Ст 160 УК РФ Присвоение или растрата имущества, ответственность за присвоение денежных средств


Состав преступления и квалифицирующие признаки

Состав преступления по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата чужого имущества) наступает при определённых обстоятельствах. Согласно ч. 1. ст. 160 этими обстоятельствами являются:

  • деяние (хищение чужого имущества, вверенного виновному);
  • субъект (похититель);
  • объект (вверенное похитителю имущество).

Сущность этих обстоятельств раскрывается в соответствующих законодательных и нормативных актах:

  • хищение в УК РФ – это совершённое из корысти противозаконное безвозмездное изъятие и/или обращение чужого имущества в пользу виновного (других лиц), которое причинило ущерб собственнику или иному владельцу (примечание 1 к ст. 158 УК РФ);
  • под «вверенным» понимается имущество, в отношении которого виновник в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения государственной или общественной организации осуществляет определённые полномочия по распоряжению, управлению, хранению и другим действиям с имуществом. Такие полномочия могут быть переданы собственником имущества другому лицу (лицам) по договорам подряда, аренды, комиссии и другим основаниям («Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений…», утверждённые Приказом директора ФССП от 15.04.2013 № 04-4).

Указанные обстоятельства являются общими квалифицирующими признаками таких деяний, как присвоение и растрата. И то, и другое деяние совершается из корысти, противоправно, против воли собственника. Различие же между ними заключается в следующем (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48):

  • присвоение – это обращение виновником вверенного ему имущества в свою пользу;
  • растрата – это деяние, подразумевающее, что виновник истратил вверенное ему имущество путём его потребления, расходования или передачи другому лицу (лицам).

Проще говоря, при присвоении имущества виновник им пользуется, а при растрате – утрачивает по той или иной причине.

Второй комментарий к Ст. 160 УК РФ

1. В данной статье речь идет о двух самостоятельных формах хищения, объединенных общими признаками субъекта и способа совершения преступления. Особенность этих форм хищения состоит в том, что их объективная сторона включает не два действия: изъятие имущества и его обращение в пользу виновного или других лиц, а только последнее, поскольку оно уже находится в правомерном владении виновного и у него нет нужды его изымать.

2. Присвоение означает незаконное обращение чужого имущества, вверенного виновному, в его пользу без эквивалентной компенсации. Присвоенное имущество еще не отчуждено, не потреблено, оно находится во владении виновного, который начал пользоваться им с корыстной целью.

3. Растрата представляет собой незаконное и безвозмездное израсходование (например, путем личного потребления) или отчуждение (например, путем продажи, передачи в долг либо в счет погашения долга и т.п.) чужого имущества, вверенного виновному, без надлежащей компенсации. Она признается оконченным преступлением с момента фактического израсходования или отчуждения вверенного имущества (п. 18–19 постановления Пленума Верховного Cуда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51).

4. Субъект обеих рассмотренных форм хищения специальный —лицо, которому похищаемое имущество вверено для осуществления обусловленных законом, договором, служебным положением виновного или специального поручения правомочий по распоряжению, управлению, доставке, пользованию или хранению (п. того же 18 постановления).

5. Признаки квалифицированных составов присвоения или растраты (ч. 2 ст. 160 УК), а также особо квалифицированных видов этих форм хищения (ч. 3 и ч. 4 ст. 160 УК) имеют то же содержание, что и при мошенничестве.

Отличие присвоения и растраты от кражи

Кроме ст. 160 завладение чужим имуществом прописано и в других статьях гл. 21 УК РФ, посвящённых преступлениям против собственности, в том числе в ст. 158 «Кража». Согласно ч. 1 ст. 158 кражей называется тайное присвоение (похищение) чужого имущества. В соответствии с положениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 27.12.2002 № 29 под кражей следует понимать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника (иного владельца, посторонних лиц) либо в их присутствии, но незаметно для них.

Ключевое отличие таких деяний, как присвоение и удержание чужого имущества, а также его растрата от кражи заключается в том, что первые осуществляются в отношении вверенного имущества.

Так, растрата денежных средств предприятия или присвоение государственного имущества лицом, которому оно было вверено и которое имело к нему доступ, будут квалифицироваться по ст. 160 УК РФ вне зависимости от того, тайно оно было совершено или открыто. Если же виновник совершил хищение имущества, которое не было ему вверено, то он «пойдёт» по статье 158 (если хищение было тайным) или другим статьям гл. 21 УК РФ, например, мошенничество (ст. 159).

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента и его должностных лиц.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем Департамента (уполномоченным заместителем руководителя Департамента).

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала при наличии технической возможности.

5.4. С использованием официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа исполнительной власти, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Информацию о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.12. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.13. Порядок обжалования решения.

11.14. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решения об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее 5 дней со дня регистрации жалобы письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Какое наказание предусмотрено за присвоение и растрату

Наказание за присвоение чужого имущества, незаконное присвоение денежных средств, растрату вверенного имущества определяется обстоятельствами, при которых было совершено преступление. За присвоение и растрату чужого имущества по ст. 160 УК РФ виновнику грозит:

  • за обычное деяние (без отягчающих обстоятельств) от штрафа до 120 тыс руб или в размере дохода виновника за период до 1-го года до лишения свободы до 2-х лет (ч. 1);
  • за деяние, совершённое группой лиц или по предварительному сговору, а также в значительном размере от штрафа до 300 тыс руб или в размере дохода виновника за период до 2-х лет до лишения свободы до 5-ти лет плюс ограничение свободы до 1-го года или без такового (ч. 2);
  • за деяние, совершённое с использованием служебного положения, а также в крупном размере от штрафа от 100 тыс до 500 тыс руб или в размере дохода виновника за период от 1-го года до 3-х лет до лишения свободы до 6-ти лет плю штраф до 10 тыс руб или в размере дохода виновника за период до 1-го мес или без такового плюс ограничение свободы до 1,5 лет или без такового (ч. 3);
  • за деяние, предусмотренные ч. 1-3 ст. 160, совершённое организованной группой, а также присвоение или растрату имущества в особо крупном размере лишение свободы до 10-ти лет плюс штраф до 1 млн руб или в размере дохода виновника за период до 3-х лет или без такового плюс ограничение свободы до 2-х лет или без такового (ч. 4).

Приведём количественные параметры размеров хищения, которые регламентируются положениями ст. 158 УК РФ:

  • значительный – от 5 тыс руб;
  • крупный – от 250 тыс руб;
  • особо крупный – от 1 млн руб.

Срок давности по ст 160 УК РФ зависит от максимального наказания (ст. 78 УК РФ) и составляет (ст. 15 УК РФ):

  • 2 года по ч. 1;
  • 6 лет по ч. 2;
  • 10 лет по ч. 3 и 4.

Подследственность уголовных дел по присвоению и растрате имущества регламентируется УПК РФ. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 160 УК РФ, ведут следователи органов внутренних дел. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по делам этой категории могут вести следователи органов, выявивших эти преступления.

Судебная практика

В 2021 году было вынесено 5745 приговоров по ст 160 УК РФ о присвоении и растрате имущества, из них:

  • 1 842 по ч. 1;
  • 1 018 по ч. 2;
  • 2 287 по ч.3;
  • 598 по ч. 4.

Для сравнения: по делам о «классической» краже (ст. 158 УК РФ) в 2020 году было вынесено более 130 000 приговоров.

В судебной практике по ст. 160 нередко встречаются ситуации, когда присвоение и растрата «соседствуют» друг с другом. Так, виновник вначале присваивает вверенное ему имущество, а через некоторое время начинает его распродавать. В таких случаях суды рассматривают присвоение и растрату, как единое («продолжаемое») хищение при едином умысле.

Иногда суды квалифицируют деяние по ст. 160, в то время как должны применяться другие статьи УК РФ, в частности ст. 330 «Самоуправство». Такая ошибочная квалификация возникает в ситуации, когда лицо, которому было вверено имущество, временно заимствует для своих целей с намерением его возвратить, то есть без умысла его присвоения или растраты.

Понятие и особенности преступлений

Присвоение по УК РФ – противозаконное обращение преступником, преследующим корыстную цель, вверенных ему предметов. Особенностью преступления выступает использование предметов посягательства против воли их собственника.

Растрата по УК РФ – противозаконное потребление, расходование или передача преступником вверенных ему предметов. Если присвоение характеризуется как удержание, то растрата может рассматриваться в практическом смысле, как издержание (например, продажа, дарение и др.).

Отличия рассматриваемых деяний представлены в таблице:

Критерий сравненияПрисвоениеРастрата
Суть деянияпротивозаконное владениеобращение в собственную пользу (преступника) или третьих лиц
Момент признания деяния оконченнымв момент изъятия и обособления предметов от общей массы и присоединения их к личному имуществув момент противоправного распоряжения вверенным имуществом (т.е. завершение процесса его отчуждения)
Рассмотрение в практическом смыслеудержаниеиздержание
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]