрабатываемой автоматизированной системы регистрации вещественных доказательств является обеспечение перевода на компьютерную технологию подавляющего большинства производственных функций, связанных с регистрацией, учётом и хранением предметов, …