www.rsn-msk.ru/Profilakticheskie_meropriyatiya_napravlennye_na_preduprezhdenie_narusheniy_obyazatelnyh_trebovaniy/Veterinarnyy_nadzor/Mery_otvetstvennosti_v_sluchae_vyyavleniya_narusheniy_v_sfere_veterinarnogo_nadzora/
Административные правонарушения в сфере ветеринарного надзора
Статья 10.6.
1. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 500
до
1000
рублей; - на должностных лиц — от 3000
до
5000
рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 3000
до
5000
рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90
суток; - на юридических лиц — от 10 000
до
20 000
рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90
суток.
2. Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 1000
до
1500
рублей; - на должностных лиц — от 5000
до
7000
рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000
до
7000
рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90
суток; - на юридических лиц — от 90 000
до
100 000
рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90
суток.
Статья 10.7.
1. Сокрытие от органов государственного ветеринарного надзора сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний, влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей;
· на должностных лиц — от 30000 до 40000 рублей;
· на юридических лиц — от 90000 до 100000 рублей.
2. Те же действия, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влекут наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей;
· на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей;
· на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей.
·
Статья 10.8.
1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
· на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей;
· на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.
2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
· на должностных лиц — от 30000 до 40000 рублей;
· на юридических лиц — от 300000 до 500000 рублей.
3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей;
· на должностных лиц — от 20000 до 40000 рублей;
· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
· на юридических лиц — от 500000 до 700000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 14.1.Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 2000
до
2500
рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; - на должностных лиц — от 4000
до
5000
рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; - на юридических лиц — от 40 000
до
50 000
тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1500
до
2000
рублей; - на должностных лиц — от 3000
до
4000
рублей; - на юридических лиц — от 30 000
до
40 000
рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000
до
50 000
рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90
суток; - на должностных лиц — от 4000
до
5000
рублей; - на юридических лиц — от 40 000
до
50 000
рублей или административное приостановление деятельности на срок до
90
суток.
Статья 14.43.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 1000
до
2000
рублей; - на должностных лиц — от 10000
до
20000
рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20000
до
30000
рублей; - на юридических лиц — от 100000
до
300000
рублей.
2 Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 2000
до
4000
рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; - на должностных лиц — от 20000
до
30000
рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000
до
40000
рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; - на юридических лиц — от 300000
до
600000
рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 4000
до 5
000
рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; - на должностных лиц — от 30000
до
40000
рублей; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40000
до
50000
рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; - на юридических лиц — от 700000
до
1000000
рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
1. Недостоверное декларирование соответствия продукции, влечет наложение административного штрафа:
· на должностных лиц — от 15000
до
20000
рублей;
· на юридических лиц — от 100000
до
300000
рублей.
2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа:
· на должностных лиц — от 25000
до
35000
рублей;
· на юридических лиц — от 300000
до
500000
рублей.
3. Действия, предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Влекут наложение административного штрафа:
· на должностных лиц — от 35000
до
50000
рублей;
· на юридических лиц — от 700000
до
1000000
рублей.
Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений
1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
События
20.01.2020 Содержание животных в частных хозяйствах должно осуществляться с соблюдением правил. Это необходимо для предотвращения вспышек опасных болезней и поддержания санитарии на должном уровне. Нормы регулируют обращение с продукцией, отходами, поддержание порядка в помещениях и кормовых складах. Их соблюдение позволяет снизить падеж в хозяйстве и обеспечить ветеринарно-санитарную безопасность.
Соблюдать нормы закона обязаны не только крупные фермерские хозяйства, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Контроль за соблюдением осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальными управлениями в рамках федерального государственного ветеринарного надзора. Нормы содержания животных регламентируются федеральным законодательством и муниципальными актами.
Ветеринарно-санитарные требования
Для того чтобы осуществлять ветеринарный контроль надлежащим образом, муниципалитет производит регистрацию продуктивных животных, проживающих в хозяйствах. Владельцам ЛПХ необходимо обращаться в администрацию для внесения записей о поголовье скота в похозяйственную книгу. Отдельно следует сказать о данной книге. Она является официальным документом, который надлежит вести в установленном Министерством сельского хозяйства порядке. Использование информации из нее разрешается при осуществлении мероприятий органами исполнительной власти. Похозяйственная книга является единственным официальным документом, подтверждающим наличие у гражданина личного подсобного хозяйства.
Для регистрации поголовья продуктивных животных или птиц обратитесь в местную администрацию с заявлением о регистрации хозяйства. Для осуществления необходимых действий необходимо сообщить специалисту о количестве животных и птиц каждого вида. В небольших поселениях орган местного самоуправления ежегодно осуществляет обход с целью опроса владельцев хозяйств на предмет количества животных. Кроме общих норм, муниципалитет может предъявлять собственные. Они разрабатываются в виде правил и подлежат исполнению, а за нарушение наступает ответственность.
Сами хозяйства обязаны вести учет поголовья, используя свободную форму документов, а также присваивая животным инвентарные номера путем использования различных форм мечения: чипирование, клеймение, крепление бирки. Если животное выбывает из учета хозяйства по той или иной причине, об этом надлежит уведомить орган местного самоуправления и государственную ветеринарную службу.
Порядок и условия содержания
Для обеспечения комфортного сосуществования человека и животных нормативы также устанавливают размещение построек на территории хозяйств, в которых размещается племенное поголовье.
Помимо специальных норм при размещении хозяйственных объектов нужно соблюдать:
- градостроительные нормы;
- экологические;
- санитарно-гигиенические;
- противопожарные.
Постройки для содержания животных необходимо размещать на положенном расстоянии от жилых домов и заборов. Нормирование устанавливается ветеринарными правилами и муниципалитетом.
Правила оформления ветеринарных документов
Вопрос оформления ветеринарных сопроводительных документов подробно регламентирован федеральным законодательством. Оформлять такие документы необходимо не только при обращении с животной продукцией на продажу, но и при осуществлении действий с живым поголовьем.
- Оформление ветеринарных документов необходимо при производстве продуктов животного происхождения с целью продажи.
- Перемещение животных, птицы и продукции также требует подготовки документов.
- Передача права собственности от одного лица другому на сельскохозяйственную продукцию и продуктивных животных сопровождается оформлением ветеринарных сопроводительных документов.
Современные технологии позволяют оформлять справки в электронном виде. Этот способ получил право на реализацию благодаря приказу Министерства сельского хозяйства.
Для оформления ветеринарных документов необходимо знать, кто обладает компетенцией выдавать справки тех или иных форм.
Органы, которые имеют право выдавать ветеринарные документы | |
Форма документа | Орган, который имеет право выдавать документ |
№ 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы № 4 | учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии |
№ 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l, 6.1, 6.2, 6.3 | территориальные органы Россельхознадзора |
Определив компетенцию, обратитесь в уполномоченный орган с заявлением о выдаче нужной справки. Большинство ветеринарных документов оформляются за один рабочий день и имеют срок действия пять дней с момента выдачи.
Перевозка большого поголовья сельскохозяйственных животных помимо ветеринарной регламентации требует опись с указанием данных на каждое племенное животное:
- кличка;
- инвентаризационный номер;
- вид;
- пол.
Нарушение режима получения документов может привести к уничтожению продукции и даже живого поголовья. Это связано с неблагополучной эпизоотической ситуацией в некоторых регионах страны.
Ветеринарные правила: права и обязанности владельцев
Владение поголовьем сельскохозяйственных животных накладывает множество обязательств, так как животные являются переносчиками многих опасных болезней. Халатное отношение к своим обязанностям в этой ситуации недопустимо. Контрольные органы стремятся проверять соблюдение лицами норм и правил, но без осознанного отношения самих владельцев пользы от этого будет мало.
Владелец сельскохозяйственных животных имеет право:
- разводить на собственном участке животных в количестве, разрешенном местной властью;
- получать от государства субсидии и льготные кредиты на развитие своего хозяйства;
- получать продукцию от своих животных и реализовывать ее, соблюдая правила;
- выпасать скот на организованных пастбищах.
Хозяйствующий субъект — владелец сельскохозяйственных животных обязан:
- регистрировать каждое животное в похозяйственной книге;
- прививать продуктивных животных от особо опасных и карантинных болезней;
- извещать ветеринарную станцию о падеже скота от неизвестных причин;
- производить убой скота в установленном порядке;
- соблюдать ветеринарно-санитарные нормы при организации жизнедеятельности животных;
- не допускать выход животных в общественные места;
- следить за чистотой территории, вывозить отходы и не допускать занавоживания.
Советы специалистов
Соседство с сельскохозяйственными животными редко устраивает всех соседей, закон в этих ситуациях чаще всего оказывается на стороне людей. Поэтому чтобы избежать неприятностей и и мер административного воздействия, старайтесь придерживаться норм закона и находить компромиссы.
- На этапе возведения хозяйственных помещений позаботьтесь об очистке стоил и подумайте о том, как организовать регулярную промывку сточных систем. Если ваша ферма не издает лишних запахов, можете считать, что половины проблем у вас нет.
Устанавливайте объекты, в которых предстоит разместить животных как можно дальше от забора и соседских строений.
- Высокий и крепкий забор — ваш лучший союзник. Чем меньше ваши соседи видят, тем проще им принять факт непростого соседства. Идеальный забор должен быть глухим и не пропускать звуков и запахов.
- Старайтесь вовремя прививать поголовье, случайная жалоба может обернуться проверкой с разбирательствами.
- Никогда не осуществляйте забой скота самостоятельно, это нарушение многих ветеринарных норм и правил.
- Предыдущая новость
- Возврат к списку
- Следующая новость
Комментарий к Статье 249 УК РФ
1. Общественная опасность нарушения ветеринарных правил или правил, установленных для борьбы с болезнями и (или) вредителями растений, заключается в подрыве экологической безопасности России, распространении эпизоотий, наступлении иных тяжких последствий.
Комментируемая статья содержит два альтернативных состава преступления, отраженных в ч. 1 и 2 коммент. статьи. Оба состава описывают общественно опасные деяния, относящиеся к категории неосторожных преступлений небольшой тяжести.
2. Основной объект преступного посягательства — урегулированная правилами ветеринарии и (или) борьбы с болезнями и вредителями растений экологическая безопасность общества, обеспечивающая общественно полезную деятельность в сфере животноводства, растениеводства, овощеводства, садоводства, а в некоторых случаях и лесоводства. В качестве факультативных объектов можно выделить жизнь и здоровье животных, здоровье людей, жизнеспособность и экологическое равновесие иных экосистем.
3. Предметом преступного нарушения ветеринарных правил и (или) правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, является собственно биологическая структура объектов природной среды.
4. Объективная сторона составов преступления выражается в нарушении ветеринарных правил, а также правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Указанное нарушение может происходить в форме действия или бездействия.
4.1. Ветеринарная деятельность осуществляется на основании лицензии (лицензий), по которой (которым) лицензиат проводит лечебно-профилактическую, лабораторно-диагностическую, производственную, реализационную деятельность (см. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в ред. от 14.10.2006) <1>). Одним из проявлений активного нарушения ветеринарных правил можно считать осуществление ветеринарной деятельности без лицензии. Вместе с тем нарушение ветеринарных правил может иметь место и при производстве, перевозке (в том числе ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов), убое, переработке и реализации продуктов животноводства, а также при применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения. ——————————— <1> РГ. N 150. 2004; СЗ РФ. 2005. N 33. Ст. 3421; 2006. N 22. Ст. 2337, N 26. Ст. 2846, N 52 (ч. 3). Ст. 5587.
4.2. Активное нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, возможно, например, при производстве, заготовке, переработке и перевозке продукции растительного происхождения; ввозе из зарубежных стран карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и семян сорняков, которые могут нанести значительный ущерб народному хозяйству.
4.3. Пассивное нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, может выразиться в нарушении правил содержания животных, хранении животноводческой и растениеводческой продукции, непроведении соответствующего зоогигиенического или ветеринарно-санитарного контроля, контроля за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных, либо в неосуществлении противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных).
5. Диспозиция статьи относится к категории ссылочно-бланкетных, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, в числе которых следует отметить Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 30.12.2006) <1>; Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утв. Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 <2>; Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Приказом Госветинспекции России от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (в ред. от 13.06.2006) <3>; Положение о подразделении Государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утв. Приказом Госветинспекции России 14.10.1994 N 13-7-2/173 <4>; Ветеринарно-санитарные правила использования и переработки импортного мяса и мясопродуктов, утв. Приказом Госветинспекции России от 13.07.1994 N 13-7-2/129 <5>; Правила оказания платных ветеринарных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898 (в ред. от 14.12.2006) <6>; Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N 706 (в ред. от 16.04.2001) <7>; Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569 <8>; Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.1992 N 268 (в ред. от 01.10.1998) <9>, и т.д. ——————————— <1> Ведомости РФ. 1993. N 24. Ст. 857; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290, 297. 2006.
<2> БНА. 2006. N 52.
<3> РВ. 1996. N 35.
<4> РВ. 1995. N 5.
<5> РВ. 1994. N 189.
<6> СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 4012; 2001. N 17. Ст. 1714; 2003. N 40. Ст. 3892; 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5587.
<7> СЗ РФ. 1994. N 9. Ст. 1007; 2001. N 17. Ст. 1714.
<8> СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.
<9> СЗ РФ. 1998. N 40. Ст. 4970.
6. По законодательной конструкции составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент распространения по неосторожности эпизоотии (ч. 1) либо наступления также по неосторожности иных тяжких последствий (ч. 1, 2).
7. Об эпизоотии см. в п. 6.3 коммент. к ст. 248.
7.1. Объектом эпизоотии могут стать сельскохозяйственные, домашние, зоопарковые и другие животные, пушные звери, птицы, рыбы, пчелы и пр.
7.2. Заразные болезни могут быть занесены с поступающими по импорту животными (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб, других гидробионтов, эмбрионы и сперму животных, оплодотворенную икру), продуктами (мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами, рыбой, яйцами, продуктами пчеловодства), сырьем животного происхождения (шкурами, шерстью, пушниной, пухом, пером, эндокринным и кишечным сырьем, кровью, костями и другими видами сырья), фуражом и другими грузами (ветеринарными препаратами, биологическими материалами и предметами коллекционирования животного происхождения) либо биологическими отходами (трупами животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированными и мертворожденными плодами), ветеринарными конфискатами (мясной, рыбной, другой продукцией животного происхождения), выявленными после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясорыбоперерабатывающих организациях, на рынках, в организациях торговли и других объектах, другими отходами, полученными при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения (см. Положение о Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).
8. Иные тяжкие последствия, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, см. в п. 10.5 коммент. к ст. 246. В число данных последствий также входят гибель диких животных, птиц, других объектов природы, вред здоровью человека.
9. Тяжкие последствия, предусмотренные ч. 2 коммент. статьи, помимо перечисленного в п. 10.5 коммент. к ст. 246 вреда включают в себя уничтожение или повреждение (до степени прекращения роста) леса, гибель диких животных, птиц, других объектов природы, выведение из оборота сельскохозяйственных земель, вред здоровью человека.
10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности.
11. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, на которое возложена обязанность по соблюдению и выполнению требований ветеринарных правил, а также правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Должностное лицо, вопреки возложенным на него обязанностям не осуществляющее контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими указанных правил, что приводит к отмеченным в коммент. статье последствиям, может быть привлечено к УО по ст. 293.