Статья 317.1. Порядок заявления ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

1. Ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подается подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора. Это ходатайство подписывается также защитником. Если защитник не приглашен самим подозреваемым или обвиняемым, его законным представителем или по поручению подозреваемого или обвиняемого другими лицами, то участие защитника обеспечивается следователем.

2. Подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия. В этом ходатайстве подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

3. Ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве представляется прокурору подозреваемым или обвиняемым, его защитником через следователя. Следователь, получив указанное ходатайство, в течение трех суток с момента его поступления либо направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, либо выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

4. Постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником руководителю следственного органа.

Что изменилось с 1 августа 2021 года? Когда теперь применяются положения ст. 317.1 ГК РФ?

Во-первых, ранее положения ст. 317.1. ГК РФ применялись автоматически, если стороны в договоре не предусмотрели условие о ее неприменении. С 1 августа 2021 года положения ст. 317.1. ГК РФ будут применяться только в том случае, когда стороны прямо установили в договоре условие о ее применении либо указание на применение таких процентов установлено законом.

Во-вторых, до 1 августа 2021 года положения статьи подлежали применению только к предпринимательским отношениям. Теперь же физические лица также вправе включить в заключенный между ними договор условие о применении ст. 317.1 ГК РФ к своим отношениям.

Неизменным, однако, осталось то, что проценты подлежат начислению за период предоставления должнику рассрочки/отсрочки платежа, то есть когда сам кредитор свои обязательства (по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг и т.д.) исполнил. На случаи предварительной оплаты товара, работ, услуг действие указанной статьи не распространяется.

Всегда ли начисляются и выплачиваются проценты по ст. 317.1 ГК РФ?

С 1 августа 2021 года проценты подлежат начислению и выплате кредитору, если законом или договором их начисление предусмотрено. Если стороны не определили в договоре и законом прямо не установлено иное, размер процентов, определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Ранее проценты рассчитывались исходя из ставки рефинансирования, однако правка эта, скорее, формальная, чем существенная.

Участники гражданского оборота, как и прежде, вправе изменить ставку, из которой будет определяться размер процентов.

Нам часто задают вопрос, нужно ли выплачивать проценты кредитору, если он не предъявил соответствующего требования. С 1 августа 2021 года существует два ответа на этот вопрос:

  • да, нужно, если договор заключен в период с 01 июня 2015 года по 31 июля 2021 года и стороны не включили в договор условие о неприменении положений ст. 317.1 ГК РФ к их правоотношениям;
  • нет, не нужно, если договор заключен в период до 1 июня 2015 года, а также в период с 1 августа 2021 года и стороны не предусмотрели в договоре условие о начислении таких процентов, а закон не содержит прямого указания на их начисление.

Проценты по ст. 317.1 ГК РФ не являются санкцией за неисполнение обязательств. Это обычная «плата» за пользование денежными средствами кредитора. Гражданское законодательство исходит из принципа добросовестности участников: предполагается, что должник по договору, заключенному в период с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года, не должен ждать направления в его адрес дополнительного требования от кредитора, а должен самостоятельно при погашении задолженности сверх суммы основного долга оплатить и проценты.

Для того чтобы исключить применение статьи к отношениям сторон по договору, заключенному после 1 июня 2015 года, необходимо было в тексте самого договора либо в дополнительном соглашении к нему (если договор уже заключен), предусмотреть следующую формулировку: «К правоотношениям сторон по настоящему договору положения ст. 317.1. ГК РФ не применяются». Если же в договоре такая формулировка отсутствует, ст. 317.1. ГК РФ применяется по умолчанию.

Похожие статьи на «Как применять положения ст. 317.1 ГК РФ»

Как соотнести ст. 317.1 ГК РФ и ст. 395 ГК РФ и возможно ли их одновременное применение?

Вопрос о соотношении ст. 317.1. и ст. 395 ГК РФ в настоящий момент также не решен однозначно. Суды и в этом вопросе расходятся во мнениях, причем их позиции закреплены только на уровне первой инстанции. Так, Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области во вступившем в законную силу решении от 08.07.2015 г. по делу №А56-30587/2015 указал, что основания для начисления этих процентов различны и возможно их одновременное начисление. Эта позиция представляется наиболее обоснованной.

Ст. 317.1 ГК РФ, как уже отмечалось выше, не является санкцией за неисполнение обязательств (в отличие от ст. 395 ГК РФ). Рассматривая ситуацию с этой точки зрения, приходим к следующему выводу: если должник исполнит обязательство по оплате основного долга, но не произведет оплату начисленных на него процентов по ст. 317.1. ГК РФ, то на эти проценты кредитор вправе заявить требование о начислении и оплате процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ с момента возникновения просрочки по оплате процентов по ст. 317.1. ГК РФ и до момента их фактической оплаты.

Арбитражный суд Ростовской области в решении от 03.07.2015 г. по делу №А53-3935/15 (вступило в законную силу) и от 06.07.2015 г. по делу №А53-32356/14 (апелляционная инстанция оставила решение без изменения) выразил иную позицию: «Суд полагает, что положение ст. 317.1 ГК РФ (в силу субъектного состава лиц, возникновения спора из предпринимательской деятельности) являются специальной нормой по отношению к ст. 395 ГК РФ. В связи с изложенным в тех случаях, когда должник – коммерческая организация не уплачивает денежную сумму после наступления срока платежа, на сумму задолженности подлежат уплате проценты: к отношениям сторон, которые существовали до 31 мая 2015 г., положения ст. 395 ГК РФ, а к отношениям, существующим после 1 июня 2015 г., положения ст. 317.1 ГК РФ».

Аналогичной позиции придерживается и Арбитражный суд Кемеровской области: решения от 26.06.2015 г. по делу №А27-7790/2015 (вступило в законную силу), от 29.06.2015 г. по делу №А27-8074/2015 (вступило в законную силу) и от 06.07.2015 г. по делу №А27-8589/2015 (апелляционная жалоба возвращена).

Проценты по ст. 395 ГК РФ подлежат начислению с того момента, когда у должника возникла просрочка в исполнении обязательств по оплате. Начисление же процентов по ст. 317.1 ГК РФ должно производиться с момента получения должником исполнения обязательств от кредитора (товара, результата работ и т.д.) и до момента внесения за них оплаты. При этом проценты по ст. 317.1 ГК РФ будут начисляться и в тот период, когда возникла просрочка по оплате, поскольку несвоевременное исполнение обязательств не повлекло за собой прекращения пользования процентами по денежному обязательству. Именно поэтому в данном случае на проценты, начисленные в соответствии со ст. 317.1. ГК РФ, подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ. Двойная ответственность не возникает, так как основания для начисления этих процентов различны.

Чтобы лучше понять, как производится расчет в этом случае, рассмотрим пример. Предположим, заключен договор на поставку товара стоимостью 10 000 рублей с условием оплаты в течение 10-ти календарных дней с момента поставки. 10-го числа покупатель товар принимает, и с 11-го числа до 20-го подлежат начислению проценты по ст. 317.1 ГК РФ. Покупатель обязательства по оплате в установленный срок не выполнил и произвел оплату только 25-го числа. Денежными средствами он фактически пользовался с 11-го числа по 25-е, а с 21-го по 25-е возникла просрочка, за которую кредитор вправе требовать оплаты процентов по ст. 395 ГК РФ (если не установлен договорный размер неустойки за просрочку оплаты). В итоге покупатель должен кредитору 10 000 рублей плюс проценты по ст. 317.1 ГК РФ на эту сумму за период с 11-го числа по 20-е, а также проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, расчет которых производится от суммы основного долга – 10 000 рублей и начисленных на нее процентов по ст. 317.1 ГК РФ за период с 21-го числа по 25-е. Таким образом, за период с 21-го по 25-е покупатель оплачивает и проценты по ст. 317.1 ГК РФ, и начисленные на них проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что позиции судов не только различны, но и противоречивы в некоторых формулировках. Единой практики по применению статей 317.1 и 395 ГК РФ в настоящий момент нет, а имеющиеся решения вынесены только судами первых инстанций. Следует дождаться формирования судебной практики хотя бы на уровне арбитражных апелляционных судов и после этого, в зависимости от преследуемых целей, заключать или не заключать дополнительные соглашения к договорам, заключенным до 1 июня 2015 года, о возможности неприменения ст. 317.1 ГК РФ.

Похожие статьи на «Как применять положения ст. 317.1 ГК РФ»

Комментарий к статье 317.1 УПК РФ

1. Досудебное соглашение о сотрудничестве — это соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения (п. 61 ст. 5 УПК). Сущность такого соглашения состоит в том, что подозреваемый или обвиняемый берет на себя обязательства оказать содействие следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, в обмен на снижение наказания в соответствии с ч. ч. 2 и 4 ст. 62 УК РФ.

Основанием для заключения досудебного соглашения является обращенное к прокурору соответствующее ходатайство подозреваемого или обвиняемого, а условиями: а) наличие подозрения или обвинения по делу, по которому производится предварительное следствие; б) добровольность заявления ходатайства после консультаций с защитником; в) потребность органов уголовного преследования в получении содействия со стороны подозреваемого или обвиняемого.

2. Необходимо отметить противоречие между содержанием норм главы 40.1 и понятием досудебного соглашения о сотрудничестве, данного в основных положениях Кодекса (п. 61 ст. 5), согласно которому это соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения. Между тем к стороне обвинения закон относит не только прокурора, следователя, руководителя следственного органа и т.д., но также и потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя (п. 47 ст. 5). Сторона защиты — это не только обвиняемый и его защитник, но также и гражданский ответчик, его законный представитель и представитель и т.д. (п. 46 ст. 5). Тем не менее ч. 3 ст. 317.3 сама по себе не требует, чтобы досудебное соглашение о сотрудничестве подписывалось не всеми участниками процесса со стороны обвинения и защиты, а упоминает о его подписании лишь прокурором, подозреваемым или обвиняемым и его защитником. Что это, пробел в регулировании гл. 40.1 УПК или действительная позиция права?

Посмотрим, насколько принципы равенства сторон (ч. 4 ст. 15), в том числе потерпевшего, а также справедливости гарантированы той процедурой, которая предусмотрена данной главой. Законный материально-правовой интерес потерпевшего обычно состоит в назначении виновному справедливого наказания и полном возмещении вреда, причиненного преступлением. В свою очередь, справедливость назначаемого наказания зависит от его соответствия характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам дела и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК). Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления, — т.е. все то, что составляет предмет сотрудничества обвиняемого с государственными органами предварительного следствия, рассматривается как смягчающие наказание обстоятельства (п. «и» ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 62 УК). Можно было бы предположить, что названные действия свидетельствуют о реальном (моральном) раскаянии обвиняемого и, как результат, ведут к действительному снижению степени его общественной опасности вплоть до полной ее утраты. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что закон вовсе не требует от обвиняемого, с которым заключается сделка о сотрудничестве, обязательного признания себя виновным, раскаяния и т.д., а удовлетворяется лишь его готовностью сотрудничать. Поэтому другое, более реалистичное объяснение, по-видимому, состоит в том, что государство в обмен на оказанное содействие просто прощает виновного (проявляет к нему снисхождение) — частично или полностью, — что и служит основанием либо для существенного уменьшения наказания (от половины до двух третей санкции, максимальной для соответствующей статьи УК), либо для вынесения приговора с освобождением осужденного от отбывания наказания (ч. 5 ст. 317.7 УПК, ст. 80.1 УК).

Однако при этом нельзя не учитывать, что среди целей (назначения) уголовного судопроизводства закон называет в первую очередь защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (ч. 1 ст. 6 УПК). Данное положение отнюдь не случайно — оно вытекает из приоритета прав человека над интересами государства, провозглашенного Конституцией РФ. В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18). Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Данное право относится к числу неотчуждаемых конституционных прав человека и гражданина, а в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 17, 55 Конституции РФ), в том числе, очевидно, и права потерпевших. При этом понятие доступа к правосудию не формально, что означает для потерпевшего не просто право присутствовать при осуществлении судебных процедур, но возможность заявлять и отстаивать свою позицию и защищать собственные права и интересы на основе полного равенства и с наибольшей эффективностью как в суде, так и в ходе досудебной подготовки дела. Следовательно, та мера общественной опасности преступления, которая «приходится на долю потерпевшего», не может быть погашена лишь за счет прощения виновного (полного или частичного) государством, без участия в сделке о сотрудничестве потерпевшего, который имел бы реальную возможность выдвинуть свои условия для примирения или по крайней мере для снижения виновному наказания. Иначе говоря, с учетом названных правоположений, государство неполномочно простить виновного не только «за себя», но и «за потерпевшего», без привлечения последнего к обсуждению условий сделки о сотрудничестве и заключая ее за его спиной. Иное означало бы существенное ограничение права потерпевшего на доступ к правосудию.

Конституционный Суд РФ указывал, что из предписаний Конституции РФ и корреспондирующих с ними положений Всеобщей декларации прав человека (ст. ст. 7, 8 и 10), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6, а также ст. 3 и п. 2 ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции в редакции Протокола N 11), которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России, следует, что правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и гарантирует эффективное восстановление в правах. Уголовно-процессуальный закон должен гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод человека и гражданина, исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности <1>. Реализация общеправовых принципов справедливости и юридического равенства при осуществлении судебной защиты в уголовном судопроизводстве, как это следует из ч. 1 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ст. ст. 46, 49, 50, 52 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, предполагает предоставление сторонам — как стороне обвинения, так и стороне защиты — равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов. В судебном разбирательстве сторону обвинения, согласно п. 47 ст. 5 УПК, помимо прокурора, представляет, в частности, потерпевший, который имеет в уголовном судопроизводстве свои собственные интересы. Необходимой гарантией судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести до сведения суда свою позицию относительно всех аспектов дела, поскольку только при этом условии в судебном заседании реализуется право на судебную защиту, которая, по смыслу ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должна быть справедливой, полной и эффективной. Данная правовая позиция в полной мере относится к обеспечению права на судебную защиту потерпевших от преступлений. Такой подход отвечает и положениям Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 N 40/34), предусматривающей, что жертвам преступлений должна обеспечиваться возможность «изложения и рассмотрения мнений и пожеланий на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия», и предоставляться «надлежащая помощь на протяжении всего судебного разбирательства» (подпункты «b», «c» пункта 6). Эти требования соответствуют и Рекомендации Комитета министров Совета Европы N R(85)11 «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса», в которой подчеркивается необходимость в большей степени учитывать запросы потерпевшего на всех стадиях уголовного процесса в соответствии с принципом предоставления ему права просить о пересмотре компетентным органом решения о непреследовании или права возбуждать частное разбирательство (преамбула, пункт 7 раздела I.A) <2>.

——————————— <1> См.: Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 405 УПК РФ в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. // Российская газета. 20.05.2005. N 106. <2> См.: Там же.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.04.2003 N 7-П указал, что обязанность государства обеспечивать восстановление прав потерпевшего от преступления не предполагает наделение потерпевшего правом предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении того или иного лица, а также пределы возлагаемой на это лицо уголовной ответственности. Такое право в силу публичного характера уголовно-правовых отношений может принадлежать только государству в лице его законодательных и правоприменительных органов. Из данной правовой позиции следует, что государство вправе устанавливать основания для назначения виновному в совершении преступления лицу более мягкого наказания, в случаях его добровольного сотрудничества с органами публичного уголовного преследования после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения, в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

Из вышеуказанных правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что участие потерпевшего или гражданского истца в процедуре заключения досудебного соглашения о сотрудничестве не является обязательным и от их волеизъявления не зависит сама возможность использования данного соглашения по уголовному делу и назначения более мягкого уголовного наказания. Однако потерпевший не может быть лишен своего конституционного права на судебную защиту и восстановление в нарушенных правах и интересах — ни объем, ни степень гарантированности потерпевшим указанных прав не могут зависеть от того, было ли государством реализовано его правомочие по осуществлению уголовного преследования в полном объеме или же оно смягчило уголовную ответственность, предусмотрев назначение более мягкого наказания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. (Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 N 1481-О-О по жалобе граждан В.С. Ковальчука и Т.Н. Ковальчук на нарушение их конституционных прав частью второй статьи 317.6 УПК РФ.) О праве потерпевшего возражать против рассмотрения в особом порядке уголовного дела, по которому заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, см. ком. к ст. 317.7.

3. Анализ норм УПК и УК показывает, что применение института соглашения о сотрудничестве при том правовом регулировании, которое дано ФЗ от 29.06.2009 N 141-ФЗ, может встретиться с серьезными юридическими трудностями, если вообще будет возможно без внесения изменений в Закон. Дело в том, что в соответствии с ч. 5 ст. 317.7 УПК судья постановляет обвинительный приговор и с учетом положений ч. ч. 2 и 4 ст. 62 УК. При этом в ч. 2 ст. 62 УК предусматривается, что в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом «и» ч. 1 ст. 61 УК, срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, лишь при условии отсутствия отягчающих обстоятельств. Однако согласно ст. 63 УК к числу отягчающих обстоятельств относятся, например, и такие, как: наступление тяжких последствий в результате совершения преступления (п. «б»); совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (п. «в»); особо активная роль в совершении преступления (п. «г»); совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е»); совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «е.1»); совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «ж»); совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения (п. «к») и др. Принимая во внимание концептуальную направленность института соглашения о сотрудничестве на противодействие организованным формам преступности, на раскрытие и расследования заказных убийств, бандитизма, наркопреступлений, коррупционных проявлений <1>, названные отягчающие обстоятельства типичны и встречаются практически по всем делам, в которых предполагается применять данную новацию. Таким образом, наличие в ч. 2 ст. 62 УК такого условия для заключения соглашения и назначения сокращенного наказания, как отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, практически блокирует применение норм гл. 40.1 УПК в том, что касается наибольшего количества преступлений, а именно тех, за которые уголовным законом не предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

——————————— <1> См.: Пояснительная записка Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству к проекту ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве).

При этом наблюдается парадокс, который состоит в том, что если за преступление предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, то для заключения соглашения о сотрудничестве и, соответственно, неприменения этих видов наказания действующим законом уже не установлено такое условие, как отсутствие отягчающих обстоятельств (ч. 4 ст. 62 УК). Более того, для лиц, совершивших эти особо тяжкие преступления, формально не исключается и возможность полного освобождения от отбывания наказания (ч. 5 ст. 317.7 УПК, ст. 80.1 УК). Подобное положение не согласуется с требованиями справедливости, правовой соразмерности и определенности.

По нашему мнению, в ч. 4 ст. 62 УК следует срочно внести изменение по аналогии с ч. 4 ст. 65 УК, указав, что, в случаях вынесения приговора с учетом исполненного обвиняемым соглашения о сотрудничестве, отягчающие наказание обстоятельства судом не учитываются либо по крайней мере могут не учитываться.

4. По смыслу норм гл. 40.1 заключение досудебного соглашения о сотрудничестве допускается только на предварительном следствии и невозможно при проведении расследования в форме дознания.

5. Основания для отказа следователем в удовлетворении ходатайства в законе не указаны. При этом такой отказ, в отличие от решения об удовлетворении ходатайства, не требует его предварительного согласования следователем с руководителем СО. Однако представляется, что дискреционное усмотрение следственных органов в случае отказа в удовлетворении данного ходатайства не может определяться одними лишь их представлениями о целесообразности или нецелесообразности заключения такого соглашения. В силу публичного характера правового регулирования соглашения о сотрудничестве обещание со стороны подозреваемого или обвиняемого оказать содействие следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, может быть отвергнуто, на наш взгляд, лишь по мотивам его очевидной ложности или недостоверности либо ввиду явной запоздалости, когда преступление уже полностью раскрыто, все соучастники выявлены, полностью изобличены и т.д. Другими словами, заключение соглашения о сотрудничестве, в отсутствие сведений о наличии указанных выше препятствий, следует, на наш взгляд, рассматривать как право обвиняемого (подозреваемого) и, соответственно, обязанность следователя и прокурора, усмотрение которых носит, таким образом, не свободный, а дискреционный характер.

6. При применении института досудебного соглашения о сотрудничестве может возникнуть вопрос о его соотношении с институтом прекращения уголовного преследования ввиду деятельного раскаяния подозреваемого или обвиняемого (которое может быть ограничено лишь собственным преступлением и совсем не обязательно предполагает содействие в раскрытии других преступлений). Так, в ч. 2 ст. 28 УПК установлено, что прекращение уголовного преследования лица по уголовным делам о тяжких или особо тяжких преступлениях при наличии деятельного раскаяния лица осуществляется в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Однако прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемых или обвиняемых согласно условиям, названным в примечаниях к указанным статьям, является безусловной обязанностью органов предварительного расследования и суда, причем это может иметь место независимо от фактического (морального) раскаяния лица или его содействия раскрытию и расследованию преступления, изобличению других соучастников, розыску похищенного имущества и т.д. Так, например, лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления (прим. к ст. 206 УК). В то же время, при совершении действий в порядке выполнения соглашения о сотрудничестве (которые, как правило, в большей степени указывают именно на фактическое раскаяние) обвиняемый обычно может рассчитывать лишь на уменьшение наказания. Представляется, что наличии оснований, подразумеваемых в ст. 28 УПК и названных в примечаниях к соответствующим статьям УК, соглашение о сотрудничестве заключаться не должно, а принимается решение о прекращении уголовного преследования.

7. Согласно ч. 4 ком. статьи постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником руководителю следственного органа. Это, однако, не может отменить право подозреваемого или обвиняемого и его защитника на обжалование решения следователя в суд в порядке ст. 125 УПК, согласно которой все решения и действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Конституционные права, которые могут считаться здесь объектом нарушения, — это право каждого на то, чтобы свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в том числе и таким способом, как реализация заключенного соглашения о сотрудничестве; право на государственную защиту прав и свобод и право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 4 ст. 29, ст. 45 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.03.1999 N 5-П признал необходимым обеспечивать заинтересованным лицам еще в ходе предварительного расследования по уголовному делу возможность обратиться в суд с жалобой на действия и решения дознавателя, следователя или прокурора, если они не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности. Конституционный Суд при этом исходил из того, что отложение проверки законности и обоснованности таких действий и решений до завершения предварительного расследования по уголовному делу и до его направления в суд с обвинительным заключением — с тем, чтобы такая проверка была осуществлена в ходе судебного разбирательства по делу, — может причинить правам и свободам граждан ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется невозможным <1>. Учитывая, что соглашение о сотрудничестве является досудебным и может быть заключено лишь до объявления об окончании предварительного следствия (ч. 2 ком. статьи), восполнение вреда интересам обвиняемого, причиненного неправомерным отказом в заключении такого соглашения, когда дело уже находится в суде, было бы невозможно.

——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1749.

Как быть с налогообложением?

Этот вопрос остается открытым для договоров, заключенных в период до 31 июля 2021 года. Обязанность должника без дополнительного требования со стороны кредитора рассчитать и оплатить проценты по ст. 317.1 ГК РФ вызывает вопрос о налогообложении этих сумм. В настоящий момент разъяснений по этому вопросу не представлено, что существенно осложняет жизнь предпринимателей.

Предполагается, что для признания расходов должнику, использующему метод начисления, необходимо руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ. В соответствии с этим положением, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ. При этом расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Кредитору же надлежит руководствоваться п. 1 ст. 271 НК РФ, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

В настоящий момент непонятно, каким образом налоговая будет выявлять неучтенные суммы процентов, начисленные в соответствии со ст. 317.1 ГК РФ, ведь обязанность должника уплатить проценты следует только из условий договора. На эти вопросы ответит практика.

коллекторские услуги, коммерческие споры, коммерческое право

Ст.317 ч.2 — ДТП со смертельным исходом. Как применется амнистия? Распространяется …

Статья 317 УК РБ. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, —

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, —

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 июля 2012 г. № 387-З

Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления

Принят Палатой представителей 27 июня 2012 года

Одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года

Статья 1. Освободить от наказания в виде общественных работ штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, лишения свободы, а также от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания, дополнительных наказаний:

несовершеннолетних;

беременных женщин;

женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до восемнадцати лет;

мужчин старше шестидесяти лет и женщин старше пятидесяти пяти лет;

инвалидов I или II группы, а также лиц, больных активной формой туберкулеза, отнесенных к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, и лиц, больных онкологическими заболеваниями второй, третьей или четвертой клинических групп, ВИЧ-инфицированных с 3-й (пре-СПИД) и 4-й (СПИД) стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения;

ветеранов боевых действий на территории других государств;

участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и лиц, потерпевших от этих аварий;

лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.

Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании части первой настоящей статьи.

Статья 2. Освободить от уголовной ответственности и прекратить предварительное расследование по уголовным делам, находящимся в производстве органов уголовного преследования, и производство по уголовным делам, не рассмотренным судами, о преступлениях, совершенных до вступления в силу настоящего Закона лицами, перечисленными в части первой статьи 1 настоящего Закона.

Положение части первой настоящей статьи не распространяется на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в статье 7 настоящего Закона.

Статья 3. Освободить от наказания лиц, не перечисленных в части первой статьи 1 настоящего Закона, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности (часть 2 статьи 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (далее – Уголовный кодекс Республики Беларусь)), которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу настоящего Закона.

Статья 4. Освободить от наказания лиц, не перечисленных в части первой статьи 1 настоящего Закона, осужденных за преступления, относящиеся к категории менее тяжких (часть 3 статьи 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь), которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, если они на день вступления в силу настоящего Закона отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания.

Статья 5. Освободить от наказания в виде ареста лиц, не перечисленных в части первой статьи 1 настоящего Закона, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу настоящего Закона.

Статья 6. Освободить от наказания, за исключением дополнительного наказания, лиц, которым назначено наказание за преступления, предусмотренные частями 2 – 4 статьи 210, частями 3 и 4 статьи 211, частями 3 и 4 статьи 212, статьей 221, частью 2 статьи 222, частями 2 и 3 статьи 223, частями 2 – 4 статьи 2262 (за исключением лиц, совершивших преступления с применением насилия), частями 2 – 4 статьи 228 (за исключением лиц, совершивших преступления с применением насилия), частью 3 статьи 229, статьей 230, частью 3 статьи 233, частью 2 статьи 234, частями 2 и 3 статьи 235, частью 2 статьи 243, частью 2 статьи 245 (за исключением лиц, совершивших преступления с применением насилия), частью 3 статьи 246 (за исключением лиц, совершивших преступления с применением насилия), частью 3 статьи 424 (за исключением лиц, совершивших преступления из корыстной заинтересованности) Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лиц, которым назначено наказание за преступления, предусмотренные частями второй – четвертой статьи 91, частью второй статьи 151, частью второй статьи 1514 (за исключением лиц, совершивших преступления с применением насилия), частью третьей статьи 1516 (за исключением лиц, совершивших преступления с применением насилия), частью второй статьи 1526, частью второй статьи 160, частью второй статьи 1601, частью второй статьи 166 (за исключением лиц, совершивших преступления из корыстной заинтересованности) Уголовного кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 1960 года (далее – Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 года), если они на день вступления в силу настоящего Закона отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания.

Статья 7. Не освобождать от наказания и иных мер уголовной ответственности:

лиц, перечисленных в части первой статьи 1, статьях 3 – 6 настоящего Закона, осужденных по Уголовному кодексу Республики Беларусь за:

преступления против мира и безопасности человечества (статьи 122, 125 – 129, части 2 и 3 статьи 130, статья 131);

военные преступления и другие нарушения законов и обычаев ведения войны (статьи 132 – 137);

преступления против жизни и здоровья (часть 1 статьи 139, статья 147, части 2 и 3 статьи 157, часть 2 статьи 164);

преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (части 1 и 2 статьи 166, части 1 и 2 статьи 167, часть 2 статьи 171, часть 3 статьи 1711);

преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних (части 2 и 3 статьи 172);

преступления против личной свободы, чести и достоинства (статья 181, части 2 и 3 статьи 1811, статья 182, часть 2 статьи 183, часть 3 статьи 187);

преступления против собственности (части 3 и 4 статьи 205, части 3 и 4 статьи 206, статьи 207, 208, части 3 и 4 статьи 209, части 2 – 4 статьи 210, части 3 и 4 статьи 211, части 3 и 4 статьи 212, части 2 и 3 статьи 214, части 2 и 3 статьи 218), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления против порядка осуществления экономической деятельности (статья 221, часть 2 статьи 222, части 2 и 3 статьи 223, части 2 – 4 статьи 2262, части 2 – 4 статьи 228, часть 3 статьи 229, статья 230, часть 3 статьи 233, часть 2 статьи 234, части 2 и 3 статьи 235, часть 2 статьи 243, часть 2 статьи 245, часть 3 статьи 246), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления против экологической безопасности и природной среды (часть 1 статьи 265, часть 1 статьи 266, часть 2 статьи 267, часть 2 статьи 268, часть 3 статьи 272, часть 3 статьи 274, часть 3 статьи 278, часть 2 статьи 279);

преступления против общественной безопасности (статья 287, часть 2 статьи 288, часть 2 статьи 290, статья 291, часть 2 статьи 292, статьи 294, 295, часть 2 статьи 299, часть 3 статьи 301, часть 2 статьи 302, часть 2 статьи 303, часть 3 статьи 304, часть 2 статьи 305, часть 3 статьи 306, статья 308);

преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (часть 3 статьи 309, часть 2 статьи 310, части 2 и 3 статьи 311, статья 313, часть 3 статьи 314, часть 2 статьи 316, часть 3 статьи 317, часть 2 статьи 319, часть 3 статьи 320);

преступления против здоровья населения (статья 323, часть 3 статьи 325, части 2 и 3 статьи 327, части 2 – 4 статьи 328, части 2 и 3 статьи 329, часть 2 статьи 331, часть 2 статьи 332, часть 2 статьи 333, часть 2 статьи 335, часть 2 статьи 336, часть 3 статьи 337, часть 2 статьи 338);

преступления против общественного порядка и общественной нравственности (часть 3 статьи 339, часть 2 статьи 340, часть 2 статьи 344);

преступления против информационной безопасности (часть 3 статьи 349, часть 2 статьи 350, часть 2 статьи 351, часть 2 статьи 354, часть 3 статьи 355);

преступления против порядка управления (статьи 364, 366, часть 3 статьи 371, часть 2 статьи 3711, часть 3 статьи 376, часть 2 статьи 384);

преступления против правосудия (статья 388, часть 2 статьи 392, часть 3 статьи 393, части 2 и 3 статьи 394, часть 3 статьи 395, часть 2 статьи 397, статьи 410, 413);

преступления против интересов службы (часть 3 статьи 424, часть 3 статьи 425, часть 3 статьи 426, статья 428 (за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека), статья 430, части 2 и 3 статьи 431, часть 3 статьи 432, часть 3 статьи 433), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления призывников, резервистов и военнообязанных (статья 434);

воинские преступления (часть 2 статьи 438, часть 2 статьи 440, часть 2 статьи 441, часть 3 статьи 443, часть 4 статьи 445, статьи 446 – 449, части 2 и 3 статьи 450, часть 3 статьи 451, часть 2 статьи 453, части 2 и 3 статьи 455, часть 2 статьи 456, часть 2 статьи 459, часть 3 статьи 463, часть 3 статьи 464, часть 2 статьи 465);

лиц, перечисленных в части первой статьи 1, статьях 3 – 6 настоящего Закона, осужденных по Уголовному кодексу Республики Беларусь 1960 года за:

государственные преступления (часть вторая статьи 652, статьи 68, 69, часть третья статьи 71, статья 741, части вторая – четвертая статьи 75, статья 78, часть первая статьи 82, статьи 83, 84, части вторая и третья статьи 85);

преступления против собственности (части третья и четвертая статьи 87, части третья и четвертая статьи 88, статья 89, части третья и четвертая статьи 90, части вторая – четвертая статьи 91, статья 93, части вторая и третья статьи 96), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности (статьи 101, 106, часть вторая статьи 1131, части первая – третья статьи 115, статьи 119, 123, 1241);

преступления в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности (часть вторая статьи 151, часть вторая статьи 1514, часть третья статьи 1516, часть вторая статьи 1526, часть вторая статьи 160, часть вторая статьи 1601), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

должностные преступления (часть вторая статьи 166, часть вторая статьи 1661, часть вторая статьи 167, статьи 169, 170), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления против правосудия (часть вторая статьи 172, часть вторая статьи 173, часть вторая статьи 175, часть вторая статьи 177, статья 184);

преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (часть третья статьи 201, часть вторая статьи 2011, части вторая и третья статьи 206, части вторая и третья статьи 2072, часть вторая статьи 2081, статья 2082, часть третья статьи 2101, часть вторая статьи 2111, статья 2112, часть вторая статьи 2114, часть вторая статьи 212, часть вторая статьи 2121, часть первая статьи 213, статьи 2131, 2133, часть вторая статьи 2161, статья 2191, части вторая и третья статьи 2192, статья 2193, часть вторая статьи 2194, часть вторая статьи 220, часть вторая статьи 2201);

воинские преступления (пункты «б» и «в» статьи 227, пункт «в» статьи 228, пункты «б» и «в» статьи 229, пункт «в» статьи 230, статья 231, пункт «в» статьи 233, пункт «б» статьи 234, пункты «в» и «г» статьи 235, статьи 236 – 238, пункт «д» статьи 239, пункты «б» и «в» статьи 240, пункты «б» и «в» статьи 2401, статьи 241 – 243, пункты «в», «д» и «е» статьи 244, пункт «в» статьи 245, пункты «в» и «г» статьи 246, пункт «в» статьи 248, пункты «б» и «в» статьи 249, пункты «в» и «г» статьи 2491, статьи 250 – 253, пункты «а» и «б» статьи 254, статьи 255, 256);

лиц, судимых более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления, а также ранее судимых с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, указанных в настоящей статье, абзаце девятом части первой статьи 9 настоящего Закона.

Статья 8. Освободить от наказания частично сроком на один год:

лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы;

лиц, которым назначено наказание в виде лишения свободы;

лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы (статья 90 Уголовного кодекса Республики Беларусь), а также лиц, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ либо которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ (статья 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Освободить от неотбытой части наказания лиц, перечисленных в части первой настоящей статьи, у которых на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года.

Под действие настоящей статьи подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу настоящего Закона, приговоры в отношении которых постановлены до окончания срока, установленного статьей 20 настоящего Закона.

Статья 9. Амнистия, предусмотренная настоящим Законом, не распространяется на лиц:

к которым в течение 2005 – 2012 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;

которые на день постановления приговора, вступления его в законную силу полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие взысканию с них по приговору, решению суда;

которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие взысканию с них по вступившим в законную силу приговору, решению суда;

злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;

допустивших особо опасный рецидив преступлений (часть 3 статьи 43 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;

совершивших преступления, предусмотренные статьей 124, частью 2 статьи 139, частью 3 статьи 166, частью 3 статьи 167, статьями 285, 286, 289, 2901, 293, 3171, 342, 3431, 356 – 362, 367, 3693 Уголовного кодекса Республики Беларусь, статьями 61 – 651, 67, 74, 742, 76, 100, частью четвертой статьи 115, статьей 1891 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года;

объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания по приговору суда на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

осужденных за преступления, предусмотренные статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и за иные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании судебного постановления, не возместивших на день рассмотрения материалов о применении амнистии задолженность по алиментам либо расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

На лиц, перечисленных в части первой статьи 1 настоящего Закона и подпадающих под ее действие, требования абзацев третьего и четвертого части первой настоящей статьи не распространяются.

Статья 10. Под действие настоящего Закона подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу настоящего Закона, в том числе осужденные судами Республики Беларусь, а также лица, осужденные судами других государств, но отбывающие наказание на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или переданные для отбывания наказания в виде лишения свободы на территорию Республики Беларусь на условиях принципа взаимности.

Статья 11. Под действие абзаца второго части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, совершившие преступления в возрасте до восемнадцати лет.

Под действие абзаца третьего части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают женщины, являющиеся беременными на день вступления в силу настоящего Закона.

Под действие абзаца четвертого части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают женщины, мужчины-вдовцы, мужчины, воспитывающие детей, чьи матери лишены родительских прав мужчины, воспитывающие детей и не состоящие в браке, при одновременном соблюдении следующих условий:

указанные лица имеют детей, которым на день вступления в силу настоящего Закона не исполнилось восемнадцать лет;

указанные лица не лишены родительских прав.

Под действие абзаца пятого части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают мужчины, достигшие шестидесяти лет на день рассмотрения материалов о применении амнистии, и женщины, достигшие пятидесяти пяти лет на день рассмотрения материалов о применении амнистии, а при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, – мужчины, родившиеся до 1952 года, и женщины, родившиеся до 1957 года.

Под действие абзаца шестого части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, признанные в установленном порядке инвалидами I или II группы на день вступления в силу настоящего Закона; лица, признанные в установленном порядке инвалидами I или II группы в течение срока исполнения настоящего Закона, факт признания которых инвалидами не связан с умышленным причинением вреда своему здоровью; больные активной формой туберкулеза, отнесенные к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, больные онкологическими заболеваниями второй, третьей или четвертой клинических групп, ВИЧ-инфицированные с 3-й (пре-СПИД) и 4-й (СПИД) стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения на день рассмотрения материалов о применении амнистии.

Под действие абзаца седьмого части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, являющиеся ветеранами боевых действий на территории других государств в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787) и имеющие удостоверения (свидетельства) установленного образца.

Под действие абзаца восьмого части первой статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, указанные в статье 12 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 2/1561) либо в аналогичных законах других государств.

Статья 12. Документами, подтверждающими факт возмещения причиненного преступлением вреда (ущерба) и дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, являются заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания (месту работы).

Статья 13. При применении настоящего Закона к лицам, которым срок наказания ранее сокращен в порядке помилования или амнистии, следует исходить из срока наказания, установленного в соответствии с актами помилования или амнистии.

Статья 14. При применении настоящего Закона не учитываются судимости, погашенные или снятые в порядке, установленном статьями 97, 98 Уголовного кодекса Республики Беларусь (статьей 54 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года), а также судимости за преступления, ответственность за которые не предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 15. Злостно нарушающими установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности следует считать лиц:

допустивших нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ, перечисленные в статье 28 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, на день вступления в силу настоящего Закона;

допустивших нарушения порядка и условий исполнения наказания в виде штрафа, перечисленные в статьях 29 и 30 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, на день вступления в силу настоящего Закона;

имеющих не менее двух взысканий за нарушения, перечисленные в части 1 статьи 43 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, не погашенных или не снятых в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Закона;

имеющих не менее трех взысканий, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 55 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, не погашенных или не снятых в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Закона;

имеющих взыскания, указанные в части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, не погашенные или не снятые в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Закона. Взыскания, наложенные до вступления приговора в законную силу, не учитываются;

совершивших умышленное преступление после постановления приговора, но не приступивших к отбыванию наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы;

совершивших умышленное преступление во время отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы;

совершивших умышленное преступление в период отбывания наказания в виде ограничения свободы, если они по вновь постановленному приговору отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день вступления в силу настоящего Закона;

совершивших умышленное преступление в период неотбытого срока наказания после условно-досрочного освобождения, если они по вновь постановленному приговору отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день вступления в силу настоящего Закона;

совершивших умышленное преступление в период отбывания наказания в виде исправительных работ, если они по вновь постановленному приговору отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день вступления в силу настоящего Закона;

переведенных из исправительных колоний-поселений в исправительные колонии других видов за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, если со дня вынесения постановления о переводе в исправительную колонию на день вступления в силу настоящего Закона прошло менее одного года;

совершивших умышленное преступление в период отсрочки исполнения наказания (статья 77 Уголовного кодекса Республики Беларусь), отсрочки исполнения приговора (статья 441 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года), испытательного срока (статья 78 Уголовного кодекса Республики Беларусь, статья 43 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года), отсрочки отбывания наказания (статья 93 Уголовного кодекса Республики Беларусь), если они отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день вступления в силу настоящего Закона;

направленных в исправительные учреждения на основании пункта 1 части 6 статьи 90 Уголовного кодекса Республики Беларусь и отбывших менее шести месяцев неотбытого срока наказания на день вступления в силу настоящего Закона;

направленных в исправительные учреждения на основании части 6 статьи 77 или части 7 статьи 78 Уголовного кодекса Республики Беларусь и отбывших менее шести месяцев неотбытого срока наказания на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

переведенных в тюрьму из исправительных колоний в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 69 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания на день вступления в силу настоящего Закона.

Статья 16. К лицам, имеющим венерические заболевания, настоящий Закон применяется только после их лечения, проведенного в соответствии с клиническими протоколами. Основанием для признания законченным курса лечения осужденного от венерического заболевания является медицинское заключение.

К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, к которым судом применены принудительные меры безопасности и лечения, настоящий Закон применяется только после завершения курса лечения, в том числе и по истечении срока, установленного статьей 20 настоящего Закона. Основанием для признания законченным курса лечения осужденного от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании является постановление суда о прекращении принудительного лечения.

Для организации необходимой медицинской помощи освобожденным из исправительных учреждений больным активной формой туберкулеза, отнесенным к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, исправительные учреждения должны сообщить об освобождении указанных лиц в местные исполнительные и распорядительные органы и организации здравоохранения по месту жительства.

Больные активной формой туберкулеза обязаны по прибытии к месту жительства обратиться в соответствующие организации здравоохранения для дальнейшего оказания им медицинской помощи.

Статья 17. Исполнение настоящего Закона возложить на:

органы и учреждения, исполняющие наказания, – в отношении осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, арестных домах, следственных изоляторах, исправительных учреждениях открытого типа, а также лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

органы уголовного преследования – в отношении лиц, уголовные дела о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

суды – в отношении лиц:

уголовные дела о преступлениях которых находятся в производстве судов и на день вступления в силу настоящего Закона не рассмотрены;

уголовные дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры не вступили в законную силу, а также лиц, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, но не направлены для исполнения на день вступления в силу настоящего Закона;

приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке;

осужденных к наказанию в виде штрафа, если до вступления в силу настоящего Закона штраф не взыскан;

органы внутренних дел – в отношении лиц:

осужденных к наказанию в виде ареста, лишения свободы, но не находящихся под стражей, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, лиц, осужденных к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, но не направленных к месту отбывания наказания, а также лиц, осужденных к наказанию в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа;

отбывающих наказание в виде общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (как основной вид наказания), исправительных работ, а также лиц, осужденных с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания, осужденных без назначения наказания;

условно-досрочно освобожденных от наказания, а также лиц, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким наказанием до истечения срока, установленного статьей 20 настоящего Закона.

Статья 18. Решение о применении либо неприменении настоящего Закона принимается в отношении каждого лица индивидуально.

При отсутствии необходимых сведений рассмотрение вопроса о применении настоящего Закона откладывается до получения дополнительных материалов. Органам, на которые возложено исполнение настоящего Закона, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением настоящего Закона. Такие запросы исполняются немедленно.

Если оснований к отказу в применении амнистии на день вступления в силу настоящего Закона не имелось, то отсутствие решения о применении амнистии не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее применению амнистии в последующем. При этом амнистия к лицу может быть применена и по истечении срока, установленного статьей 20 настоящего Закона.

Статья 19. Применение настоящего Закона производится по постановлению начальника исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, органа внутренних дел, органа дознания, утвержденному прокурором, либо по постановлению следователя или прокурора. К указанному постановлению прилагаются справка о поощрениях и взысканиях, личное дело и другие документы, необходимые для решения вопроса о применении амнистии.

При применении амнистии к лицу, освобожденному от наказания в соответствии со статьями 90 или 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, к постановлению органа внутренних дел прилагаются копии приговора, постановления (определения) суда и справка о судимости.

При рассмотрении материалов о применении амнистии судами участие прокурора обязательно.

Статья 20. Настоящий Закон подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 21. Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить:

организацию своевременного учета лиц, освобожденных от наказания на основании настоящего Закона, и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве;

определение освобожденных из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, исправительных учреждений открытого типа лиц, которые потеряли социальные связи и достигли возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, а также инвалидов I или II группы, которые утратили полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждаются в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании, в специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов в соответствии с показаниями, медицинскими показаниями и противопоказаниями для помещения граждан в учреждения социального обслуживания, утвержденными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если они не имеют трудоспособных членов семьи либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора пожизненного содержания с иждивением).

Статья 22. Местным исполнительным и распорядительным органам:

обеспечить своевременную постановку на учет освобожденных от наказания на основании настоящего Закона несовершеннолетних после прибытия их к месту жительства, их трудоустройство или передачу под контроль родителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство в школы-интернаты, профессионально-технические училища;

принять необходимые меры по проведению среди лиц, указанных в абзаце втором настоящей части, воспитательной работы, недопущению совершения ими новых преступлений.

Организациям здравоохранения по месту жительства лиц, освобожденных в соответствии с настоящим Законом из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, исправительных учреждений открытого типа по болезни, обеспечить оказание этим лицам медицинской помощи в амбулаторных либо стационарных условиях, диспансерное наблюдение за ними в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Для информации

Статья 12 УК РБ. Категории преступлений

1. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.

2. К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

3. К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

4. К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет.

5. К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.
Вам помог ответ?Да Нет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]