Понятие, предмет, метод и система уголовного и административно-деликтного права


Понятие, предмет и метод административного права

Административное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере государственного управления.

Предмет административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с практической реализацией исполнительной власти государства.

Особенности отношений, составляющих предмет административного права, состоят в следующем:

  • возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования социально-экономической и общественно-политической жизни;
  • опосредуют закрепленную в Конституции РФ государственную политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для достойной жизни и свободного развития личности;
  • составляют содержание особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти (государственно-управленческой деятельности);
  • выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующих им государственноправовых средств воздействия на общественные связи.

Метод административного права характеризуется правовыми средствами, рассчитанными на отношения власти — подчинения, то есть с участием неравноправных сторон; выражается в правовых средствах распорядительного типа, то есть в предписаниях и запретах, адресуемых другой стороне; предполагает односторонность волеизъявления одного из участников, которое юридически властно, а потому имеет решающее значение.

Структура основных элементов данной отрасли права, содержащихся в его источниках, образует систему административного права. К источникам административного права относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, законодательные и нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. В отличие от большинства других отраслей российского права (гражданского, трудового, уголовного и др.), административное право относится к числу наименее систематизированных отраслей. В настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. 31.12.2014 г.) (КоАП РФ) кодифицирован лишь один институт административного права — институт административного правонарушения (административно-деликтное право, которое и будет выступать предметом рассмотрения в данной главе).

Какие отношения являются предметом отрасли?

Любая сфера нормативного координирования – это совокупность определенных норм, которые регулируют однотипные виды взаимодействия. Они, в свою очередь, являются отраслевым предметом. Соотношение административного права с другими отраслями права возможно изучить лишь при детальном рассмотрении тех типов отношений, которые этой юридической сферой регулируются. Таким образом, выделяют следующие виды административных отношений, а именно:

  1. процессуальные и материальные;
  2. отношения внутри органов государственной власти, а также между ними и другими субъектами отечественной системы права;
  3. отношения позитивного характера и правонарушения.

Эти представленные группы есть основными в административной отрасли. Конечно, с течением времени, возможно, появятся отношения иного, более прогрессивного характера. Это, в свою очерердь, также привнесет определенные изменения во взаимосвязь административного права с другими отраслями права.

Понятие, предмет и метод уголовного права

Уголовное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Термин «уголовный» происходит от слова «голова». Головником в Древней Руси именовался убийца, а само убийство называлось головщиной. Поэтому первоначально термин «уголовный» означал «нечто, имеющее отношение к убитому, к жертве убийства», и лишь со временем значение этого слова сместилось с фигуры потерпевшего на преступника и стало употребляться не только применительно к убийству, но и относительно других особо опасных деяний, за совершение которых предполагалось «отвечать головой», — то есть преступлений.

Уголовное право имеет свои специфические задачи и предмет правового регулирования.

К числу задач, стоящих перед уголовным правом РФ, относятся следующие:

  • охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды и конституционного строя Российской Федерации;
  • обеспечение мира и безопасности человечества;
  • предупреждение преступлений.

Таким образом, предметом уголовного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением лицом преступления и применением к нему уголовного наказания.

Метод уголовного права базируется на следующих правовых принципах.

  • Принципе законности, означающем, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в пределах и размерах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Иными словами, воспроизводится классическая формула мирового уголовного законодательства: «нет преступления и нет наказания без прямого указания на то в законе». Не допускается применение уголовного закона по аналогии, то есть в случаях, прямо не предусмотренных уголовным законодательством.
  • Принципе равенства граждан перед уголовным законом, конкретизирующем закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений и т. п. Единственным критерием при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности является наличие в совершенном им деянии признаков состава преступления.
  • Принципе вины, состоящем в субъективном вменении и личном характере уголовной ответственности. Субъективное вменение означает привлечение лица к уголовной ответственности лишь за виновное причинение им вреда. Личный характер уголовной ответственности состоит в том, что лицо несет ответственность только за то деяние, которое само совершило.
  • Принципе справедливости, заключающемся в соответствии уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицу, совершившему преступление, характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, ч. 2 ст. 6 УК РФ воспроизводит принцип ч. 1 ст. 50 Конституции РФ о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  • Принципе гуманизма, проявляющемся в уголовном праве в двух аспектах: во-первых, в установлении наиболее строгих наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления; и во-вторых, в защите прав и интересов лица, совершившего преступление, наказывая которое государство не мстит ему за совершенное преступление, а преследует лишь цели восстановления социальной справедливости и решения задачи предупреждения новых преступлений.

Структура основных элементов отрасли уголовного права, содержащихся в уголовном законе, образует систему уголовного права. Уголовный закон представлен единым кодифицированным нормативно-правовым актом — Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. 21.07.2014 г.). УК РФ является единственным источником российского уголовного законодательства. Новые уголовные законы не могут носить самостоятельного характера, а представляют собой лишь изменения и дополнения в действующий УК РФ.

Что такое соотношение сфер регулирования?

Отрасли российского права, как мы понимаем, не есть однородными. Для них всех характерна определенная специфика. К примеру, процессуальные отрасли российского права координируют исключительно отношения, возникающие в сфере деятельности судов в момент рассмотрения тех или иных производств. В свою очередь, отрасли материального права распространяют свое действие на обыкновенные, не связанные с судом и производствами определенного типа отношения. В данном случае соотношение юридических сфер – это момент их точечного соприкосновения в тех или иных вопросах. Административное право регулирует собственный предмет, однако иные отрасли дополняют его в определенных юридических моментах.

Как соотносится земельное и административное право?

В Российской Федерации существует множество специфических отраслей. Все они имеют собственный предмет регулирования. При этом соотношение земельного и административного права сложно рассматривать по причине разной направленности этих отраслей. Тем не менее, проблематику можно изучить с двух позиций.

  1. Административное право определяет степень наказания за нарушения, предметом которых есть непосредственно земля. Это связанно с тем, что государство признает землю одним из основных благ.
  2. Управленческая отрасль регулирует отношения, связанные с процессом передачи земли в пользование, владение частным лицам.

Гражданское и административное право: особенности соотношения

Цивилистика является самой древней и авторитетной юридической отраслью на сегодняшний день. Её нормы охватывают отношения, которые связаны с имуществом и процессом его продажи, покупки, принятия в подарок, передачи и т.д. Административная отрасль регулирует порядок лицензирования и контроля подобной деятельности особенно, если она производится в сфере деятельности органов государственной власти. В остальном административное и гражданское право есть абсолютно разными. Ведь сферы регулирования являются представителями публичной и частной стороны юридической системы нашего государства.

Освобождение от административной ответственности

Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности правонарушения. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том или ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.

Своеобразным «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т. е. привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения административного наказания. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т. д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — один год со дня его обнаружения.

Законодательство закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Это положение закона означает, что судья, орган (должностное лицо), полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия. При этом вполне очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.

Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).

Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

По содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, т. е. их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения к ответственности, что непосредственно относится к крайней необходимости (ст. 2.7 КОАП). Действительно, содержанием ситуации является административное правонарушение, а юридические последствия (результат) в конечном итоге совпадают и заключаются в отказе юрисдикционного органа или должностного лица от привлечения к административной ответственности того или иного гражданина.

Вместе с тем основания освобождения от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния, существенно различаются: в одном случае это малозначительность совершенного правонарушения или особенности характера правонарушения и личности правонарушителя, а в другом — крайняя необходимость.

Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, административной ответственности не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает административную ответственность в отношении невменяемых. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны прежде всего с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности,

Кодекс об административных правонарушениях исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.

Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации огнестрельного оружия и боевых припасов.

В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.

С какими отраслями соотносится административное право?

Юридическая система РФ содержит в себе большое количество совершенно разных сфер нормативного регулирования. Соотношение административного права с другими отраслями права при таких обстоятельствах изучить довольно сложно. Ведь оно тесно взаимодействует со многими существующими юридическими категориями. Однако наиболее ярко соотношение административного права с другими отраслями права можно проанализировать на примере его взаимосвязи с конституционной, гражданской, уголовной, финансовой и земельной отраслями. Безусловно, в данном случае не следует забывать о большой роли административного процесса, ведь его создали на основе управленческой сферы регулирования и её предметных норм.

Соотношения финансовой отрасли регулирования и административной

Государственное регулирование напрямую связанно с «денежной» деятельностью. Благодаря финансовой составляющей страна обеспечивает свое население социальными услугами, теплом, едой и другими подобными благами. С данным процессом непосредственно связанно административное право и финансовое право. Соотношение этих отраслей имеет довольно интересный характер.

  • Во-первых, финансовая отрасль возникла значительнее позже, нежели административная. Поэтому многие нормы первой категории схожи с институтами рассмотренной в статье сферы регулирования.
  • Во-вторых, предмет обеих отраслей пересекается. Финансовое право регулирует использование бюджетных средств органами государственной власти, а непосредственно административное – производит регулирование их деятельности.
  • В-третьих, административное и финансовое право регулирует входящие в их компетенцию отношения посредством единого, императивного метода.

Таким образом, связь обеих отраслей является довольно крепкой. Поэтому в некоторых случаях люди путают нормы административного и финансового права. Как мы понимаем, этот негативный фактор вызывает большое количество непредвиденных ситуаций.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]