Планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны: состав и ответственность

Существует множество различных преступлений, за которые в положениях Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность и наказание. Их наиболее опасные и массовые формы прописаны в главе 34 и относятся они к преступлениям против мира и безопасности человечества. Да, именно с такой формулировкой законодательство нашей страны рассматривает подобные деяния, а о степени ответственности за их совершение и пойдёт речь в настоящей статье.


Ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны.

Общие положения

В силу того обстоятельства, что война подразумевает ведение масштабных военных действий, которые охватывают не одно государство, объектом данного преступления выступает мирное сосуществование государств. Так как уже было упомянуто выше, что война всегда несёт масштабные последствия, существует множество международных нормативно-правовых актов осуждающих подобные поступки, и устанавливающие ответственность за их совершение. Одним из таких актов является «Пакт Бриана — Келлога», он же более известный как «Парижский пакт».

В августе 1928 года министром иностранных дел Франции Аристидом Брианом и госсекретарём США — Фрэнком Биллингсом Келлогом был подписан данный пакт, устанавливающий договорные обязательства по отказу от ведения военных действий в качестве инструмента/орудия решения национальной политики. «Парижский пакт» был подписан 27 августа представителями 15 государств, к которым позже присоединились и все остальные действующие страны. После чего было заключено ещё множество договоров, пактов, кодексов и прочих документов о взаимном ненападении, недопустимости агрессии и т. п.

Но, как известно из дальнейшей истории, никакие международные договоры и соглашения не обеспечивают сохранность и исполняемость достигнутых обязательств.

Уголовный Кодекс

От международных соглашений следует перейти к положениям действующего уголовного законодательства в России. В рамках Уголовного Кодекса РФ имеется статья под номером 353, состоящая буквально из четырёх строк, а именно:

  1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
  2. Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

К сожалению, такое понятие как «война» знакомо практически всем, но вот понятие «агрессивная война» знакомо далеко не всем.

В 1974 году статьёй 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН было дано разъяснение данного понятия, которое заключается в следующем: «Агрессивная война — это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

В связи со всем вышеприведённым стоит отметить, что объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в трёх альтернативных вариантах:

  1. «Планирование». Охватывает любые поступки, направленные на решение организационных вопросов, необходимых для осуществления реализации преступления, например:
      разработка планов (стратегических, финансовых, тактических) и инструкций;
  2. определение сроков ведения боевых столкновений (операций);
  3. привлечение наёмного штата;
  4. осуществление дислокационных мероприятий;
  5. определение мест нанесения ударов и т. п.
  6. «Подготовка». В отличие от вышеприведённой стадии, этап подготовки носит наиболее открытый характер и поступки, осуществляемые в данном случае, характеризуется следующим:
      скрытое или открытое увеличение численности войск;
  7. стягивание (передислокация) боевой силы к границам другого государства;
  8. осуществление мероприятий, направленных на провокацию вооружённых столкновений;
  9. отправка диверсионных групп;
  10. приобретение оружия и техники, в том числе предназначенные для массового уничтожения живой силы.
  11. «Развязывание». В вышеупомянутой ранее Резолюции 3314 в статье 3 дано довольно избыточное разъяснение поступков, квалифицируемых в качестве данного этапа:
      вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация. При этом не носит ключевого значения временные интервалы этих мероприятий;
  12. любые формы аннексии территории обороняющегося государства;
  13. бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
  14. блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства;
  15. нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения;
  16. предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства;
  17. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.
  18. «Ведение». Данный этап, по сути, это прямое продолжение развязывания агрессивной войны.

Соответственно, приведённый перечень не является исчерпывающим и к ним могут быть отнесены и другие акты проявления агрессии.

Состав части 2 предполагает непрерывность совершения рассматриваемого злодеяния. Для лиц, не участвовавших в деяниях, предусмотренных частью 1, данные положения квалифицируются как самостоятельное преступление, а для тех, кто непосредственно участвовал в планирование, подготовке и развязывании войны рассматривается как квалифицирующий признак. Конечно же, обычные рядовые граждане не могут взять и объявить войну другому государству, что создаёт наличие особого субъекта в вышеприведённых положениях. Ими могут быть только лица, которые наделены конституционным правом на решение подобных вопросов, а перечень должностей и имеющихся полномочий устанавливается:

Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации», а также ФЗ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

Второй комментарий к Ст. 353 УК РФ

1. Объект этого преступления — мир и мирное сосуществование государств.

2. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, образуют три разновидности общественно опасных действий:

1) планирование агрессивной войны;

2) ее подготовка;

3) ее развязывание.

Понятие агрессии (агрессивной войны) определяется в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в специальной резолюции от 14 декабря 1974 г. Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов. Развязывание агрессивной войны — это начало конкретных действий по ее ведению.

3. Субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ.

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 ст. 353 УК предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны, т.е., в отличие от развязывания последней, ее продолжения.

Публичные призывы

Принимая во внимание особую опасность реализации данного деяния, крайне важно пресекать его совершение ещё на этапе подготовки и призывов, так как подобные замыслы могут быть достигнуты только с определённой поддержкой. А как известно из действующего законодательства, любые публичные призывы на совершение противоправных поступков караются Уголовным Кодексом Российской Федерации. В рамках интересующего нас вопроса за это отвечают положения статьи 354 УК РФ, которые выглядят следующим образом:

  1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Сразу стоит отметить, что в отличие от статьи 353 УК РФ со специальным субъектом, здесь виновным может быть признано физическое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

По сути, под публичными призывами понимается пропаганда войны, недопустимость которой установлена в ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Соответственно, объективная сторона состава данного преступления характеризуется любыми деяниями, носящими любую форму публичного призыва развязывания агрессивной войны, а субъективная сторона наличествует прямым умыслом и осознанием незаконности и недопустимости осуществляемых действий.

Например, предположим ситуацию следующего содержания: В городе «Н» проходил масштабный митинг с участием 10 000 человек. Его основная повестка заключалась в несогласии собравшихся с действиями, которые были осуществлены представителями иностранного государства «W». Данные оспариваемые действия носили провокационный характер, целью которых было заставить наше государство ввязаться в боевые действия, заведомо не сулящие ничего хорошего для России. «Негласным рупором воли народа» стал некий гражданин «А», исполняющий обязанности генерального директора в коммерческой корпорации «N», занимающейся довольно сомнительным видом деятельности. Данный гражданин, встав за трибуну на городской площади, используя громкоговоритель стал всячески накалять обстановку и призывать собравшихся, а также административный состав государства развязать агрессивную войну по отношению к провокаторам. В ходе своего выступления гражданин «А» не раз говорил, что другого исхода, кроме активных боевых действий для решения поставленных проблем и вопросов попросту нет, что поддержало огромное количество митингующих.

Необходимо понимать, что, несмотря на схожесть данного состава с преступлением в виде подстрекательства, данные действия не могут образовывать совокупную квалификацию. Подстрекательство характеризуется точечным воздействием на определённое лицо или круг лиц, осуществляемым с целью привлечения их к совершению противозаконного поступка. А так как публичные (открытые) призывы всегда ориентируются на количественный критерий, что признаки подстрекательства просто отсутствуют.

  1. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть 2 наличествует квалифицирующими признаками в виде принадлежности виновного лица к государственным должностям или использования в качестве инструмента для большего охвата аудитории средств массовой информации. Очень важно понимать, что ответственность по ч. 2 ст. 354 УК РФ несут не только лица, которые непосредственно высказали публичный призыв в СМИ, но и граждане, непосредственно участвовавшие в подготовке материала и давшие разрешение на его выпуск в эфир.

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Оно объективно выражается в пересечении охраняемой Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения.

Понятие Государственной границы РФ определено в Законе РФ «О государственной границе Российской Федерации».

Статья 322 УК имеет в виду только охраняемую Государственную границу РФ, т.е. закрытую, свободное пересечение которой запрещено, установлен порядок въезда и выезда через пункты пропуска, осуществляется пограничная охрана, в том числе не войсковая — с использованием пограничной стражи. При решении вопросов об уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ имеет значение информированность граждан об охране конкретной границы, а также возможность восприятия ее как охраняемой. Если нет явных признаков несения пограничной охраны (постов, патрулей и пр.), отсутствуют видимые внешние признаки Государственной границы — маркировка линии ее прохождения, соответствующие обозначения и знаки, другое типичное для границы оборудование, то существуют объективные предпосылки невиновного ее пересечения.

Пересечение охраняемой Государственной границы признается незаконным в уголовно-правовом смысле, если отсутствуют установленные документы и (или) надлежащее разрешение.

Установленные документы — это действительные документы на право въезда лиц в РФ или выезда их из РФ.

Так, для граждан РФ установлены: паспорт гражданина Российской Федерации (т.н. заграничный); дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Это основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за пределами ее территории.

Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства.

При упрощенном (безвизовом) порядке въезда и выезда граждан РФ и сопредельного государства документы определяются договором РФ с сопредельным государством.

Оформление документов на право выезда из РФ и въезда в РФ производят в пределах своей компетенции органы МВД и МИД РФ на территории РФ либо дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за рубежом.

Надлежащее разрешение связано с выдачей лицу оформленных действительных документов на право выезда из РФ или въезда в РФ, отсутствием решения компетентного органа о временном запрете или ограничении на въезд или выезд конкретного лица, с уведомлением его об этом, наконец, порядком пропуска лиц через Государственную границу РФ. Разрешение, даваемое представителями органов пограничной службы при наличии основания для пропуска через границу, заключается: а) в отношении лиц, убывающих из РФ, в разрешении на пересечение Государственной границы; б) в отношении лиц, прибывших из-за рубежа, — в признании законности пересечения ими Государственной границы.

Военнослужащие (кроме проходящих военную службу по призыву) выезжают из РФ при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.

Предусмотрены также особые случаи, при которых действует иной порядок пропуска лиц через Государственную границу РФ. Он касается военнослужащих Федеральной пограничной службы при исполнении ими обязанностей по защите Государственной границы, спасателей, пересекающих Государственную границу для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также лиц, вынужденно пересекающих государственную границу в силу чрезвычайных обстоятельств.

Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы РФ без установленных документов и (или) надлежащего разрешения.

Следует иметь в виду ненаказуемость приготовления к данному преступлению (см. ч. 2 ст. 30 УК РФ).

Часть 2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, —

Часть 3 ст. 322 УК РФ предусматривает совершение данного преступления при наличии квалифицирующих признаков:

1) группой лиц по предварительному сговору или организованней группой (ст. 35 УК); 2) с применением насилия или с угрозой его применения.

Во втором случае речь идет о физическом или психическом насилии в отношении лиц, препятствующих или могущих воспрепятствовать незаконному пересечению границы. Если применение насилия заключает в себе признак другого преступления, за которое предусмотрено более строгое наказание, чем по ст. 322 УК, то деяние квалифицируется по совокупности.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оно незаконно (без установленных документов и надлежащего разрешения) пересекает охраняемую Государственную границу РФ, и желает такое деяние совершить.

Мотивы и цели деяния не являются признаками данного состава и учитываются при индивидуализации наказания. Субъект — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ляетнего возраста.

Согласно примечанию к ст. 322 УК РФ ее действие не распространяется на случаи прибытия в Россию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с КонституциейРФ(ст. 63), если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

89

.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК).
В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект.

Объектом

преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов.
Общественная опасность
планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей.

С объективной стороны

состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под
планированием войны
подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. С
субъективной стороны
рассматриваемое преступление может совершаться только с
прямым умыслом. Мотивами
данного преступления могут быть межгосударственная вражда, ложно понимаемые национальные интересы страны, а также личные соображения.

Субъектами

данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. Перечень таких должностей устанавливается Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.* и соответствующими указами Президента Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Объект

состава ведения агрессивной войны, предусмотренного ч. 2 ст. 353 УК, тот же.

С объективной стороны

данное преступление выражается в
ведении агрессивной войны,
под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными С
субъективной стороны
данное преступление характеризуется
прямым умыслом.
Субъектами

ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК

). В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект. Объектом преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей. С объективной стороны состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под планированием войны подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. Подготовка кагрессивной войне предполагает реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения военных действий.

Субъектами данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. С объективной стороны данное преступление выражается в ведении агрессивной войны, под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными Силами территории другого государства или в применении любого оружия против территории другого государства, в блокаде портов или берегов другого государства Вооруженными Силами, в нападении Вооруженных Сил на сухопутные, морские или воздушные флоты другого государства и др. С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом. Субъектами ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

90

.
Наемничество— предусмотренное ст. 359 УК РФпреступление против мира и безопасности человечества, заключающееся в вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, в использовании наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, а равно в участии самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Согласно Конвенции о запрещении вербовки, использования и обучения наемников 1989 г. преступными и подлежащими наказанию признаются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих их вербовку, обучение, финансирование и использование.

Наемником

признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Это определение наемника дано в прим. к ст. 359 УК РФ и полностью соответствует ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. (см. Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 570-658) и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.

Под вербовкой наемников понимается набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно.

Обучение наемников есть проведение с ними специальных занятий по вопросам наиболее эффективного и целесообразного применения и использования оружия, боевых припасов, устройства военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года.

Финансированием наемников считается обеспечение их денежными средствами.

Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т. п.

Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера как в районе боевых действий, так и за его пределами.

Субъектом преступления могут быть уполномоченные на то государственными органами или органами военного управления лица, действующие на стороне вербующей державы, а также частные лица, действующие по собственной инициативе.

Наемничество совершается только при наличии прямого умысла.

Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное участие наемника в боевых акциях и операциях в ходе военного конфликта или военных действий.

Субъектом может быть признан наемник, достигший 16-летнего возраста и обладающий вменяемостью.

Данное преступление может быть совершено только умышленно, мотив — корыстный.

33 вопрос нету

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]