Статья 152 Трудового кодекса: что нового?
Правила оплаты сверхурочного труда давно и прочно устоялись. Каких-то кардинальных и массовых изменений в ст. 152 ТК РФ не вносилось фактически с самого начала действия Трудового кодекса.
Единственным нововведением последних лет стал особый, отличный от предусмотренного 152-й статьей, порядок компенсации внеурочного труда работникам некоторых организаций, связанных с предстоящими в нашей стране футбольными мероприятиями 2017–2018 гг. – Кубком конфедераций FIFA 2021 года и чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 года. Этот порядок закреплен в ст. 11 закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ.
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О персональных данных
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года
(В редакции федеральных законов от 25.11.2009 № 266-ФЗ, от 27.12.2009 № 363-ФЗ, от 28.06.2010 № 123-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 359-ФЗ, от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 25.07.2011 № 261-ФЗ, от 05.04.2013 № 43-ФЗ, от 23.07.2013 № 205-ФЗ, от 21.12.2013 № 363-ФЗ, от 04.06.2014 № 142-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 21.07.2014 № 242-ФЗ, от 03.07.2016 № 231-ФЗ, от 22.02.2017 № 16-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 29.07.2017 № 223-ФЗ, от 31.12.2017 № 498-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 24.04.2020 № 123-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.12.2020 № 515-ФЗ, от 30.12.2020 № 519-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
5) (Пункт введен — Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ; утратил силу на основании (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)
3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)
Статья 2. Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
11) персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; (Пункт введен — Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ)
2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
9) обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
10) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
11) трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных
1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных
Статья 5. Принципы обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
Статья 6. Условия обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)
31) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта); (Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ)
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; (В редакции федеральных законов от 21.12.2013 № 363-ФЗ; от 03.07.2016 № 231-ФЗ)
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 231-ФЗ)
обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
91) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2021 года № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», и Федеральным законом от 31 июля 2021 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами; (Пункт введен — Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
10) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ)
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
11. Обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране». (Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2017 № 148-ФЗ)
2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.
3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее — поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
Статья 8. Общедоступные источники персональных данных
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)
Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного предс
Как компенсируются сверхурочные часы?
В организациях, не связанных с большим футболом, переработки компенсируются по выбору работника:
- повышенной зарплатой;
- дополнительным отдыхом.
Для денежной компенсации ТК РФ установлен минимум оплаты: полуторный размер – для первых 2 часов, двойной – для всех последующих.
Отдых по продолжительности должен быть не менее времени переработки. При этом время, отработанное сверх нормы, оплачивается в обычном одинарном размере.
Все это законные минимумы. Организация вправе повысить оплату или увеличить время отдыха.
За что должны платить в повышенном размере?
Повышенная оплата положена в случаях, когда по инициативе работодателя работник трудится дольше, чем длится его рабочий день (смена), а при суммированном учете – отрабатывает больше рабочих часов, чем таковых в норме приходится на учетный период.
Для того чтобы правильно определить масштаб переработки, необходим строгий учет времени, отработанного каждым из членов трудового коллектива.
К сверхурочным не относятся и, соответственно, не оплачиваются дополнительно:
- задержки на работе по инициативе самого работника. За них не доплачивают и отгулы не предоставляют (см. письмо Роструда от 18.03.2008 № 658-6-0);
- переработки персонала с ненормированным рабочим днем. Им за сверхзатраты полагается дополнительный отпуск.
Узнать о нем подробнее можно из статьи «Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день».
Есть ли ограничения на сверхурочную работу?
Безусловно, есть.
Сверхурочный труд не должен входить в систему. Привлекать работника дополнительно работодатель может лишь эпизодически.
Переработки не должны превышать 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.
Нарушение норм карается административным штрафом на организацию и ее должностных лиц по ч. 1, а при повторном нарушении – по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Об ограничениях на привлечение к переработкам читайте в статье «Когда допускается привлечение работника к сверхурочной работе?».
ВС РФ проанализировал практику по ст. 152 ГК РФ
29 марта 2021 г. 18:16
Верховный Суд РФ изучил судебную практику по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации за последние пять лет
29 марта Верховный Суд РФ опубликовал «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» за период с 2010 по 2015 г. Как сообщается в обзоре, данные судебной статистики свидетельствуют о стабильном числе таких дел, рассматриваемых ежегодно: в среднем в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах.
«Анализ материалов судебной практики в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел данной категории», – отмечается в документе. Однако при этом ВС РФ подчеркнул, что допускаемые судами ошибки и возникающие у них вопросы подтверждают необходимость обратить внимание на ряд моментов.
1. Если сторонами спора о защите деловой репутации являются юрлица или ИП в сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, такой спор относится к компетенции судов общей юрисдикции.
2. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности независимо от субъектного состава участников спорных отношений.
3. Факт распространения не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство сведений может быть подтвержден любыми доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
4. Отсутствие хотя бы одного обстоятельства из обязательной совокупности условий для удовлетворения иска является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
5. При решении вопроса о том, носят ли оспариваемые истцом сведения порочащий характер, а также для оценки их восприятия с учетом того, что распространенная информация может быть доведена до сведения третьих лиц различными способами, судам в необходимых случаях следует назначать экспертизу или привлекать для консультации специалиста.
6. При рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер.
7. Лицо, распространившее те или иные сведения, освобождается от ответственности, если докажет, что такие сведения в целом соответствуют действительности. При этом не требуется доказывать соответствие действительности каждого отдельно взятого слова или фразы в оспариваемом высказывании. Ответчик обязан доказать соответствие действительности оспариваемых высказываний с учетом буквального значения слов в тексте сообщения. Установление того, какие утверждения являются ключевыми, осуществляется судом при оценке сведений в целом.
8. Критика деятельности лиц, осуществляющих публичные функции, допустима в более широких пределах, чем в отношении частных лиц.
9. Требования истца о защите чести и достоинства не подлежат удовлетворению, если им оспариваются сведения, изложенные в официальном обращении ответчика в государственный орган или к должностному лицу, а само обращение не содержит оскорбительных выражений и обусловлено намерением ответчика реализовать свое конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
10. СМИ не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию, если оно дословно воспроизвело сообщение, опубликованное другим СМИ, и если не будет доказано, что оно знало или должно было знать о том, что распространяемые сведения не соответствуют действительности.
11. В том случае, когда невозможно установить лицо, распространившее порочащие сведения, заявление о признании таких сведений не соответствующими действительности рассматривается в порядке особого производства.
12. Ущерб деловой репутации организации может быть причинен распространением порочащих сведений – как о самой организации, так и в отношении лиц, входящих в ее органы управления, а также работников этой организации.
13. В случае реорганизации юридического лица с иском о защите его деловой репутации вправе обратиться правопреемник либо учредитель юрлица.
14. Распространение ложных сведений о товарном знаке, под которым производится продукция истца, умаляет деловую репутацию истца, даже если сам истец не назван в публикации.
15. Распространение ложной информации о введении процедуры банкротства в отношении юридического лица, наличии у него значительных долгов наносит ущерб его деловой репутации.
16. В случае, если порочащие сведения, размещенные на сайте в интернете, признаны судом не соответствующими действительности, владелец сайта или иное управомоченное им лицо, которое размещает информацию на этом сайте, обязаны удалить такие сведения по заявлению потерпевшего.
17. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в процессуальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законом судебный порядок.
18. Присуждение денежной компенсации морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации должно отвечать цели, для достижения которой установлен данный способ защиты неимущественных прав граждан. Сумма компенсации морального вреда должна отвечать требованиям разумности, справедливости и быть соразмерной последствиям нарушения.
19. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. Размер подлежащих возмещению убытков в таком случае определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости, соразмерности и в целях устранения последствий допущенного нарушения.
20. Привлечение лица к административной ответственности за оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации, причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.
ПоделитьсяРаспечатать Прямая ссылка на материал:
Поделиться
Является ли сверхурочным труд в выходные и праздники?
Нет, не является.
Оплата труда в выходные и праздники производится по своим правилам – не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ).
Об особенностях «праздничной» оплаты при работе в условиях сменности читайте в статье «Оплата праздничных дней при сменном графике работы».
При подсчете сверхурочных сначала выясняют, не относится ли сверхлимитное время к выходным и праздникам, и только потом включают его в расчет – с тем чтобы не завысить размер доплаты, увеличив ее сразу по двум основаниям.
Комментарий к ст. 153 УК РФ
Объектом данного преступления является семейный уклад, интересы семьи.
С объективной стороны преступление заключается в замене одного ребенка другим без согласия на то по крайней мере родителей одного из подменяемых детей. Состав преступления возможен не только в виде подмены чужого ребенка другим чужим, но и чужого ребенка своим или своего чужим ребенком.
Подмена ребенка возможна только в отношении грудных детей, обычно новорожденных. Такая ситуация возможна, когда у ребенка не проявились еще четко индивидуально-определенные признаки либо родители еще не успели их осознать. Место совершения преступления значения не имеет. Обычно им является роддом или иное детское учреждение, но может быть и улица, если ребенок, скажем, оставлен в коляске на улице.
Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным после совершения фактической подмены ребенка.
С субъективной стороны действия по подмене ребенка считаются преступными, если они совершены с прямым умыслом. Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления являются корыстные или иные низменные побуждения. Корыстными считаются побуждения, направленные на получение материальной выгоды от лиц, заинтересованных в подмене (например, получить вознаграждение) или избавлении от материальных затрат (например, в случае рождения физически неполноценного ребенка). Низменными побуждениями в теории и практике считаются хулиганство, месть, зависть и т.д.
Если подмена сопровождается последующим предъявлением требований имущественного характера как условия возврата ребенка, то при соответствующих условиях содеянное может квалифицироваться по совокупности со ст. 163 УК РФ.
Учитывая вышеназванные мотивы преступления, можно сделать вывод, что если замена осуществляется по взаимному согласию родителей обоих детей (например, при желании иметь ребенка противоположного пола), состав подмены ребенка отсутствует. Также не образует состава преступления воспитание подкинутого ребенка. Правда, необходимо отметить, что полного единодушия в последнем вопросе среди ученых и практиков нет.
Когда подмене ребенка предшествовало его похищение, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений по п. «д» ч. 2 ст. 126 и ст. 153 УК РФ.
Если ребенка не подменяют, а отнимают у родителей (например, объявив умершим при рождении, а затем передавая заинтересованной стороне), то такие действия рассматриваются как похищение человека (ст. 126 УК РФ).
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Когда ребенка подменяет должностное лицо (например, заведующая родильным домом), то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности со статьей о должностном преступлении.
При замене ребенка в родильном доме по неосторожности виновные, при наличии оснований и отвечающие требованиям должностного лица, могут быть привлечены к ответственности за халатность (ст. 293 УК РФ) или к дисциплинарной ответственности.
Как сверхурочные оплачивают «сменникам»?
Если организовать сменный график без переработок не удалось, сверхурочные нужно оплатить в повышенном размере. При этом руководствоваться следует п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55. Он предписывает в полуторном размере оплачивать первые 2 часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном – все остальные сверхлимитные часы.
Пример расчета и другие нюансы сменной оплаты труда ищите в статье «Что значит сменный график работы по ТК РФ (нюансы)?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Статья 152.2 ГК РФ. Охрана частной жизни гражданина (действующая редакция)
Кроме того, при рассмотрении судебных дел, связанных с защитой неприкосновенности частной жизни, суды обязаны применять положения Конституции РФ: ст. 2, согласно которой: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; ст. 15, согласно которой: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»; ст. 18, согласно которой: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»; ст. 23, согласно которой: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»; ст. 24, согласно которой: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Следует отметить, что в некоторых случаях суды необоснованно отказывают в защите права на частную жизнь известным людям, мотивируя это публичными интересами.
Недостаточно четко решен и вопрос о порядке и способах определения общедоступности информации о частной жизни гражданина, не указано и каким образом гражданин может выразить свою волю на раскрытие информации.
В частности, в ней не определено, как была раскрыта информация, в каком виде, в каком объеме, в какие сроки, в каком месте, в каком источнике, на какие сроки это распространяется, как выяснить и доказать, что информация была раскрыта именно самим лицом и именно по его воле и т.д. И более того, положения п. 1 комментируемой статьи имеют внутренние противоречия. Если информация была раскрыта самим гражданином в одном источнике, то это значит, что гражданин сам и по своей воле распространил информацию в этом источнике и это является выражением его согласия. Однако значит ли это, что он навсегда будет вынужден лишиться права на неприкосновенность частной жизни, так как информация о его частной жизни, попав в Интернет, будет распространяться и использоваться любым лицом и в любых источниках неограниченное время без его согласия.
В комментируемой статье сделана попытка конкретизировать, что именно входит в содержание понятия частной жизни. При этом перечень сведений, составляющих содержание неприкосновенности частной жизни, указанный в ст. 152.2 ГК, является примерным. Очевидно, в него, по мнению законодателя, вошли наиболее важные ее компоненты.
Среди них следует выделить сведения, составляющие личную и семейную тайну. Следует отметить, что в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни говорится отдельно от права на личную и семейную тайну. Однако несомненно, что право на личную и семейную тайну является составной частью права на неприкосновенность частной жизни. Законодатель исходит из того, что тайна в данном случае не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность.
Различие между личной и семейной тайной заключается в том, что если личная тайна непосредственно затрагивает интересы лишь конкретного лица, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, связанных семейными отношениями.
2. Право на охрану частной жизни возникает не только в тех случаях, когда информация о частной жизни гражданина получена неправомерно, но и когда доступ к такой информации получен при возникновении и (или) исполнении обязательств (прежде всего договорных). В частности, такой доступ получают врачи, адвокаты и т.п. Таким образом, речь идет о врачебной, адвокатской и тому подобной тайне.
В связи с этим в п. 2 ст. 152.2 ГК установлено, что, если соглашением сторон обязательства не предусмотрено иное, стороны не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в таком обязательстве. Об этом же говорится и в ряде других правовых актов. Так, согласно п. 1 ст. 53 Закона о связи сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В п. 3 комментируемой статьи особо подчеркнуто, что использование полученной с нарушением закона информации о частной жизни лица при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы указанного лица, запрещено.
Запрет в первую очередь коснется создателей мемуарной, автобиографической и биографической литературы. Однако не совсем понятно, что имеется в виду под нарушением интересов указанного лица. Так, если будут опубликованы нелестные, но правдивые сведения о частной жизни какого либо известного лица, они, несомненно, нарушат интересы этого лица. Кроме того, к произведениям науки, литературы или искусства относятся журнальные или газетные статьи в жанре расследования, которые немыслимы без такого рода информации. Очевидно, авторы упомянутых произведений будут вынуждены оправдываться ссылкой на государственные, общественные или иные публичные интересы.
4. В комментируемой статье не сказано о способах, с помощью которых защищаются нарушенные права на неприкосновенность частной жизни. Единственное упоминание о санкциях, которые могут быть применены к нарушителям, сделано в п. 4 ст. 152.2 ГК РФ. В нем, в частности, указано, что в случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей с соответствующей информацией, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление информации невозможно.
Вышеуказанный способ защиты как разновидность пресечения или запрещения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о котором говорится в ст. 12 ГК (см. комментарий к ней).
5. Нематериальные блага, и в том числе частная жизнь, могут защищаться не только носителями этих прав, но и другими лицами. В качестве примера можно привести п. 5 ст. 152.2 ГК, согласно которому право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 ГК и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
Данный способ защиты можно рассматривать как особую разновидность наследственного правопреемства.