Предмет и наука уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право
(УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.
Наука уголовно-исполнительного права
– это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.
Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.
Общая часть
определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.
Особенная часть
определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.
Предметом уголовно-исполнительного права
являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.
Предмет УИП
включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
Исполнение наказания в виде штрафа
согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на
судебных приставов-исполнителейФедеральной службы судебных приставов. На суды,вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС, которая с 1 сентября 1998 г. функционирует в составе Минюста России. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции,исполняющие такие виды наказаний, как исправительные
и
обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
а также осуществляющие
контроль за условно осужденными;исправительные центрыреализуют ограничение свободы;арестные домаисполняют наказание в виде ареста;исправительные учрежденияисполняют уголовные наказания в виде лишения свободы на определенный срок
и
пожизненного лишения свободы.
Лишение свободы на определенный срок
осуществляют колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого, особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют
пожизненное лишение свободы.
Наказание в виде смертной казни
исполняется учреждениями УИС. До введения моратория на смертную казнь этот вид наказания исполнялся в строго установленных следственных изоляторах и тюрьмах.
Кроме перечисленных видов уголовных наказаний исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома осуществляют применение принудительных мер медицинского характера к определенным законодательством категориям осужденных.
Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих,
являются:
дисциплинарные воинские части(содержание в дисциплинарной воинской части); гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт (арест); командование воинскихчастей (ограничение по военной службе).
Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч. 2 и 3 ст. 16 УИК РФ предусматривают существование иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрации организаций, в которых работают осужденные, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч. 2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.
На сегодняшний день три вида уголовных наказаний (ограничение свободы, арест, смертная казнь)
не исполняются. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде
ограничения свободы –
не позднее 2005 г., о наказании в виде
ареста –
не позднее 2006 г. Однако социально-экономическая обстановка в стране не позволила ввести эти уголовные наказания в указанные сроки. В настоящее время в Государственную Думу внесены законопроекты об исключении из действующего законодательства положений об аресте как виде уголовного наказания, а также об изменении содержания и порядка исполнения ограничения свободы.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года „О порядке введения в действие Закона РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях““ в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» устанавливается, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь
не может не только исполняться, но и назначаться судами. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ (в ред. от 27.12.2006) «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех субъектах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.
Деятельность уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право
– самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительная деятельность
– это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.
В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:
а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;
б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;
в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;
д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.
Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В Уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.
Электронная библиотека
Гуманитарные науки / Уголовно-исполнительное право / 2.1.3 Органы, исполняющие уголовные наказания
К органам, исполняющим уголовные наказания в уголовно-исполнительной системе, относятся:
1) Федеральная служба исполнения наказаний РФ и ее территориальные органы;
2) Федеральная служба судебных приставов РФ;
3) суды;
4) администрация организации, в которой работает осужденный;
5) командование воинских частей и учреждений;
6) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
7) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
Федеральная служба исполнения наказаний РФ
(ФСИН России) создана на основании указов Президента Российской Федерации:
· от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
· от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Основными задачами
ФСИН России являются:
1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее – лица, содержащиеся под стражей);
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
Федеральная служба исполнения наказаний РФ осуществляет следующие полномочия
:
1) обеспечивает
в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях;
— безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации;
— точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
— установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
— исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции;
— правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей;
— защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе;
— условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомствен
— ных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
— функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей;
— привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;
2) осуществляет
:
— направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения;
— подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России;
— разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной системы;
— функции государственного заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
— материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
— ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений;
— полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
— охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
— организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования;
— разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
— меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
— справочно-информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы;
— координацию деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию;
— меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
— организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств;
— договорную и претензионную работу;
3) принимает участие
:
— в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании;
— в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России;
— в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы;
— в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание;
4) организует
:
— общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
— выполнение размещенных на предприятиях и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд;
— взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями;
— осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление;
— взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему;
— кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;
— работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— подготовку материалов для докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
— исполнение актов об амнистии и помиловании;
5) создает
, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) осуществляет
функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций;
7) осуществляет
функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству;
запрашивает
и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
9) организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
10) осуществляет
иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа[1].
Основной функцией суда
является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания.
Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию
, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовно-исполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана:
1) исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет;
2) контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;
3) соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).
Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей
, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие. Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.
Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.
По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.
Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).
[1] О судебных приставах: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (с изм. от 7 ноября 2000 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591; 2000. – № 46. – Ст. 4537.
Орган, правомочный
в соответствии с законом
аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью
, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается заниматься осужденным, четко определяется приговором суда (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).
Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой
,
либо соответствующий орган
исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
Уголовно-исполнительная политика
Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.
Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику
и
политику в сфере предупреждения преступности
. Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.
Уголовно-исполнительная политика
определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.
Стратегия уголовно-исполнительной
политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.
Субъектами формирования политикив области исполнения наказаний
являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.
Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики
На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.
Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества
, от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения, и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.
Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества
.
В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.
Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности
. Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).
Принципы уголовно-исполнительного права
Существуют три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.
I. Общеправовые принципы:
демократизм, законность, гуманизм.
1. При принципе демократизма
руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.
2. Принцип законности
выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.
3. Принцип гуманизма
выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.
II. Межотраслевые принципы:
равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.
1. Принцип равенства осужденных перед законом
заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.
2. Принцип дифференциации
отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.
3. Принцип индивидуализации
выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
III. Отраслевые принципы:
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.
1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных
заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.
2. При принципе стимулирования правопослушного поведения
применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
3. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.
Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций
Принципы уголовно-исполнительного права
Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.
I. Общеправовые принципы:
демократизм, законность, гуманизм.
1. При принципе демократизма
руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.
2. Принцип законности
выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.
3. Принцип гуманизма
выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.
II. Межотраслевые принципы:
равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.
1. Принцип равенства осужденных перед законом
заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.
2. Принцип дифференциации
отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.
3. Принцип индивидуализации
выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
III. Отраслевые принципы:
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.
1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных
заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны — в ее достаточности и соразмерности.
2. При принципе стимулирования правопослушного поведения
применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
3. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.
4. Принципы законности и гуманизма.
В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
Принцип законности
— конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в
верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете
перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип гуманизма
закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».
Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами.
Его реализуют с помощью
средств исправительного воздействия:
общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.
Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.
Принцип демократизма
реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.
Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них
. В ст. 23 УИК РФ закреплено
содействие общественных объединений
работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.
Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.
Принцип равенства осужденных перед законом
является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как
запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в
зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».
Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания.
Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания
является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ
). Дифференциация
означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания —
классификация осужденных,
принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений.
Индивидуализация
исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения
предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).
Принцип стимулирования правопослушного поведения
закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего,
поощрительные нормы
(ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167).
Стимулирующие нормы
регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К
поощрительным нормам
относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.
Принципы законности и гумманизма
В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
Принцип законности
– конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в
верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете
перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип гуманизма
закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».
Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами.
Его реализуют с помощью
средств исправительного воздействия
: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.
Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91 УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.