Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

СТ 287 УК РФ.

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 287 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона описывается альтернативно как деяние в форме действия (предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате) или бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) указанным органам государственной власти).

Неправомерность отказа предполагает обязанность предоставить информацию (документы, материалы) на основании закона (см. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

2. Преступление окончено с момента направления отказа или направления неполной либо ложной информации; несоблюдение сроков предоставить информацию (документы, материалы) в отсутствие прямого отказа, выраженного в письменной или устной форме, не может рассматриваться как преступление.

3. Субъект преступления специальный: должностное лицо, обязанное предоставить соответствующую информацию.

4. Среди признаков особо квалифицированного состава (ч. 3) необходимо о, предполагающий сокрытие любых правонарушений (в том числе административных и дисциплинарных), совершенных должностными лицами органов государственной власти, и п. «в», предполагающий тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 286 УК).

Статья 287. Гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству

Определение ВАС РФ от 16.07.2009 N ВАС-8871/09 по делу N А36-2743/2008 Оспариваемые судебные акты мотивированы ссылкой судов на положения статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Доводы фонда, приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, направлены на иную оценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.09.2015 N 91-АПГ15-8

Считает, что пункт 5 названного Положения противоречит статьям , , 282, 287 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми не установлено каких-либо ограничений прав на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для работников, выполняющих трудовые обязанности по срочному трудовому договору в период временного отсутствия специалистов или по совместительству.

Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2014 N 302-КГ14-6508 по делу N А33-7/2014

При этом суды указали, что Желнина Ю.А. имеет высшее юридическое образование по специальности юрист, начиная с 1998 года работала, в том числе, в должности юриста в обществах с ограниченной ответственностью «Дентана», «Дентана-ДМТ», «Наше дело». Согласно статье 287 Трудового кодекса Российской Федерации совместители пользуются всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством. Довод фонда о том, что работа по совместительству является основанием для отказа в выплате пособия, свидетельствует о неверном толковании законодательства.

Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2014 N 309-КГ14-4819 по делу N А76-15808/2013

Доводы судов о том, что контроль за соблюдением трудового законодательства не является основной функцией Фонда, являются верными. Согласно статье 287 Трудового кодекса Российской Федерации совместители пользуются всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством. Довод Фонда о том, что работа по совместительству является основанием для отказа в выплате пособия, свидетельствует о неверном толковании Фондом законодательства.

Решение Верховного Суда РФ от 06.08.2002 N ГКПИ2002-752

Кузнецова Е.В. считает, что в соответствии с принятым новым Трудовым кодексом РФ, а именно его статьями 164, 183, работнику гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности. Отсутствие федерального закона, регулирующего размеры пособий и условия их выплаты, не дает оснований считать правомерным то, что не учитывается зарплата за работу по совместительству в фактический заработок, из которого исчисляется пособие, тем более что ч. 2 ст. 287 этого же Кодекса предусматривается, что гарантии и компенсации предоставляются в полном объеме и лицам, работающим по совместительству. Кроме того, взносы в фонд социального страхования (единый социальный налог с фонда оплаты труда) ежемесячно выплачиваются работодателями, в том числе и с начисленной совместителям заработной платы. Согласно ст. Трудового кодекса РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Установленный же ранее оспариваемыми актами порядок, при котором заработная плата за работу по совместительству не входит в фактический заработок, из которого исчисляется пособие, при его противоречии ст. 287 Трудового кодекса РФ фактически продолжает действовать, то есть сложилась ситуация, при которой подзаконные акты преобладают над законом.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 2-АПГ16-2

В обоснование заявленных требований Полищук Н.А. ссылалась на то, что она в 2015 году работала в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N 5» по совместительству, в связи с чем оспариваемые положения нормативных правовых актов лишают ее и других лиц, работающих по совместительству и внесших в деятельность организации свой вклад, достигаемый в том числе в результате накопленного опыта работы в профессии, права на получение выплат стимулирующего характера за стаж работы в профессии, что такие условия оплаты труда являются дискриминационными и не соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, ст. ст. , , , , 132, 287 Трудового кодекса РФ, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 1 Конвенции N 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий».

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 82-АПГ18-2

По мнению административных истцов, предоставление мер социальной поддержки только для педагогов, состоящих в штате по основному месту работы, противоречит положениям статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации. В ходе судебного заседания административные истцы дополнили основания иска, сославшись на несоблюдение процедуры принятия Закона Курганской области N 53, выразившейся в одном чтении без обсуждения проекта закона депутатами профильного комитета областной Думы, без согласования с профсоюзным органом, без экспертно-правового заключения органа Министерства юстиции Российской Федерации и заключения Губернатора Курганской области.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2021 N 33-КГ20-7-К3

Статьей 287 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству. В соответствии с частью 1 статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Решение Верховного Суда РФ от 27.11.2002 N ГКПИ02-1362

Кузнецова Е.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты названных правовых актов противоречат требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают ее права на получение предусмотренных законом гарантий и компенсаций при работе по совместительству (ст. 287 ТК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1

15. По смыслу статей 264, 287 ТК РФ гарантии и льготы в виде ограничения работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов и других лиц, воспитывающих детей без матери, на опекунов (попечителей) несовершеннолетних, осуществляющих трудовую деятельность, в том числе на лиц, работающих по совместительству.

Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 N АКПИ16-1035

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного выше положения Инструкции, как противоречащего статьям 139, 285, 287 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и нарушающего его право на предоставление дополнительного отпуска и получение его оплаты в соответствии с трудовым законодательством.

Второй комментарий к Ст. 287 УК РФ

1. Непосредственный объект — нормальная деятельность палат Федерального Собрания и Счетной палаты РФ.

Предметом преступления является информация в виде документов или материалов. Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.).

2. Согласно Регламентам обеих палат Федерального Собрания РФ, каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» наделяет и Счетную палату РФ.

Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.

3. Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм:

1) неправомерный отказ в предоставлении информации;

2) уклонение от ее предоставлении;

3) предоставление заведомо неполной информации;

4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.

Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т.е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в «отписках», содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.

Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.

Предоставление заведомо ложной информации означает намеренное искажение запрошенной информации, т.е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.

Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — специальный, т.е. должностное лицо, на котором официально лежит обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.

6. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. комментарии к ст. 285 УК). Совершение преступления главой органа местного самоуправления не образует рассматриваемого квалифицирующего признака.

7. Особо квалифицированный состав (ч. 3) характеризуется наличием любого из трех признаков:

а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти;

б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) оно повлекло тяжкие последствия.

Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений (не только уголовных), об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что деяния совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т.е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и не должностными.

Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак — понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т.д.

Содержание ст. 287 ТК

В её начале рассмотрены особенности предоставления льгот и гарантий для совместителей, которые:

  • совмещают работу с обучением;
  • трудятся в районах Крайнего Севера и законодательно приравнённых к ним территориях.

Указано, что льготы и компенсации для них предоставляются только по основному месту работы.

Во второй части статьи указано, что другие гарантии и компенсации предоставляются совместителям в полном объёме. Их источниками могут быть:

  • профильные законы;
  • соответствующие нормативные акты;
  • соглашения;
  • коллективные договоры;
  • локальные акты работодателя.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, особо выделяет в плане получения льгот две группы совместителей: тех, которые учатся параллельно с работой и трудящихся на территориях Крайнего Севера. Также она устанавливает общий порядок получения льгот для остальных категорий совместителей и даёт список их правовых источников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]