Работа с «однодневкой»: что нужно помнить в 2021 году

Большинство предпринимателей считают, что фирма однодневка — это ответственность только ее директора. Это далеко не так. Ответственность предусмотрена и для партнеров такой компании.

Все, кто работает с ненадежными, нарушающими закон компаниями, признаются участниками мошеннических схем. И любой директор легко может стать участником преступной группы. А с доказательствами в судах, у налоговиков «проблем нет».

По этой же теме:

Почему налоговики выиграли 80% дел о необоснованной налоговой выгоде?

Поэтому, очень важно вовремя исключить из числа своих партнеров фиктивные либо имеющие признаки фиктивных организации.

Откуда пошли «однодневки»

давно являются одним из серьезных недостатков в системе российской экономики. Но особенно сильно они стали заметны в преддверии вступления России в ВТО.
«Однодневки» начали появляться после развала СССР в 90-х годах. И если сначала их использовали для мошенничества, когда отчетность в налоговые инспекции не сдавали и быстро ликвидировали (за что они и получили прозвище «однодневки»), то сейчас подобные организации прочно закрепились на российском рынке. Они существуют уже не месяц, а в среднем около года, формально отчитываются перед налоговиками и имеют номинальных учредителей и директоров.

Самая распространенная цель «однодневок» — уход от налогов, хищение из бюджета и отмывание крупных сумм денег. При помощи так называемых системных фирм предприниматели обычно возмещают НДС, обналичивают средства и перераспределяют акции.

Почему «однодневки» так популярны

Ответов здесь несколько. Во-первых, лжефирмам законной альтернативы по сокращению налоговых платежей нет. Благодаря системной фирме можно сэкономить на НДФЛ, налоге на прибыль и НДС.
Статистика показывает, что больше половины организаций в России (60%) находятся в «тени». В основном это малый и средний бизнес. Они готовы идти на риск и работать в секторе системных фирм, потому что не в состоянии применять сложные схемы оптимизации налогообложения, им не по карману услуги высококвалифицированных юристов и аналитиков.

Крупные же фирмы широко используют «липовые» компании для финансовых махинаций и «отмывания» денег. Например, партнеры лжефирм могут проводить схемы с фиктивными затратами и при этом бесконтрольно обналичивать большие суммы. С помощью однодневок контролируются финансовые потоки между компаниями. Скажем, в рамках одного холдинга. Здесь, как и в случае со средним бизнесом, расчеты с «однодневками» оптимизируют налог на прибыли и НДС.

Вторая веская причина — конкуренция. Если организация ведет «белую» бухгалтерию, значит, отдает большую часть своих доходов в казну, чем менее добросовестные конкуренты. Чтобы удержаться на плаву, ей приходится повышать цену на свой товар или услугу. Контрагенты становятся перед выбором: либо заплатить больше, либо сотрудничать с «однодневкой». Работать в убыток мало кто хочет, и зачастую выбирают второе.

Ответственность и штрафы за работу с фирмами однодневками в 2021 году

Под опасностью при работе с фирмами однодневками находятся не только организаторы схемы по уклонению от уплаты налогов, но и все партнеры однодневки.

Если фирму обвинят в уклонении от уплаты налогов, недействительными могут стать все расчеты с этой фирмой. Налоговики пересчитают налоговые обязательства и потребуют от всех участников схемы, доплатить налоги.

Участники сделок должны будут уплатить недоимки, пени и штрафы, до 40% от суммы неуплаченных обязательств в бюджет в соответствии по статьей 122 НК РФ.

К финансовым потерям добавляются еще и риски потерять деловую репутацию. Компания, которая была партнером однодневки, может попасть в реестр недобросовестных компаний.

ФНС против

Федеральная налоговая служба всерьез озаботилась таким положением дел в экономике. По этому вопросу даже выступил в Государственной Думе с докладом руководитель ФНС Анатолий Сердюков.

Мнение
Анатолий Сердюков, руководитель Федеральной налоговой службы:

В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день. Из практики работы Службы видно, что более 50 процентов организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения.

В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении могут только приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не улучшают ситуацию в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения уже подготовлены совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой.

Как нам стало известно, уже сейчас приняты решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц более 120 тысяч организаций. К концу года, по сведениям ФНС России, число принудительно закрытых организаций составит уже 600 тысяч.

План борьбы с «однодневками»

Для уничтожения лжефирм налоговая служба решила действовать с нескольких сторон. Для начала ФНС планирует увеличить минимальный размер уставного капитала организаций до европейских стандартов: для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ — до 25 тысяч евро, для открытых акционерных обществ — до 100 тысяч евро.

Мнение
Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России:

Эта норма не повлияет на процедуру создания производственных кооперативов, полных товариществ и товариществ на вере. В производственных кооперативах размер вклада может быть 1‑2 копейки, в товариществах — то же самое. Но там есть ограничение: нужно нести полную материальную ответственность. Если ты не накопил денег на компанию с ограниченной ответственностью, создавай кооператив, товарищество или становись индивидуальным предпринимателем.

Также Федеральная налоговая служба предложила составить перечень объектов, которые можно внести в уставный капитал и ограничить его день­гами, ценными бумагами, недвижимостью и транспортными средствами. Сейчас этот список законодателем практически не ограничен.

Более того, в целях выявления «однодневок» налоговая служба разработала для своих сотрудников служебную инструкцию.
Самой первой в борьбу с такими фирмами включилась Москва. В столице раньше остальных городов был выпущен регламент действий для ИФНС № 46, так как именно она занимается регистрацией всех городских организаций. В документе даются подробные указания по борьбе с нелегальными фирмами на всех этапах регистрации: от момента, когда руководитель принес документы на регистрацию, до ее проверки перед внесением в реестр.

Фрагмент документа

Регламент действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования . Раздел II «Комплекс мер, осуществляемых Межрайонной Инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве», пункт 4

На этапе анализа документов, представленных на государственную регистрацию юридического лица при создании, сотрудник юридического отдела, принявший документы по реестру из отдела приема документов, отбирает документы, поступившие на государственную регистрацию и имеющие отметку о наличии у организации признаков и передает их сотрудникам, осуществляющим непосредственную работу с данной категорией документов. При осуществлении проверки достоверности сведений, указанных в представленных на государственную регистрацию документах, и в случае выявления недостоверности сведений выносится решение об отказе в государственной регистрации:

— при выявлении совпадений по адресу «массовой» регистрации и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника адреса «массовой» регистрации о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;

— при выявлении недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;

— при выявлении недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица;

— при выявлении в документах данных недействительного либо «старого» паспорта.

Одновременно с принятием решения об отказе в государственной регистрации сотрудник, ответственный за проведение контрольных мероприятий, подготавливает необходимые документы для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации принимается решение о государственной регистрации юридического лица. В случае подтверждения Управлением ГУВД г. Москвы информации о «массовом» заявителе документы передаются сотруднику, ответственному за проведение контрольных мероприятий, для принятия соответствующих мер (административная ответственность ч. 3, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

На пятый день Решения об отказе в государственной регистрации передаются по отдельным реестрам для выдачи заявителю и составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Первым делом налоговые органы составили списки адресов массовой регистрации, то есть те, по которым уже «прописано» больше десяти организаций. Теперь, если при проверке документов новой фирмы выявляется такой адрес, предприятию отказывают в регистрации. Кроме того, параллельно с адресом по другому «черному» списку инспекторы сверяют и личность руководителя.

При совпадении имени или адреса инспектор вызывает заявителя для составления протокола об административном правонарушении по статье 14.25 Кодекса об административных правонарушениях. Список полученных от заявителя документов распечатывается в четырех экземплярах, на них ставится отметка о наличии признаков . Копии инспектор передает сотрудникам службы безопасности инспекции и Управления ГУВД по г. Москве для проведения мероприятий в рамках своей компетенции (раздел II, п. 3 «Регламента действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования ).

Директоров-номиналов, на которых уже «висит» десяток организаций, имеют право дисквалифицировать на основании пункта 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях до трех лет, а саму «однодневку» исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как считает начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России Сергей Дуканов, такие меры будут способствовать законной ликвидации фирм.

Мнение
Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России:

Многие компании просят, чтобы их закрыли в административном порядке. Ведь в этом случае учредители ликвидируемой компании освобождаются от бремени нести расходы по ликвидации, государство само несет эти расходы. Поэтому мы предлагаем внести в законодательство изменения, согласно которым учредители ликвидируемых компаний на три года будут лишены права быть учредителями других организаций.

Норма будет работать по принципу: либо ликвидируешь организацию сам, либо лишаешься права быть учредителем на три года. Эта норма будет стимулировать законную ликвидацию юридических лиц, расчеты с кредиторами, выплату зарплаты, составление всех отчетов и так далее.

Однако Москва в своем стремлении очистить госреестр от лжефирм оказалась не единственной. Инициативу центра подхватилЗападно-Сибирский федеральный округ.Вслед за столицей в Новосибирске налоговые органы приступили к массовой проверке юридических адресов. Если фирмы не оказывалось на месте, счета подозрительной организации и ее контрагентов моментально блокировались до выяснения обстоятельств.
Отметим также, что московский регламент расширяет полномочия отдела камеральных проверок. Теперь их обязали проверять все без исключения столичные фирмы с нулевой отчетностью.В таком случае инспектор должен связаться с банком, чтобы получить информацию о денежных операциях на счетах клиента.

Кроме того, налоговая служба предлагает усложнить саму смену юридического адреса организации. Скажем, при переезде фирмы проводить камеральную проверку.

Минэкономразвития России разделяет точку зрения налоговиков о необходимости жесткой борьбы с фиктивными фирмами и собирается представить по этому вопросу свои разработки. В министерстве занимаются созданием базы данных украденных или потерянных паспортов, на которые могут быть зарегистрированы лжефирмы. Планируется, что эта база данных будет доступна не только налоговым органам, но и предпринимателям. Таким образом, любой бизнесмен сможет проверить своего контрагента. Кроме того, они хотят ужесточить уголовную ответственность учредителей. Однако, в отличие от силовых ведомств и Минфина, Минэкономразвития не согласно с ужесточением самой процедуры регистрации организаций.

На борьбу с «однодневками» вышла также Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), предложив свои меры по уменьшению их числа. Предполагается, что служба усилит контроль над компаниями, подозреваемыми в отмывании денег, заморозив счета лже списки Как мы отмечали выше, основной причиной для исключения организаций из реестра и отказа в регистрации является совпадение ее данных с «черными» списками. Цель ФНС — составить их по всем российским городам. Началось составление базы данных с перечня подозрительных столичных организаций. По регламенту, УФНС г. Москвы занялось составлением следующих реестров:

— адресов массовой регистрации (от 10-ти организаций по одному адресу и более);

— лиц, сдающих документы на государственную регистрацию по доверенности курьерами (от 10-ти организаций и более);

— учредителей-руководителей, которые являются таковыми в ряде уже созданных юридических лиц (от 10-ти организаций и более);

— учредителей, являющихся таковыми в ряде уже созданных юридических лиц (от 10-ти организаций и более) (раздел I п. 1 Регламента УФНС Москвы по борьбе с «однодневками»).

Для определения реальности юридического адреса сотрудники отдела государственной регистрации и учета налогоплательщиков инспекции обязаны провести осмотр помещения по месту нахождения организации, который указан в учредительных документах. Это необходимо сделать для того, чтобы установить, соответствует ли информация действительности. Если не соответствует, то инспектор составляет акт, на основании которого ИФНС привлечет руководителя к ответственности за предоставление недостоверной информации о месте нахождения юридического лица, что предусмотрено частью 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

После чего налоговый орган направит в адрес организации уведомление о вызове должностного лица в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении. К тому же регистрирующий орган обязан проводить опросы руководителей организаций, представляющих помещения в аренду таким налогоплательщикам (раздел III п. 2 Регламента УФНС Москвы по борьбе с однодневками).

В столице первый вариант «черных» списков уже готов. В нем примерно восемь тысяч адресов и около трех тысяч фамилий. В рамках выполнения Регламента и, как указано в сопроводительном письме, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», списки уже разосланы по столичным банкам. Налоговая служба настойчиво рекомендует не открывать счета указанным в них компаниям.

Думаем, что списки будут скорректированы. Причин этому несколько:

1. По умолчанию в списки «подозреваемых» попали все адреса, по которым зарегистрировано более десяти организаций. Но составители списков при этом упустили из виду ряд крупных зданий, например, бизнес-центров, помещения в которых арендуют сотни компаний. К примеру, в списки попали ОАО РЖД, ВВЦ и другие крупные центры.

2. В перечень директоров-номиналов угодили такие известные бизнесмены, как совладелец сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь, совладелец «Mercury» Леонид Фридлянд и даже губернатор Калининградской области Георгий Боос. Кроме того, в «зоне риска» оказались те руководители, на имя которых были открыты региональные представительства и филиалы.

3. Есть еще одна причина, хотя и не такая серьезная, как первые две, но от этого не менее неприятная. Изначально восемь тысяч адресов и более трех тысяч фамилий были представлены и разосланы в бумажном виде. А это занимает в общей сложности 117 листов А4. Банкирам понадобилась уйма времени, чтобы составить из них электронную базу данных.

4. Кроме того, под удар Федеральной налоговой службы попали все регистраторские фирмы. Теперь их деятельность считается незаконной. Привело ли это к закрытию подобных организаций? Нет. В результате они просто повысили цену на свои услуги. По проверенным данным, сейчас тарифы столичных регистраторов выросли в 4 раза и варьируются в пределах 400–500 долларов США.

На данном этапе главной задачей любой компании стала необходимость избежать попадания в черные списки. А ведь это не так-то просто. Если же это случилось, налоговые органы вынесут организации предписание об исправлении нарушения (то есть ненахождения по месту «прописки»). Отреагировать на эту официальную бумагу нужно в течение месяца: либо переехать, либо сменить юридический адрес. Тем, кто не исправится, грозит сначала штраф в размере пяти тысяч рублей, а позже и приостановление деятельности. Это значит, что организация сможет лишь платить налоги и зарплату, а вот принимать участие в сделках ей будет запрещено. Даже временное приостановление деятельности будет фиксироваться в государственном реестре.

Чем грозит реализация товара через однодневку

Про креатив в действии и его последствия рассказывают эксперты TaxCoach.

При проведении налоговых проверок инспекторы, как правило, больше внимания уделяют обоснованности заявленных налогоплательщиками затрат, нежели полноте отражения ими выручки. В этой связи предприниматели уже давно запасаются доказательствами проявления ими «должной осмотрительности» при выборе поставщиков, сведениями об обладании контрагентом ресурсами, необходимыми для сделки и, в принципе, доказательствами реальности самой сделки. В противном случае и при наличии у поставщика признаков «фирмы-однодневки» в правомерности вычетов по НДС и, возможно, расходов по налогу на прибыль будет отказано.

Однако, на сегодняшний день претензии налоговых органов могут быть связаны с «проблемностью» любого контрагента налогоплательщика, в том числе и покупателя. Оформление продаж через подконтрольных покупателей, оставляющих на себе большую часть наценки налогоплательщика и тем самым занижающих его налоговые обязательства — давно и хорошо известный инспекторам способ агрессивной налоговой оптимизации.

Чем это грозит?

Если речь идет о применении налоговой ставки по НДС в 0% при экспорте, или когда товар продается взаимозависимым организациям по заведомо заниженным ценам, для которых нет никаких разумных объяснений, то ответ очевиден: соответственно, цены пересчитают, доначислят НДС и налоги с доходов.

Иногда ФНС использует несколько «креативных» методов, которые без пересчета цен и признания сделок недействительными позволяют доначислить налог на прибыль, а в некоторых случаях и НДС.

Как правило, возможных вариантов развития событий три:

Первый. Признание «схемы», созданной в целях занизить выручку у налогоплательщика-поставщика.

Это наиболее распространенный вариант действий налоговых органов.
В этом случае деятельность и отношения с «однодневкой» признаются притворными, прикрывающими взаимоотношения продавца с конечным покупателем.

Например, продавец использует посредников, в том числе применяющих «спецрежимы» (УСН и ЕНВД), которые и реализуют товар конечному покупателю. Если в этом случае ФНС установит и сможет доказать, что посредник — это фиктивная организация, а поставщик осуществлял все взаимоотношения непосредственно с конечным покупателем, то рисковый контрагент будет исключен из цепочки реализации товара. В итоге налогоплательщику доначислят НДС и налог на прибыль со всей суммы продажи конечному покупателю.

Второй вариант. Доначисление налога на прибыль в связи с исключением расходов по спорной сделке.

В данном случае налоговые органы исходят из того, что раз покупатель — фиктивное лицо, то и поставки не было. В результате этого налоговая инспекция отказывает в признании расходов, связанных с приобретением товара, проданного «дефектному» контрагенту. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 272 и ст. 318 и 320 НК РФ данные затраты можно будет учесть только при реализации товара. Нет реализации — нет расходов.
Например: товар закуплен, покупатель на него найден, деньги получены. Налогоплательщик-поставщик товар отгрузил и смело учел затраты на его приобретение. Но вдруг оказалось, что покупатель — «пустышка». Соответственно поставка была «в никуда» и реализацией не является. А значит, нет оснований для принятия к учету расходов на товар при налогообложении прибыли.

Так в деле №А51-24827/2017 суд установил, что фактически поставки от налогоплательщика не было: нефтепродукты физически никуда не перемещались. Налогоплательщик не смог документально подтвердить факт передачи товара покупателю. В результате ему было отказано в принятии сумм расходов на закупку товара, что привело к доначислению налога на прибыль, пеней и штрафа почти на 10 млн. рублей.

Вариант третий. Самый креативный. Доначисление налога на внереализационный доход.

На сегодня ФНС все реже и реже прибегает к подобному обоснованию, однако упомянем его.
В некоторых ситуациях, не оспаривая факта реализации в целом, ФНС заявляет о том, что в рамках сделки с «однодневкой» поставки не было — товар получил кто-то другой. Соответственно, деньги являются безвозмездно полученными и к договору поставки отношения не имеют. Они, по мнению налогового органа, должны быть учтены как внереализационный доход, с которого необходимо дополнительно начислить налог на прибыль.

Любой из вариантов крайне нежелателен. Чтобы избежать таких последствий рекомендуем обращать внимание на следующие обстоятельства:

1) Реальность поставки товара. Договор поставки должен быть исполнен в реальности и в интересах именно того контрагента, который указан в договоре. То есть имущество должно фактически выбыть из собственности продавца и перейти в собственность покупателя. Как правило, это сопровождается перемещением товара, но иногда встречаются исключения. Так в деле №А14-13965/2014 суд указал, что «практика купли-продажи нефтепродуктов в месте хранения без ее фактического перемещения является общепринятой». Тем не менее поставщик всегда должен иметь документальное подтверждение реальности поставки (транспортные накладные, путевые листы, акты приема-передачи и т.д.).

2) Реальность коммерческих отношений как между поставщиком и посредником, так и между посредником и конечным покупателем. Конечные покупатели должны подтвердить, что общались только с представителями посредника. Если же конечный покупатель укажет, что контактировал с первоначальным поставщиком-налогоплательщиком, то для последнего шансов избежать доначислений налога станет намного меньше. Например, в одном из дел против налогоплательщика сыграли следующие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии реальности хозяйственных операций:

  • конечный грузополучатель сотрудничал непосредственно с самим налогоплательщиком, а не с посредниками;
  • ненадлежащее оформление части первичной документации: нет подписи руководителей контрагентов , заявок на отгрузку, неправильное оформление доверенностей на получение товара и пр.

3) Взаимозависимость поставщика и покупателя.
В случаях, когда ФНС удается доказать факт аффилированности с недобросовестным покупателем-посредником, суды встают на сторону налоговых органов. В таких условиях вся неуплата налога контрагентами, которые признаны недобросовестными субъектами хозяйственных отношений («однодневками»), становится необоснованной налоговой выгодой поставщика.

Если же налоговая инспекция не может доказать взаимозависимость (подконтрольность) продавца и покупателя, то суды, как правило, признают решения налоговых органов недействительными даже при наличии у контрагента всех признаков «фирмы-однодневки».

4) Полнота исполнения покупателем налоговых обязательств

В деле № А40-151286/2015 суды установили зависимость и подконтрольность покупателя, а также то, что «организации-„однодневки“, которые реализуя приобретенный у налогоплательщика товар со значительной наценкой, не несут соответствующее налоговое бремя, что свидетельствует о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды». В результате, с продавца взыскали более 29 млн. налога на прибыль и 56 млн. рублей НДС.

Зачастую действия ФНС носят неоднозначный характер. В сентябре 2018 года при рассмотрении дела в Верховном Суде была обнаружена интересная ситуация: по результатам двух налоговых проверок проведенных разными инспекциями, налоги были начислены как поставщику «фирмы-однодневки», так и конечному покупателю.

В итоге за использование «дефектного» контрагента налоги доначислили обеим сторонам сделки. Верховный суд решения судов отменил, велев разобраться, кто в действительности виновен в появлении недобросовестного посредника.

5) Надлежащее оформление всех первичных документов.

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в транспортно-сопроводительной и приемо-передаточной документаций заполнялись все реквизиты, содержались достоверные сведения и были подписи уполномоченных и установленных лиц.

Во многих делах правильное оформление «первички» стало одним из аргументов в пользу реальности отношений с посредником, что позволило судам вынести решение в пользу налогоплательщика.

6) Выбор контрагента.

Необходимо избегать взаимодействий с фиктивными контрагентами («фирмами-однодневками»). То есть надо проявлять осмотрительность не только в отношении своих поставщиков, но и покупателей с учетом указанных выше обстоятельств. Безусловно, мы не можем советовать отказаться от выгодной сделки из-за возможного риска. Однако, при взаимодействии с подобными организациями всегда нужно учитывать вероятность возникновения претензий со стороны ФНС. Тем не менее, минимизировать риски возможно. Для этого потребуется:

  • тщательно контролировать и сохранять переписку с покупателями;
  • следить за надлежащим оформлением всех документов: договоров, актов, накладных и т.д. На всех документах должны быть подписи уполномоченных лиц.
  • не допускать прямых контактов с контрагентами (конечным потребителем) такого покупателя. И тем более не оформлять с ними каких-либо совместных документов.
  • избегать даже намека на аффилированность.

Также обращаем ваше внимание и на предпринимательский нюанс. Первым, кто пострадает от будет конечный потребитель. Именно к нему, в первую очередь, будут предъявлены претензии, поскольку доход от реализованной в его адрес продукции является его расходом, который он учтет для целей своего налогового учета.
И если продавец экономил на налогах только с разницы цен, с которой инспектору связываться довольно хлопотно, то, проверяя конечного покупателя, в рамках выездной проверки ему могут отказать в вычетах по НДС со всей стоимости реализации. Напомним, что современный подход, закрепленный в ст.54.1 НК РФ, позволяет доначислить НДС и налог на прибыль на том лишь основании, что в действительности поставщиком являлось иное лицо, нежели указано в договоре.

В итоге это может привести к тому, что за реальным продавцом закрепится репутация ненадежного поставщика, что, в свою очередь, может привести к потери покупателей.

Пожалуй, в данной ситуации меньше всего пострадает сама «однодневка» — ее просто исключат из реестра.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Смотреть полную программу

Банки в ответе за тех, кого приручили

Неожиданно между «молотом и наковальней» в борьбе за чистоту реестров оказались банкиры, получившие письма из ФНС с «черными» списками и рекомендациями не открывать подозреваемым счета. Если кредитные учреждения примут соответствующие меры и откажут организации в открытии счета, то руководитель имеет право на основании пункта 2 статьи 846 и пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса оспорить это решение в суде. Получается, что письмо УФНС приведет к дополнительным и ненужным разбирательствам между фирмами и банками.
Если же банки откроют счет организации из списка, то ФНС грозит применить санкции через Росфинмониторинг и Центробанк. В этом случае кредитное учреждение может быть оштрафовано на крупную сумму или даже лишено лицензии.

Из двух зол банки должны выбрать меньшее. Например, уже сейчас как минимум пять столичных банков применяют в работе «черные» списки, отказывая фирмам в открытии счета. Причем предпочитают делать это неофициально. Служба безопасности встречается «за чашкой чая» с клиентом и настойчиво рекомендует ему отозвать свое заявление об открытии счета в их банке.

Банкиры недоумевают, почему налоговая служба сначала регистрирует фиктивные компании, а потом принудительно перекладывает на кредитные организации заботу по борьбе с «однодневками» и вынуждает их искать обходные пути.

Мнение
Из высказываний на банковских форумах:

— ФНС хочет наказывать банки за открытие счетов, скоро за выдачу кредитов наказывать будут.

— То есть ФНС их зарегистрировать может, а банк счет открыть права не имеет? Это сильно смущает. Логично было, если бы ФНС сразу о при регистрации. Однако это незаконно. Так пусть банки «отстреливаются», пусть они будут между двух огней. Откроете счет — платите штраф, не откроете — welcome в суд и платите штраф. Опять получается «ползучее перекладывание» обязанностей…

— Если клиент в списке и не дай бог снимал наличку, то вся эта сумма ложится в формулировку понятия «при валюте баланса 1 млн. руб. оборот по кассе 100 млн. руб.». А вчера закрыли шестой банк за этот год. Учитывая излюбленные формулировки ЦБ «при валюте баланса 1 млн. руб. оборот по кассе 100 млн. руб.» и понимая, как он считает эти 100 миллионов, приходится самому бороться за чистоту реестра (не по 115-ФЗ, а по «понятиям»).

— А вот директором может и по реальному адресу сидеть (теоретически). И что тогда делать?

Получается, что это письмо из ФНС без изменений в законе порождает массу вопросов, на которые ответов нет. И принуждает банки искать обходные пути.

Критерии фиктивности компании

  1. Учредитель компании одновременно является учредителем или участником и еще в нескольких в других фирмах.
  2. Директор фирмы работает директором одновременно в нескольких фирмах (более 3-х).
  3. Юридический адрес компании выглядит как массовый, по нему зарегистрировано большое количество разных фирм.
  4. У компании нет никаких ресурсов для ведения деятельности: нет помещения, нет оборудования, нет работников и т.п.
  5. Компания не сдает отчетность либо сдает «нулевую».
  6. У компании убытки на протяжении нескольких лет. Либо нулевой результат деятельности, прибыли нет.
  7. Компания заявляет большие налоговые вычеты.
  8. Компания работает с пограничными значениями для применения льготных режимов налогообложения, например, УСН.
  9. Учредитель или руководитель дисквалифицирован.
  10. Фирма учреждена умершим, без вести пропавшим, недееспособным.
  11. Подозрительные сделки совершены сразу после регистрации компании.
  12. Компания не отплачивает аренду, электроэнергию, связь.
  13. В штате компании нет персонала либо есть только один человек – он же директор.
  14. Компания не отвечаете на требования или письма налоговой.

Конечно, один или пара признаков из приведённых выше не означают априори, что вы имеете дело с неблагонадежной фирмой. Компания ведь на самом деле может иметь право на большие вычеты. Или фирма вполне вправе работать на грани показателей, допустимых для применения УСН.

В любом случае, если у компании есть несколько признаков фиктивности – это будет поводом для налоговой инспекции провести проверку.

Если компания окажется фиктивной и подтвердится, что она создана для снижения налоговой нагрузки, ответственность может оказаться очень суровой. Никакая минимизация не компенсирует личностные и финансовые потери.

Причем, привлечь к ответственности могут не только тех, кто создавал фиктивное юридическое лицо, но и тех, кто с ним работал.

Ранее по теме:

«Антиотмывочные» правила: новые и еще новее

Что получилось на деле

Руководители и учредители организаций отнеслись к спискам негативно и настороженно. Они видят в этом угрозу роста коррупции. Например, в список будут «заказывать» неугодных конкурентов. Или сложно будет сменить инспекцию. Ведь бывают ситуации, когда организация не уживается со своим инспектором и предпочитает сменить юридический адрес. А теперь они опасаются, что при попытке переехать им будет грозить обязательная налоговая проверка с участием инспекции. Получается замкнутый круг.
Хотим также отметить, что подобная база данных была заведена еще в налоговой полиции, которой давно уже не существует. Однако не заметно, что она помогла решить проблему .

Фрагмент документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 г. № 14–1–04/253. Подпункт 4 пункт 1

При заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица. В случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление — оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным.

Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т.п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления.

Как видим, ФНС и до введения «черных» списков имела право отказать в получении регистрации фирмы при неправильном указании ее адреса на основании закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Напомним, что форма заявления для регистрации организации утверждена постановлением Правительства № 439 от 19.06.2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

На сегодня существует много схем, как обойти закон. Например, одна из них, когда предприниматель открывает несколько «однодневок» по реальным адресам и с реальными учредителями. Через них происходит отмывание денег, различные финансовые махинации и черная бухгалтерия. В итоге все средства стекаются в одну большую «белую» директорами и учредителями. А «однодневки» благополучно ликвидируют. Конечно, риск попасться здесь есть, но сумма поделена между несколькими фирмами так, что потеря одной из них будет не фатальной. Предприниматели уверены, что при такой схеме вариант с «черными» списками ФНС бесполезен.

Повышение уставного капитала также не приведет к желаемой победе над лжефирмами, а будет только лишним препятствием для сектора малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. Для многих региональных предпринимателей порог в 25 тысяч евро, скорее всего, окажется непреодолимым. А мошенников он все равно не остановит, потому что всю эту сумму можно перевести на другой счет практически на следующий день после регистрации.

Лишней головной болью для бизнесменов обернулся и контроль со стороны ФНС местонахождения по юридическому адресу. На бухгалтерских форумах в Интернете за последние месяцы стали появляться подобные объявления: «В связи с «черными» списками адресов массовой регистрации ищем новый адрес, по которому можно зарегистрировать новый юридический адрес нашего ООО».

Они вызваны волной «писем счастья» от ФНС. Уже сейчас их стали получать руководители многих фирм. Вот типичный пример текста такого письма:

Пример
Вызов для дачи объяснений

Межрайонная Инспекция ФНС № 46 сообщает, что при проведении конт­рольных мероприятий установлено: Ваше ООО «Летоюнь» не располагается по адресу местонахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

С целью контроля за достоверностью сведений, представленных для государственной регистрации, осуществляемого Инспекцией на основании статьи 25 Федерального закона № 128-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предлагаем Вам явиться лично в Межрайонную Инспекцию ФНС России, расположенную по адресу: Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. 1.

Просим Вас с собой иметь следующие документы:

1) паспорт;

2) документ, подтверждающий правомерность использования адреса местонахождения организации, указанного в учредительных документах общества (копии свидетельства на право собственности или договор аренды, субаренды нежилого помещения);

3) учредительные документы.

Мнение
Главбух «пострадавшей» фирмы:

Нам необходимо, чтобы по адресу, кроме нашей организации, было зарегистрировано не более трех юридических лиц. И чтобы одна компания постоянно находилась в офисе, получала и перенаправляла нам корреспонденцию. Лучше всего оформить эти отношения по схеме «совместная деятельность». Мы готовы платить до 400 долларов за «беспокойство» с последующей ежемесячной абонентской платой.

По данным ФНС, почти 80 процентов российских фирм расположены не по своему юридическому адресу, указанному при регистрации. Среди них есть и весьма известные и благонадежные компании.
Чаще всего крупные компании адрес не меняют. Например, при переезде. Вызвано это сложностью процедуры. А мелкие фирмы вообще не обращают на адрес никакого внимания. Поэтому случайно могут совпасть по одному адресу несколько организаций. Естественно, что меры налоговой службы вызвали ажиотаж среди организаций, которые начали менять адреса, чтобы не попасть в «черные» списки.

Но есть и те, кто не впадает в панику, а предпочитает защиту своих прав в суде. Юристы советуют в таких случаях предоставить в качестве доказательств на разбирательство почтовые письма, извещения. В общем, любые документы, подтверждающее нахождение кого-то из представителей фирмы по юридическому адресу. При решении вопроса в пользу предпринимателей, государству придется потратить крупные суммы на компенсации морального вреда. Средний размер подобного иска 10 000–20 000 рублей. Несложно подсчитать, что в случае восстановления репутации всех бизнесменов из «черного» списка инициатива ФНС обойдется бюджету в 63 миллиона рублей.

Налоговая инспекция также пока не имеет права отказать организации в регистрации на основании того, что указанный в заявлении юридический адрес находится под «подозрением». Потому что все эти меры борьбы с лжефирмами зафиксированы пока лишь на уровне подзаконных нормативных актов в городах и не приняты на законодательном уровне (поправок в Налоговый кодекс до сих пор не внесено). ФНС не может вносить изменения в федеральные законы своими внутренними распоряжениями.

Депутаты считают, что добиться подобных изменений в законодательстве налоговикам будет сложно. Равно как и предложения Федеральной службы финансового мониторинга по замораживанию счетов фирм. Дума займется рассмотрением этих предложений в ближайшее время, но, скорее всего, отвергнет такие поправки. Потому что они могут повлечь серьезные изменения в законодательстве и потребуют очень тщательной и детальной разработки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]