О фактах несанкционированной торговли можно сообщить через новый портал потребительского рынка Ростовской области


Несмотря на то, что деятельность рынков должна осуществляться в рамках профильного закона N 271-ФЗ, потребители часто сталкиваются с нарушением своих прав, а продавцы – с явным превышением Администрацией своих полномочий. Но постоянная смена торговых мест, необоснованное взимание дополнительных платежей и продажа фальсифицированного товара – это далеко не весь перечень жалоб, с которыми обращаются граждане. Точка розничной торговли под открытым небом может доставить массу неудобств жителям ближайших домов, что тоже может стать основанием для обращения в надзорные органы.

На что можно пожаловаться

Несмотря на то, что профильные учреждения систематически проводят рейды и плановые проверки, деятельность рынков не всегда осуществляется в рамках действующего законодательства. Как правило, граждане жалуются на:

  • нарушение требований по оборудованию павильонов;
  • несоблюдение порядка предоставления торговых мест;
  • несанкционированную утилизацию мусора и отходов, что способствует загрязнению прилегающих территорий;
  • нарушение санитарных норм;
  • высокий уровень шума, который отражается на качестве жизни жителей ближайших домов;
  • продажу запрещенных товаров;
  • самовольный захват прилегающих территорий;
  • отсутствие реакции на обращения по факту реализации некачественной продукции, систематического обвеса или обсчета;
  • несанкционированную торговлю на прилегающих территориях;
  • неправомерное (нецелевое) использование выделенного земельного участка и т. д.

На регулярный обвес или обсчет можно напрямую пожаловаться Администрации. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы повлиять на нерадивого продавца. Кроме того, в Администрацию можно пожаловаться на создание некомфортных условий для торговли, несоблюдение условий договора аренды, отсутствие уборки и несовременный вывоз мусора. Не исключено, что после получения такого сигнала нарушения будут устранены в самый сжатый срок.

Работа нелегальных рынков не регулируется нормами профильного законодательства. В случае выявления точки, где ведется несанкционированная торговля, следует вызвать наряд полиции.

Куда обратиться

Подать жалобу в надзорный орган вправе покупатель, продавец или любое другое лицо (например, владелец другого магазина), интересы и права которого были нарушены действиями Администрации. В зависимости от ситуации, заявитель вправе обратиться в такие инстанции:

  1. Управляющая компания, которая несет ответственность за организацию торговли на вверенной ей территории (если речь идет о нарушении норм при оборудовании торгового места, не соблюдена схема размещения павильонов, на прилегающую территорию сбрасывается мусор и отходы и т. д.). Составленный в письменном виде документ лучше направить по почте или лично передать руководителю компании.
  2. Роспотребнадзор. Любое нарушение санитарно-эпидемиологических норм – это повод обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php. Исходя из обстоятельств и объема дополнительных материалов, жалобу можно отправить по почте, передать уполномоченному сотруднику на личном приеме или подать онлайн https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/oper_auth_need/.
  3. Местный орган самоуправления (на захват территории, нецелевое использование выделенного земельного участка и т. д.). Документ можно адресовать конкретному должностному лицу.
  4. Прокуратура. Если появилось подозрение, что на территории рынка совершается административное правонарушение или уголовное преступление, следует напрямую обратиться в территориальное подразделение Прокуратуры. Документ будет принят только при условии предоставления достаточного объема доказательств. По итогу рассмотрения изложенных обстоятельств может быть открыто административное или уголовное производство.
  5. Суд. Последняя инстанция, куда можно обратиться для защиты своих прав и интересов – это суд общей юрисдикции. Следует подать иск даже в том случае, если управляющая компания, Администрация рынка и Роспотребнадзор отказали в удовлетворении заявленных требований. Но если речь идет о получении материальной компенсации причиненного вреда, лучше привлечь к процессу юриста, который поможет правильно составить иск с учетом норм профильного законодательства.

Исходя из проблематики вопроса, сначала следует обратиться в Управляющую компанию или к Администрации рынка.

Какая предусмотрена ответственность

Нарушение действующего законодательства влечет применение санкций. Конкретное наказание зависит от типа и тяжести нарушения:

  1. Торговля без наличия статуса ИП или не от лица фирмы наказывается на основании . Штраф – от 500 рублей до 2000 рублей.
  2. Отсутствие лицензии или разрешения – пункт 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Штраф – до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции. Должностные лица и фирмы получат более весомый штраф.
  3. Если деяние принесло крупный ущерб гражданам и юридическим лицам, либо привело к получению крупного дохода, применяется . Штраф – от половины миллиона рублей, обязательные работы либо арест до полугода.

Санкции за торговлю в неположенных местах определяет законодательство региона, на территории которого реализуется правонарушение. Обычно это штраф, размер которого составляет от нескольких сот до нескольких тысяч рублей.

Подробнее о том, какая ответственность предусмотрена за незаконную предпринимательскую деятельность, читайте в этой статье >>

Порядок действий

Чтобы добиться удовлетворения своих требований, важно собрать достаточный объем доказательств, которые указывают на нарушение закона. Это лучше сделать до подачи жалобы на рынок по мере развития конфликтной ситуации. Для этой цели можно использовать видеосъемку, заключения экспертов, фотографии, документы справочного характера и любые другие материалы, полученные заявителем. Если процесс обжалования будет строиться только на необоснованных обвинениях, не стоит рассчитывать на удовлетворение требований. В этом случае надзорный орган может отказать в рассмотрении жалобы, сославшись на отсутствие соответствующих доказательств.

Чтобы пожаловаться на рынок, стоит придерживаться определенной последовательности в своих действиях. Гражданин должен:

  1. Попытаться урегулировать конфликт без вмешательства надзорных органов. Это лучше сделать в письменном виде, чтобы впоследствии заявитель мог подтвердить, что он уже подавал обращения Администрации рынка или Управляющей компании. Если сразу подать заявление о факте выявленных нарушений надзорному органу, его вернут, сославшись на несоблюдение порядка обжалования.
  2. Составить жалобу или исковое требование в суд. Во втором случае лучше воспользоваться услугами юриста, который правильно составит документ и будет участвовать в судебном процессе на правах законного представителя. Вместе с жалобой следует передать собранные доказательства. Но, чтобы избежать утери, в надзорные органы и суд рекомендуется передавать их копии, а не оригиналы.
  3. Получить ответ от надзорного органа. Исходя из его содержания заявитель сможет понять, как действовать дальше в сложившейся ситуации. Если вынесено предписание об устранении нарушений, важно проследить, чтобы оно было выполнено в полном объеме.

По факту обращения надзорный орган может провести внеплановую проверку рынка.

Как составить жалобу

Несмотря на то, что документ можно составить в свободной форме, в нем должна содержаться полная и исчерпывающая информация для рассмотрения обстоятельств инцидента. В жалобе следует указать:

  • Реквизиты надзорного органа, которому подается обращение. Его можно адресовать конкретному должностному лицу, уполномоченному рассматривать подобные вопросы.
  • Персональные и контактные данные заявителя. Рекомендуется дополнительно указать номер телефон, чтобы упростить процесс коммуникации.
  • Адрес организованной точки продаж под открытым небом, на которую жалуется гражданин.
  • Обстоятельства инцидента. Следует сообщить, когда возникла конфликтная ситуация, кто в ней участвовал, как развивались события.
  • Была ли предпринята попытка решить проблему без внешнего вмешательства с Администрацией или Управляющей компанией. Когда были поданы подобные обращения, были ли получены ответы или адресаты проигнорировали выдвинутые требования. Для подтверждения таких сведений к жалобе следует прикрепить копии ответов.
  • Ссылки на нормы профильного законодательства, которые были нарушены рынком. Но если гражданин не укажет такую информацию, ему не откажут в принятии претензии.
  • Четкий перечень требований. В зависимости от ситуации, можно потребовать провести проверку изложенных фактов, обязать устранить нарушения (например, освободить занятую территорию, использовать земельный участок по целевому назначению и т. д.), сообщить о полученных результатах.
  • Список приложений и дополнительных материалов.
  • Дата, подпись.

В коллективной жалобе должны содержаться подписи всех лиц, в интересах которых она подается.

Обращения в социальных сетях или по электронной почте

Досудебные претензии входят в список юридически значимых сообщений, которые не могут быть проигнорированы компаниями. А это значит, что они подпадают под пункт 65 Постановления Пленума ВС РФ. Согласно этому пункту, юридически значимые сообщения могут отправляться на электронную почту компаний или посредством других видов связи, если это не запрещено законом или не прописано в договоре. Главное — возможность достоверного установления отправляющего и адресата претензии.

Попросту говоря, при отсутствии в договоре запретов на использование электронной почты, мессенджеров или смс-сервисов компании (если они в открытом доступе), покупатель имеет право направлять претензии любым доступным способом. При игнорировании отправленных претензий, компании будет выписан штраф.

Тем не менее, несмотря на отмену книги жалоб в 2021 году, многие компании не собираются отказываться от них. Хотя некоторые отмечают, что потребители сами редко пользуются возможностью написания отзывов в книгах. Все чаще люди используют другие доступные способы получения нужной информации: обратная связь на сайтах, онлайн-чаты поддержки, а также контактные центры компаний. Кроме того, пользователи интернета часто пишут отзывы на различных сайтах и в социальных сетях.

Вопрос-ответ

Вопрос: Рядом с недавно заселенным многоэтажным домом работает рынок. Ежедневно, независимо от дня недели, его сотрудники проводят уборку территории с использованием воздуходува ранцевого типа. За счет особенностей конструкции дома и крыши шум в квартирах превышает установленный нормами предел. Что делать?

Ответ: В таком случае следует обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора. Лучше, чтобы документ был подан от группы жильцов (т. е. нужна коллективная жалоба), так как это ускорит процесс его рассмотрения. Надзорный орган инициирует административное расследование, по результатам которого может быть вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Вопрос: Администрация явно нарушает условия договора аренды. В холодное время года она экономит на отоплении, из-за чего продавцам сложно находиться в павильонах. Как следствие падают продажи и объем оборота. С соответствующей жалобой я обратился в местный орган самоуправления, но мне отказали в ее принятии. Отказ был мотивирован тем, что я не попытался урегулировать конфликт с Администрацией. Насколько правомерны действия местного органа самоуправления?

Ответ: Если речь не идет о совершении административного или уголовного правонарушения, гражданин действительно должен напрямую обратиться к Администрации. Но если она откажется удовлетворить выдвинутые требования или не предоставит ответ в обозначенный для этого срок, можно обратиться в местный орган самоуправления. При этом в качестве приложения адресату следует передать ответ или копию ранее поданной претензии.

Вопрос: Розничный магазин находится на территории городского рынка. К нему часто подъезжают грузовые автомобили с товаром. Но с недавних пор Администрация запретила проезд, мотивируя это тем, что магазин находится на частной территории. А, чтобы получить пропуск, нужно заплатить определенную сумму средств. Как правильно поступить в такой ситуации?

Ответ: Если место торговли – это якобы частная собственность, у Администрации следует запросить документ, подтверждающий наличие у объекта особого статуса. В зависимости от того, что будет предоставлено заявителю, можно будет понять, как следует действовать для урегулирования конфликта. Возможно, чтобы отстоять свои права, придется обратиться к администрации города или в суд.

Вывод

Нельзя точно сказать, почему отменили книгу жалоб и предложений только для компаний розничной торговли. Однако весь остальной бизнес обязан иметь ее в наличии, так как за отсутствие можно получить штраф до 30 000 рублей. Компаниям не обязательно реагировать на все записи в книге: положительные отзывы можно оставить без ответа. В то же время, вне зависимости от наличия книги жалоб, компании обязаны отвечать на досудебные претензии потребителей, и в случае правоты удовлетворять требования в указанные законом сроки, чтобы не получить штраф.

Нужна помощь с подбором онлайн-кассы?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем подобрать онлайн-кассу для вашего бизнеса.

Законодательная база

При составлении жалобы следует руководствоваться такими законодательными актами:

  1. ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 02.12.2019).
  2. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 31.07.2020).
  3. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020).
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  5. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2008).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]