Ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны по статье 356 УК РФ

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Какие методы и средства ведения войны запрещены в РФ

Международное гуманитарное право закрепляет сохранение определенного перечня прав и свобод человека в период вооруженного конфликта. Запрещено нарушать права, перечисленные в статьях 20, 21, 23, 28, 34, 40 Конституции РФ. Остальные же могут ущемляться во время военных действий.

Во избежание трагедий Россия, как многие другие страны, придерживается правил, установленных в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., дополнительных протоколах к ним 1977 г. и др. В них описаны методы и средства войны, которые запрещены. К первым относятся:

  • предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам неприятеля;
  • применение пыток с целью получения сведений о противнике;
  • убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
  • нападения на санитарные объекты, лиц, сдавшихся в плен, покинувших терпящий бедствие самолет или другой летательный аппарат (кроме десантников);
  • геноцид, апартеид, а также террор в отношении гражданского населения и др.

К перечню запрещенных средств относятся:

  • пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;
  • яды или отравленные боевые патроны;
  • удушливые, ядовитые и другие подобные газы;
  • бактериологическое (биологическое) и токсическое оружие;
  • противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей и т. д.

Общие положения

Как уже было анонсировано выше, международное сообщество ( в его подавляющем численном большинстве) выработало множество нормативно-правовых документов, которые определяют права и свободы всех участников военного процесса, а также устанавливают недопустимость определённых обстоятельств и действий. Таких документов существует огромное количество, а к числу наиболее важных и масштабных относятся следующие пакты и договора:

  • «Женевские конвенции»;
  • «Гаагские конвенции и декларации»;
  • Ряд международных соглашений и договоров Российской Федерации;
  • Уголовный Кодекс РФ.

Если вкратце рассматривать основополагающие принципы, установленные положениями данных документов, то можно выделить следующие виды (методы), относящиеся к рассматриваемой теме, а именно:

  • Фактическое нарушение мира и норм прав и свобод человека;
  • Причинение страданий и боли людям и окружающей среде, которые не продиктованы необходимостью ведения боевых действий;
  • Умышленно и целенаправленное увеличения численности жертв среди военного состава обороняющейся стороны и/или гражданского населения;
  • Уничтожение культурного, народного и научного наследия.

Исходя из приведённого образуются и объекты рассматриваемого преступления к которым относятся:

  • жизнь и здоровья человека;
  • отношение к правам собственности;
  • отношение к экологии и культуре;
  • отношение к инфраструктуре и экономики.

Краткое содержание ст. 356 УК РФ с комментариями

Рассматриваемая статья, согласно части первой, предусматривает наказание для лиц, которые:

  • жестоко обходились с военнопленными и простыми гражданами;
  • депортировали мирное население с его родины;
  • присвоили имущество оккупированной нации;
  • применяли в военное время запрещенные международным договором Российской Федерации методы и средства.

Вторая часть ст. 356 определяет меру наказания для тех, кто воспользовался оружием массового поражения, также запрещенного международным договором Российской Федерации.

Комментарии к настоящей норме раскрывают некоторые термины, употребленные в содержании, степень общественной опасности правонарушения, его состав, объективную и субъективную сторону.

Состав и особенности

Статьи за совершение преступлений против человечества, а именно таким образом характеризуются военные действия, завершают положения Уголовного Кодекса РФ. Касательно рассматриваемой темы, следует обратить внимание на положения статьи 356 УК РФ, которые выглядят следующим образом:

  1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещённых международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Исходя из части 1, можно выделить категории лиц, которые могут быть рассмотрены в качестве потерпевшей стороны, — это военнопленные и гражданские лица.

«Военнопленные» — это лица, которые были пленены нападавшей стороной. В соответствии с Женевской конвенции об обращении с военнопленными к ним относятся:

  • личный состав вооруженных сил;
  • личный состав ополчения и добровольческих отрядов;
  • личный состав организованных движений сопротивления;
  • лица, имеющие непосредственное отношение к вооружённым силам, но не входящие в состав регулярной армии (гражданский экипаж военных самолётов, военные корреспонденты, личный состав рабочих по обслуживанию вооруженных сил;
  • экипаж судов торгового флота.

А к гражданским лицам, без учёта приведённых выше категорий, относятся люди, которые фактически не участвовали в военных действиях или сложили оружие, добровольно и вынуждено прекратив участие в конфликте.

Объективная сторона рассматриваемого преступления, кроме уже указанных в положениях части 1 действий, наличествует двумя альтернативными деяниями:

  • «Применение запрещённых средств» — это использование оружия неизбирательного воздействия, наносящее вред не только объектом военного назначения, но и приводящее к гибели неповинных людей, причиняющее чрезмерное разрушение и т. п. Одним из таких видов оружия, которое попадает под действие международных соглашений ( Конвенция от 18.09.1997г в Осло), являются противопехотные мины.
  • «Применение запрещённых методов» — это методы, целенаправленность которых заключается в поражении военных объектов, но не исключает поражение гражданских объектов и причинение смерти мирному населению.
  1. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Исторические события конца Второй Мировой войны показали насколько бесчеловечно применение оружия массового поражения. Именно поэтому для лиц, виновных в его применении, в РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 20 лет.

В чем заключается состав нарушения

Каждая из частей рассматриваемой статьи посвящена отдельному составу правонарушения.

Опасность деяний состоит в том, что несоблюдение норм международного права приводит к нарушению свобод людей, приумножению жертв, разрушению жилищ, культурных достояний и достижений цивилизации в целом.

Правонарушение имеет место с того момента, как только агрессор совершит одно из действий, образующих объективную сторону преступного деяния. Наступление неблагоприятных результатов в таком случае не играет главной роли. Так, согласно части второй изучаемой статьи последствия от использования оружия массового поражения выносятся за рамки состава преступления, поэтому при квалификации учитывается сам факт его применения.

Объективная сторона

Согласно первой части ст. 356 УК РФ субъективная сторона заключается в несоблюдении правил международного договора РФ, Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и ряда иных международных договоров, а также в неприемлемом обращении с пленниками, местным населением, оказавшемся в военное время на оккупированной территории, воровстве национального имущества. Сюда же относится применение оружия и снарядов, которые могут причинить травмы и боль людям, навредить окружающей среде.

Во второй части рассматриваемой статьи состав правонарушения предполагает использование оружия массового поражения, которое запрещено международным договором РФ.

Объектом вышеперечисленных неправомерных действий становятся доверительные отношения между людьми, в которых должны соблюдаться обязательства по ведению войны на основе уважения человеческой личности.

Справка. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека, культурное наследие, собственность и сохранность природы.

Субъективная сторона

В обоих составах правонарушения необходимо выявление у преступника злого умысла.

Субъектом применения запрещенных средств и методов ведения войны может быть вменяемый человек старше 16 лет, принимающий участие в боевых действиях. Обычно это военнослужащие, должностные лица органов военного управления, командиры воинских подразделений и соединений.

Доказательная часть: основные проблемы, которые возникают

Специалисты относят статью 356 УК РФ к военным правонарушениям, однако она не включена в их состав. И это не единственная ее проблема. При квалификации действий по этой статье можно столкнуться с некоторыми сложностями.

Как вы уже знаете, состав нарушения по первой части заключается в совершении запрещенных правилами международного договора (и иными нормами) противоправных действий. Вторая часть устанавливает наказание за использование оружия массового уничтожения.

Некоторые специалисты заявляют, что вторая часть ст. 356 выступает квалифицированным видом первой части (отягчающим обстоятельством). Однако их мнение подвергается критике.

Чтобы приписать отягчающее обстоятельство, следует обнаружить основной состав. То есть чтобы инкриминировать преступнику использование опасного оружия, следствие должно выявить наличие одного из деяний, перечисленных в части первой настоящей статьи. И если оружие массового поражения было применено без их совершения, признаки состава правонарушения будут отсутствовать.

Поэтому юристы склоняются к тому, что в рассматриваемой статье содержатся два не связанных друг с другом правонарушения. И одновременное совершение деяний, предусмотренных первой и второй частями, должны квалифицироваться в совокупности.

Это интересно:

Ответственность за нарушение правил обращения с оружием по статье 349 УК РФ.

Какую ответственность несут организаторы и участники вооруженного мятежа в России.

Комментарий к статье 356 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления являются мирные отношения между государствами. Дополнительным объектом — жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, культура, экология.

Общественная опасность применения запрещенных средств и методов ведения войны заключается в том, что подобные действия затрудняют восстановление мирных отношений между государствами — участниками войны, приводят к дополнительным неоправданным страданиям участников военных конфликтов и мирного населения, увеличению числа жертв, разрушению экономических и культурных ценностей.

В этой связи человечество уже давно ищет способы обеспечения гуманного отношения к жертвам военных действий, снижения материальных потерь. Поэтому международным сообществом разработаны определенные правила, регламентирующие средства и методы ведения военных действий. В числе таких правил можно назвать Петербургскую декларацию 1868 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г., а также иные международные соглашения в области ведения военных действий, обращения с военнопленными и мирным населением. Государства — участники подобных конвенций обязаны в национальном законодательстве отражать установленные ими требования и принимать меры к наказанию виновных лиц. Таким образом, применение запрещенных средств и методов ведения войны нарушает и международные правовые установления, и национальное законодательство.

Объективная сторона может быть выражена в совершении одного или совокупности следующих действий: жестокое обращение с военнопленными; жестокое обращение с гражданским населением; депортация гражданского населения; разграбление национального имущества на оккупированной территории; применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

К числу военнопленных согласно ст. 4 Конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. относятся следующие категории лиц, попавших во власть неприятеля.

1. Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.

2. Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

3. Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой.

4. Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверения личности прилагаемого образца.

В ст. 4 Конвенции указаны и некоторые другие категории лиц, относящихся к числу военнопленных.

Статья 13 Конвенции содержит правило о том, что с военнопленными всегда следует обращаться гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются. Из содержания этого положения и следует исходить при определении наличия жестокого обращения <1>.

——————————— <1> Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 — 681.

К гражданскому населению в соответствии со ст. 4 Конвенции о защите гражданского населения во время войны относятся те, кто не принимал участия в военных действиях, но в какой-либо момент и каким-либо образом находится в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Жестокое обращение с гражданским населением характеризуется теми же признаками, что и с военнопленными.

Депортация гражданского населения состоит в принудительном изгнании, вывозе или высылке населения с оккупированной территории или территории проведения военных действий.

Статья 49 Конвенции о защите гражданского населения во время войны воспрещает по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортацию населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого Государства независимо от того, оккупированы они или нет <1>.

——————————— <1> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 — 569.

Однако оккупирующая Держава может провести полную или частичную эвакуацию какого-либо оккупированного района, если этого требуют безопасность населения или особо веские соображения военного характера. Такая эвакуация может быть осуществлена только в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это практически невозможно. После прекращения боевых операций население должно быть немедленно возвращено в свои дома.

Под разграблением национального имущества понимаются действия по его изъятию, присвоению, вывозу на территорию оккупирующей Державы или другого государства. Статья 52 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных военных конфликтов, устанавливает запрет в отношении нападения или репрессалий гражданских объектов, к которым относятся все те, что не являются военными объектами. В этой связи разграбление национальных богатств можно назвать преступлением международного характера.

Под применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, следует понимать действия, которые запрещены международными соглашениями, где одной из сторон является Россия. При этом следует учитывать, что Россия является правопреемником СССР. Поэтому обязательства по международным договорам, ратифицированным СССР, относятся к числу обязательств России. К числу таких договоров можно отнести вышеназванные Гаагские конвенции, Женевские конвенции, а также другие международные договоры.

Так, в ст. 35 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям установлен запрет на применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания. Запрещено также применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Нарушение подобных и иных запретов составляет объективную сторону рассматриваемого состава преступления. Незнание положений международных договоров не может служить фактором, исключающим уголовную ответственность, поскольку подобные действия посягают на мировые гуманитарные принципы и моральные ценности, а следовательно, виновные осознают общественную опасность деяния.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Поэтому рассматриваемая статья, так же как и предыдущая норма, может быть реализована лишь при наличии соответствующих норм международных правовых договоров, предусматривающих признаки составов преступлений.

Одним из подобного рода многочисленных соглашений может служить, например, Конвенция «О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении» (Осло, 18 сентября 1997 г.).

В этой Конвенции государства-участники, исходя из желания положить конец страданиям и несчастьям, вызываемым противопехотными минами, которые каждую неделю убивают и калечат сотни людей, главным образом невинных и беззащитных гражданских лиц, и в первую очередь детей, препятствуют экономическому развитию и восстановлению, затрудняют репатриацию беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, и порождают другие тяжелые последствия в течение многих лет после их установки, договорились о нижеследующем.

Каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:

a) не применять противопехотные мины;

b) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины;

c) не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государства-участника согласно настоящей Конвенции.

Каждое государство-участник обязуется уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение в соответствии с положениями настоящей Конвенции (ст. 1).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может заключаться и в иных действиях, направленных не только против живой силы, мирного населения, экономики. Под защитой международного права и национального законодательства находятся и другие человеческие ценности.

Так, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.), основываясь на положении о том, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру, предусматривает защиту культурных ценностей в период военных конфликтов <1>.

——————————— <1> Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 803 — 811.

В этих целях участники Конвенции обязались уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

Кроме того, на Стороны возложены обязанности запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Стороны. Стороны должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Несоблюдение этих позиций также образует состав рассматриваемого преступления. Здесь же следует отметить, что для определения объективной стороны состава необходимо установление факта нарушения установленного запрета в средствах и методах ведения войны или иных действий, совершаемых в этот период.

Оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления не влияют на его квалификацию.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем исходя из характера преступления необходимо отметить, что его субъектом, как правило, могут быть государственные должностные лица, командиры воинских и иных формирований, военнослужащие.

Часть 2 ст. 356 УК РФ устанавливает более строгую ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Данная норма устанавливает ответственность за реальное применение оружия массового поражения. Преступление будет окончено именно с этого момента. По всем остальным признакам данный состав аналогичен вышерассмотренному. Понятие оружия массового поражения приведено при рассмотрении состава преступления, предусмотренного ст. 355 УК РФ.

Квалифицирующие признаки

Под проявлением жестокости к пленникам понимаются любые недопустимые действия, обозначенные в конвенциях международного права (например, пытки, преднамеренное убийство, присвоение чужого имущества в крупных масштабах и т. д.).

Пленниками признаются лица, относящиеся к следующим категориям:

  1. Личный состав вооруженных сил, участвующих в войне, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил.
  2. Военнослужащие иных ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих участникам конфликта и действующих на их местности или за ее пределами. Указанные ополчения и добровольческие отряды должны отвечать следующим условиям: иметь руководителя, знак отличия, соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны, открыто носить оружие.

Депортацию относят к одному из видов проявления жестокости. Она представляет собой отправку с захваченной территории местного населения на территорию оккупантов либо любого другого государства. Однако стоит отличать подобные действия от вынужденной депортации, которая выполняется для защиты жизни и здоровья граждан.

Кража национального достояния с захваченной местности состоит как в хищении, так и в его присвоении другими способами. Защите ценностей культуры выделяется особое место на международном уровне согласно Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.

Первая и вторая часть статьи относятся к категории правонарушений особой тяжести.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК)

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий и имеющие целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.

В названии ст. 356 УК используется термин «средства и методы ведения войны». Однако в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам, поскольку статус «войны» с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, а в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Кроме того, согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 356 УК, характеризуется совершением любого из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Основными международно-правовыми документами, определяющими правила обращения с военнопленными, гражданским населением, а также содержащими перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий во время войны и вооруженных конфликтов, являются Женевские конвенции 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).

В соответствии с международно-правовыми нормами под военнопленными понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, — врачи, юристы, священники, корреспонденты, различный обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации); стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны. К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственное участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающими личного участия в этих действиях).

Под жестоким обращением с военнопленными и гражданским населением понимаются: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны или лишение таких лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие кого-либо из гражданских лиц в заложники и т.д.

Под депортацией гражданского населения, запрещенной Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения, понимается насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.

Разграблением национального имущества считаются действия по произвольному, осуществляемому в больших масштабах разрушению и присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Наиболее опасной формой совершения рассматриваемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Под средствами ведения военных действий следует понимать оружие и иную военную технику, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий — это порядок, способы и приемы использования средств ведения войны в указанных целях. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещенными являются: применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде. К запрещенным средствам ведения войны, согласно действующим международным правовым нормам, в том числе заключенной в 1981 г. Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, в частности, относятся: оружие «неизбирательного» действия, истребляющая сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее определенные военные цели; оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние повреждения, страдания или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя, а также имеющие предательский, коварный характер (напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные бомбы, нейтронная бомба, любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, используемые против гражданского населения или применяемые неизбирательно, и т.д.).

К запрещенным методам ведения военных действий относятся такие нападения «неизбирательного характера», последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов. Кроме того, согласно заключенной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду запрещенными являются такие методы военных действий, как «погодная война», «экологическая агрессия», а также иные методы, сопряженные с таким воздействием на экологические процессы, которые влекут широкие, долгосрочные или серьезные последствия (изменение динамики, состава и структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу и космическое пространство). В соответствии с Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. запрещенными методами ведения военных действий являются: совершение нападений с применением зажигательного оружия на гражданское население или на гражданские объекты, а также на те военные объекты, поражение которых в силу их расположения (в районе сосредоточения гражданского населения), применяемых средств доставки зажигательного оружия или других обстоятельств не позволяет ограничить зажигательное воздействие только на военный объект и избежать или свести к минимуму случайные жертвы среди гражданского населения и повреждение гражданских объектов, а также совершение таких нападений на леса и другие виды растительного покрова, кроме случаев, когда такие природные элементы являются военными объектами. Кроме того, в качестве запрещенных методов ведения войны рассматривается превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения, нападение на лиц, прекративших принимать участие в военных действиях, нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам, и др.

К числу обязательных признаков объективной стороны преступления относится и особая обстановка применения запрещенных средств и методов ведения войны — обстановка вооруженного конфликта. Международному праву известны два вида таких конфликтов. Международный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера — это столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо государства.

Состав рассматриваемого преступления является формальным

, поэтому оконченным оно признается с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что применяет в вооруженном конфликте запрещенные средства и методы ведения войны в форме жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения и т.д., и желает совершить такие действия.

Субъектом преступления выступает лицо, входящее в состав участников вооруженного конфликта и достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение одного из наиболее опасных средств войны — оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Предмет этого преступления аналогичен предмету преступления, предусмотренного ст. 355 УК. К оружию массового поражения, применение которого запрещено, относится биологическое, химическое и ядерное оружие. Пока еще не выработано универсальных норм, устанавливающих прямое запрещение так называемых новых видов оружия массового поражения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т.д.). Однако применение и такого оружия при наличии прочих признаков рассматриваемого состава преступления следует квалифицировать по ч. 2 ст. 356 УК, если оружие применено по его прямому назначению, — для массового поражения, уничтожения живой цели или для разрушения материальных объектов.

Меры наказания преступников

В обеих частях статьи 356 УК РФ уголовная ответственность представляет собой тюремный срок, верхняя граница которого равна 20 годам. Минимальные сроки не установлены.

В каких случаях уголовную ответственность не назначают

Поскольку в большей степени содержание рассматриваемой статьи затрагивает военнослужащих, допустимо применение статьи 42 УК РФ «Исполнение приказа и распоряжения», которая исключает преступность совершенных поступков.

В Дисциплинарном уставе говорится, что подчиненные обязаны беспрекословно исполнять приказы своих командующих. Нарушение приказа влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность. Но что делать служащему, если отданные требования противоречат нормам международного права?

Законодательством установлено, что нанесение подобного ущерба лицом, действующим не из своих личных побуждений, а в рамках приказа, не приводит исполнителя к уголовной ответственности (часть первая рассматриваемой статьи). Ответственным станет лицо, отдавшее заведомо незаконные указания.

Примечание. Ответственность по ст. 356 УК РФ может быть исключена в том случае, когда исполнитель приказа не имел права отказаться от требований начальника и заведомо не осознавал их незаконность.

Проведение различия

В ситуации международного вооруженного конфликта комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Другими словами, им разрешено совершать законные акты войны, направленные на достижение военных целей наиболее эффективным путем. Принцип проведения различия требует, однако, чтобы их действия были направлены только против комбатантов противника и его военных объектов, причинение излишнего и чрезмерного вреда гражданскому населению не допускается.

Поэтому имплементация принципа проведения различия требует четко определять лица и объекты, на которые можно нападать на законных основаниях. Что касается таких лиц, то комбатанты противника являются членами вооруженных сил стороны конфликта (за исключением медицинского и духовного персонала). Лица, не принадлежащие к вооруженным силам, являются гражданскими лицами и, следовательно, не могут быть объектами нападения. Впрочем, имеется одно исключение: гражданские лица, принимающие непосредственное участие в военных действиях – индивидуально или в составе группы, – становятся законной целью атаки, но только на период их непосредственного участия в боях.

Что касается объектов, то военные объекты определяются по двум критериям: во-первых, объект атаки должен, в силу своего характера, расположения, назначения или использования, вносить эффективный вклад в военные действия; во-вторых, полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация его при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. Все объекты, которые не отвечают этим признакам военных объектов, являются гражданскими объектами и на них запрещено нападать.

Принцип проведения различия, содержащийся в МГП, обусловливает ряд требований, выполнение которых необходимо для обеспечения защиты гражданских лиц и объектов. Например, согласно этому принципу в ситуации международного вооруженного конфликта комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения (обычно путем ношения форменной одежды) в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Кроме того, МГП запрещает нападения неизбирательного характера, а также устанавливает принцип соразмерности, который требует, чтобы так называемые попутные потери жизни среди гражданского населения и/или ущерб гражданским объектам не были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить. Для имплементации ограничений и запрещений в отношении нападений все стороны вооруженного конфликта должны также соблюдать специальные меры предосторожности.

И наконец, нормы ведения боевых действий предоставляют специальную защиту некоторым объектам, в том числе культурным ценностям и местам отправления культа (например, памятникам истории), объектам, необходимым для выживания гражданского населения (в том числе производящим продовольствие сельскохозяйственным районам, посевам, сооружениям для снабжения питьевой водой), а также установкам и сооружениям, содержащим опасные силы (а именно плотинам, дамбам и атомным электростанциям). Запрещено использование методов и средств, способных причинить долговременный и серьезный ущерб природной среде, поскольку это угрожает здоровью и выживанию гражданского населения.

Судебная практика по статье

Для борьбы с преступлениями во время вооруженных конфликтов сложилась обширная правовая база национального и международного уровня. Однако ее наличие не исключает совершение военных преступлений.

В России редко возбуждаются уголовные дела в отношении подобных правонарушений. По статье 356 УК РФ примеров из практики нет, однако действия, подпадающие под признаки ее квалификации, но так и не расцененные соответствующим образом, имели место.

Например, по первой части изучаемой статьи должны были квалифицировать распоряжение прямого начальника группы капитана Ульмана, который 11 января 2002 года вынес приказ о расстреле пятерых пойманных граждан у селения Дай. Аналогичным способом были убиты трое местных жителей с окраины г. Старая Сунжа 15 ноября 2005 г.

Злодеяния не остаются полностью безнаказанными. Их квалифицируют по другим статьям УК, смежным с военными правонарушениями (например, убийство, насилие, причинение ущерба в виде тяжелых повреждений тела и т. д.).

Новости

Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы*, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.

Раздел III. Военные преступления (продолжение)

Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей

В течение всего периода германской оккупации западных и восточных стран германское правительство и германское верховное командование проводили политику увода физически здоровых граждан из этих оккупированных стран в Германию и в другие оккупированные страны для работы на положении рабов на военных заводах и для других работ, связанных с военными усилиями Германии.

В результате такой политики имели место массовые уводы людей для таких целей из всех западных и восточных стран в течение всего периода оккупации.

Такой увод в рабство противоречил международным конвенциям, в частности, статье 46 Гаагских правил 1907 года, законам и обычаям войны, общим принципам уголовного права, как они вытекают из уголовного права всех цивилизованных стран, внутреннему уголовному праву стран, в которых совершались эти преступления, и предусмотренных статьей 6 (b) Устава этого трибунала.

В обвинительном заключении следует изложение данных об уводе в рабство гражданского населения из Франции, Дании, Люксембурга, Бельгии, Голландии.

Из Советского Союза германские оккупационные власти отправили в рабство около 4.000.000 советских граждан. Из Чехословакии были вывезены 750.000 чехословацких граждан на принудительные работы для обслуживания военных нужд внутри Германии.

4 июня 1941 г. в г. Загреб было созвано совещание германских представителей под председательством консула фон Тролл для установления способов угона югославского населения из Словении. Во исполнение этого плана были угнаны десятки тысяч людей.

Убийства и жестокое обращение с военнопленными и другими военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также лицами, находившимися в открытом море

Обвиняемые убивали и жестоко обращались с военнопленными, лишая их необходимой пищи, жилья, одежды, медицинского ухода, заставляя их работать в нечеловеческих условиях, пытая их, подвергая их нечеловеческим унижениям и затем умерщвляя их. Германское правительство и верховное германское командование заключало военнопленных в различные концентрационные лагери, где их убивали и подвергали нечеловеческому обращению разными способами. Военнослужащих тех стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, часто убивали, кога они сдавались в плен. Эти убийства и жестокое обращение производились вопреки международным конвенциям, в особенности ст.ст. 4, 5, 6 и 7 Гаагских правил 1907 г. и ст.ст. 2,3,4 и 6 Конвенции о военнопленных (Женева, 1929 г.),законам и обычаям войны, общим принципам уголовного права, как они вытекают из уголовных законов всех цивилизованных наций, внутренним уголовным законам стран, в которых эти преступления были совершены, а также предусмотрены ст. 6 (b) Устава Международного Военного Трибунала.

Алее в обвинительном заключении излагаются данные об убийствах американских, французских, английских и советских военнопленных и жестоком обращении с ними.

В сентябре 1941 г. в Катынском лесу близ Смоленска были произведены гитлеровцами массовые убийства польских пленных офицеров.

В Югославии по приказу германского командования и оккупационных властей в лице главных чиновников полиции и войск СС (генерал-лейтенанта полиции Регенер) и офицеров связи (генерал Кюблер и др.) в период с 1941 по 1943 гг. расстреливались военнопленные.

В обвинительном заключении излагаются факты убийства заложников во Франции, Голландии, Бельгии, Югославии и СССР.

Далее приводятся многочисленные данные о расхищении немецкими оккупантами общественной и частной собственности в оккупированных странах.

В обвинительном заключении подробно излагаются данные о характере и размерах вывезенного немцами из Франции, Норвегии, Бельгии, Голландии, Люксембурга оборудования, сырья, сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также о разграблении и уничтожении произведений искусства.

Затем приводятся данные о разрушениях и причиненном немецкими оккупантами ущербе Советскому Союзу.

На территории Советского Союза нацистские заговорщики уничтожили или сильно разрушили 1.710 городов и более чем 70.000 деревень и населенных пунктов, более чем 6.000.000 зданий и оставили без крова примерно 25.000.000 человек. Среди наиболее разрушенных городов находятся Сталиинград, Севастополь, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орел, Харьков, Воронеж, Ростов-на-Дону, Сталино и Ленинград.

Как это видно из официального меморандума германского командования, нацистские заговорщики намечали полное уничтожение целых советских городов. В совершенно секретном приказе начальника Военно-Морского Штаба (Штаб 1а № 1601/41 от 29.09.1941), адресованном только штабным офицерам, было сказано:

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России. Финляндия также заявила, что с ее точки зрения существование этого города не ее новой границе нежелательно. Первоначальный запрос флота о том, чтобы доки, порты и т. д., необходимые флоту, были сохранены – известен Верховному Командующему военных сил, но основные принципы проведения операции против Санкт-Петербурга не дают возможности удовлетворить этот запрос.

Предлагается подойти близко к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского обстрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак.

Проблема жизни населения и снабжение его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами.

В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города».

Немцы разрушили 427 музеев, среди них богатейшие музеи Ленинграда, Смоленска, Сталинграда, Новгорода, Полтавы и др.

В Пятигорске были захвачены предметы искусства, привезенные туда из Ростовского музея.

Немцы разрушили усадьбу Пушкина в Михайловском, осквернили его могилу и разрушили соседние деревни и Святогорский монастырь.

Они разрушили усадьбу и музей Льва Толстого – «Ясную Поляну» и осквернили могилу великого писателя. Они разрушили в Клину музей Чайковского, в Пенатах – музей художника Репина и многое другое.

Нацистские заговорщики разрушили 1.670 православных церквей, 237 римско-католических церквей, 69 часовен, 532 синагоги и т. д.

Они разрушили, осквернили и бессмысленно уничтожили также ценнейшие памятники христианской церкви, такие, как Киево-Печерскую лавру, монастырь «Новый Иерусалим» в Истринском районе и другие древнейшие монастыри и церкви.

В обвинительном заключении приводятся подробные данные о разрушениях индустриальных зданий и других учреждений, о разграблении промышленности и сельского хозяйства, об увозе произведений искусства из Латвийской, Эстонской, Литовской Советских республик, а также из Чехословакии.

Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень и опустошения, неоправданные военной необходимостью

Обвиняемые бесцельно разрушали города и деревни и совершали другие разрушения, не оправданные соображениями военного характера и не вызванные необходимостью. Эти действия нарушали статьи 46 и 50 Гаагских Правил 1907 года, законы и обычаи войны, основные принципы уголовного права, как они вытекают из уголовных законов всех цивилизованных наций, внутренние уголовные законы стран, в которых были совершены такие преступления, и предусмотренные статьей 6 (b) Устава этого Трибунала.

В обвинительном заключении приводятся данные о разрушенных немецкой армией городах и селах во временно оккупированных Германией странах.

Принудительная вербовка гражданской рабочей силы

В оккупированных территориях обвиняемые вербовали в принудительном порядке и заставляли жителей работать и использовали их труд для целей, иных, чем удовлетворению нужд оккупационных армий, и в объеме, значительно превышающем ресурсы упомянутых стран. Все гражданское население, завербованное таким образом, принуждалось работать на германскую военную машину. От гражданского населения требовалась регистрация, и многие из тех, которые регистрировались, были вынуждены вступить в организации Тодта и в Легион Шпеера (Legion Speer), которые были полувоенными организациями, проходившими военную подготовку. Эти действия нарушали статьи 46 и 50 Гаагских Правил 1907 года, законы и обычаи войны, основные принципы уголовного права, как они вытекают из уголовных законов всех цивилизованных наций, внутренние уголовные законы стран, в которых были совершены такие преступления, и предусмотренные статьей 6 (b) Устава этого Трибунала.

Принуждение гражданского населения оккупированных территорий присягать на верность враждебному государству

Гражданские лица, завербованные в Легион Шпеера, как указано выше, принуждались под угрозой лишения их пищи, денег и удостоверений личности принимать торжественную присягу с признанием безусловного повиновения Адольфу Гитлеру, фюреру Германии, которая являлась для них враждебным государством.

В Лотарингии гражданские служащие, чтобы сохранить свои места, были обязаны подписать декларацию, по которой они признавали «возвращение их страны в состав германского государства, обязавшись безусловно подчиняться приказам их начальников и вступить на действительную службу фюреру и Великой Национал-Социалистической Германии».

Обязательство подобного рода было навязано гражданским служащим в Эльзасе под угрозой ссылки или интернирования.

Эти действия нарушали статью 45 Гаагских Правил 1907 года, законы и обычаи войны, основные принципы международного права, и предусмотрены статьей 6 (a) Устава этого Трибунала.

Германизация оккупированных территорий

В некоторых оккупированных территориях, аннексированных Германией, обвиняемые методично и неуклонно пытались ассимилировать эти территории с Германией в политическом, культурном, социальном и экономическом отношении.

Обвиняемые пытались уничтожить прежний национальный характер этих территорий. Во исполнение этих планов и замыслов обвиняемые насильно высылали жителей, которые в основном не являлись немцами, и вселяли тысячи немецких колонистов.

Этот план включал в себя экономическое господство Германии, занятие территории, учреждение марионеточных правительств, присоединение к Германии оккупированных территорий и принудительную вербовку их населения в германские вооруженные силы.

Эти действия нарушали статьи 43, 46, 55 и 56 Гаагской конвенции 1907 года, законы и обычаи войны, основные принципы уголовного права, как они вытекают из уголовных законов всех цивилизованных наций, внутреннее уголовное право стран, в которых совершались такого рода преступления, и предусмотрены статьей 6 (b) Устава Международного Военного Трибунала.

В обвинительном заключении излагаются факты германизации оккупированных территорий, немецкой колонизации и принудительного зачисления населения оккупированных стран в германскую армию.

(Известия, 19 октября 1945 г.)

*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]