Порядок действий родителей, если ребенка избили в школе


За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Первые действия родителей, когда ребенка избили в школе

Узнать о факте избиения можно от самого потерпевшего, от одноклассника или просто заметить следы побоев на теле ребенка.
Случаются, что дети звонят из школы и со слезами рассказывают, что с ними произошло. В таком случае маме с папой надлежит поспешить в учебное заведение. Поскольку педагоги несут ответственность за здоровье детей, пока те пребывают на уроках. Сведения о произошедшем быстро становятся известными директору заведения, особенно если травмы серьезные.

Прибывшие родители должны немедленно пройти в кабинет руководителя и потребовать составить акт о несчастном случае.

Важно! Директор будет всячески препятствовать составлению подобных документов, так как общественная огласка происшествия может привлечь проверку сотрудников Департамента или Управления образования.

Однако если дети повздорили, порвали одежду или причинили иной имущественный (не телесный) вред, следует остановиться на беседе с родителями, не афишируя особо нприязненные отношения между подростками. Такое может произойти в младших классах, когда дети еще не могут нанести друг другу серьезных травм, если не используют подручные тяжелые предметы.

Систематические избиения должны послужить основой для обращения в районную администрацию в отдел по делам несовершеннолетних. Виноватого в таком случае поставят на учет и будут периодически вызывать на комиссию по делам несовершеннолетних.

Возвращаясь к серьезной драке, следует отметить, что справку от школьного медика не стоит принимать за основу. Не всегда внешний осмотр может свидетельствовать о степени травмы. Более того, отсутствие квалификации для определения вреда здоровья послужат невозможным квалифицировать деяние в соответствии с последствиями драки.

Конечно, родителям надлежит обратиться в полицию и травмпункт. Если ребенок не может самостоятельно передвигаться, то лучше позвонить по экстренному номеру и вызвать бригаду медиков на место. Это сократит время оформления пострадавшего в медицинском учреждении (больных со скорой принимают вне очереди).

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Реклама на Forbes

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Обращение в медицинские учреждения и органы полиции


Родителям следует обратиться в полицию и скорую, если ребенка ударили в школе.

В медицинском учреждении смогут не только снять болевой синдром, но и установить в соответствии с нормативным классификатором тяжесть последствий. Медицинское освидетельствование позволить отгородить травмы, полученные не в драке (например, ранее ребенок упал с дерева, в связи с чем у него образовалась гематома).

По завершении осмотра медик выдаст заключение, в котором будут отражены травмы и характер их нанесения. Если ребенок жалуется на какие-либо боли, а доктор не обращает на это внимание, то необходимо потребовать проведения дополнительного исследования и забора анализов (например, ребенок жалуется на боли внизу живота, врач внес об этом сведения в заключение, как поражение мягких тканей, а при заборе мочи визуально определяется кровь, то есть очевидны более тяжкие последствия на внутренних органах).

В полицию следует написать заявление. Указать кем и при каких обстоятельствах избили жертву. Можно указать кого подозревает родитель, если жертва не признается в произошедшем.

Сотрудник полиции не только произведет опрос родителей, соседей, друзей обидчика, но и сделает запрос в участковый пункт полиции о характеристике подростка (может быть неоднократно ребенок избивал других детей во дворе жилого дома и об этом сообщали участковому).

На основании обстоятельств дела полицейский делает вывод о возможности возбуждения уголовного дела или достаточно составить постановление об административном правонарушении и привлечь к ответственности родителей драчуна.

Резюме

Что делать, если ребенка избивают в школе его одноклассники? Юристы советуют внимательно относиться к своим детям, контролировать их круг общения, досуг и учебный процесс. Знакомство с педагогами и доверительные беседы с ребенком помогут не допустить конфликтов среди сверстников и возможных избиений.

Если ситуация вышла из-под контроля, сын/дочь попал в плохую компанию, нет взаимопонимания с одноклассниками и учителями, то следует защитить своего ребенка всеми возможными правомерными способами. Это может быть мирная беседа с виновниками и их родителями, обращение к руководящему составу школы или судебное разбирательство.

Главное – не вступать в конфликт с агрессорами и не нарушать закон, пытаясь обезопасить своего малыша. Помощь компетентных адвокатов позволит выбрать правильную линию защиты и правовую поддержку на всех стадиях разбирательства.

Какая ответственность предусмотрена

Избиение в учебном заведении всегда носит состав либо административного правонарушения, либо уголовно наказуемого деяния.

Если в первом случае последуют штрафные санкции, которые должны покрыть расходы на лечение. То во втором случае может последовать реальная уголовная ответственность.

Есть 2 влияющих фактора:

  • достижения возраста привлечения к персональной ответственности;
  • степень тяжести и взаимосвязь телесных повреждений с избиением.

На этом этапе важно понимать, что ответственность может быть наложена не только и не столько на подростка, сколько на родителях.

Родители несут полную ответственность за действия детей до достижения ими возраста привлечения к одному из видов ответственности. И в некоторых случаях после наступления определенного возраста, когда наказание предусмотрено в виде штрафа, а ребенок не имеет заработка.

Важное правило о невозможности замены субъекта нарушения общественного спокойствия на другое лицо, не действует, когда речь идет о кровных узах с несовершеннолетними нарушителями.

Итак, по каким признакам можно определить, что ребенку нужна ваша помощь, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место случаи побегов из дома, попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

В каких случаях может быть уголовное наказание


Если удалось зафиксировать легкие, средние или тяжкие телесные повреждения, то обидчику может грозить уголовная ответственность. Однако закон проводит градацию субъектов таких преступлений в зависимости от возраста.

Легкие увечья предусматривает ответственность с 14 лет, а средние и тяжкие телесные повреждения принесут наказание для 16-летнего нарушителя.

Кроме того, если преступник совершает противоправное деяние впервые и степень тяжести определена как легкая, то наказание не будет применяться. В таком случае несовершеннолетнему может применяться предупреждение, перевоспитание с участием психолога или будет применена мера по ограничению досуга.

В отличие от административного наказания, уголовное не может быть применено к родителям мальчика (хотя отец может выплачивать штраф за сына, но в приговоре будет указано, что именно подросток побил жертву).

Если родня жертвы подала гражданский иск совместно с уголовным, то одно наказание будет назначено однозначно. Это наказание, скорее всего, будет выражено в компенсации затрат на лечение и возмещение морального ущерба.

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Привлечение школьной администрации

Жаловаться на школу можно и нужно в такой ситуации, потому что школа принимает на себя обязательства в соответствии с законом «Об образовании». Помимо написания жалобы в контролирующие инстанции для поиска виновных в произошедшем, можно от школы требовать возмещения ущерба. Избить ребенка могли только в том случае, если дети были не под присмотром педагогов. То есть можно говорить о халатном отношении сотрудников (завуча, директора, классного руководителя), чья работа связана с недопущением подобных ситуаций.

Более того, ученику, скорее всего, придется перевестись в другую школу, где его не будут обижать сверстники, зная, что в предыдущем учебном заведении ребенка ударили другие дети.

В каждой стране свои нюансы привлечения несовершеннолетних за агрессию в школе. Похожая с российской, складывается ситуация в Украине.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

  • Цена безопасности. Чему учит «битва на ножах» в пермской школе
  • В первый класс: почему дети не хотят идти в школу

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Почему одни дети дразнят других

Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. «Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!».
Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.

Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!

По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.

А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.

Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: «Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже».

А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.

Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?

Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.

Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.

Что же делать в таких случаях? Как реагировать?

Как должен вести себя учитель?

Что он должен делать? Кто-то скажет, что учитель должен быть грамотным психологом, должен вникнуть в проблемы детей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку и будет счастье! Да, согласен, такой метод работает.

Но учитель не обязан быть психологом, да и весь спектр перечисленных услуг не должен входить в обязанности учителя. Учитель должен давать знания! А поведение учеников должны контролировать родители детей, это их обязанность.

А ничего, при нынешнем законодательством ничего сделать с детьми нельзя.

Можно полностью посвящать себя работе, отдавать всю себя за 20 000

рублей в месяц. Но если вы отдадите всю себя чужим детям в школе, то что останется своим? Эмоционально измотанная мать приходит домой после работы, не очень хорошее это дело, особенно когда каждый день.

Можно игнорировать все проблемы и терпеть и это более правильный подход. Пока у нас не введут наказания за такое поведение детей ничего не изменится. И не важно какое это будет наказание:

  • серьезные штрафы за плохое поведение детей;
  • дать право учителю выгонять детей с уроков без последствий для учителя;
  • исключать из школы за плохое поведение;
  • или еще что-нибудь.

Раньше были ЦОМ

ы
центры образования молодежи
. Туда отправляли самых проблемных детей и там с ними работали специалисты по таким детям. В самих школах существовали классы коррекции, куда также сплавляли самых отпетых учеников. Сейчас это якобы оскорбляет детей и такие меры ушли в прошлое.

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога. Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]