Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

В действующем законодательстве закреплена уголовная ответственность за несоблюдение правил безопасности при эксплуатации воздушного, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, а также метрополитена субъектом, обязанным их соблюдать ввиду занимаемой им должности. Наказание устанавливает ст. 263 УК. С комментариями к статье ознакомимся далее.

Общественная опасность

Деяние, предусмотренное ст. 263 УК РФ, посягает на правила эксплуатации и движения всех видов транспорта, за исключением автомобилей, а также метрополитена. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье населения, экологическая безопасность и собственность.

Безопасностью при эксплуатации и движении следует считать состояние защищенности процесса передвижения и использования указанных в норме видов транспорта. Соблюдение правил направлено на предотвращение вероятности возникновения происшествий и их последствий, выраженных в виде причинения вреда жизни, здоровью людей, ущерба природе, имуществу.

Предмет

Им является транспорт. В ст. 263 УК в числе основных видов ТС указан ж/д транспорт. В эту категорию входят грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, подвижные и прочие составы, предназначенные для перевозок и функционирования ж/д инфраструктуры.

К воздушному транспорту относят вертолеты, самолеты, прочие аппараты и технику, которые используются для перемещения по воздуху.

К морскому транспорту относят подводные, надводные корабли. Внутренними водными ТС являются судна, предназначенные для судоходства, в том числе смешанного типа.

Метрополитеном называют подвижной состав, который используется для совершения подземных пассажирских перевозок.

Второй комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения.

Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

К морскому и внутреннему водному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах.

Метрополитен, метро (столичная железная дорога) — рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, в основном под землей.

2. Предмет преступления, предусмотренного ч. 11, существенно отличается законодательным определением и характеристикой от предмета преступления, указанного в ч. 1 комментируемой статьи. В ч. 1 ст. 263 говорится о транспорте, т.е. комплексе, включающем в себя и транспортные средства, тогда как в ч. 11 речь идет о транспортном средстве, причем определенного вида: легких (сверхлегких) воздушных и маломерных судах.

Легким признается воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 кг, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого менее 3100 кг; сверхлегким — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 кг без учета массы авиационных средств спасания (ст. 32 Воздушного кодекса РФ).

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судно считается маломерным, если его длина не превышает 20 м и общее количество находящихся на нем людей не должно превышать 12 чел. Аналогичная характеристика маломерного судна дана в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Технический регламент «О безопасности маломерных судов» ограничивает круг этих судов, делая исключение исходя из их функционального назначения. К ним не относятся суда, построенные или оборудованные для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.

3. В ч. 11 ст. 263 УК не конкретизируется правовой статус маломерного судна, хотя согласно законодательству выделяется два его вида: маломерное судно, подлежащее государственной регистрации, и маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации. В соответствии с п. 1.1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ к последним относятся:

1) шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна;

2) суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае их установки) до 8 кВт включительно;

3) спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 м, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;

4) беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 м.

Аналогичный перечень содержится в п. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

4. В уголовном законе не сказано, о каком маломерном судне идет речь, поэтому можно предположить, что к предмету рассматриваемого преступления можно отнести любое из них — как подлежащее, так и не подлежащее государственной регистрации.

5. Комментируемая статья предусматривает три самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, второй — нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном (в силу прямого указания в законе не охватываются случаи, указанные в ч. 1 этой же статьи и ст. 271.1 УК); третий — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

6. Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

7. Согласно ст. 413 Трудового кодекса РФ, на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Статья 20.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за «самовольное прекращение работы или оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом». Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции или служебные обязанности того или иного работника транспорта.

Данное административное правонарушение отличается от рассматриваемого преступления конструкцией состава: деликт сконструирован по типу формального, считается оконченным с момента совершения деяния; преступление — по типу материального, для признания его оконченным требуется наступление указанных в законе последствий.

8. Содержание тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.

9. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена

причинная связь.

10. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

11. Субъект преступления зависит от характера совершенного деяния. По ч. 1 комментируемой статьи несет ответственность лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (специальный субъект); по ч. 11 — лицо, которое на праве частной собственности владеет и (или) управляет легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным водным судном (общий субъект).

12. Уголовная ответственность дифференцирована в зависимости от двух обстоятельств: вида и тяжести последствий и состояния опьянения.

Отказ в соблюдении требований

В первой части ст. 263 УК ответственность закреплена не только за неисполнение правил, но и за умышленный отказ от их соблюдения в случаях, когда он запрещен законодательством. Речь в данном случае идет о неправомерном выполнении должностных обязанностей, закрепленных в трудовом соглашении или в дополнениях к нему (должностной инструкции, к примеру).

Отказ не связан непосредственно с нарушениями правил, однако подпадает под ст. 263 УК, если создает угрозу возникновения опасных последствий. К примеру, сотрудники вышли на забастовку, чем создали угрозу безопасности и обороноспособности страны, жизни/здоровью населения.

Субъективный аспект

К ответственности может привлекаться исключительно работник определенного в 263 статье вида транспорта, на которого возлагаются обязанности, связанные с обеспечением безопасного движения и эксплуатации ТС. В качестве субъекта преступления может, в частности, выступать гражданин, непосредственно управляющий транспортным средством (капитан корабля, машинист, рулевой и пр.). К ответственности также может привлекаться субъект, в компетенцию которого входит организация эксплуатации ТС (начальник предприятия, диспетчер и т. д.).

Комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта (как сами транспортные средства общего или необщего пользования, так и производственно-технологический комплекс транспортной инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию соответствующих видов транспорта). О понятии транспортной инфраструктуры см. комментарий к ст. 263.1 УК. Не являются предметом преступления внутрицеховой и внутришахтовый транспорт и инфраструктура (вагонетки, рельсы), технологически обеспечивающие производственные процессы. Также не относятся к предметам преступления боевые воздушные суда, военные корабли и военно-вспомогательные суда, являющиеся предметом ряда воинских преступлений.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — это полное или частичное несоблюдение установленных правовыми актами порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения может выражаться в несоблюдении маршрута и высоты полета, в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима и т.д. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, — это противозаконное (ст. 413 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте») невыполнение лицом должностных обязанностей, вытекающих из трудового договора (должностных инструкций), непосредственно не связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье — это ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между деяниями и наступившими общественно опасными последствиями, которая часто носит сложный комплексный характер. При отсутствии указанных последствий деяния могут квалифицироваться по ряду норм гл. 11 КоАП РФ.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей совершается лицом осознанно, но преступление будет неосторожным в силу психического отношения к последствиям.

5. Субъект специальный: лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист, летчик, капитан судна, рулевой катера и др.), а также лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности, соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (например, диспетчер, механик, технолог, руководитель полетов и др.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]