Среди различных экономических преступлений хищение государственных средств – одно из наиболее распространенных. С обвинениями в таких действиях сталкиваются различные чиновники, руководители и менеджеры государственных предприятий, ВУЗов, институтов, медицинских учреждений и т.д. – словом, везде, где предусмотрено бюджетное финансирование. Потому всем нужно знать, как поступать в ситуациях, когда обвинения в хищении бюджетных средств выдвинуты против вас или ваших родственников. В данной статье мы рассмотрим, что включает в себя это правонарушение, какая ответственность за него грозит и чем может помочь адвокат.
Кто является получателем средств из бюджета
Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.
Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда. Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома. По сути, это хищение бюджетных средств.
Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:
- государственную власть;
- управления внебюджетных фондов;
- местную власть;
- муниципальные администрации;
- казенные учреждения.
Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем. Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ. В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.
Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию. Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую. В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом. При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.
Что считается хищением государственных средств?
В действующем уголовном кодексе существует сразу две статьи, которые могут применяться против тех, кто присваивает бюджетные деньги или тратит их в своих целях. Первая из них – ст. 160 Присвоение или растрата. Она более общая и применяется в равной степени как в государственной, так и в частной сфере. Согласно данной статье, состав преступления включает либо похищение имущества без согласия владельца (присвоение), либо расходование/передачу третьим лицам также без согласия собственника (растрата). Преступление может квалифицироваться по данной статье, если лицу, состоящему на государственной службе, было вверено какое-либо имущество, и он его присвоил, продал, безвозмездно передал без санкции государства.
Вторая статья УК РФ, касающаяся хищения государственных средств – это ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. Она применяется реже, поскольку включает более ограниченный набор действий правонарушителя. Согласно уголовному кодексу, в этом случае речь идет о расходах средств, полученных в рамках бюджетного финансирования, на цели, которые не были предусмотрены бюджетом. При этом необходимо доказать, что обвиняемый не только израсходовал бюджетные деньги, но и имел с этого непосредственную прибыль. В противном случае речь будет идти о халатности или других видах правонарушений, не связанных с хищением средств.
Дополнительно подозреваемым в растрате бюджетных средств часто вменяют также сопутствующие действия: мошенничество, подделку документов, служебный подлог, создание преступной организации (если лицо действовало не самостоятельно, а по предварительному сговору), злоупотребление служебным положением и т.д. Естественно, эти обвинения, в случае их признания судом, усугубляют положение обвиняемого и делают наказание более строгим. А если учесть сам характер преступления, то его практически невозможно совершить в одиночку, без использования поддельных документов и вверенных полномочий, потому в большинстве случаев хищение государственных средств – не единственная статья для обвиняемого.
Виды нецелевого расходования
Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.
Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:
Уголовная ответственность и статья за незаконное обналичивание денежных средств
- направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
- самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
- перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
- оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
- безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
- финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.
Виды наказания
Чтобы получить деньги из бюджета нужно предоставить соответствующие бумаги, в которых четко указано для каких целей требуется финансирование.
В качестве таких документов могут выступать: бюджетные планы, росписи, сметы и т. д. Если средства были получены, но потрачены не на то что было указано в документах, или вовсе похищены, то виновные лица подлежат следующим видам наказания, предусмотренным статьей 285, 1 УК РФ:
- штраф в размере от 100 000 рублей до полумиллиона или заработка за 1-2 года;
- обязательные работы сроком до 2 лет и (или) запрет на право занимать некоторые должности на протяжении трех лет;
- до двух лет лишения свободы и запрет занимать определенную должность на протяжении 3 лет.
Если растрата была совершенна по сговору несколькими лицами или мело место хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, то наказание ужесточается:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо в размере заработка за период от 1 до 3 лет;
- обязательные работы сроком до 5 лет с запретом занимать некоторые должности в течение 3 лет;
- лишение свободы сроком до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельность на протяжении 3 лет.
Согласно действующему законодательству, крупным объемом считается сумма более 1 500 000 рублей. Если речь идет об особо крупном размере, то это означает, что объем неправомерно израсходованных средств составил свыше 7 500 000 рублей.
Комментарии к ст. 285.1 УК РФ
Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ рассматривает как преступное действие. В качестве виновного привлекается должностное лицо, допустившее нецелевую растрату. Опасность такого действия заключается в подрыве функционирования государства, основ финансового обеспечения и создании благоприятной среды для совершения разного рода экономических преступлений.
Отечественная бюджетная система состоит из фонда разных уровней:
- федерального;
- регионального;
- муниципального;
- внебюджетного.
Средства выделяются из фондов на покрытие строго определенных расходов и исключительно определенному получателю. Если средства были переданы иному лицу или потрачены на неуказанную цель, то имеет место нецелевое расходование денег. При этом не имеет значения повод совершения подобных действий. Даже если какое-либо действие выполнено во благо, но противоречит БК РФ, то оно признается преступным.
Виды ответственности за неправомерный оборот средств платежей по УК РФ статья 187
Бюджетные деньги могут быть выделены в следующих формах:
- Дотация. Данная форма представляет собой выплату предприятию, у которого заложенные в плане расходы, превышают выручку.
- Субсидия. Она представляет собой поддержку меньшего уровня, предприятия или даже гражданина.
- Субвенция. Эта форма является помощью муниципальному самообразованию или юридическому лицу с целью обеспечения возможности реализовать какую-либо программу.
- Ассигнование. Бюджетное ассигнование – это средства, получаемые на основании документа о бюджетном исполнении.
- Кредит, то есть выдача средств на условии возврата с процентами или без. Стоит отметить, что за растрату этих денег ответственность статьей 285.1 не предусмотрена. Для получения информации по этому вопросу следует изучить вторую часть 176 статьи «Растрата государственного кредита».
Объектом преступного действия, рассмотренного в статье 285.1 УК РФ, считается процесс, состоящий из нескольких этапов:
- поступление средств для оплаты счетов на основании различных документов;
- разрешение выполнения оплаты;
- убытие денег.
В качестве субъекта рассматриваемого преступного действия всегда выступает должностное лицо, которое имеет право получать средства из казны и перераспределять их.
Схема вторая
Другая схема немного сложнее в исполнении и связана с подлогом документов. Учет заработной платы ведется в отдельной программе, специализируемой именно на ведении учета по зарплате. В то время как расчеты, а именно перечисления в банк, ведутся из другой программы.
Учет ведется таким образом, чтобы конечные цифры в двух программах в итоге совпали. Казалось бы, что несложно сравнить две цифры, чем контролирующие органы и занимаются. Итоговые суммы сходятся и вопросов не возникает. Но не все так просто.
В программе для зарплаты ведется учет отдельно по каждому сотруднику, во второй же — по сумме начислений всех сотрудников. А ведомость, подаваемую в банк для распределения по сотрудникам, можно подкорректировать в свою пользу. После чего происходит начисление денег, где у части сотрудников реальные выплаты оказывались меньше, а у бухгалтера больше. Расчетные листы работникам могут просто не выдаваться.
Такие схемы работают годами, некоторые недобросовестные бухгалтеры успевают присвоить суммы в сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Пока не грянет внеплановая проверка или жалоба обманутого сотрудника не дойдет до правоохранительных органов. И если в городе предприятия находятся под более жестким контролем, а работники учреждений — более смелыми в отстаивании своих прав. В селе люди либо не в курсе своей положенной зарплаты, либо далеко не каждый готов спорить из-за недополученных одной-двух тысяч со своим руководством под страхом потерять, возможно, единственное место работы со стабильной заработной платой.
В 2013 году бухгалтеры отряда государственной противопожарной службы № 8 Прибайкальского района Республики Бурятия, договорившись между собой и распределив преступные роли, используя служебное положение, принялись незаконно перечислять себе на лицевые счета денежные средства из фонда оплаты труда. При этом для сокрытия фактов мошенничества ими изготавливались фиктивные документы, создающие видимость того, что похищенные деньги якобы расходовались правомерно на выплаты работникам пожарной части премий и других доплат.
В Джидинском районе главбух районного управления образования, его заместитель и бухгалтер расчетной группы путем внесения недостоверных сведений о размере начисленной им заработной платы в первичную бухгалтерскую документацию и компьютерную программу «1С Бухгалтерия» с 2009 по 2015 годы завышали размер полагающихся им денежных выплат.