Меры ответственности за незаконную рубку лесных насаждений

СТ 260 УК РФ.

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание

. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Состав преступления по статье

Предметы незаконной рубки лесных насаждений – это деревья, кустарники, лианы, произрастающие в лесах. Ими не могут быть фруктовые или ягодные кустарники и деревья, которые растут на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением тех, что расположены на дачных и садовых участках, если иное не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.

Именно поэтому рубка сухостоя не является незаконной, так как сам по себе сухостой не определяется в качестве предмета преступления по ст. 260 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в противоправной рубке или повреждении лесных насаждений и деревьев.

Справка. По смыслу комментируемой статьи под рубкой понимается не только процесс спиливания и срубания, но и любой иной способ отделения дерева или кустарника из земли (корчевание, выдергивание и пр.).

Если какое-либо предприятие намеревается использовать леса на землях лесного фонда, то для этого оно должно быть зарегистрировано в качестве юрлица и иметь соответствующие документы.

Юридические и физические лица, а также ИП имеют право вырубать деревья или кустарники при наличии договоров аренды лесных участков или договоров купли-продажи лесных насаждений. В частности, последние понадобятся тем гражданам, которые занимаются заготовкой древесины для отопления, строительства или прочих нужд.

Смысл комментариев к ст. 260 УК РФ в том, что субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Это означает, что гражданин, производящий рубку, вполне осознает общественную опасность своего деяния и понимает, что его результатом будет нанесение серьезного вреда, а также хочет, чтобы последний имел место.

Правонарушение признается оконченным тогда, когда дерево или кустарник было полностью отделено от земли или когда произошло его повреждение вплоть до прекращения роста при условии, что результатом деяния стало причинение серьезного вреда.

Деяния, перечисленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 260 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а указанные в ч. 3 – к категории средней тяжести. Ст. 260 ч. 3 УК РФ попадает под амнистию.

Объекты и субъекты преступления

Основной объект преступления – это общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений. Они регулируются следующими законодательными актами:

  • Законом об охране окружающей среды;
  • Лесным кодексом РФ (основной источник, который определяет отношения в сфере лесопользования России);
  • прочими правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления и т. д.

Субъект деяния – психически здоровый человек, который на момент его совершения достиг 16 лет. Им может быть и должностное лицо, отдавшее распоряжение по противоправной вырубке леса.

Основания для назначения ответственности

Самым главным основанием определяется нанесение значительного ущерба в результате правонарушения. Для его расчета используются таксы, утвержденные Постановлением Правительства РФ №273 от 08.05.2007 года, а также методика, приведенная в том же документе.

Суть этой методики заключается в оценке экономического и экологического ущербов. При этом учитывается, сколько леса было вырублено, каким образом это было сделано и при каких обстоятельствах.

Еще одно обязательное основание – это установление причинно-следственной связи между двумя событиями: противозаконной вырубкой леса и наступлением самого ущерба.

Комментарий к ст. 260 УК РФ

Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.

Отношения по поводу использования и охраны лесных насаждений регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , ЛК РФ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством (ст. 3, ст. ст. 81 — 84 ЛК РФ).

———————————

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Предметом рассматриваемого преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др.

Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лес — понятие многогранное. Оно рассматривается как природное явление в техническом, экономическом, юридическом, медицинском, экологическом и других аспектах. Лесная энциклопедия определяет его как один из основных типов растительности, состоящей из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), животных, микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Вместе с тем он часть биосферы, элемент ландшафта, сырьевой ресурс, объект ведения лесного хозяйства .

———————————

Лесная энциклопедия. Т. 1. М., 1985. С. 503.

В ст. 5 ЛК РФ «Понятие леса» лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс. С учетом этого по-прежнему не могут быть признаны предметом экологического преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и т.п.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Акты, в которых, как предполагается, будет дано и понятие деревьев, кустарников и лиан, не являющихся лесными насаждениями, пока не приняты.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную порубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая как те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Поэтому понятие «насаждения», употребляющееся в ЛК РФ и ст. 260 УК РФ, не вполне выражает предмет преступления.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14) .

———————————

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции.

Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.

Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным.

Особенности использования, охраны, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК РФ.

С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым, если эти деяния совершены в значительном размере.

Рубками лесных насаждений ЛК РФ (ст. 16) признает «процессы их спиливания, срубания, срезания». Представляется, что по смыслу ст. 260 УК РФ рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание, ломание и др.). Виды рубок, а также правовая характеристика выборочных и сплошных рубок определяются ст. ст. 16, 17 ЛК РФ.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ч. 3 ст. 25 ЛК РФ). Для получения права на рубку лесных насаждений заявителю необходимо подать лесную декларацию (заявление) об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения. Форма ее, порядок заполнения и подачи утверждаются уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Использование лесов может ограничиваться или приостанавливаться в случаях, предусмотренных ЛК РФ и другими федеральными законами. Порядок заготовки древесины, представляющий собой предпринимательскую деятельность, виды лесов, в которых она допускается, недопустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК РФ. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ. При этом юридические лица и граждане могут осуществлять заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК РФ.

Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК РФ). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Рубка насаждений, осуществляемая не в соответствии с изложенными требованиями, признается незаконной.

Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.

Как следует из примечания к комментируемой статье, размер рубки отождествляется с ущербом, причиненным лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. В квалифицированном (ч. 2 комментируемой статьи) и особо квалифицированном (ч. 3 этой статьи) составах выделяются также крупный и особо крупный размеры.

При определении значительного, крупного, особо крупного размеров рубки следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (приложение N 1), таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьями и кустарниками, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2), а также методика исчисления вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства . Вместе с тем представляется, что при определении размера незаконной рубки следует так же, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера .

———————————

СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437; РГ. 2007. 23 мая.

См.: Жевлаков Э. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002. N 10.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее порубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен указанный в ст. 260 ущерб, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

Субъект преступления — лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 комментируемой статьи — субъект специальный), и любое другое лицо — субъект общий. Ответственность за данное преступление наступает с шестнадцати лет.

В квалифицированном составе преступления (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов любых форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы.

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК РФ по совокупности не требуется.

О понятиях группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК РФ.

Квалификационные признаки

Если говорить о признаках правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 260 УК РФ, то они представляют собой следующее:

  • наступление значительного ущерба;
  • незаконность перечисленных в этой части деяний.

Другие признаки есть у преступления в ч. 2 ст. 260 УК РФ:

  • совершение деяния группой лиц;
  • использование для этого лицом своего служебного положения (это могут быть должностные лица госучреждений и руководители хозсубъектов);
  • причинение крупного ущерба.

Соответственно, квалифицирующие признаки преступления по ч. 3 ст. 260 УК РФ – это:

  • нанесение особо крупного ущерба;
  • группой лиц по заранее подготовленному плану.

Меры ответственности

Приговоры по ст. 260 УК РФ выносят в соответствии с тем, по какой части комментируемой статьи было квалифицировано преступление. Если по первой, то наказания избирают следующие:

  • штраф до 500 000 руб. или з/п гражданина за 3 года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года;
  • принудительные работы на 2 года с выплатой штрафа от 100 до 200 тыс. руб. или з/п за 1-1,5 года (последняя санкция определяется судьей по собственному усмотрению);
  • заключение в тюрьму на тот же срок с использованием вышеуказанной факультативной санкции.

В случае определения правонарушения по ч. 2 ст. 260 УК РФ меры ответственности преступнику назначают такие:

  • выплата штрафа суммой от 500 000 до 1 миллиона руб. или з/п за 3-4 года;
  • принудительные работы на 4 года с уплатой штрафа суммой от 150 до 300 тыс. руб. или з/п за 1,5-2 года с запретом на занятие определенных видов деятельности в сфере лесозаготовок на 3 года (санкции факультативны);
  • заключение в колонию на период до 4-х лет с применением одной из двух или обеих вышеназванных санкций.

При квалификации деяния по ч. 3 ст. 260 УК РФ суд приговаривает правонарушителей к наказаниям следующих видов:

  • выплата штрафа суммой от 1 до 3-х миллионов руб. или з/п за 4-5 лет;
  • принудительные работы на 5 лет с выплатой штрафа суммой от 300 до 500 тыс. руб. или з/п за 2-3 года с наложением запрета на право занимать должности в области лесозаготовок (последние две меры избираются по усмотрению судьи);
  • заключение в колонию на период до 7 лет с применением одной из двух или обеих вышеуказанных санкций.

Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

  • а) группой лиц;
  • б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
  • в) лицом с использованием своего служебного положения;
  • г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание.

Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Когда ответственность не применяется

Пленум Верховного суда по незаконной рубке лесных насаждений от 18 октября 2012 г. установил, что при рассмотрении подобных экологических преступлений суд должен учитывать все обстоятельства происшествия, а также все нормативно-правовые акты, имеющие к нему отношение.

Если рассмотреть судебную практику по ст. 260 УК РФ, то можно заключить, что часто гражданин несет ответственность в случае отсутствия у него разрешения на вырубку леса или кустарников либо при нарушении условий, что указаны в этом документе.

Поэтому чтобы избежать ответственности по комментируемой статье, нужно в первую очередь оформить себе разрешение для проведения подобных действий. Также нужно строго следовать условиям, указанным в этом документе.

Источник публикации

Документ опубликован не был

Примечание к документу

Название документа

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21

«О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2012 г. N 21

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В связи с вопросами, возникшими у судов, и в целях обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации и статьями 9, Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья).

При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте таких данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

2. Под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частью 2 статьи 250, частью 2 статьи 251, частями 1 и 2 статьи 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.

3. К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 256, частью 2 статьи 258 и пунктом «в» части 2 статьи 260 УК РФ, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.

Разъяснить, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими незаконных добычи (вылова) водных биологических ресурсов, охоты или рубки лесных насаждений.

В связи с тем, что в указанных нормах специально предусмотрена ответственность за деяния, совершенные с использованием служебного положения, содеянное квалифицируется только по части 3 статьи 256, или части 2 статьи 258, или пункту «в» части 2 статьи 260 УК РФ без совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 201 или 285, 286 УК РФ.

В случаях, когда названные лица совершают иные экологические преступления, они должны нести ответственность по соответствующим статьям главы 26 УК РФ, а при наличии в их действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо превышения должностных полномочий содеянное квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 201 или 285, 286 УК РФ.

4. Исходя из положений части 2 статьи 24 УК РФ, если в диспозиции статьи главы 26 УК РФ форма вины не конкретизирована, то соответствующее экологическое преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности при условии, если об этом свидетельствуют содержание деяния, способы его совершения и иные признаки объективной стороны состава экологического преступления. Например, преступления, предусмотренные статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частями 1 и 2 статьи 250 УК РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, тогда как преступления, предусмотренные частью 3 статьи 247 УК РФ, частью 2 статьи 248 УК РФ, частью 3 статьи 250 УК РФ, совершаются только по неосторожности.

5. Под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.

Информация предоставлена

Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс

Прикрепленный файлРазмер
Приложение Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21296 кб
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]