Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
Понятие режима в исправительных учреждениях сформулировано в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ он определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, содержатся в гл. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Они конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311.
Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.
Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции (рис. 7).
Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Это в первую очередь касается ограничения социальных благ осужденных путем предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач, бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2 и ч. 4 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Поэтому карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.
Рис. 7.Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции
Режим, олицетворяя порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важным фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди осужденных, так и иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществления за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обысковых (ч. 5 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и иных профилактических мероприятий в исправительных учреждениях. В отношении иных лиц, посещающих исправительные учреждения, режимные правила направлены на предупреждение совершения правонарушений как в отношении этих граждан, так и ими самими. В частности, администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В связи с этим функция социального контроля (профилактическая) выражена в превентивном значении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других правонарушений как осужденными, так и иными лицами.
Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест (Правила внутреннего распорядка) и др. За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия. Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими установленных правил поведения может служить основанием для поощрения осужденного. Тем самым воспитательная функция режима осуществляется в большей мере путем принуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщению осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного поведения.
Режим как условие применения иных средств исправления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Без надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительного воздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив, состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства, создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Исходя из этого обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.
Функции режима реализуются в их единстве, взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы.
Верховный Суд разъяснил, как и когда можно изменить режим отбывания наказания
Статья 58 УК РФ регламентирует назначение судом вида исправительных учреждений лицам, осужденным к лишению свободы, и индивидуализирует исполнение наказания.
В целях обеспечения единообразного применения законодательства о назначении и изменении видов исправительных учреждений Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2014 №9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» дал судам соответствующие разъяснения.
При назначении вида исправительного учреждения суды должны учитывать определённые критерии: категорию преступлений, форму вины, вид назначенного наказания (на определенный срок или пожизненно), срок лишения свободы, вид рецидива преступлений, факт отбывания ранее наказания в виде лишения свободы, пол, возраст.
Следует иметь в виду, что уголовный закон не допускает возможность назначения того или иного вида исправительного учреждения по усмотрению суда, за исключением случаев, указанных в п. «а» ч. 2 ст. 58 УК РФ.
Так, лицам, осужденным за преступления, совершённые по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, суд может определить местом отбывания наказания как колонию-поселение, так и исправительную колонию общего режима.
Если в указанных случаях суд придет к выводу о необходимости назначения осужденному для отбывания наказания исправительной колонии общего режима вместо колонии-поселения, он должен мотивировать принятое решение. При этом учитываются обстоятельства совершения преступления и личность виновного, в частности количество совершенных им преступлений, их характер и степень общественной опасности (форму вины, тяжесть наступивших последствий, степень осуществления преступного намерения, способ совершения преступления, роль осужденного в нем, иные существенные обстоятельства дела); поведение до и после совершения преступления, в том числе отношение к деянию, возмещение вреда, причиненного преступлением, поведение в следственном изоляторе, в исправительном учреждении, если ранее лицо отбывало лишение свободы; наличие судимости; данные об употреблении алкоголя, наркотических и других одурманивающих средств, о состоянии здоровья, наличии иждивенцев и др.
Женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, (независимо от вида рецидива преступлений) отбывание лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима, а в остальных случаях — по правилам п. «а» ч.2 ст. 58 УК РФ, описанным ранее.
Несовершеннолетнему лицу при осуждении в соответствии к лишению свободы суд назначает отбывание наказания в воспитательной колонии.
Однако, если на момент вынесения приговора такое лицо достигло совершеннолетия, ему назначается исправительная колония общего режима (в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления) либо колония-поселение.
При этом Верховный Суд РФ рекомендует судам одновременно с постановлением приговора выносить определение (постановление), в котором указывать органу, исполняющему наказание, на необходимость учитывать при обращении с несовершеннолетним определенные особенности его личности (уровень интеллектуального и физического развития, степень педагогической запущенности, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, иные данные, характеризующие личность несовершеннолетнего).
Наличие определенного вида рецидива преступлений обусловливает назначение лицу соответствующего более строгого вида исправительного учреждения (исправительную колонию строгого или особого режима).
При этом, судимости, снятые или погашенные в установленном порядке, судимости за преступления, совершенные по неосторожности, небольшой тяжести, или за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо предоставлялась отсрочка исполнения приговора, не учитываются при признании рецидива преступлений и поэтому не могут являться основанием для назначения исправительной колонии строгого или особого режима.
При назначении вида исправительного учреждения учитываются неснятые и непогашенные судимости лица на момент совершения преступления, поэтому истечение срока погашения судимости за одно или несколько преступлений в период отбывания наказания по последнему приговору не влечет изменение вида исправительного учреждения.
В случае неправильного назначения вида исправительного учреждения суд апелляционной инстанции вправе изменить на более мягкий или более строгий вид исправительного учреждения. Однако при этом более строгий вид исправительного учреждения может быть назначен только при наличии представления прокурора либо жалобы потерпевшего или частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей.
Если осужденному назначен вид исправительной колонии с менее строгим режимом, то суд кассационной (надзорной) инстанции в течение года после вступления приговора в законную силу при наличии представления прокурора либо жалобы потерпевшего или частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей отменяет приговор в этой части и передает дело на новое рассмотрение для назначения соответствующего вида исправительного учреждения.
Лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, вид исправительного учреждения может быть изменён судом в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду, причём как в сторону улучшения условий отбывания наказания, так и в сторону их ужесточения.
Содержание режима в исправительных учреждениях
Содержание режима в исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.
Традиционно различаются правила: 1) относящиеся к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); 2) относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания); 3) относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
К персоналу относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания. Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнении лишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержат предписания, адресованные в большей мере к сотрудникам исправительных учреждений. Сотрудники вправе (и обязаны) осуществлять как общие режимные требования, относящиеся к осужденным и иным лицам, так и требования, обращенные отдельно к каждой из этих категорий граждан. К общим требованиям по соблюдению режима, возложенным на сотрудников исправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскной деятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; применение по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.
В отношении осужденных сотрудники дополнительно наделены полномочиями: по осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино– и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освидетельствования с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначению медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.
При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.
Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Режимные правила, относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания), можно разделить на несколько групп: 1) правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении; 2) правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления.
Правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении, определяют образ жизни осужденных во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся: раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях; создание в одном исправительном учреждении различных условий отбывания наказания; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персонала исправительных учреждений; распорядок дня исправительного учреждения, порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии; проведения проверок, свиданий, получения посылок, передач и др., а также перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
Важное место в регламентации отбывания лишения свободы применительно к конкретному исправительному учреждению занимает распорядок дня. Он включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Подчинение распорядку дня обязательно для всех осужденных, за отступление от его требований осужденный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных, сосредоточены в гл. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а процедура их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные свидания продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью 5 суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами (ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, – без ограничения количества; б) мужчинам – в количестве, установленном ст. 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» закрепил в ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.
Согласно ст. 93 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Согласно ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже 1 раза в неделю.
Статья 95 Уголовно-исполнительного кодекса РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.
В настоящее время согласно ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Все перечисленные правила направлены на реализацию прав осужденных к лишению свободы, а в ст. 96 и 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определены условия обеспечения отдельных законных интересов этой категории осужденных. В ст. 96 закреплены условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Главными условиями реализации этого законного интереса являются положительная характеристика осужденных и необходимость выполнения ими определенной работы без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения.
Статья 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает возможность выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные – продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; б) длительные – на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным – пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп, а также осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, – на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
Правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления, определяют особенности проведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотрены в последующих главах.
Правила режима, относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, прибывшие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений и т.п. Все эти лица обязаны при посещении исправительных учреждений соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Их нарушение может повлечь применение мер административной ответственности, установленной, например, ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы или ст. 19.12 КоАП РФ за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привлекается к уголовной ответственности.