1. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
2. Следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу.
3. О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого.
В Госдуму внесены поправки в УПК об имуществе и иждивенцах арестанта
Государственная Дума приняла к рассмотрению законопроект № 430797-5 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», касающийся мер попечения о детях и иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и обеспечения сохранности его имущества. Об этом сообщается в материлах палаты.
Как отмечает в пояснительной записке к документу его автор, депутатом ГД В. Чернявский, законопроект разработан в целях оптимизации порядка реализации положений ст.ст. 160 и 313 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Заключение лица под стражу (задержание), может сопровождаться принятием следователем (дознавателем) мер попечения о детях и иждивенцах обвиняемого (подозреваемого) и обеспечения сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ). Данная норма призвана обеспечить реализацию международных стандартов в сфере охраны интересов личности. Согласно Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденному Резолюцией № 43/173, принятой 43-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г., «соответствующие власти принимают меры для обеспечения согласно национальному законодательству, в случае необходимости, помощи членам семей задержанных или находящихся в заключении лиц, находящимся на их иждивении, в особенности несовершеннолетним лицам, и уделяют особое внимание надлежащей опеке над детьми, оставшимися без присмотра» (принцип 31).
Положения ст. 160 УПК РФ формируют правовую основу по снижению негативных социальных последствий задержания или заключения лица под стражу. Однако, этот изначальный позитивный потенциал нивелируется отсутствием ясного алгоритма действий следователя (дознавателя) в конкретной ситуации, что ставит под сомнение саму возможность исполнения воли законодателя. Закон не устанавливает, кому необходимо передавать на попечение несовершеннолетних детей, если соответствующие обязанности нельзя возложить на родственников или других лиц. Требуется более комплексный учет норм гражданского, семейного и уголовно-процессуального законодательства, тем более, что нормы различных отраслей права не всегда согласуются между собой.
При задержании или заключении лица под стражу без присмотра и помощи, помимо несовершеннолетних детей, могут остаться и другие члены семьи, находящиеся в зависимости от обвиняемого (подозреваемого). И обеспечение присмотра за ними, оказание необходимой помощи также входит в обязанность следователя (дознавателя). Между тем нормативные акты в сфере социального обслуживания взрослых людей, не учитывают обстоятельств, предусмотренных ст. 160 УПК РФ. Закрепленный в них механизм организации присмотра и помощи лицам, нуждающимся в этом, не содержит действенных мер реагирования на ситуации, возникающие в сфере уголовного судопроизводства. Учитывая их разнообразие, следователь и дознаватель должны иметь возможность давать обязательные для исполнения поручения как органам опеки и попечительства, так и иным социальным или медицинским учреждениям, для принятия неотложных мер по организации присмотра, ухода и помощи указанным лицам.
Использование в ст. 160 УПК РФ понятия «престарелые родители» создает дополнительные трудности. Законодатель не определяет, когда наступает соответствующий возраст. Нормативные акты, регламентирующие порядок социального обслуживания населения, применяют иное понятие — «граждане пожилого возраста». К ним относятся женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет. Из их числа социальная помощь оказывается тем, кто не может самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности. В целях оптимизации правоприменения предлагается внести изменения в ст. 160 УПК РФ, учитывающие особенности законодательства в системе права социального обеспечения граждан.
Помимо мер попечения за несовершеннолетними и другими иждивенцами, следователь (дознаватель) обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного (заключенного под стражу) лица. Такое решение принимается при отсутствии членов семьи или иных родственников, которые проживают вместе с ним, либо, если они отказываются выполнять функцию по хранению имущества. Ст. 160 УПК не предусматривает, какие действия в этом случае следует предпринять следователю (дознавателю).
Предлагается, что приоритет следует отдавать праву обвиняемого (подозреваемого) самостоятельно определить судьбу своего имущества. Для этого следователю (дознавателю) необходимо создать условия для того, чтобы обвиняемый мог лично осуществить предусмотренные законодательством действия, направленные на защиту его имущественных прав. Так, обвиняемый может выдать доверенность кому-либо для управления своим имуществом (ст. 185 ГК РФ), либо заключить договор доверительного управления имуществом (ст. 1012 ГК РФ). Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» допускает участие подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в гражданско-правовых сделках с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело (ст. 17, 29).
Принятие следователем (дознавателем) мер, предусмотренных ст. 160 УПК РФ, законодатель связывает лишь с применением к лицу задержания или заключения под стражу. Однако длительное отсутствие лица в семье возможно и в связи с применением к нему других мер принудительного характера. Речь идет о помещении обвиняемого (подозреваемого) в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы (ст. 203 УПК РФ). Отсутствие прямого упоминания в ст. 160 УПК РФ этой меры процессуального принуждения заставляет использовать аналогию, что не всегда оптимально. В ст. 160 УПК РФ не сформулирован порядок закрепления принятых следователем (дознавателем) мер. Очевидно, что соответствующее решение должно оформляться в виде постановления. Кроме этого факты передачи детей или иных иждивенцев обвиняемого (подозреваемого) на попечение, как и передача имущества на хранение требует протоколирования. Протокол должен содержать систему правовых и социальных обязательств лица, принимающего на себя присмотр, перед ребенком и государством. Если несовершеннолетний передается в другую семью вне правового режима, предусмотренного семейным законодательством, его права и интересы должны быть учтены специально. Нужно также учитывать, что ребенок в лице родителя, подвергнутого задержанию или заключению под стражу, теряет не только близкого человека, но и законного представителя. Принимая во внимание недостаточную дееспособность несовершеннолетних и малолетних, это ограничивает их возможности в реализации гражданских прав. Осознание необходимости выполнения перечисленных в протоколе требований может стать непременным условием передачи детей в порядке ст. 160 УПК РФ. Лишь в этом случае, ребенку будут обеспечены надлежащий присмотр и помощь.
Часть из перечисленных недостатков встречается и в положениях ст. 313 УПК РФ. Необходимо обеспечить нормативную согласованность ст. 160 УПК РФ со ст. 313 УПК РФ «Вопросы, решаемые судом одновременно с постановлением приговора». Речь идет о введении понятия «родители пожилого возраста». Причем меры попечения следует применять лишь к тем, кто нуждается в постороннем уходе. В эту группу необходимо включать не только родителей пожилого возраста, как это вытекает из нынешней редакции статьи, но и других иждивенцев.
Для обеспечения сохранности имущества оставшегося без присмотра, в связи с осуждением лица к лишению свободы, в ч. 2 ст. 313 УПК РФ важно установить порядок принятия соответствующих мер с учетом мнения самого осужденного. Он должен сам определить судьбу своего имущества, о чем заявить соответствующее ходатайство.
Принятие законопроекта устранит существующие проблемы при реализации требований ст. 160 и 313 УПК РФ. Закрепление более понятного механизма будет способствовать принятию следователем (дознавателем) и судом более законных решений и приведет к снижению негативных последствий при назначении наказания, связанного с лишением свободы, подчеркивает автор законопроекта.
Ниже следует текст законопроекта:
» Статья 1Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921) следующие изменения: 1) Статью 160 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921) изложить в следующей редакции:
«Статья 160. Меры попечения о детях и иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и обеспечение сохранности его имущества
1. Если у подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого принимается решение о задержании, заключении под стражу или помещении в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, остаются без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, родители пожилого возраста или другие иждивенцы, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает неотложные меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц, либо помещению в соответствующие детские, социальные или медицинские учреждения.
2. Следователь, дознаватель вправе обязать органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, а также иные социальные или медицинские учреждения принять неотложные меры по организации присмотра, ухода и помощи лицам, указанным в части первой настоящей статьи.
3. Следователь, дознаватель по ходатайству подозреваемого или обвиняемого и за его счет принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища, оставшегося без присмотра в связи с применением к нему задержания, заключения под стражу, либо помещением в медицинский или психиатрический стационар. Подозреваемому или обвиняемому разъясняется возможность с разрешения следователя или дознавателя осуществлять действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на защиту его имущественных прав.
4. О принятии предусмотренных настоящей статьей мер следователь или дознаватель выносит постановление. Передача на попечение несовершеннолетних детей подозреваемого или обвиняемого, его родителей пожилого возраста или других иждивенцев, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, а также передача на хранение оставшегося без присмотра имущества закрепляется в протоколе.
5. О принятых мерах следователь или дознаватель незамедлительно уведомляет подозреваемого или обвиняемого.
2) в статье 313: а) часть первую изложить в следующей редакции:
«1. Если у осужденного к лишению свободы остаются без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, родители пожилого возраста или другие иждивенцы, нуждающиеся в постороннем уходе, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит определение или постановление о передаче указанных лиц на попечение близких родственников, родственников или других лиц, либо помещении их в соответствующие детские, социальные или медицинские учреждения.»;
б) часть вторую после слов «остающихся без присмотра,» дополнить словами «по его ходатайству». «
- Права заключенных, Арест, Заключенные, Законопроект
- Госдума РФ
- УПК РФ