Статья 103. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Статья 103 ТК РФ регулирует отношения работника и работодателя, связанные со сменной работой. Норма дает определение этого термина, раскрывает его основную специфику.

Понятие сменной работы

Норма понимает под сменной работу, время которой превышает стандартный 8-часовой рабочий день. Потребность в ней возникает в силу специфики процесса производства, когда за восемь часов невозможно обеспечить нормальное функционирование оборудования на предприятии или эффективное решение поставленных задач.

Согласно норме смен может быть:

  • 2;
  • 3;
  • 4.

В ходе каждой смены задействуют только одну группу работников, на которые делят трудовой коллектив. Время, в течение которого она исполняет свои обязанности, устанавливает график сменности. Остальные группы в этот период отдыхают. Когда первая заканчивает смену, ее заменяет вторая. И так со всеми группами поочередно.

На практике режим чаще всего используют:

  • промышленные предприятия;
  • управляющие компании;
  • общепит;
  • торговые фирмы;
  • охранные компании;
  • транспортные фирмы;
  • медицинские организации.

Важно! Хотя режим распространен в государственных ведомствах (МВД, МЧС), статья 103 ТК регулирует их деятельность лишь отчасти. Дело в том, что прохождение госслужбы регламентировано отраслевым законодательством.

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Когда вводят

В качестве целей введения режима статья называет:

  • непрерывное поддержание процесса производства, длительность которого превышает нормальную продолжительность рабочего дня;
  • эффективное применение промоборудования;
  • повышение объема производимой предприятием продукции или предоставляемых услуг.

При этом сменный график и вопрос его введения работодатель согласовывает с представительным органом работников (то есть профсоюзом). Также учитываются положения локальных актов – ведь они могут запрещать сменный график.

Важно! Хотя работодатель согласовывает введение сменного графика с профсоюзом, несогласие последнего с таким решением не влечет его отмену. В статье 103 ТК присутствует формулировка об «учете мнения», а не о неукоснительном соблюдении требований представительного органа.

Как все происходит на практике

На практике введение сменного графика состоит из следующих этапов:

  1. Согласование нововведения с профсоюзом. На этом этапе работодатель доводит решение до представительного органа, рассматривает его возражения и пожелания.
  2. Издание локального акта. После рассмотрения нововведения в профсоюзе работодатель издает нормативный акт, в котором фиксирует возможность введения срочной работы.
  3. Заключение коллективного договора. С работниками заключают коллективный договор, который оговаривает возможность введения режима.
  4. Составление графиков. Последний этап введения режима – подготовка графиков, которые распределяют трудящихся по сменам.

ТК предлагает прикладывать графики к коллективному договору. Рассматриваемая статья содержит формулировку «как правило». На практике это означает, что прикладывать графики совершенно не обязательно – работодатель может поступить иным, более удобным для него образом.

Подробнее о формировании графиков

Статья 103 напрямую не регулирует порядок формирования графиков. Нормы, которые регламентируют процедуру, «разбросаны» по разным актам (некоторые из них приняты еще в советский период и частично действуют до сих пор). Разумеется, при использовании статьи на практике их тоже надо учитывать.

Вот основные правила формирования графиков:

  1. Учет работников, которые имеют право на сокращенную смену. К их числу относятся несовершеннолетние, инвалиды, лица, достигшие определенного возраста. Вопрос урегулирован статьей 94 ТК.
  2. Особенности режима на вредном производстве. Ее продолжительность не должна быть больше 8 часов при 36-часовой рабочей неделе и выше 6 часов при 30-часовой. Вопрос также урегулирован статьей 94.
  3. Иные факторы. Необходимо учитывать продолжительность прошлых смен, отдыха, работы ночью. Вопросы урегулированы статьями 95-96 и 110.

Также необходимо учитывать положения Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22, которые регулируют ряд моментов (например, право на сокращенную смену в некоторых условиях).

Другой комментарий к статье 103 Уголовного Кодекса РФ

1. После излечения определенной категории лиц, находившихся на излечении в психиатрическом стационаре, а именно лиц, совершивших преступление, психическое расстройство у которых наступило после совершения ими преступления, при назначении наказания или при возобновлении его исполнения появляются основания для назначения наказания или продолжения отбывания наказания за совершенное преступление.

2. С учетом того, что сама процедура принудительного лечения существенно ограничивает права и свободы граждан, закон предусматривает необходимость зачета времени применения принудительных мер медицинского характера, приравнивая один день пребывания в психиатрическом стационаре к одному дню лишения свободы.

3. Лечение в психиатрическом стационаре, как правило, занимает довольно продолжительное время. По этой причине в правоприменительной практике нередко возникает вопрос о сроках давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора в отношении излечившихся лиц. В подобных ситуациях необходимо учитывать, что определенный в ст. 103 УК порядок зачета времени принудительных мер медицинского характера применяется с учетом сроков давности уголовного преследования, установленных ст. ст. 78, 94 УК. В случаях назначения лицу наказания, не связанного с лишением свободы, необходимо руководствоваться положениями ст. 72 УК.

Проверяются также и другие основания для освобождения излечившихся лиц (ст. ст. 80.1, 81, 84, 90, 92 УК).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]