Пленум ВС утвердил судебную практику по делам о неуплате алиментов


Дело по ч. 1 ст. 157 УК РФ

За оказанием юридической помощи ко мне обратился Тарас Павлович по настоятельной рекоментации своей знакомой, которой хорошо известны результаты моей профессиональной деятельности.

Тарас Павлович обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ — злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Уголовное дело находилось на этапе направления дела прокурором в суд. С материалами уголовного дела я не имел возможности ознакомиться, так как дознаватель направил дело прокурору.

Оставалось ждать судебного разбирательства. Получив копию обвинительного заключения и узнав от Тараса Павловича, что им был избран особый порядок судебного разбирательства, мне стало ясно, что на стадии предварительного расследования дознаватель не совершил ни одной существенной ошибки, по которой можно было подергнуть сомнению предъявленное обвинение.

Тарасу Павловичу никак не нужна была судимость, так как он устроился на работу в правоохранитеьные органы в качестве вольнонаемного. При этом у него была реальная возможность аттестоваться и получить специальное звание, что автоматически повышало размер его заработной платы.

Поэтому для него оставался лишь один выход — это получить прощение от своей бывшей жены и примириться с ней.

А это мероприятие провести было довольно трудно.

Мне удалось правильно проинструктировать Тараса Павловича перед проведением им с его бывшей женой переговоров, убедить ее в том, что от его судимости никто не получит выгод.

Его бывшая супруга после неоднократных переговоров, к которым и мне пришлось присоединиться, согласилась примириться в ходе судебного заседания.

Примирение с потерпевшим является основанием для освобождения от уголовной отвественности.

Бывшая супруга Тараса Павловича никак не желала появляться в суде. Однако я ее предупредил, что она конечно может и не являться, но вероятность ее вызова в суд очень высока.

Были подготовлены все необходимые документы, в том числе обеспечивающие необходимые гарантии выплаты задолженности по алиментам.

Перед судебным заседанием я сообщил мировому судье о том, что имеются основания для прекращения уголовного дела в отношении Тараса Павловича, показал все подготовленные документы. Однако мировой судья заявила о необходимости явки в судебное заседание бывшей жены.

Тарас Павлович молниеносно созвонился с ней и обеспечил ее явку в судебное заседание.

В ходе судебного заседания бывшая жена поддержала свое ходатайство о прекращении уголовного дела.

В итоге мировой судья вынесла постановление о прекращении уголовного дела в отношении Тараса Павловича.

Получить бесплатную консультацию

Пленум ВС утвердил судебную практику по делам о неуплате алиментов


Фото: Freepik.com Пленум Верховного суда РФ утвердил постановление о судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой алиментов. Ранее документ был отправлен на доработку редакционной комиссией.

Как ранее сообщал L.R, в процессе работы над проектом свои заключения представили ведущие высшие учебные и научные заведения страны. В частности, Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, МГЮА, ВШЭ, СПбГУ, СГЮА. Документ направлялся уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой и детскому омбудсмену Анне Кузнецовой, в ФССП и суды общей юрисдикции. А также обсуждался во всех коллегиях ВС и в научно-консультативном совете при ВС.

Постановление состоит из 16 пунктов. Часть из них посвящена материально-правовым аспектам, а также квалификации административных правонарушений по ст. 5.35.1 КоАП РФ. Эта норма об ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей появилась в 2021 году в КоАП. По данным ВС РФ, ежегодно судами рассматривается более 100 тыс. таких дел.

Одно из ключевых положений документа — это разъяснение о том, какие обстоятельства могут расцениваться судьями в качестве уважительной причины неуплаты алиментов (п. 5).

Согласно формулировке, это такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты. Например, в связи с болезнью, по вине других лиц (в частности, в связи с невыплатой зарплаты, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам), а также вследствие обстоятельств непреодолимой силы или ввиду прохождения службы по призыву.

В то же время подчеркивается, что в качестве уважительной причины неуплаты алиментов не может рассматриваться несогласие лица, обязанного уплачивать алименты, с размером сумм, подлежащих уплате на содержание детей или нетрудоспособных родителей, установленным судебным актом либо соглашением об уплате алиментов. В таком случае лицо вправе разрешить вопрос об изменении размера алиментов в порядке, предусмотренном законом (ст. 101, 102, 119 СК РФ).

Сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с получателем алиментов не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты алиментов уважительной.

Еще одно важное разъяснение направлено на разграничение составов административных правонарушений и преступлений, касающихся неуплаты алиментов (ст. 157 УК РФ). Судам указывается на то, что по смыслу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания; вынесения в случаях, предусмотренных КоАП  РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Также разъясняется, что лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности и в том случае, если установлен факт умышленной неполной уплаты им средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, то есть уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением, поскольку данное обстоятельство является их нарушением.

Часть пунктов касается процессуальных вопросов. Так, в постановлении содержится актуальное для судебной практики разъяснение вопросов о подсудности дела в случае совершения административного правонарушения лицом, проживающим за границей либо не имеющим определенного места жительства. В таком случае дело подлежит рассмотрению по месту выявления административного правонарушения, указано в документе.

Кроме того, в проекте разъясняется, кого следует относить к потерпевшим по данной категории дел: это лицо, на содержание которого подлежат уплате алименты в соответствии с судебным актом или соглашением. Также подчеркивается, что в целях объективного выяснения обстоятельств каждого дела судья может признать обязательной явку потерпевшего или его законного представителя.

Конституция мудрее нас

15 января в Послании Президента РФ Федеральному Собранию прозвучали предложения о внесении изменений в Конституцию РФ, и уже спустя 5 дней соответствующий, весьма масштабный для конституционных поправок законопроект № 885214-7 был внесен в Госдуму, а 23 января – единогласно принят в первом чтении.

Предлагаемые поправки имеют широкий диапазон и предполагают изменение 22 статей Основного закона. Однако поспешность продвижения предложений не позволяет, на мой взгляд, полно и всесторонне оценить их: нужен достаточный срок, чтобы уяснить явную и потенциальную сущность поправок, соизмерить мнения профессионалов и спокойно все обдумать. Этого времени нет. Поэтому, «догоняя» быстро продвигающуюся инициативу, можно оценить лишь некоторые ее моменты.

Стабильность Конституции

Структура Постановления

Проект включает в себя 16 пунктов, каждый из которых содержит разъяснения, способствующие обеспечению стабильной правоприменительной практики.

Докладчик отметил, что логика изложения материала строится на последовательном анализе элементов состава административного правонарушения.

В первых двух пунктах проекта сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел подходы. Так, пункт 2 гласит: «Под нарушением судебного акта или соглашения об уплате алиментов следует понимать неуплату алиментов в размере, в срок и способом, которые установлены данным решением или соглашением».

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Причины неуплаты алиментов

Постановление содержит и причины неуплаты алиментов, которые суд может расценить в качестве уважительных. Согласно п. 5 уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты (например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву).

При этом в качестве уважительной причины не будет рассмотрено несогласие лица, обязанного выплачивать алименты, с размером сумм, подлежащих уплате на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Суды, указывает Никифоров, ориентированы на то, что причины неуплаты алиментов во всех случаях подлежат оценке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]