Уголовный кодекс РФ в последней редакции:
Статья 13 УК РФ. Выдача лиц, совершивших преступление
1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции
Что понимать под выдачей (экстрадицией)?
Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.
Полномочия, разрешённые 7 статьёй ТК РФ
Под полномочиями органа понимаются его права, возможности и обязанности, используя которые местный орган обязан осуществлять связь с населением.
Данная система является достаточно сложной, поэтому рассмотрим каждую из её ветвей:
- Полномочия при решении проблем или вопросов населения (при обращении лиц в местное самоуправление органы имеют право предоставить те услуги, на которые имеют полномочия).
- Полномочия для осуществления государственных приказов или для приведения в исполнение федеральных законов, актов. Они актуальны только в том случае, если государственные органы дали разрешение на их исполнение.
- Присутствуют некоторые отдельные права органов местного самоуправления. В отличие от других полномочий они не являются обязательными к исполнению – это скорее права, чем обязанности. К данным полномочиям относится народное просвещение, создание культурных ценностей (строительство музеев, кинотеатров), организация праздников, фестивалей или же парадов (к примеру, военных).
- К необязательным полномочиям органов местного самоуправления можно отнести также и создание так называемой «неотложки» – службы, осуществляющей неотложную мед. помощь.
- В некоторых случаях у органов самоуправления присутствует также и полномочие решать вопросы и проблемы в своём регионе, затрагивающие политику федеральных органов. В таком случае все действия обязаны проводиться за счёт местного бюджета (но здесь тоже присутствуют некоторые исключения).
Несмотря на то что все эти нюансы разобраны в 7 статье, формулировки достаточно расплывчаты. Полномочия могут являться как обязательными к исполнению, так и не быть таковыми.
Граждане РФ не подлежат экстрадиции
Согласно ст. 61 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
Часть 1 ст. 13 УК РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Часть 1 ст. 13 УК РФ, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК РФ.
Категорический запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, этому государству основывается на принципе гражданства действия уголовного закона в пространстве, закрепленном в статье 12 УК РФ.
Статья 7
Термин «социальное государство» представляет собой характеристику конституционно-правового статуса государства, принцип, предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном Законе ФРГ 1949 г.
Статья 7 Конституции является, по большому счету, декларативной. Она провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, отражая, скорее, пожелания авторов текста Конституции, чем существующее положение вещей. Как может называться социальным государство, более половины населения которого находится за чертой бедности или балансирует около этой черты?
Вообще говоря, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 г.) также носит декларативный характер:
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст.ст. 10, 11).
Тем не менее, следует отметить, что в определенной степени социально направленная политика в нашей стране осуществляется. Конечно, РФ невозможно сравнить с Советским Союзом, который, пожалуй, был «самым социальным» из всех социальных государств.
Однако некоторая деятельность в этом направлении ведется. Сохранилось официально бесплатное среднее образование (теоретически существует и бесплатное высшее), сохранилась возможность бесплатного получения жилья (опять же, теоретическая), трудовое законодательство восприняло значительную часть норм по продолжительности рабочего времени, охране труда. Установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда (на который не то что прожить, выжить невозможно). Также в качестве социальной политики можно рассматривать борьбу с безработицей. Правда, фактическую оккупацию страны миллионами трудовых (и нетрудовых) иммигрантов трудно расценивать в качестве эффективного средства борьбы с безработицей.
Впрочем, при советской власти не было ни безработицы (скорее ощущалась нехватка рабочих рук), ни иммигрантов. А о бесплатной медицине лучше вообще не вспоминать…
Нельзя сказать, чтобы не велась «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан», однако размеры такой поддержки явно не соответствуют минимальным потребностям поддерживаемых субъектов.
«Развивается система социальных служб», впрочем, как и вся бюрократическая система.
«Устанавливаются государственные пенсии, пособия», позволяющие людям, всю жизнь трудившимся на благо государства, воевавшим, работавшим в тылу, влачить нищенское существование.
В развитие комментируемых конституционных норм принято большое количество актов федерального и регионального законодательства. В качестве примера можно привести федеральные законы от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 02.08.1995
№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.
Тем не менее, превращение Российской Федерации в социальное государство вряд ли произойдет в обозримом будущем. Как писал Н.А.Некрасов: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…»
О 13-й статье Конституции Российской Федерации
В ходе обсуждения поправок к Конституции Российской Федерации вновь громко зазвучали предложения отменить 13 статью Основного закона или, по крайней мере, её 2-й пункт.
В первую очередь подобные инициативы исходят от деятелей и организаций патриотического направления.
Не подвергая сомнению искренность сторонников такой поправки, не могу не выразить твёрдого убеждения, что они неверно истолковывают смысл 13 статьи.
Статья 13 Конституции Российской Федерации гласит: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Если исходить из текста, а не из надуманных интерпретаций и конспирологических подозрений, то мы видим, что статья 13 отнюдь не запрещает государственной власти (партиям, другим политическим силам и лидерам, которые находятся у власти) иметь свою чётко сформулированную и свободно провозглашаемую идеологию.
Она лишь запрещает навязывать одну идеологию всем гражданам России.
Лица, ратующие за отмену 13 статьи, вольно или невольно, «собирают угли на свою голову».
Они почему-то уверены, что обязательная государственная идеология, в случае её введения, будет соответствовать именно их взглядам.
Но этого СОВЕРШЕННО ТОЧНО не будет.
Просто появится юридическая возможность объявить любые взгляды, не соответствующие партийной по своей сути «генеральной линии» конкретной власти, «антиконституционными», запретить их распространение и подвергнуть репрессиям их сторонников.
Ещё раз подробнее: появится юридическая возможность преследовать как «антиконституционные» не только убеждения и взгляды, направленные «на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (что абсолютно правильно!), НО ЛЮБЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КАКОЙ-ТО ОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ.
Сейчас левые могут свободно говорить о преимуществах советской власти и социализма, ортодоксальные коммунисты – о прелестях марксизма-ленинизма и сталинизма, монархисты – о благотворности монархии, сторонники усиления президентской власти – о дальнейшем расширении полномочий Президента, сторонники парламентской республики – о достижениях этой системы… Все они вправе пропагандировать свои взгляды, полемизировать с оппонентами, завоёвывать или терять вследствие этого сторонников; их действия не являются антиконституционными, хотя в Конституции нет ни советской власти, ни коммунизма, ни монархии, ни социализма, а полномочия Президента и Федерального Собрания прописаны конкретно и исчерпывающе.
Если статья 13 или её 2-й пункт будут отменены, ситуация изменится коренным образом.
Ныне законным образом подвергаются преследованию (и совершенно справедливо!) только те, кто прибегает к насилию или призывает к нему, кто целенаправленно сеет рознь, кто подрывает безопасность государства и пытается нарушить его территориальную целостность. Эти запреты вполне достаточны, чтобы обеспечить защиту государства и главных ИДЕЙ и УСТОЕВ государственного порядка от разрушительных сил.
В случае отмены статьи 13 или её 2-го пункта появится возможность преследовать любого гражданина, совершенно мирного, законопослушного и лояльного существующему государственному устройству, только за то, что он не разделяет хотя бы некоторых идеологических установок партий и лиц, находящихся в данный момент у власти, считает иное государственное устройство (неважно, монархию, советскую власть или какую-нибудь джамахирию) хотя бы теоретически более совершенным и смеет об этом думать и говорить.
Это крайне опасно для мира и согласия в России.
И патриоты во всех их разновидностях неизбежно пострадают от такой отмены МНОГОКРАТНО сильнее, чем любые либералы.
Александр Николаевич Закатов, директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома, кандидат исторических наук
Основные положения Конституции РФ
Пункт 1. ст.5 Конституции РФ «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.»
Пункт 2 ст. 11 Конституции РФ «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.»
Пункт 2 ст. 66 Конституции РФ «Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.»>
Пункт 3 ст. 67 Конституции РФ «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.»
Пункт 1 ст. 72 Конституции РФ «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; ж) координация вопросов здравоохранения; в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;
ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»
Ст. 73 Конституции РФ «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.»
Пункт 2 ст. 76 Конституции РФ «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.»
Пункт 5 ст. 76 Конституции РФ «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.»
Пункт 1 ст. 77 Конституции РФ «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.»
Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.»
Пункт 2 ст. 78 Конституции РФ «Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.»
Пункт 3 ст. 78 Конституции РФ «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.»