В ст. 292 УК РФ определено понятие служебного подлога, и перечислены возможные варианты санкций за совершение такого преступления.
Подлог определяется как указание заведомо ложной информации или целенаправленное внесение изменений в официальные документы, искажающие суть и смысл. Не важно какой именно вид имеет документ: подлог можно осуществить на бумажном или электронном носителе.
Зачастую употребляя термин служебный подлог, люди вкладывают в него смысл несколько отличный от истинного понимания. В чем суть данного действия, как определяется подлог, возможность и цели совершения, и какое наказание, может повлечь за собой содеянное, рассмотрим в данной статье.
Мотивы
Мотивом может быть получение материальной выгоды или, каких-либо привилегий, протекций, будущее лояльное отношение руководства или завышение результатов ради престижа.
Заинтересованность лица, совершающего подлог, может носить личный характер или субъект может искать выгоды для других.
При обнаружении факта подлога желаемые результаты не учитываются, как не учитывается собственно неиспользование результатов фальсификации. Подлог считается совершенным в момент окончания внесения поправок.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК)
Это преступление связано с использованием гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению вреда для граждан, компаний и государства.
Для окончания преступления должны наступить опасные последствия.
Например, лицо выдает водительское удостоверение человеку, который не сдал экзамен, или ставит в очередь на льготное получение жилья гражданина без наличия оснований.
Важный признак такого преступного деяния – это наличие корыстной или иной личной заинтересованности.
Как разъяснил ВС РФ, в Постановлении от 16.10.2009 N 19, корыстная заинтересованность представляет собой намерение получить имущественные блага, не связанные с безвозмездным приобретением имущества (незаконное получение льгот, освобождение от погашения долга, уплаты налогов и т.п.). Иная личная заинтересованность связана со стремлением извлечь выгоду неимущественного характера (взаимную услугу, поддержку в решение какого-либо вопроса и т.п.).
Более подробно про деяние по ст. 285 УК РФ читайте в статье.
Объект и предмет
Разбираясь в ситуации, следует разделять понятия «объекта» и «предмета». Объектом преступления являются государственные интересы, в части исполнения госорганами своих функций, а предметом – официальные акты и постановления, регулирующие или подтверждающие результаты данной деятельности.
Совершение преступления, мешающего осуществлению нормального функционирования любого государственного или муниципального учреждения, является объективной стороной преступления.
В данном случае предметом может выступать не каждый документ. Носитель информации должен отвечать конкретным требованиям. Речь идет не о материале носителя, а о его качественной стороне.
В качестве предмета рассматриваются официальные акты: юридически значимые федеральные или территориальные официальные постановления или связанные с ними документы. Которые могут быть как исходящими, так и входящими, при условии, что они прошли официальную регистрацию.
Материал по теме Подделка документов статья 327 УК РФ: наказание за правонарушение
К документам, предлагаемым в качестве предмета, предъявляются следующие требования:
- Акт должен удостоверять конкретные результаты событий, имеющих юридическое или экономическое значение. При этом он может быть разрешительного или запретительного характера.
- Обязательным признаком является наличие реквизитов: даты составления, штампа органа власти или организации, входящий или исходящий регистрационный номер, подпись с указанием должности, фамилии и инициалов лица, составившего документ, печать.
Важный момент
Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как «объект» и «предмет» преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, — это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности — непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.
Объективная сторона
Существует два варианта совершить подлог:
- составление документов, независимо от их формы, с заведомо искаженными фактами;
- совершить исправления информативной части, путём корректировки или искажения содержания текста.
Способы совершения подлога принято разделять на интеллектуальный и материальный. В первом случае имеется в виду изготовление на фирменном бланке нового документа, содержащего ложные сведения. При втором способе совершения, вносятся изменения в уже существующий официальный документ.
Присвоение полномочий другого лица (ст. 288 УК РФ)
Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом.
Например, лицо проводит проверку, хотя оно не наделено таким правом.
Для признания наличия состава преступления должны наступить тяжкие последствия, иначе такое деяние будет квалифицироваться только как дисциплинарный проступок.
Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)
Предметом такого преступления являются бюджетные средства. Объективная сторона выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере (свыше 1 миллиона 500 рублей).
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом — с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
Установление факта
Не всегда при обнаружении официального документа можно установить факт подлога. Определяя источник поступления документа, важно определить лицо его составившее и установить были ли у субъекта полномочия на составление и подписание акта.
Если данные действия не входят в его служебные обязанности, то квалифицировать деяние как подлог не получится. В такой ситуации, или при подделке неофициального документа, действия субъекта подпадают под статью 327 УК РФ. Вполне возможна ситуация с конкуренцией обеих статей.
Для установления состава преступления не требуется установление последствий от использования нелегитимного документа. Деяние признается совершенным по окончании самого акта внесения ложных изменений или умышленного составления неверного документа.
Последующая судьба документа, использование его в каких-либо инстанциях или для каких-либо целей 292 статьей не комментируется. Но размер последствий и их эффект (он может оказаться положительным) учитывается при определении степени тяжести наказания.
Материал по теме Комментарии к ст 306 УК РФ за заведомо ложный донос
Чаще всего служебный подлог производится для достижения какой-либо цели, для совершения либо сокрытия уже совершенного действия, как правило, незаконного. В такой ситуации субъект понесет ответственность одновременно за оба преступления. Либо за подлог и подготовку к иному незаконному деянию, если факт совершения удалось предотвратить.
Дифференциация составов
У рассматриваемого посягательства могут быть конкурирующие преступления. Это может создавать некоторые сложности для правоприменителей. Эта проблема приобретает особую актуальность в случаях, когда в качестве субъектов преступления выступают должностные лица. К примеру, сложности имеют место при деяниях, попадающих под 285 ст. Служебный подлог в данном случае может являться как средство выражения злоупотребления полномочиями. Однако при квалификации по норме 285 необходимо возникновение последствий. Они приводятся в диспозитивной части статьи. Состав злоупотребления определяется законодательством как материальный. Если рассматривается деяние по ст. 286, то кроме указанных последствий, необходимо установить факт превышения должностных полномочий.
Наиболее сложным в практике расследования и судопроизводства может выступать случай отграничения служебного подлога от взяточничества. Действия взяткодателя в некоторых ситуациях могут быть выражены и таким способом. При установлении корыстного характера поведения должностного лица, могут появиться вопросы по квалификации по совокупности деяний. Представляется, что в таких ситуациях целесообразно руководствоваться положениями ст. 17 в ч. 3. В них указывается, что если деяние попадает под общую и специальную норму, то совокупность их отсутствует, а уголовная ответственность при этом наступит по последней. Преступление, которое охватывается ст. 292, при совершении его должностным лицом в обстоятельствах, сформулированных в диспозитивной части ст. 290, квалифицируется по этой статье.
Возможные последствия
Статьей определяется достаточно широкая вариативность наказания. В зависимости от последствий использования фальсифицированного документа судья может вынести приговор и назначить наказание в форме:
- штрафа размером от 100 до 200 минимальных окладов или в объеме равном заработной плате субъекта за 1 или 2 месяца;
- прохождения обязательных работ в течение срока продолжительностью до 240 часов;
- исправительных работ на период от 12 до 24 месяцев;
- заключение под стражу на срок до 2 лет.
В зависимости от тяжести последствий подлога срок давности по данному преступлению истекает максимум через 6 лет. Подлог редко является самостоятельным преступлением.
Служебный подлог уникален в части субъекта, совершающего преступные действия. Им может являться сотрудник государственного учреждения любого уровня. Со стороны субъекта всегда просматривается наличие прямого умысла, а именно заведомость действий субъекта. Личная прямая заинтересованность (финансовая или моральная) – обязательный признак субъективной части подлога.
Комментарии
Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство — заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.
Нюансы
Итак, умысел или мотив являются неотъемлемым признаком подлога. Состава преступления не будет, если не доказан умысел.
Факт преступного деяния считается совершенным в момент окончания внесения искажающих правок или написания ложного официального документа, при этом не важно были ли впоследствии отменены поправки или документация была изъята. Рассматривая такое обстоятельство необходимо учитывать, что внесение в официальный реестр недействительных данных, являющихся основанием для оформления гражданства, действие попадающие в область, регулируемую ст. 292.1 в ч. 1 Уголовного Кодекса РФ.
Фактически это два преступных деяния: служебный подлог, ставший основанием для незаконной выдачи паспорта гражданина РФ. Служебный подлог не требует квалификации в отдельное преступление, если он является конструктивной составляющей иного деяния.
Материал по теме Домашний арест: что это такое и какие существуют ограничения
В качестве отдельного комментария следует указать, что квалификация подлога предусматривает случаи, когда в значительной степени ущемляются законные интересы граждан либо гарантируемые права. Фактически часть 2 статьи 292 является правовой нормой в отношении части 1 статьи 285, определяющей факт злоупотребления должностными полномочиями.
О служебном подлоге
Предмет правонарушения, то есть СП, — это официальные бумаги, которые используются войсками и воинскими формированиями России, госорганами и муниципальными учреждениями, структурами ВС России, которые возлагают обязанности или снимают их, а также подтверждают юридически важные события и происшествия. Официальный документ — письменный акт, который служит спусковым крючком для возникновения определённых юридических ситуаций.
В ФЗ от 27 июля 2006 г. №149 есть определение электронного документа. Данный формат документа представляет собой задокументированный акт в электронном виде, созданном для восприятия при помощи ЭВМ и трансляции по каналам СМИ или обработке с помощью информационных каналов.
К этому можно добавить пример – юридическое постановление о прекращении либо, наоборот, возбуждении уголовного процесса, о чем свидетельствуют факты и происшествия, обладающие юридической значимостью и способные повлечь юридическое наказание.
Обратите внимание! Поэтому внесение в документацию ложных данных уполномоченными представителями полиции, а также любыми другими сотрудниками правоохранительных органов (СК РФ, госнаркоконтроль, ФСБ России и прочее) из корыстного интереса, который обусловлен желанием в увеличении показателей раскрываемости уголовных дел, строго карается.
Служебный подлог предполагает внесение заведомо ложных сведений в официальные документы
В офиц. документах должны быть проставлены все требуемые законодательством реквизиты (дата, номер, печать и прочее знаки, которые должны соответствовать самому документу), а также такие бумаги должны быть зарегистрированными уполномоченными сотрудниками.
Примеры судебной практики
Судебная практика показывает, что статистическое количество преступлений данного вида в последнее годы не изменяется и колеблется в размере не более 5 тысяч в год.
Случаи самостоятельного выявления служебного подлога довольно редки, но довольно часто подлог рассматривается в совокупности деяний. Изучая данные судебной практики можно установить, что эти деяния часто совершаются работниками системы здравоохранения, для сокрытия врачебных ошибок или халатности.
Лидируют среди них поздние внесения в медицинские карты показаний об оказании необходимой помощи. К сожалению, типичной является ситуация, когда по вине медицинского работника, в следствие непроведения необходимых процедур, пациент умирает.
Позднее, врачом, во избежание ответственности вносятся в карту пациента записи о якобы оказанной помощи. Если данный факт удается установить, то сотруднику вменяется ответственность в совокупности санкций.
При проведении следственных мероприятий следует исключить любую вероятность ошибки в процессе квалификации преступлений. В судебной практике был случай, когда служащего органа местного самоуправления обвинили в получении незаконной прибыли от предоставления официальной справки с искаженными сведениями.
В ходе расследования было установлено, что субъект не являлся инициатором действия, а лишь выполнял функции делопроизводителя в соответствии с письменными указаниями своего прямого руководителя. Список должностных обязанностей специалиста включал в себя несколько десятков ссылок на осуществление им контроля в различных областях, фактически субъект мог и не производить перечисленных действий.
В этом случае, действия служащего были переквалифицированы и попали под ст. 292. Такой пример хорошо показывает, что закон обладает предупредительной функцией. Действие 292 статьи во многом направлено на борьбу с коррупционным развитием среди служащих.
Смотрите в следующем видео разговор в ГИБДД о подлоге:
Халатность (ст. 293 УК РФ)
Объективная сторона преступления представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.
Главное условие для существования состава преступления – это наличие объективной возможности выполнить указанные действия.
Квалифицирующие признаки преступления:
- причинение ущерба в особо крупном размере (превышает 7 миллионов 500 тысяч рублей),
- повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Наказание за должностное преступление
За совершение данного деяния предусмотрены санкции в виде:
- штрафа различных размеров;
- лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
- принудительных работ;
- ареста;
- лишения свободы.
Наказание назначается с учетом:
- общественной опасности содеянного;
- личных мотивов должностного лица;
- целей, которые он преследовал;
- характера и тяжести причиненного вреда;
- продолжительности совершения преступления;
- характеристики личности подсудимого.