Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации

СТ 185.6 УК РФ.

1. Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи,-

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.

Что такое инсайд

В России действует Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» (далее – Закон № 224-ФЗ).

Согласно ему, инсайдерская информация – это точная и конкретная информация, которая не была распространена (в т. ч. коммерческая, служебная, банковская тайна, тайна связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иная охраняемая законом тайна) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и/или товаров (в т. ч. сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и/или товаров.

Часть 1 ст. 3 Закона № 224-ФЗ
обязывает некоторые юрлица с учетом особенностей своей деятельности составлять собственные перечни инсайдерской информации, которые утверждает руководитель. Это в том числе:

  • компании, выпускающие эмиссионные ценные бумаги (эмитенты);
  • управляющие компании (УК);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и/или товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов (брокеры, трейдеры и др.)

Причём свой перечень должен включать в себя в том числе инсайдерскую информацию, перечень которой утверждает нормативный акт Банка России. А это его Указание от 21.11.2019 № 5326-У в новой редакции с 1 апреля 2021 года. Изменения внесены другим Указанием ЦБ от 02.02.2021 № 5719-У.

Одновременно утрачивает силу прежний список, закреплённый Указанием Банка России от 11.09.2014 № 3379-У.

Документ также устанавливает порядок и сроки раскрытия каждого инсайдерского сведения. Соответственно, с 01.04.2021 не нужно применять приказ ФСФР России от 28.02.2012 № 12-9/пз-н, который регулировал аналогичные вопросы.

Закон, устанавливающий положения, регулирующие использование инсайдерской информации и манипулирование рынком:

Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в соответствии с п. 18.3 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)

Нормативные акты Банка России в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №224-ФЗ:

Указание Банка России от 22.04.2019 №5130-У «О порядке направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается»

Указание Банка России от 22.04.2019 №5129-У «О порядке передачи юридическими лицами, указанными в пунктах 1, 3 — 7, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 года N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию списка инсайдеров»

Указание Банка России от 22.04.2019 №5128-У (ред. от 16.11.2020) «О порядке и сроках предоставления информации инсайдерами, получившими предусмотренный частями 1-3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрос»

Указание Банка России от 21.11.2019 N 5326-У (ред. от 02.02.2021) «О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также о порядке и сроках ее раскрытия»

Приказ ФСФР России от 18.06.2013 №13-51/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о порядке передачи списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях»

Методические рекомендации Банка России
в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №224-ФЗ:
Методические рекомендации Банка России от 14.09.2018 №23-МР «По разработке и утверждению порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности»

Ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулированием рынком:

Уголовным кодексом РФ установлены следующие составы уголовных преступлений:

Ст.185.3. Манипулирование рынком

Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены следующие составы административных правонарушений (данные составы применяются, если действия виновного лица не содержат уголовно наказуемого деяния):

Статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации

Статья 15.30. Манипулирование рынком

Статья 15.35. Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Какие изменения в перечне инсайда

Вот основные изменения для эмитентов эмиссионных ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.

С 01.04.2021 Центробанк уточнил, какие именно решения совета директоров относятся к инсайду. Это, в частности, следующие решения:

  • избрать (в т. ч. повторно) председателя совета директоров;
  • определить цену размещения акций на организованных торгах;
  • установить цену выкупа акций;
  • рекомендовать размеры дивидендов (по акциям) и порядок их выплаты;
  • согласиться совершить крупную сделку.

А вот информация о том, что эмитент направил заявление о внесении в ЕГРЮЛ записей в связи со своей реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией больше не считается инсайдерской.

Комментарий к Ст. 185.6 Уголовного кодекса

1. Общественно опасное деяние характеризуется неправомерным использованием инсайдерской информации.

2. Альтернативно обязательным признаком выступает способ совершения преступления — путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

3. Уголовная ответственность наступает в случае, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере (см. примечания к данной статье и к ст. 185.3 УК).

4. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Если неправомерное использование инсайдерской информации осуществляется не предусмотренным в ч. 1 ст. 185.6 УК способом, то ответственность будет наступать, если деяние совершается с целью осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица.

5. Субъект преступления специальный — инсайдер.

6. Квалифицирующим способом совершения преступления является ее неправомерная передача другому лицу.

Инсайдерская информация с точки зрения закона

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15.11.2015.

Сегодня в деловой среде достаточно распространенным является употребление термина – «это инсайд», как обозначение определенной бизнес-информации с ограниченным кругом доступа к ней. В тоже время далеко не всегда устоявшаяся терминология совпадает с «официальными» толкованием закона и далеко не всегда она подразумевает, казалось бы, очевидные вещи.

Российский закон содержит достаточно объемное и конструктивно сложное для первоначального восприятия определение «инсайдерской информации». Кроме того, существенным юридическим отличием инсайдерской информации от иной охраняемой законом информации (например, от государственной тайны, отнесение сведений к которой осуществляется путем их засекречивания на основаниях и в порядке предусмотренных законом), является наличие в ней ряда обязательных критериев (признаков), а также необходимость прохождения двухступенчатой процедуры её признания таковой.

В условно-сокращенной форме инсайдерская информация в соответствии с российским законодательством — это

точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (1), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (2), и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (3).

Каждый условно обозначенный пункт (1, 2, 3) вышеназванного определения подлежит дополнительному толкованию.

I

Предполагаем, что критерий «точность» и «конкретность» не требует дополнительного раскрытия, а возможные разночтения в их понимании – это поле для разрешения индивидуальных юридических споров. К числу точной и конкретной информации могут относится, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (но лишь в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну.

В соответствии с положением статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №224-ФЗ инсайдерская информация подлежит раскрытию или предоставлению в порядке и сроки, установленные нормативами Банка России. Как правило, срок раскрытия или предоставления инсайдерской информации в целях обеспечения к ней доступа осуществляется в ленте новостей и сети Интернет в срок от 1-го до 3-х дней, а это в свою очередь означает, что факт раскрытия информации «автоматически» лишает её статуса инсайдерской.

II

Второй условный признак означает, что инсайдерская информация должна оказывать существенное влияние на цены финансовых инструментов и т.п., в том числе касающиеся:

  • одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг,
  • одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
  • одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включенных в предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации,
  • одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и/или товаров.

Существенность в данном случае является субъективным, оценочным критерием, которая определяется экономическим законами фондового рынка. В неочевидных случаях признание информации существенной может осуществляться на основе анализа статистики раскрытия аналогичной инсайдерской информации и экономическими последствиями её раскрытия.

III

Третий условный признак предполагает обязательное включение инсайдерской информации в соответствующий перечень. Перечень инсайдерской информации, устанавливается законом отдельно для двух условных групп инсайдеров.

— Для федеральных органов исполнительной власти, — исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, — органов местного самоуправления, — органов управления государственными внебюджетными фондами (далее – «инсайдер — орган власти»), — Банка России в перечень инсайдерской информации законом отнесена:

  • информация о принятых инсайдерами – органами власти решениях об итогах торгов / тендеров;
  • информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
  • информация о принятых инсайдерами –органами власти решениях о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) у иных лиц инсайдеров на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
  • информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности иных лиц-инсайдеров, а также о применении к ним иных санкций;
  • иная инсайдерская информация, определенная нормативными актами органами власти.

Важно отметить, что поименованная информация получит статус инсайдерской только в том случае, если инсайдер — орган власти, действуя в соответствии с методическими рекомендациями Банка России утвердит собственный нормативный акт, содержащий персональный исчерпывающий перечень инсайдерской информации. Утвержденный перечень инсайдер — орган власти обязан раскрыть в сети Интернет и на своем официальном сайте. Не выполнение данной процедуры влечет правовой отказ в признании статуса инсайдерской информации.

— Для второй группы инсайдеров, в которую входят: — эмитенты и управляющие компании; — хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке; — организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли; — профессиональные участники рынка ценных бумаг, — информационные агентства, — рейтинговые агентства исчерпывающий перечень инсайдерской информации определяется нормативным актом Банка России. Отметим, что конкретная информация получит статус «инсайдерской» только в том случае, если будет включена в персональный перечень, утвержденный локальным актом самого инсайдера.

Таким образом, закон предполагает двухступенчатую систему включения информации в перечень инсайдерской: органы государственной власти должны определить возможность отнесения определенных сведений к перечню инсайдерской, а сам инсайдер обязан предпринять правовые меры по защите сведений путем принятия локального акта.

Анализируя изложенное, в силу требований закона инсайдерской признается информация, которая является:

— точной и конкретной,

— не распространяемой и не представляемой,

— оказывающей существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и / или товаров,

— одновременно включена в регламентированный законом и локальный перечень инсайдера.

Отсутствие какого-либо обязательного признака не позволяет признать сведения инсайдерской информацией.

Адвокат Павел Домкин

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]