Порнография и обнаженное тело в искусстве: в чем разница?

Экспертиза порнографии − это один из видов культурологической или социокультурной экспертизы. Подобная классификация основана на том, что предмет анализа (порнография) относится к культурным объектам, а влияние порнографии на общество и отношение общества к данному явлению лежит в социологической сфере. Основная причина наложения запрета на изготовление и распространение порнографических материалов заключается в ограждении детей и подростков от нежелательного влияния порнографии на их психологическое здоровье, социальную адаптацию и процедуру воспитания.

Отношение к порнографии в разных странах неоднозначно. В ряде стран (Бразилия, Новая Зеландия, Испания) порнография разрешена, запрещается только продажа порнографических материалов лицам до 18 лет. В Бразилии даже строго оговаривается использование презервативов мужчинами-актерами. В Мексике порнография разрешена, но запрещены продажа и показ лицам до 18 лет. В некоторых странах (Израиль, Шри-Ланка) порнография запрещена. Самое суровое отношение к порнографии — в Китае, где предусмотрена смертная казнь (расстрел) за распространение порнографии. Наиболее мягко относятся к порнографии правительства Голландии, Германии и Австрии. В Великобритании запрещен показ порнографических и откровенных эротических сцен даже на платных кабельных каналах. Однако британцы имеют доступ к спутниковому телевидению, а также могут выписывать журналы из других европейских стран. Что касается России, то в нашей стране отсутствуют законы, регулирующие способы легитимного распространения порнографических материалов. Соответственно, любое изготовление, реклама и продажа порнографии является незаконным. Наказуемым является любое распространение порнографии в детской среде.

Грань между порнографией и произведениями эротического искусства довольно тонкая и зыбкая. Основное обвинение в адрес порнографии заключается в особом цинизме изображения половых органов и процесса совокупления. Цинизмом называют особое пренебрежение нормами общественной морали (культурными ценностями, соображениями благопристойности), выражаемое в вызывающе-пренебрежительной форме. К признакам порнографии также относят подробное и самоцельное изображение (описание) гениталий.

Экспертиза порнографии приобрела значительный вес после вступления в силу с 1 сентября 2012 года Федерального закона от 29.12.2010 года №463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законодательно выделяются признаки, согласно которым можно определить порнографические материалы. К ним относятся:

  1. Нарочитая натуралистичность изображений или описаний половых органов и/или полового акта.
  2. Явно выраженный сексуальный характер запечатленных в материале действий.
  3. Сексуальные действия, совершаемые в отношении животного.

Какими критериями руководствуется эксперт при проведении экспертизы порнографии?

Современные культурологи выделяют целый ряд признаков, согласно которым порнографические материалы отличаются от иных материалов сексуальной направленности (эротические произведения):

  • Аналитичность порнографических материалов, специализированное исследование области гениталий и процесса полового акта.
  • Постоянное привлечение внимания зрителя (читателя) к половым органам, манипуляциям с ними, к собственно сексуальному акту.
  • Изображение сугубо физиологического компонента сексуальности, что оставляет за рамками внимания другие аспекты человеческих сексуальных взаимоотношений.
  • Отсутствие личностного компонента сексуального поведения.
  • Ориентированность на провоцирование физиологического сексуального возбуждения, чему способствует недвусмысленность изображения и однозначность интерпретации потребителем.
  • Использование стандартных стереотипических раздражителей, лежащих вне пределов социально одобряемых форм полового поведения, например, сцены группового секса, сцен вступления в сексуальную связь с животными, сцены садизма, гомосексуальных связей и так далее. Нарушение базовых табуированных запретов является одним из мощнейших стимулов возбуждения.
  • Показ социально неприемлемых, морально осуждаемых, дегуманизированных форм полового акта.
  • Монтаж сцен сугубо сексуального характера с цинично показанными грубыми деталями, произведенный ради собственно показа полового акта, не имеющий своей целью следование какой-либо художественной задаче.
  • Подмена героев физиологическими гендерными символами.
  • Преобладание крупных планов, захватывающих преимущественно половые органы, прямых съемочных ракурсов при показе половых актов.
  • В материале нет сюжета, либо присутствует псевдосюжет, используемый лишь для формального искусственного соединения сцен демонстрации физиологической стороны сексуальных отношений.

История

Порнографическое представление полового акта и половых органов, вопреки распространённому мнению, не является изобретением современности.
На фресках древнего Рима и античных вазах можно увидеть похожие мотивы. Аналогичные изображения находят на керамике в Перу. Начиная с эпохи Возрождения и до XVIII века получили распространение «порнографические» гравюры. С появлением фотографии в XIX веке и кинематографии в XX порнографическое представление сексуальности получило новый виток развития.

Своим происхождением термин обязан появлению в XVIII веке во Франции книги Ретиф де ла Бретонна «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции». В данной книге рассматривались сферы жизнедеятельности человека, традиционно считавшиеся в обществе неприличными, ввиду чего её название стало нарицательным понятием непристойности, связанной с сексуальностью.

Каково воздействие порнографии на психику человека?

Воздействие порнографии на психику взрослого человека во многом определяется его складом личности, типом темперамента, личной событийной и психологической историей. В любом случае, взрослый человек способен работать над своим психологическим состоянием. Влияние же порнографии на психику ребенка является растлевающим. Что это значит? При формировании картины мира взрослеющая личность ребенка или подростка опирается на образы, которые ее окружают. Огромное значение в процессе взросления имеют явления физического и духовного мира, которые попадают в поле зрения растущего человека. Порнография, являясь выхолощенным, циничным и строго физиологическим продуктом, способна сформировать в психике ребенка или подростка ущербное представление о сексуальной стороне человеческих взаимоотношений: происходит подмена эмоциональных отношений с людьми на техническую связь с искусственно идеализированными сексуальными объектами. Личность человека может сформироваться по невротическому принципу. Однако и воздействие порнографии на душевный мир взрослого человека тоже может оказаться небезболезненным. Вот основные негативные пути воздействия порнографии на сознание человека:

  • Преувеличенная страстность сексуальных сцен в порнографических фильмах снижает привлекательность собственного партнера.
  • Физиологически неидеальный партнер начинает казаться менее привлекательным.
  • Значительно повышается толерантность к случайным половым связям, а также девиантным (отклоняющимся) формам сексуального поведения.
  • Партнер воспринимается исключительно как машина для сексуального удовлетворения, в отношениях теряются остальные грани: эмоциональная, духовная, социальная и так далее.
  • Возрастает агрессивность как в отношении сексуального партнера, так и по отношению к представителям другого пола в целом.
  • Частые изображения сексуальной агрессии как акта, приятного для жертвы, приводит к применению насилия в реальной сексуальной жизни потребителя.

Кто проводит экспертизу порнографии?

Юрист может дать определение порнографии, записанное в законе, однако не имеет права устанавливать наличие порнографии в спорном предмете. Для определения, является ли объект порнографическим или содержит элементы порнографии, приглашается эксперт, обладающий необходимыми знаниями в области социальных и культурных наук. Экспертиза порнографии может быть проведена одним экспертом-искусствоведом или же комиссионно. В сложных случаях в ходе повторного проведения экспертизы, а также в случае необходимости привлечения знаний специалистов из других областей созывают комиссию для определения порнографического характера содержимого спорного материала. В комиссию по экспертизе порнографии могут входить следующие специалисты:

  • искусствоведы;
  • психологи;
  • специалисты их области медицины (врачи-сексопатологи, психиатры и пр.);
  • специалисты из области педагогики;
  • социологи;
  • художники;
  • специалисты в области кинематографии, видео и телевидения.

Заключение экспертной комиссии служит доказательством в суде. Причем суд может не принять во внимание экспертное заключение по экспертизе порнографии в том случае, если сочтет состав комиссии неполным. Например, при экспертизе кинопродукции в состав экспертной комиссии должен входить специалист из соответствующей области. Заключения одного врача-сексопатолога для принятия во внимание в суде будет недостаточно.

Порнография в музеях

Обнаженные тела присутствовали в искусстве со времен Древнего мира: они вытканы из ткани, вырезаны из кости, им посвящены сюжеты множества картин. Сейчас эти произведения представлены в большинстве музеев. Поэтому тема уголовной ответственности за так называемую порнографию так горячо обсуждается в искусствоведческой среде: поскольку дел о порнографии становится все больше, музеи тоже под угрозой.

«И Эрмитаж, и Русский музей, и Третьяковская галерея, и музей имени Пушкина, и Академия художеств — все в один голос говорят, что дела о порнографии — это какое-то наступление абсурда. Если оглядываться на историю искусства, где миллионы обнаженных людей, миллионы обнаженных детей, миллионы гениталий, если рассматривать то, что хранится в музеях [как порнографию], то сядут все хранители музеев и библиотек без исключения», — считает Николай Иванов.

сядут все хранители музеев и библиотек без исключения

По мнению эксперта, в делах о порнографии обвинение апеллирует к духовным скрепам, нормативности, религиозности, ценности государства и коллективизации. С этой точки зрения различия между людьми не учитываются и даже раздражают. Поэтому страдают и феминистки, и ЛГБТ, и активисты, идущие против государственных корпораций.


Эгон Шиле. Обнаженная

Это давление в том числе на культуру и свободу слова, добавляет Иванов. Ведь мнение выражается не только словами, но и визуальным образом: посредством изображений, фильмов. И эта свобода волеизъявления прописана в Конституции, к чему может обращаться сторона защиты при рассмотрении дел о порнографии.

В нынешних условиях задача искусствоведов — предоставлять экспертизу и вместе бороться за свободу творчества, считает Иванов. «Это не было моей мечтой в жизни — стать специалистом по порнографии, — говорит эксперт. — У меня и в мыслях этого не было при получении степени кандидата искусствоведения. Но когда начались дела, связанные с тем, что художники и обыкновенные люди стали размещать изображения где-то в сети, в книгах или делать видеофильмы с тем, что можно назвать порнографией, я понял, что нужно каким-то образом переквалифицироваться».

Если раньше в практике Николая Иванова было одно дело раз в два года, то сейчас ему присылают так называемые порнографические изображения практические каждые две недели. В частности, он также работал над экспертизой фильма «Дау» для суда между режиссером Илья Хржановским и Минкультом.

Еще одно дело из практики эксперта связано с фильмом «Инстинктивная критика фашизма», в котором снималась поэтесса Катя Ганеши. Вместе с бывшим мужем она более 17 лет назад записала ролик, в котором присутствовал половой акт без демонстрации подробностей. Сюжет перемежался кадрами о развитии Третьего рейха. Поэтессу обвинили не только в создании порнографического ролика, но и в пропаганде фашизма.

Художественная идея, как установил эксперт, заключалась в том, что «нацизм как апофеоз мирового зла можно победить, только навалившись на него целиком. Разумом, всеми своими инстинктами, природно, изнутри». По этой причине была проведена параллель с сексуальным актом. Из-за видео и обнаженных фотографий, опубликованных в социальных сетях, Катю Ганеши уволили с работы. Суд отказался признать увольнение незаконным.

Николай Иванов занимался и делом брянской трансгендерной женщины Мишель, которую приговорили к трем годам колонии за публикацию эротических изображений во «ВКонтакте». Речь шла о трех картинках в стиле «манга», которые были размещены на странице еще в 2014 году. Уголовное дело возбудили только спустя пять лет.

Читайте также


В Брянске трансгендерная женщина Мишель из-за коронавируса работает без зарплаты. Она единственный эпидемиолог в больнице

«У кого-то из них нет рта, носа, глаза в пол-лица. У кого-то есть фантастические крылья, как у летучей мыши, рога, есть гениталии, преувеличенные, наверное, раз в десять. Это обычный ход для японской мультипликации, тут нет ничего криминального. Но следователь увидел в этих изображениях детей до четырнадцати лет. И, соответственно, Мишель пришили распространение порнографии с участием детей до четырнадцати», — рассказывает Иванов.

Эксперт пришел к выводу, что в рассматриваемых картинках есть высокая доля условности. Поскольку персонажи вымышленные, их возраст может быть любым: как 14 лет, так и 830. Кроме того, «хентай» — известный жанр японской анимации, он широко представлен в интернете и находится в публичном доступе. После пересмотра приговора Мишель дали два года исправительных работ (за вычетом пяти месяцев из-за нахождения в СИЗО) и штраф в 50 тысяч рублей.

Методы проведения экспертизы порнографии

Для определения наличия порнографического содержания спорного материала эксперты пользуются методами своей области знания или науки. Вот краткий перечень основных методов экспертизы порнографии:

  1. Визуальные.
  2. Культурологические. Используются для установления художественной ценности спорного объекта, атрибутов авторского произведения и пр.
  3. Психологические. Методами психологии можно выявить воздействие спорного объекта на сознание (подсознание) потребителя. Психология накопила немало методов, эффективных в исследованиях такого рода: например, опросы контрольных групп.
  4. Экспериментальные. Предназначены для изучения восприятия спорных материалов в специально созданных условиях.

Какие правовые основы регламентируют экспертизу порнографии?

Существует несколько направлений, регламентирующих экспертизу порнографии.

В Российской Федерации установлена уголовная статья 242 («Незаконное распространение порнографических материалов и предметов») Уголовного кодекса за распространение, изготовление, торговлю кино- и видеотоварами, печатными изданиями и предметами, содержащими порнографию. Минимальное наказание, предусмотренное статьей, — штраф в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда. Максимальное наказание, предусмотренное статьей, — 2 года лишения свободы. Распространение порнографических материалов с участием лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет. Распространение порнографических материалов с участием лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до восьми лет.

Статья 135 («Развратные действия») Уголовного кодекса Российской Федерации часто является квалифицирующей вместе со статьей 242 Уголовного кодекса.

Статья 18 Федерального Закона от 29.12.2010 года №463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регламентирует составление экспертного заключения по вопросам доступности для детей содержания информации в исследуемом объекте.

В статье 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» говорится, что судебная экспертиза может проводиться не только в государственных организациях судебно-экспертного характера, но и другими лицами, имеющими специальные знания в соответствующей области.

Всё об уголовных делах

— ниже представлен фрагмент кассационной жалобы — составленный на основе судебной практики.

— если использованные в нем аргументы имеют пресечения с обстоятельствами Вашего дела, можете использовать его при составлении Вашей жалобы.

Url Дополнительная информация:

Противоречия в выводах суда

, логические ошибки (яркое нарушение)

— обратите внимание (при изучении приговора) на следующее обстоятельство: в приговорах по статье 242.1 УК

суды могут допускать в тексте приговора путаницу между
прямым
и
косвенным умыслом
, эту логическую ошибку можно использовать при обжаловании.

Url Дополнительная информация:

Как написать кассационную жалобу

, рекомендации (именно для кассации)

— также, рекомендуем изучить материалы по составлению кассационной жалобы (см. здесь

).

Кассационная жалоба, рекомендации (на основе практики)

Отсутствие прямого умысла

— доказательства, указанные в приговоре, касаются только объективной стороны преступления, не доказывая при этом субъективную сторону (прямой умысел):

— состав преступления 242.1 УК

предполагает наличие только
прямого умысла
, направленного на «хранение, распространение …». В перечне доказательств, указанных в приговоре в
доказательственной базы
включены.

— протоколы допросов свидетелей (4 человека) из которых следует, что осужденный является владельцем компьютера (из системного блока которого был изъят жесткий диск с материалами порнографического содержания),

— заключение искусствоведческой экспертизы, из которой следует, что материалы находящиеся на жестком диске, изъятом у осужденного являются порнографическими материалами,

— иные доказательства, из которых суд делает вывод о доказанности:

а)

факта принадлежности IP-адреса, системного блока именно осужденному.

б)

факта производства действий по скачиванию материалов из сети «Интернет» именно осужденным, а не каким-либо иным третьим лицом.

в)

относимости материалов именно к порнографическим материалам в правом смысле, указанном в
примечании 1 к 242.1 УК
.

— приводя доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности его подзащитного (ч.2 307 УПК

) суд первой инстанции фактически на 100% приводит обстоятельства, совпадающие с позицией осужденного. То есть, осужденный полностью признает все вышеизложенные фактические обстоятельства.

— однако осужденный категорически отрицает наличие умысла, направленного на «хранение, распространение …» данных материалов.

— ни одно из доказательств, приведенных в мотивировочной части приговора

не содержит свидетельств о наличии умысла.

Противоречия в выводах суда

— согласно формулировки, использованной судом при мотивировке вывода о доказанности вины осужденного суд указывает, что «являясь опытным пользователем…. не мог не осознавать, что осуществляет распространение… «(примечание: то есть из этой фразы, примерной судом в приговоре следует, что суд считает умысел осужденного косвенным

). Одновременно (в другом месте в тексте приговора) суд делает в приговоре вывод о наличии у осужденного
прямого умысла
на совершение инкриминируемого ему деяния.

— использование в приговоре суда двух противоречащих друг другу выводов свидетельствует о наличии в приговоре существенных противоречий, что недопустимо, согласно нормы ч.4 389.16 УПК

.

На какие вопросы отвечает специалист в рамках экспертизы порнографии?

  1. Содержит ли спорный материал сцены порнографического характера?
  2. Можно ли признать спорный материал порнографическим?
  3. Является ли изображение половых органов произведением искусства?
  4. Можно ли назвать данный объект произведением эротического искусства?
  5. Содержит ли спорный объект какие-либо признаки порнографического произведения?
  6. Представляет ли фильм «…» художественную ценность?
  7. Присутствует ли в произведении (фильме) художественный сюжет?
  8. Является ли сюжет фильма искусственным, преследующим строго физиологическую цель?
  9. Выполняет ли произведение некоторую художественную задачу?

ВАЖНО Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]