Какие страны не выдают преступников России? Список стран, где нет экстрадиции в Россию

Что это такое: определение

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.

Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Израиль и ОАЭ

Земля обетованная готова дать приют и кров в первую очередь тем, у кого есть еврейские корни. Но, стоит государству усомниться в национальности, и беглец может быть отправлен по месту бывшей прописки. Однако, если к тому моменту, как документы об экстрадиции попадут в страну, человек успеет получить израильское гражданство, то его отпускать не станут, а отправят в местную тюрьму. Исключения для тех, кто совершил уголовное преступление – от таких отрекаются сразу.

В ОАЭ тех, кого обвиняют в экономических преступлениях практически не выдают, но стоит следствию переквалифицировать дело в уголовное, как Эмираты поспешат отправить беглеца. Зато если до этого человек успел нарушить закон ОАЭ, его не выдадут, пока он не отбудет наказание в этой стране. А преступлением здесь считается даже просрочка оплаты кредита. При чем это, по законодательству ОАЭ – уголовное преступление.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Как жить дальше?

В больше части стран, после рассмотрения дела об экстрадиции, можно рассчитывать на получение статуса беженца. Выезжать за пределы страны после этого можно, но не рекомендуется. Если же, очень хочется вернуться в Россию, то нужно дистанционно заниматься своим делом, и пытаться доказать свою невиновность. Это долго, дорого, но иногда помогает доказать, что человека обвиняли зря.

Автор: Юрий Моша, директор .

Вы знали,что каждый 113 житель планеты — мигрант, читаем статью здесь.

Условия выдачи преступника

Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Весомым аргументом отказа в экстрадиции может послужить политическая составляющая преследования.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Не ждите. Смогли сбежать — очень хорошо! Не смогли сбежать — есть варианты. Далее наша работа.

Стучитесь в Телеграм: @braso Более 30-ти лет решаем похожие проблемы и Вашу проблему решим. Отказа не будет, получите статус и защиту от экстрадиции. Знакомим очно с нашими в прошлом клиентами именно в той стране, в которой Вы окажетесь. Мы не берём предоплат. Стучитесь в Телеграм, тем более консультация о том, как пересечь границу, как разобраться с «браслетиком» и т.д. бесплатная. Поделюсь опытом реальных переходов границы нашими в прошлом клиентами. Мы не находимся в Р.Ф. и не являемся гражданами Р.Ф. Идентификационные данные не спрашиваем. Наш портал для тех, кто находится в Ф.Розыске. Огромное количество статей по Ф.Розыску, размещённых на нашем портале, написано мной. Я юрист, и знаю о том, что нужно делать и как. Границу пересечёте . . . Нам доверяют многие, в том числе юристы, адвокаты. В нашей практике были и судьи, имевшие проблемы с законом.

Порядок исполнения

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Каким образом Ваше дело доходит до экстрадиции

  • Против Вас возбуждают уголовное дело в Р.Ф.;
  • Вы не являетесь к следователю;
  • Вам заочно предъявляют обвинение;
  • После установления Вашего местонахождения вне пределов Р.Ф. объявляют Вас в розыск;
  • Следователь обращается в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • После санкционирования судом ареста следователь обращается в национальное бюро интерпола в Р.Ф.;
  • Бюро интерпола в Р.Ф. аккумулирует материалы от следователя и отправляют эту информацию в розыск по линии интерпола: основания обвинения, предположительное местонахождение и т.д.;
  • Если Вас задерживают, то доставляют в суд;
  • Суд выбирает Вам меру пресечения (европейские суды, как правило, оставляют под стражей до разрешения вопроса об экстрадиции);
  • В течении 40-ка дней после этого Р.Ф. должна представить официальный запрос о Вашей экстрадиции с его обоснованием, со всеми обвинительными документами, с обязательствами того, что в случае Вашей выдачи Вы на досудебных стадиях будете содержаться в надлежащих условиях и Вам не будет увеличено обвинение, и Вы не будете приговорёны к смертной казни;
  • Суд рассматривает запрос;
  • В случае отказа Вас в выдаче, как правило, Вам предоставят политическое убежище.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Основной принцип бегства у обвиняемых в различных преступлениях следующий:

1. Вас должны арестовать, — Вы бросаете всё и . . . куда — либо в Таиланд, в ближайшее зарубежье или ещё куда и далее начинаете думать о создавшейся ситуации и искать выход. У кого не оказывалось в наличии з/паспорта, тот, чаще всего, уходит на нелегал в надежде найти какой — либо выход.

2. Вы уже под следствием и ждёте суда, пытаясь сняв браслет, «рвануть» в тот же самый Таиланд или же в ближнее зарубежье. Хорошо если Вы догадались спрятать Ваш з/паспорт в надёжном месте до момента его изъятия. Без паспорта тоска! Уход на нелегал перед судом и далее поиск документа. Не всегда и у всех поиски заканчиваютмя удачно.

Основная тема у тех, кто попал в похожую ситуацию, — это выбор страны из которой невозможна экстрадиция. Информации в сети достаточно много, но вся эта информация однобокая и, чаще всего, вредная, т.к. вводит беглецов в заблуждение. К примеру прочитав про Англию, которая не выдаёт, пытаются въехать в страну начав какой либо бизнес . . . забывая при этом о том, что Англия, — это одна из самых дорогих стран, для проживания в которой нужно много денег. Не просто много, а очень много.

Есть ещё кое какие территории или же острова, которые не признали и не подписали соответствующую Конвенцию об Экстрадиции. Но и там нужны очень большие средства, без которых Вы просто не выживете.

Искать необходимо не страну, из которой невозможна экстрадиция и в которой вы просто «задохнётесь» не имея возможности даже для пересечения границы. Вы должны понять о том, что похожий вариант моментально Вас загонит в угол, лишая всех прелестей жизни. И даже Англия, которая не выдаёт беглецов России, считая российское законодательство несовершенным не является выходом. Поверьте, находясь всё время в Англии, Вы также будете задыхаться не только от невозможности пересечь границу, но и от постоянной нехватки денежных средств.

Вам нужен совершенно другой подход в понятии о том, как уберечься от Экстрадиции и жить полноценной и нормальной жизнью и при этом не «задыхаться», а иметь реальную возможность передвигаться в пространстве не боясь при этом экстрадиции.

Думать об экстрадиции необходимо не после того, когда начались действия по Вашей экстрадиции, а сразу же как только Вы смогли покинуть страну. А для этого есть мы. Мы на начальном этапе решаем проблему и с выбором страны, и с невозможностью в дальнейшем Вашей экстрадиции.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Как добиться экстрадиции через международные организации

Несмотря на то, что экстрадиция – вопрос исключительной компетенции правоохранительной системы государства, на территории которого находится запрашиваемый преступник, без привлечения международных инстанций его выдача, как правило, не осуществляется.

Процедура экстрадиции включает такие этапы:

  1. Прокуратура России подает запрос на розыск в Интерпол. Эта организация рассматривает материалы дела и, если они не несут политического подтекста, выдает согласие на розыск и арест.
  2. После поимки преступника суд арестовывает его по запросу Интерпола. Готовится его выдача.
  3. Однако экстрадиция возможна лишь по решению суда страны, в которой он был пойман. И на это решение ни Интерпол, ни какие-либо другие международные организации и институты официального повлиять не могут.
  4. Суд рассматривает решение в установленные внутренним законодательством страны сроки – от нескольких месяцев до нескольких лет.
  5. Если вынесен отрицательный вердикт, право на его обжалование в международные органы и суды не предоставляется. Единственное, что в таком случае может РФ – оказывать политическое давление на руководство страны и подавать повторные экстрадиционные запросы.

Государства, в которых нет этого понятия

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.

Страны безвизового въезда в США, входящие в программу VWP

Программа безвизового въезда позволяет гражданам стран-участниц въезжать на территорию Соединенных Штатов без визы. Этот фактор значительно облегчает поездку в США. На данный момент в программе участвует ограниченное количество стран.

США выставили очень жесткие ограничения на въезд на свою территорию и тщательно досматривает каждую страну, являющуюся участницей программы безвизового въезда. Программа постепенно включает всё больше и больше стран каждый год и нет причины опасаться, что еще больше стран не будут включены в программу.

На данный момент всего 39 стран входит в программу безвизового въезда, что открывает внушительные возможности для путешествий не только для туристов, отправляющихся в США, но и для туристов, выезжающих из этой страны.

Следующие страны входят в программу безвизового въезда:

* Чтобы получить допуск на поездки по программе безвизового въезда, граждане Великобритании должны обладать неограниченным правом на постоянное место жительства в Англии, Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии, Нормандских островах и на острове Мэн.

Кроме того: «Согласно Закону об улучшении программы безвизового въезда и предотвращении перемещения террористов от 2015-го года туристы, относящиеся к следующим категориям, больше не допускаются к въезду на территорию США по программе безвизового въезда:

  • Граждане стран, входящих в программу безвизового въезда, если они были или находятся в Иране, Ираке, Ливии, Сомали, Судане, Сирии или Йемене с 1-го марта 2011-го года (с ограниченными исключениями на поездки в дипломатических или военных целях ради страны, входящей в программу безвизового въезда).
  • Граждане стран, входящих в программу безвизового въезда, если они также являются гражданами Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии или Ймена”.

Процесс досмотра

Процесс заключения соглашения о вступлении в программу безвизового въезда зависит от нескольких различных факторов. Конечно, страна должна быть надежной союзницей. Она должна прийти к соглашению с США о допуске их граждан на свою территорию по взаимным правилам въезда.

Страны, чьи кандидатуры рассматриваются на предмет вступления в программу, начинают свой путь с их выдвижения той страной, которая уже является участницей программы. По их выдвижению начинаются переговоры. США ведут себя очень предусмотрительно, когда речь заходит о выборе страны на участие в программе.

Выдвижение со стороны-участницы рассматривается как подтверждение способности рассматриваемой страны следовать руководящим указаниям, являющимся частью программы. Иными словами, если одна страна выдвигает другую страну, то выдвигающая страна берет на себя ответственность за выдвигаемую страну касательно её поведения во время процесса.

Процесс от выдвижения до подтверждения может занять 1-3 года. В этот период рассматриваются многие факторы, а перед выдвигаемой страной ставятся следующие требования:

  • Следовать действующим правилам и установленным требованиям
  • Не подвергаться обвинениям в нарушении прав человека
  • Соглашаться раскрывать перед США данные по безопасности касательно правоприменительной деятельности
  • Соглашаться выпускать биометрические паспорта
  • Разработать своевременную систему отчетности об утерянных, пустых и украденных паспортах
  • Поднять на высокий уровень меры по борьбе с терроризмом, пограничный контроль, стандарты защиты документов и стандарты правоприменительной деятельности

Страны, неспособные соответствовать высоким стандартам и ожиданиям касательно требованиям на въезд со своей территории, получат отказ и не будут рассматриваться повторно на участие в программе в течение 5 лет. США с большой серьезностью относятся к безопасности при въезде и требуют, чтобы страны, участвующие в программе безвизового въезда, так же соответствовали этим строжайшим правилам, декларирующим въезд на свою территорию.

Выдвинутые и обозначенные страны

Существует список стран на рассмотрении о вступлении в программу безвизового въезда.

Аргентина участвовала в этой программе с 1996-го по 2002-й год, но на данный момент её участие прекращено.

  • Бразилия
  • Болгария
  • Кипр
  • Израиль
  • Польша
  • Румыния
  • Турция
  • Уругвай

Каждая из обозначенных выше стран либо находится на рассмотрении, поскольку была выдвинута, или уже находится в плане по вступлению в программу после успешного рассмотрения её кандидатуры. План – это словно список компонентов. В нём указаны определенные этапы, а завершают их одобрение на безвизовый въезд.

Что значит безвизовый режим лично для вас

Без сомнения, гораздо проще въезжать в США, когда нет необходимости оформлять визу, ведь этот процесс может занять несколько месяцев. Но безвизовый режим не означает гарантированное разрешение на въезд или поездку абсолютно без документов. Даже граждане стран, входящих в программу безвизового въезда, должны получить разрешение на въезд в США.

Гораздо проще получить одобрение на ESTA (что означает «Электронная система получения разрешения на въезд»). Вы сможете получить разрешение в течение 24 рабочих часов, если загляните сюда. Вы сможете получить допуск, необходимый для того, чтобы вступить на борт самолёта или судна, а также для того, чтобы пересечь границы США.

Помните, что разрешение ESTA не означает, что вас не остановят на границе и откажут во въезде, но вам в любом случае нужен этот документ, чтобы получить допуск на въезд в США.

Многие граждане стран, входящих в программу безвизового въезда, никогда не сталкиваются с проблемами при въезде в США, имея на руках разрешение ESTA. Если у вас есть действительный биометрический паспорт и если вы честно ответили на вопросы при подаче заявления на ESTA, у вас вряд ли возникнут какие-либо затруднения.

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что
депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.
Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2021 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Интерпол, экстрадиции, розыск активов и другие тренды в работе международного адвоката

Ваше адвокатское объединение одно из немногих, кто помогает в снятии с розыска Интерпол. С чего все началось?

Первыми нашими клиентами были крупные украинские и российские бизнесмены, которые вследствие коммерческих конфликтов стали фигурантами уголовных преследований и вынуждены были эмигрировать. Представляя их интересы в международных спорах в таких популярных юрисдикциях как Великобритания, Кипр, Швейцария и Лихтенштейн, постепенно появилась потребность в выработке стратегии защиты в уголовных делах, которые возбуждались с целью оказания давления на бизнес и его собственников. Так, постепенно стали развиваться новые практики как розыск активов, защита при экстрадиции, взаимодействие с Интерполом и помощь в получении политического убежища. В это же время сформировались контакты с ведущими юристами в этой сфере.

На данный момент большинство наших клиентов — выходцы из постсоветских стран, в основном, из Российской Федерации и Украины. Как правило, это крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники.

Занимаясь адвокатской практикой с 2001 года и работая с различными юрисдикциями, мной, в 2014 году, был получен статус зарегистрированного иностранного адвоката в РФ и в 2015 году — в Польше.

Расскажите, как все происходит, каковы первые шаги?

Существуют различные способы коммуникации с Комиссией по контролю за файлами Интерпола, которая фактически является апелляционным и надзорным органом по отношению к Секретариату Интерпола. Для консультирования в данном вопросе необходимо достаточно скрупулезно изучить Конституцию, Правила и Положения Интерпола, а также Практику решений, вынесенных Комиссией по контролю за файлами. Это достаточно большой пласт документов, от которого не стоит отклоняться при подготовке соответствующих прошений.

Конституция и Правила Интерпола запрещают использовать соответствующие каналы с целью политического, военного, религиозного или расового преследования. Тем не менее, на практике мы часто сталкиваемся со случаями, когда запрашиваемое государство манипулирует информацией и/или прикрывает политическое преследование или бизнес-спор какими-либо надуманными уголовными расследованиями с различной квалификацией.

Инспектируя информацию, направленную в Секретариат организации полицейского сотрудничества или направленную путем рассылки, мы постоянно находим составы преступлений, по которым уже произошла переквалификация, изменен размер ущерба или, того хуже, дело было закрыто или состав преступления декриминализован законодателем.

Все это свидетельствует о том, что перед обжалованием необходимо запросить Комиссию по контролю за файлами Интерпола предоставить имеющуюся информацию. При этом достаточно часто нам удается добиться блокировки файла в отношении наших клиентов. Это касается как розыскных «красных» карт, так и «голубых», которые направлены на установление местонахождения.

Сегодня мы занимаем проактивную позицию и направляем превентивные запросы (preventive request) с целью блокирования попыток рассылки информации о клиенте или внесение ее в базы Интерпола, например, когда нам уже известно об объявлении клиента в национальный или международный розыск. Этот шаг обеспечивает достаточно эффективное противодействие незаконному розыску. Достаточно часто национальные бюро не отягощают себя заполнением форм для красных карт (red notice), а делают рассылку (diffusion notice) по сети Интерпол «i-link». Некоторые клиенты узнают о том, что находятся в розыске Интерпола по отказам в получении визы в США. Если вашу американскую визу аннулировали, это может служить признаком международного розыска.

Обязательно необходимо детально изучать текст подозрения и/или обвинения, документов об аресте и объявлении в международный розыск на их соответствие с текущем периоде с переданной по каналам ИНТЕРПОЛ информацией. Как правило расследования длятся достаточно долго, изменяется позиция следствия, квалификация, основания преследования, однако постоянно менять линию обвинения и информировать об этом международную организацию запрашиваемое государство не имеет возможности и желания — это наша задача, международных адвокатов. Мы указываем не только на недостатки самого расследования, его мотивы, но и на состояние судебной, пенитенциарной системы, прав человека, свободы ведения бизнеса, устоявшихся практик. Для этих целей мы привлекаем ведущие классические университеты и всемирно признанных специалистов по каждой конкретной стране в области права, политики, культуры и социальных отношений. Это, безусловно, обогащает наше понимание и опыт.

На сегодня не все государства Международной организации уголовной полиции взаимодействуют между собой в части выдачи разыскиваемых лиц. Например, граждане России и Украины часто скрываются в США, Великобритании, Турецкой Республике Северного Кипра, ряде карибских стран.

В эпоху открытого обмена данными можно получить доступ к результатам многочисленных исследований по каждой конкретной стране в мире. Кроме этого, проводится анализ прессы, а также высказываний правоохранителей, которые достаточно часто называют преступниками лиц, в отношении которых нет приговора суда. При этом домыслы, предположения и догадки стороны обвинения всегда будут трактоваться против них.

Только подготовив обоснованные аргументы и собрав необходимые доказательства, стоит обжаловать в Комиссию по контролю за файлами внесение лица в соответствующую базу Интерпола.

С конца 2021 года удалось добиться снятия с международного розыска по каналам Интерпола и Европола в десятках кейсов для клиентов, среди которых известные бизнесмены, оппозиционные политики, бывшие чиновники. Во многих случаях это сопровождалось процедурой получения политического убежища или же успешного отказа в экстрадиции в Великобритании, Швейцарии, Испании, Польше, на Кипре и других странах ЕС.

Среди уникальных случаев, работа с «зелеными» картами Интерпола, которые используются некоторыми странами для блокировки въезда на их территорию в случаях, когда лицо не имеет обвинения, но, по мнению отдельной страны, принадлежит к преступной организации и является потенциальным преступником. Есть примеры, когда под разыскиваемое государством лицо и его дату рождения подставляется гражданин другой страны с такой же датой рождения. Человеческая фантазия безгранична и используется как преступниками, так и недобросовестными правоохранителями. Кому-то это ломает судьбы, а для кого-то создаёт возможности.

Безусловно, развитию данной практики предшествовала традиционная судебная и уголовная практики. Наша команда представляла крупные российские банки в Украине в связи с обвинениями в финансировании терроризма, защищала интересы самой известной международной европейской финансовой организации в крупном судебном процессе в Украине, представляли интересы различных банков в связи с крупными взысканиями и разрабатывали алгоритмы судебного обжалования санкций, введенных в отношении ряда российских компаний в Украине и Великобритании, а также механизмы освобождения задержанных в Украине российских судов.

А что бывает с теми, кому не повезло и кого уже задержали?

Бытует распространенное мнение, что граждан ЕС, США или Израиля не выдают их страны. Хочу разочаровать. Речь идет об определенных ограничениях, однако они достаточно общие и установлены Европейской конвенцией об экстрадиции (выдаче). Действительно некоторые страны могут запросить дополнительные гарантии у запрашиваемого государства относительно условий содержания под стражей; не может быть применена мера наказания более строгая, нежели предусмотренная в стране, где лицо было задержано и т.п. Однако, есть и ряд минусов, так, например, лицо с паспортом гражданина ЕС не может попросить политическое убежище, т.к. возникает закономерный вопрос, почему это лицо не защищается в своей стране, которая уже состоит в ЕС.

Есть целый блок вопросов для граждан ЕС и владельцев вида на жительство, которые могут стать помехой для получения политического убежища — это отдельная тема применения Дублинской Конвенции и определения государства, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища.

Еще раз отмечу, что выдача из Израиля, Великобритании и США возможна, как основываясь на принципах взаимности «reciprocity», так и ввиду ряда отработанных правоохранителями трюков в рамках существующих процедур. Например, при задержании «случайно» дыроколом повреждался паспорт и виза (вид на жительство), которые при проверке в участке признаются недействительными и т.п., что влечёт депортацию. К слову, используя принцип взаимности, мы первыми добились признания и исполнения решения английского суда в Украине, которая не имеет договора о правовой помощи в гражданских делах с Великобританией.

Представляя интересы потерпевших в одной из стран СНГ и занимая проактивную позицию, мы смогли передать уголовное дело в США по одному из фигурантов, а другого осудить в Прибалтике путем передачи материалов уголовного дела о похищении бизнесмена в Украине, что также является своего рода уникальным случаем.

Как и в случае с розыском, необходимо изучить является ли преступление таковым в стране, где лицо было задержано — соблюдается ли принцип «double criminality». Такой термин как растрата банально неправильно переводится, а мошенничество может быть в странах английского права предметом как уголовного преследования, так и гражданского спора (criminal vs civil fraud). Совсем недавно, доказав несоблюдение принципа «double criminality», удалось добиться отказа одной «беглой» российской градоначальницы.

При этом не стоит забывать, что экстрадиция это не единственный способ отправить домой разыскиваемое лицо. Не стоит забывать и о депортации, которая наступает для лиц, нелегально прибывших в ту или иную страну или превысивших срок пребывания в ней. Правоохранители будут отслеживать любое лицо, по которому идет кооперация с запрашиваемым государством, и, с удовольствием, обойдутся без экстрадиционного процесса в суде, депортировав разыскиваемое лицо ближайшим рейсом и руководствуясь принципом «нет человека – нет проблемы». Поэтому вопрос законного нахождения и статуса в стране, где обосновались и планируют защищаться клиенты, изучается нами достаточно скрупулёзно.

Юридических аспектов очень много, например, предметом дискуссии является возможность включения срока содержания под стражей при ожидании экстрадиции в срок содержания под стражей. Несмотря на осуждение Европейским судом по правам человека практики длительного содержания под стражей без приговора, сегодня в странах Европейского Союза такой процесс может идти около 5 лет, с учетом всех обжалований. Это свидетельствует о том, что 40-дневные периоды на предоставление документов запрашиваемым государством и рассмотрение вопроса экстрадиции задержанного лица попросту не соблюдаются. Приведу пример: гражданин Израиля был задержан на Кипре по запросу Украины и содержался почти три года под стражей несмотря на то, что Интерпол признал его преследование политически мотивированным. Казалось бы, наднациональная международная организация дала заключение для местного суда, который должен был бы отказать в экстрадиции, однако только благодаря организованному международному давлению и возможному иску в ЕСПЧ удалось освободить политически преследуемого узника. Отмечу, что после смены власти в 2014 году Украина многократно признавалась нарушителем Правил и Положений Интерпола в связи с политическим характером преследований, которые, к большому сожалению, так и не были прекращены новоизбранной властью.

Расскажите о запросах иностранных правоохранителей, связанных с расследованием источника доходов владельца счета

Все чаще возникают дела по запросам иностранных правоохранителей, связанные с расследованием источника доходов владельца счета. Это достаточно новая категория дел. Мы имеем в своем портфеле уже насколько успешных дел по отстаиванию интересов клиентов, один из которых даже предъявил претензии к прокуратуре в Швейцарии и получил компенсацию за понесенные расходы на швейцарских юристов. Безусловно, это не полное покрытие расходов, т.к. юридическая команда состояла из адвокатов различных юрисдикций. Самое печальное, что во всех случаях, с которыми мы сталкивались, инициатором таких расследований были сотрудники (compliance officer) швейцарских банков. Речь идет не о несоблюдении хваленой банковской тайны, а о прямой сдаче частных клиентов. Как адвокаты мы также добивались блокировки счетов оппонентов в Швейцарии, Лихтенштейне, на Кипре и других юрисдикциях, если обладали соответствующей информацией.

Стоит отметить, что запрашиваемая сторона может достаточно эффективно взаимодействовать со странами — членами Интерпола. Из материалов дел наших клиентов мы можем судить, что правоохранители России и Украины для установления местоположения или владения имуществом часто используют каналы Интерпола и Европола. Интересны, например, случаи проверки информации о незадекларированном чиновниками имуществе. В этой связи мы консультируем даже журналистов и общественных активистов.

Правоохранители используют этот механизм и для расследования экономических и хозяйственных правонарушений. Например, в российской арбитражной практике уже встречаются случаи, когда суды принимают в качестве доказательства наряду с материалы камеральной таможенной проверки, также соглашения и инвойсы, полученные по каналам Интерпола.

Вы упомянули, что занимаетесь розыском активов?

Мы наработали большое количество партнеров и знаем большинство специализированных компаний, которые занимаются от розыска яхт и установления реальных собственников, розыска похищенных людей до цифрового слежения, отслеживания корпоративного структурирования оффшоров, трастов и банковских транзакций. Все это необходимо для борьбы с рейдерством, корпоративным мошенничеством, обманами, сговорами, присвоением имущества, нарушениями договорных отношений, а иногда и семейными спорами.

В юрисдикциях английского права в распоряжении истца имеется широкий спектр различных обеспечительных мер, которые можно эффективно применить к мошенникам. Это и всемирное замораживание активов, позволяющее запретить распоряжаться активами, где бы они не находились; распоряжение о сдаче паспортов; распоряжение о предоставлении информации об активах; распоряжение о предоставление информации; поиск имущества и другие. Это дает возможность без ведома ответчика получить всю необходимую информацию и атаковать его, подкрепившись более серьезными аргументами и доказательствами.

Не стоит недооценивать и работу журналистов. Сегодня доступны достаточно большие объемы информации, благодаря Панамскому скандалу, WikiLeaks и другим источникам. Например, очень любопытной была обнародованная переписка сотрудников международного департамента прокуратуры Кипра с украинскими прокурорами. По сути, она свидетельствует о тесном неформальном общении. На мой взгляд, это вполне могло бы стать основанием для расследования. Однако все завершилось небольшим скандалом в прессе и переводом в другой отдел одной сотрудницы в прокуратуре Кипра. В Украине же по данному факту неформального общения высокопоставленных сотрудников прокуратуры никаких расследований не проводилось.

Необходимо ли что-то менять?

Безусловно. Отсутствие доверия и справедливого судебного рассмотрения, с одной стороны, приводит как к рассмотрению коммерческих споров в Великобритании и на Кипре, а, с другой, в уголовном и экстрадиционном процессе – к запросу дополнительных гарантий, отказам в выдаче разыскиваемых и запрашиваемых лиц, а также усложняет обработку запросов правоохранителей.

К сожалению, несмотря на все попытки реформирования постсоветских органов прокуратуры присутствуют злоупотребления процессуальными правами, неправомерное создание доказательств обвинения, различного рода фальсификации документов. Прокуратуры многих европейских стран устроены как юридические фирмы и не желают терпеть поражение в суде, а потому открыто говорят о том, что полученную информацию необходимо по нескольку раз перепроверять (double check).

Это общая проблема, она в равной степени касается Европейских стран и США. Так, например, введение санкций зачастую осуществляется на основании догадок, домыслов и поддельных документов, что многократно было доказано в Суде Европейского союза. Понес ли кто-то из еврочиновников ответственность? Мне такие факты не известны. Другой пример — снятие санкций с иранских банков, как европейских, так и в Великобритании. Приоткрою секрет, в этом случае казначейство Великобритании выплатит внушительную компенсацию.

Сиюминутная политическая целесообразность часто затмевает разум чиновников всех стран, включая европейские.

Для чиновников сейчас также появляются новые вызовы. Например, они не смогут получить в ближайшие пять лет после завершения госслужбы такое популярное гражданство Кипра. Еще один аспект, который никогда не скажут продавцы гражданства и недвижимости на Кипре, —согласно требованиям Закона Республики Кипр «О гражданстве» у государства существует возможность отзыва гражданства, если в течение семи лет с момента его выдачи гражданин Кипра где-либо в мире был привлечён к уголовной ответственности. Сегодня Кипр возглавляет список стран, предоставляющих гражданство ЕС, при этом среди новоиспеченных граждан лидерами являются россияне и украинцы. Такие же механизмы существуют и в Карибских паспортных программах.

У нашей команды есть отличные результаты в области преследования преступников в Великобритании благодаря взаимодействию с целым рядом государственных органов и организаций, таких как Government Legal Department, Secretary of State for the Home Department, Serious Fraud Office, National Crime Agency и другими для целей предотвращения получения статуса политического убежища, а также содействия экстрадиции. И это отличный повод для работы как в защите, так и в нападении вместе с российскими коллегами из ведущих российских юридических, финансовых и промышленных групп.

Необходимо отметить, что и скорость разрешения споров в Российской Федерации сегодня выше нежели в Великобритании или на Кипре, несмотря на отдельные нарекания на саму систему правосудия.

Какие практики по Вашему мнению будут расти в ближайшее время?

Популярность набирают такие практики как очистка репутации и работа с данными в таких compliance-базах как World-check, Compliance & Risk Management (Lexis Nexis), СПАРК и других. В мире цифровых технологий получит развитие работа с «правом на забвение» в таких популярных поисковых системах как Google, Yahoo, Yandex с целью удаления негативной информации о клиентах. Последние полтора года мы наработали достаточно обширную судебную практику по удалению видеоматериалов, неправомерно размещенных относительно наших клиентов в YouTube.

Несмотря на определенный уровень автоматизации и появления ботов, хорошие адвокаты и качественные юридические услуги будут востребованы всегда. Мы работаем с людьми и для людей и ничто не заменит живое общение, профессиональный опыт и жизненную мудрость. Юристы являются либо частью проблемы, либо инструментом ее решения, в зависимости от того, кого они представляют, и какая задач стоит.

В условиях политической и экономической нестабильности на постсоветском пространстве, отсутствии справедливого правосудия, – правоохранители часто не выполняют свои функции преследуя политиков и бизнесменов, а потому такая узкая сфера как «troubleshooting» будет стремительно развиваться.

https://rapsinews.ru/incident_publication/20201230/306637632.html

Проблемы экстрадиции

На словах многие страны поддерживают идею экстрадиции. Действительно, если бы была налажена выдача преступников странам, которые осуществляют уголовное преследование лиц за совершенное ни их территории преступление, однозначно бы повысилась законность во всем мире. У преступников бы утвердилась мысль, что они везде вне закона и не останутся безнаказанными. Однако на деле государства часто не могут договориться между собой, кроме того, нормы международного права не имеют единой практики их применения.

И, конечно, политическая обстановка играет важную роль. Фактически каждый факт экстрадиции — это волевой акт, в настоящий момент, никто не вправе принудить к этому независимое государство. Россия в последнее время серьезно испортила дипломатические отношения со многими странами, поэтому список стран, постоянно отказывающий ей в экстрадиции, не спешит сокращаться.

Страны, где нет экстрадиции в Россию

Борьба с международной преступностью является важнейшей задачей, над решением которой работают многие государства. Совместными усилиями они разыскивают фигурантов криминальных дел и возвращают их на Родину, где те предстают перед справедливым судом. Подобная картина является утопией, поскольку на практике дела обстоят куда более запутанно.

Большинство стран мира условно поддерживает инициативу по выдаче и возвращению лиц, совершивших преступление на территории своего родного государства. В реальности они крайне редко могут прийти к единому мнению и договориться между собой. Именно поэтому список стран, где нет экстрадиции в Россию, по-прежнему остается достаточно обширным.

Международные нормы

В современном международном праве экстрадиция, по общему положению, является правом, а не обязанностью государства. На выдачу с большой долей вероятности можно рассчитывать при совпадении нескольких условий:

  • преступное деяние совершено на территории заинтересованной стороны;
  • преступник является ее гражданином;
  • деяние повлекло вред государству или его гражданам;
  • преступления являются наказуемыми по законодательству обеих стран.

Однако часто экстрадиция запрещается на конституционном уровне, Россия своих граждан, например, не выдает. Согласно Конвенции от 1957 года преследуемых по политическим мотивам может быть присвоен особый статус.

Высок процент выдачи преступников там, где между государствами действует соответствующее соглашение. У России они заключены с 65 странами, а это меньше трети от всей численности государств.

Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину

На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.

Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.

Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.

Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила. К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат. В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.

Ещё одним камнем преткновения служит Европейская конвенция об экстрадиции, которая была заключена в 1957 году и поддержана большинством мировых держав. Согласно ей преступникам, который преследуется в других странах по политическим мотивам, предоставляется особый статус. Кроме того, они не подлежат выдаче и находятся под защитой нового государства.

Какие страны не выдают преступников РФ?

Этот список включает как давних противников на международной арене, так и бывших союзников и даже соседей:

  • США (Россия отвечает взаимностью и уже несколько лет не выдает известного разоблачителя Эдварда Сноудена);
  • Великобритания;
  • Китай;
  • Венесуэла (хотя прецедент были);
  • Польша;
  • Швеция;
  • Украина (что вполне очевидно);
  • Беларусь (неожиданно, но факт);
  • Япония;
  • бывшие советские республики Прибалтики;
  • Израиль.

Исходя из практики, однозначно можно говорить об отсутствие выдачи только относительно тех государств, с которыми на данный момент безнадежно испорчены взаимоотношения. Так, Камбоджа долго отказывалась выдать Сергея Полонского, так как никогда прежде преступников России не выдавала, а потом, по слухам, олигарх стал злоупотреблять гостеприимством (хотя считается, что в Камбодже высок уровень коррупции). В результате, сейчас с Камбоджей подписан двусторонний договор об экстрадиции.

Каждый день новые советы юристов на канале «Таков Закон». Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Источник

Как выбрать страну, которая не выдаст

Каждый год российское правительство требует экстрадиции около 700 граждан, находящихся в других странах. На практике на родную землю возвращают не более 10%. Официальные двусторонние отношения об экстрадиции у России далеко не со всеми странами, но даже те, которые не заключили этот договор, могут выдать граждан. В последние годы этим грешат государства Азии и Латинской Америки. В списке ненадежных остаются все страны бывшего СНГ и Восточной Европы.

«Выбирая страну, советую не смотреть на официальные договора, а учитывать другие факторы. Если у вас есть недвижимость в США, Западной Европе или других государствах, стоит попробовать ехать туда. Для правительства этих стран человек, которые вложился в квадратные метры на их территории, уже благонадежен. Если есть бизнес за границей – это тоже плюс. При чем и покупкой жилья, и регистрацией фирмы за границей, стоит побеспокоиться заранее», — советует Юрий Моша, директор .

А вот выбирать по принципу, что все это временно, и нужно только переждать, специалисты не советуют. Судебная система в России не настроена на оправдательные приговоры. Согласно статистике только 1% дел завершаются хэппи-ендом для подозреваемых. Остальные вынуждены остаться жить за границей навсегда и учиться строить бизнес и жизнь.

Какие дела интересны правосудию

Так что просьба России о депортации, продолжил адвокат, удовлетворяется не всегда. К примеру, по ее запросу Испания рассматривала в 2001 году дело олигарха Владимира Гусинского, обвиненного на родине в хищении. Судьи НСПИ заподозрили наличие в деле политических мотивов, и Гусинский не был выдан.

Многие даже не представляют, где находятся эти страны. А правонарушители уже детально изучили их и готовы там остаться, лишь бы избежать тюремных стен. Пресс-секретарь также считает новые санкции против России вмешательством во внутренние дела государства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]