Иерархия в пыточной ИК-2 г. Покрова: угловые, шныри и завхозы-боссы


Эту статью необходимо в соответствии с правилом Википедии об оформлении статей

.

Пожалуйста, помогите улучшить эту статью. Дополнительную информацию можно найти на странице обсуждения.

Внимание! Эта страница или раздел содержит ненормативную лексику.

Опу́щенный

(также
«зашкваренный»,«отверженный»
[1],
«обиженный»
[2][3][4][5][6],
«крысятник»
[7],
«петух»
[7][6][8][9][10][11],
«фуфлыжник»
[7],
«гребень»
[11],
«маргаритки»
[6],
«пинчь»
[11],
«козёл»
[12][11],
«чмо»
[11],
«попер»
[11],
«вафлёр»
[6][13], «
голубой
»[14][6][8][10]) — понятие уголовного жаргона, обозначающее человека, занимающего самую низшую ступень в тюремной иерархии[9][15][16][17][18], пассивного гомосексуала[6][10][13] либо лицо, с которым насильственно совершён гомосексуальный половой контакт, обычно за грубые нарушения норм арестантской этики[2][5][6][13][19][20].

История

Существуют различные точки зрения на предпосылки появления в уголовной среде «опущенных».

В автобиографической книге А. К. Воронского «За живой и мертвой водой» приводится свидетельство о существовании «опущенных» в дореволюционной России. Во Владимирской пересыльной тюрьме автор книги встретил нескольких спавших под нарами пассивных гомосексуалистов, одного из которых звали «Марусей». Арестанты относились к нему «с гадливым презрением». За расплачивались «гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями»[21].

Правозащитник В. Н. Чалидзе о возникли в 1930—1940-е годы по причине того, что малолетних детей, попадавших, начиная с двенадцатилетнего возраста, в места лишения свободы, принуждали к гомосексуальной связи.[22]

Согласно другим данным, «опущенные» появились в конце 1940-х — начале 1950-х годов из-за стремления уголовников-рецидивистов любыми способами удержать своё господствующее положение в тюремной среде: от избиений и убийств до совершения насильственных актов мужеложства. Это позволяло морально унизить непокорных в глазах других заключённых. В. Т. Шаламов вспоминал, что рядом с каждым блатным всё время находились «молодые люди с набухшими мутными глазами: „Зойки“, „Маньки“, „Верки“ — которых блатарь подкармливает и с которыми он спит».[23]

В начале 50-х годов в Дальстрое (Колыма), как сообщалось в справке заместителя прокурора Магаданской области Г. М. Сажина секретарю Магаданского областного комитета КПСС Т. В. Тимофееву, при проверке Чаунского и Чаун-Чукотского ИТЛ, по инициативе заместителя начальника лагеря подполковника Варшавчика в лагерном отделении посёлка Красноармейский в 1951 году была создана так называемая «бригада № 21», которая состояла из больных сифилисом представителей лагерной группировки «Суки». В тех случаях, когда при «трюмлении» заключённые из группировки «Воры» не переходили на сторону «сук», их отправляли в бригаду 21, где их насиловали, заражая сифилисом. Таким образом, «обряд опускания» уже в то время активно использовался администрацией в некоторых лагерях для расправы с неугодными заключёнными[24].

Д. А. Корецкий и В. В. Тулегенов указывают, что тем не менее наиболее широкое развитие мужеложства в местах лишения свободы и увеличение числа «опущенных» пришлось на 1980-е годы, когда из-за сложности организации труда прекратилось использование заключённых на хозяйственных работах сторонних организаций (контрагентских работах), что повлекло за собой невозможность пользоваться услугами проституток и заводить знакомства с работающими на близлежащих объектах женщинами-строителями. Лишённые женского общества заключённые стали удовлетворять своё половое влечение за счёт «опущенных».[25] Кроме того они отмечают, что в настоящее время отношение в тюремной среде к «опущенным» значительно улучшилось по сравнению с 1980-ми годами, поскольку перестала использоваться посуда с особой меткой и выделение особых мест для проживания данной группы осуждённых. Из 50 «опущенных», находившихся под их наблюдениями, только 5 человек (10 %) вступали в гомосексуальную половую связь.[26]

Происхождение термина

Сегодня слово «шнырь» воспринимается как элемент неформальной лексики. На самом же деле оно появилось ещё в царской России и изначально не имело никакого отношения к преступному миру. Происхождение прослеживается от глагола «шнырять» (или «шнырить»), что означает суетливое хождение взад-вперёд, стремление разузнать что-либо о чужих делах, быстрый перевод взгляда с одного предмета на другой.

До отмены крепостного права «шнырь» — это курьер, гонец, который может быстро доставить послание за десятки километров. В разные времена слово использовалось для обозначения слуг, выполняющих любые поручения, и сапожников.

Терминология

См. также: Тюремные касты

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Нейтральность этого раздела поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Понятие обозначает человека, которого объявили представителем низшей касты в пенитенциарных учреждениях СССР, а позже — постсоветского пространства. Обычно считается, что «опущенными» объявляются заключённые, которые вступают в гомосексуальные контакты в пассивной роли (добровольно или принудительно), хотя на практике это не совсем верно — «опущенным» может стать и заключённый, не вступавший в такие контакты (в этом случае заключённый часто может «доказать» свою непринадлежность к данной касте). Каждого заключённого, хотя бы один раз вступившего в гомосексуальный контакт в качестве пассивного партнёра, объявляют опущенным. Все понятия: «обиженный», «петух», «пидор», «опущенный» и т. д. означают представителя низшей касты заключённых, однако их смысл может несколько различаться. Устоявшихся правил употребления того или иного слова нет, в одних источниках эти понятия употребляются как полные синонимы, в других указывается на различие между ними. Например, в книге «Всё о жизни в тюрьме»[27] указывается, что «опущенный» — это заключённый, насильственно или добровольно ставший пассивным гомосексуалом, а «обиженный» — представитель этой касты, не вступавший в гомосексуальные контакты. В других источниках эти группы называются соответственно «проткнутые» и «непроткнутые пидоры», «рабочие петухи» и «форшмаки» и т. д.

Несмотря на то, что люди, объявленные «опущенными», стоят ниже всех остальных заключённых в неофициальной тюремной иерархии, среди них также наблюдается расслоение на главпетухов

(
«пап»
,
«мам»
) более высокого положения, которые заставляют своих же товарищей по несчастью выполнять наиболее грязную работу, издеваются над ними и т. д., и простых «опущенных». «Главпетухами» часто становятся бывшие «авторитеты», попавшие в петухи за какой-либо проступок или «косяк». Особенно часто это наблюдается там, где администрация зоны или тюрьмы собирает их в отдельных отрядах или камерах (
«обиженках»
,
«петушатниках»[28], «гаремах», «женских монастырях»[29]
).

В настоящее время явление вышло за пределы мест заключения и распространилось на армию[30], детские дома.

Шнырь: другие значения

Что значит слово «шнырь»? Если не брать во внимание криминальное арго, то можно дополнительно упомянуть следующие возможные варианты перевода данного слова:

  1. В древние времена – гонец (посыльный), сапожник или слуга.
  2. В период Советского Союза – безработный, сплетник или мелкий воришка.
  3. В современности – человек с наркотической зависимостью (ширка – наркотики), граждане с профессией невысокой квалификации (дворники, уборщицы).

Итак, кто такой шнырь в тюрьме? Эта статья помогла нам увидеть его характеристику: осужденный — уборщик тюремной камеры и других помещений в исправительном учреждении, который не гнушается выполнения такой малопочетной общественной работы.

Опускание

Решение об опускании

(переводе в
опущенные
) принимается на «базаре» (сборе авторитетных заключённых); в некоторых случаях в петухи переводят и «без базара» (то есть по самому выявлению соответствующего факта: насильников малолетних, гомосексуалов, бывших полицейских). Опускаемого
петушат
(насилуют), нередко всей камерой[31]. Перед изнасилованием опускаемого для подавления сопротивления нередко избивают[32] или душат полотенцем до полубессознательного состояния, иногда, во избежание укусов при оральном сексе, выбивают передние зубы (например, при помощи костяшек домино)[31]. Впрочем, для перевода в опущенные не обязательно изнасилование, во многих случаях с заключённым проводят ритуальное действие: проводят половым членом по губам[33][34] («законтачивают»[35]) или по ягодицам («по булкам»[33]), проводят испачканным спермой полотенцем по губам[16][34] или анусу[16], мочатся или онанируют на лицо («запарафинивают»), заставляют выпить или обливают водой из параши[16], сажают на парашу с куском хлеба[16], проводят тапком по губам и т. п. Иногда достаточно и постановления «авторитетов» — считать такого-то заключённого «петухом». После этого заключённый считается опущенным. Для обозначения опущенному иногда насильственно делают татуировку: изображение петуха или чёрта, пчёл на ягодицах[13], точку над верхней губой[13] (прообразом является татуировка мушки, которую в XVII—XVIII веках носили проститутки[32]), слово
пидор
, знак перстня с двумя тёмными треугольниками и тремя точками, разделёнными белой линией[13][32].

Иногда заключённый, совершивший серьёзный проступок, может сам перейти в опущенные, не дожидаясь неминуемого наказания (например, перенеся вещи в петушиный угол камеры).[10] В этом случае никаких дополнительных процедур не проводится. Потому как именно из насильно «опущенных» администрация в «красных» учреждениях формирует т. н. активных пособников администрации, которых направляют на решение оперативных задач. Зачастую эти «пособники» устраивают расправу над авторитетами. Другой причиной отказа от «опускания» является то, что санкция за групповые насильственные действия сексуального характера по УК РФ — составляет от 4 до 10 лет (ч. 2 ст 132 УК РФ).

Согласно блатным понятиям, человека можно опустить

(сделать опущенным) только за очень серьёзные проступки, например:

  • Доносительство («стукачество»)[10][13][19] и сотрудничество с администрацией исправительного учреждения («козлы»)[7][36][37][38], особенно негласное.[5][39] Кроме того, могут стать опущенными люди, имеющие родственников среди сотрудников правоохранительных органов.[37][38]
  • Кража у других заключённых («крысятничество»)[7][5][10][19][13][39][37][38] (воровство у других заключённых[5]) В то время как кража имущества, принадлежащего не заключённым или на воле вообще, считается доблестью.
  • Не возвращённый вовремя карточный долг («фуфлыжники»)[7][5][10][40]; иногда условия игры могут прямо предусматривать, что проигравший становится петухом, что может использоваться для провокации, когда заключённому, ещё незнакомому с тюремными обычаями, предлагают сыграть во что-либо «на просто так», «на фуфло» (оба выражения подразумевают, что проигравший расплачивается «очком», а незнание этого не является оправданием)[41]. Другой способ провокации — угостить новичка пищевыми продуктами, а затем потребовать оплаты. Но при этом обманщик сам рискует попасть в опущенные.
  • Беспредел[5][10][13] — грубейшие нарушения воровских «законов» (например, избиение и опускание других заключённых в «пресс-хате» по указанию администрации тюрьмы)[10][36]. При этом опускание без достаточных к тому причин считается само по себе является «беспределом», а совершившие его сами подвергаются опусканию. Впрочем, статус самих опущенных «по беспределу» от этого не изменяется [стиль
    ], хотя отношение к ним обычно лучше, чем к остальным петухам — их не бьют, не заставляют выполнять грязную работу, оказывать сексуальные услуги (особенно, если заключённый был опущен по указанию тюремного начальства, например, за отказ сотрудничать со следствием).
  • В опущенные попадают осуждённые за изнасилование[10] и другие сексуальные преступления[42][13] (особенно развратные действия совершённые в отношении малолетних[2][5][10][19][43]). За убийство или нанесение тяжких телесных повреждений детям и подросткам.[5][37][38] В то же время Д. А. Корецкий и В. В. Тулегенов отмечают, что сегодня наблюдается терпимое отношение к лицам, совершившим преступление против половой неприкосновенности или половой свободы.[38]
  • Опускают бывших сотрудников правоохранительных органов (которые не попали по каким-то причинам в специальные зоны).[13] Могут быть опущены солдаты Внутренних войск.[5]
  • В опущенные попадают ещё чушки́
    [13] — заключённые, которые из-за слабоумия, соматических заболеваний или старости не следят за собой, не моются, неряшливо одеваются.[37][38]
  • Прикосновение к вещам, которых касался опущенный
    или на которых обнаруживается сперма, попавшая на них во время гомосексуального акта, может также повлечь за собой перевод в касту
    опущенных
    . В некоторых зонах прикоснувшийся к табуированному предмету должен съесть кусок мыла, чтобы не стать
    опущенным
    . Кроме того, автоматически становится «опущенным» заключённый, проведший ночь в «петушиной» камере, даже если он там ничего не ел и не прикасался к вещам.
  • Лица гомосексуальной ориентации, вступавшие в контакты в пассивной роли[37][38] («петухи»[7]), на зоне автоматически становятся опущенными[44], если об этом становится известно их сокамерникам, активные же гомосексуалы в эту категорию не попадают[11] и часто сами пользуются ; но в петухи может быть переведён и гетеросексуал, совершивший какие-либо недостойные мужчины (с точки зрения блатных «понятий») сексуальные действия (например, куннилингус). Как правило, подавляющее большинство опущенных
    — это мужчины гетеросексуальной ориентации. Ни один заключённый не обязан рассказывать другим о своей сексуальной жизни на свободе.
  • Бывают и случаи добровольного перехода в «опущенные» заключённых с гомосексуальной половой ориентацией или стремящихся извлечь материальную выгоду, занимаясь гомосексуальной проституцией.[13] Хотя таковыми являются не более 20 % «опущенных».[44]

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

шныря́ть, шныря́ю, шныря́ем, шныря́ешь, шныря́ете, шныря́ет, шныря́ют, шныря́я, шныря́л, шныря́ла, шныря́ло, шныря́ли, шныря́й, шныря́йте, шныря́ющий, шныря́ющая, шныря́ющее, шныря́ющие, шныря́ющего, шныря́ющей, шныря́ющего, шныря́ющих, шныря́ющему, шныря́ющей, шныря́ющему, шныря́ющим, шныря́ющий, шныря́ющую, шныря́ющее, шныря́ющие, шныря́ющего, шныря́ющую, шныря́ющее, шныря́ющих, шныря́ющим, шныря́ющей, шныря́ющею, шныря́ющим, шныря́ющими, шныря́ющем, шныря́ющей, шныря́ющем, шныря́ющих, шныря́вший, шныря́вшая, шныря́вшее, шныря́вшие, шныря́вшего, шныря́вшей, шныря́вшего, шныря́вших, шныря́вшему, шныря́вшей, шныря́вшему, шныря́вшим, шныря́вший, шныря́вшую, шныря́вшее, шныря́вшие, шныря́вшего, шныря́вшую, шныря́вшее, шныря́вших, шныря́вшим, шныря́вшей, шныря́вшею, шныря́вшим, шныря́вшими, шныря́вшем, шныря́вшей, шныря́вшем, шныря́вших

Поделиться значением слова:

Отношение к опущенным

В разделе не хватает ссылок на источники.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 марта 2021 года

.

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Нейтральность этого раздела поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

«Опущенные» являются низшей кастой в тюремной иерархии, что предопределяет их положение в местах заключения по отношению к другим заключённым: у «опущенных» нет никаких прав, есть только обязанности и запреты.[16]

В отношении «опущенных» создано множество табу, причём постоянно появляются новые, а сами запреты различны в разных типах тюрем. Например в т. н. «малолетках» табу особенно жестоки и многочисленны (считается, что большинство «опущенных» объявляются таковыми именно в «малолетках»), во взрослых тюрьмах (особенно строгого режима) запретов не так много, а положение людей, объявленных опущенными, лучше (например, в тюрьмах строгого режима не принято бить «опущенных» без причины, для развлечения).

«Опущенные» в тюрьме или на зоне выполняют самую грязную работу: моют туалет, выносят парашу, обслуживают помойные ямы, работают уборщиками цехов, кочегарами, истопниками, грузчиками, разнорабочими.[6][10][11][16][39] К ним нельзя прикасаться (за исключением гомосексуального контакта), а также брать из их рук какие-либо вещи, пить и есть с ними из одной посуды, докуривать после них сигареты.[10][11][16][45][39] Существуют особые умывальники для «опущенных», которые иногда помечаются краской. Едят «опущенные» из посуды, у которой в качестве метки просверлено отверстие.[6][10][45] Спят возле параши или в особо отведённом для них месте («петушиный угол»).[6][11][39] Им запрещено к чему-либо притрагиваться.[10] Если «петуху» приходит продуктовая передача, другие заключённые не имеют права прикасаться к ней. «Опущенные» обязаны уступать дорогу заключённым из других каст, прижимаясь при этом плотно к стене; следить за тем, чтобы не приблизиться к ним менее чем на три шага. Разговоры «опущенных» с другими заключёнными без особой необходимости не поощряются; хотя разговор без физического контакта не табуируется, всё же общающийся с «опущенными» заключённый рискует потерять авторитет и быть отвергнутым.

Попав в касту опущенных, выбраться из неё невозможно, поскольку на принадлежность к «петухам» не влияют ни поведение заключённого, ни время, прошедшее с момента опускания, ни перерывы в тюремном «стаже», ни даже признание опускания данного «петуха» не соответствующим уголовным «понятиям». При переводе в новое место заключения «опущенный» обязан немедленно сообщить другим заключённым о своём статусе, поскольку скрывать свою принадлежность бесполезно и опасно: остальные заключённые об этом рано или поздно узнают (от других заключённых, из расспросов, по наличию следов татуировок и т. д.), и последствия будут самыми серьёзными (вплоть до убийства).[10][46]

Употребление слов «опущенный», «петух» (а также производных и родственных ему слов:[47] «распетушился», «петушиный», «петя», «петушок», «птичка», «курица», «гребень», «курятник») в адрес заключённого, не принадлежащего к данной касте, есть тягчайшее оскорбление, которое может повлечь любые последствия вплоть до опускания самого оскорбившего и даже смерти. К такому оскорблению приравнивается и посылание кого-либо «на хуй». Тому, кто назвал другого «петухом» или послал его, предлагают обосновать своё обвинение, и если он не может этого сделать, оскорблённый «получает» с него. Впрочем, в настоящее время эти понятия не соблюдаются так строго, и «на три буквы» посылают довольно часто безнаказанно. С другой стороны, заключённый, названный «петухом» и не «спросивший» за такое оскорбление, сам становится кандидатом в «опущенные», поскольку считается, что он согласился с тем, что он — «петух». Поэтому заключённые стараются вообще не употреблять слов петух

,
опущенный
во избежание последствий («попасть в непонятную»[47]), и даже не употребляют слова «обидеться», заменяя его словом «огорчиться».

В разных зонах существуют различные традиции сексуального «употребления» опущенных. В одних зонах «рабочие петухи» обязаны вступать в половую связь с другими заключёнными по их требованию, при отказе «петуха» избивают или насилуют.[32] По правильным понятиям это считается «блядством», а насильники подлежат «опусканию»; иногда это приводит к тому, что «петуху» приходится «обслуживать» по несколько десятков человек в день. В других зонах «петухами» «пользуются» только с их согласия. «Петух» обязан принять сперму в рот[48] или прямую кишку, чтобы не «зашкварить» какой-либо предмет или другого заключённого. После сексуального контакта принято расплатиться с «опущенным» несколькими сигаретами, банкой сгущёнки, куском колбасы и т. п., поскольку такая оплата превращает половой акт с «петухом» в проституцию.[49] Заключённый, не расплачивающийся с «опущенным», рискует навлечь на себя подозрения в совершении гомосексуального акта «по любви», что может плохо для него кончиться. «Рабочим петухам» часто дают женские имена (Света, Маша, Таня и т. д.), отсюда происходят названия всей этой группы заключённых «машки», «дуньки» и т. п.[11]

Некоторые «опущенные» (особенно молодые мужчины с миловидной внешностью) становятся персональными пассивными партнёрами кого-либо из занимающих высокое положение среди остальных заключённых.[11] Взамен они получают от своих покровителей защиту от издевательств и грязной работы, сексуальных притязаний других заключённых, а также получают плату за предоставленные сексуальные услуги в виде ценных в тюрьме вещей (сгущёнка, сигареты и т. д.) Однако при этом они всё ещё объявляются людьми на самой низшей ступени среди других заключённых и при потере покровительства возвращаются на самое дно тюремного общества.

По словам известного российского правозащитника члена Совета по правам человека при Президенте РФ Андрея Бабушкина,

Традиция советской и российской тюрьмы — относиться к людям не только нетрадиционной сексуальной ориентации, но и также пережившим сексуальное насилие как к людям даже не второго, а двадцать второго сорта… Ситуация осложняется тем, что среди этой категории заключенных — много людей психически нездоровых, сломленных, которые нуждаются в морально-психологической поддержке, а не в дальнейшем опускании. Бороться с нею надо методами из арсенала культурного, а не административного воздействия… Победить это явление можно путем влияния на саму тюремную субкультуру. То есть донести до всех арестантов, что человека надо оценивать за то, как он мыслит и что делает, а не за его сексуальную ориентацию…[50]

В словаре Даля

и южн. зап. тамб. новг. шнырить, соваться, метаться тишком и суетливо туда-сюда; бегать и разведывать, высматривать, выспрашивать под рукой; шнырять, бол. бегать, а шнырить, лазутить. Шнырнуть куда, откуда, юркнуть, уйти, скрыться, улизнуть. Пчелы, мухи так и шныряют. Вдоль и поперек шныряет меж людей, Крылов. Понебу звездочки шныряют, падая. Он везде шнырит, ему все нужно знать. Шнырянье, шныренье, действие по глаг. Шныра об. шныр, шнырь м. симб. вологодск. пролаз, проныра, пройдоха; | лазутчик, соглядатай и сплетник. Шныряла об. то же. Шныхарить кур. смол. шнырить, в знач. искать, промышлять что, узнавать под рукой, выведывать. Шнырок м. нырок или лазок, лазейка. Шнырок улья, леток. Шнырки из печи в лежанку, проемы, для прохода пламени, прогары. Шныроватый, пролазчивый, вороватый, пройдошливый.

Примечания

  1. Старков, 2010, с. 206.
  2. 123
    Гуров, 1995, с. 187.
  3. Старков, 2010, с. 174, 206.
  4. Дубягина, 2008, с. 77.
  5. 12345678910
    Годунов, 2008, с. 65.
  6. 12345678910
    Шумаров, 2011, с. 504.
  7. 1234567
    Старков, 2010, с. 174.
  8. 12
    Абрамкин, Чеснокова, 1993, с. 261.
  9. 12
    Клейн, 2000, с. 135.
  10. 12345678910111213141516
    Абрамкин, 2008.
  11. 123456789101112
    Ворохов, Исаев, Столяров, 1990, с. 94.
  12. Старков, 2010, с. 122, 174.
  13. 12345678910111213
    Дерягин.
  14. Годунов, 2008, с. 63.
  15. Гуров, 1995, с. 192.
  16. 12345678
    Абрамкин, Чеснокова, 1993, с. 272.
  17. Абрамкин, 1998, с. 255.
  18. Гусейнов, 2003, с. 285.
  19. 1234
    Лысак, Черкасова, 2006, с. 40.
  20. Балдаев, 1997, Опущенный — человек, над которым был совершён акт мужеложства ил другие порочащие действия, с. 292.
  21. Под конвоем — За живой и мёртвой водой — А. Воронский (неопр.)
    . trst.narod.ru. Дата обращения: 29 апреля 2021.
  22. Корецкий, Тулегенов, 2006, с. 110.
  23. Корецкий, Тулегенов, 2006, с. 111.
  24. Сажин Г. М.
    Справка о результатах расследования грубейших фактов нарушения социалистической законности работниками Чаунского и Чаун-Чукотского ИТЛа МВД СССР. // Альманах «Воля». — М.: Возвращение, 2008. — № 10. — С. 19-29.
  25. Корецкий, Тулегенов, 2006, с. 111—112.
  26. Корецкий, Тулегенов, 2006, с. —112.
  27. Виталий Лозовский. Всё о жизни в тюрьме
  28. Лысак, Черкасова, 2006, с. 87.
  29. Лысак, Черкасова, 2006, с. 81.
  30. Клейн, 2000, с. 588.
  31. 12
    Корецкий, Тулегенов, 2006, с. 120.
  32. 1234
    Ворохов, Исаев, Столяров, 1990, с. 95.
  33. 12
    Дубягина, 2008, с. 80.
  34. 12
    Балдаев, 1997, с. 292.
  35. Хукка, 1992, с. 63.
  36. 12
    Абрамкин, Чеснокова, 1993, с. 18.
  37. 123456
    Антонян, 1991, с. 6.
  38. 1234567
    Корецкий, Тулегенов, 2006, с. 113.
  39. 12345
    Шурухнов, 1992, с. 80.
  40. Шурухнов, 1992, с. 79.
  41. Игры в тюрьме // Виталий Лозовский. Как выжить и провести время с пользой в тюрьме
  42. Марзаканов, 2004, с. 4.
  43. Клеймёнова, 2012, с. 35.
  44. 12
    Абрамкин, 1998, с. 256.
  45. 12
    Балдаев, 2001, с. 162.
  46. Абрамкин, Чеснокова, 1993, с. 18, 272.
  47. 12
    Абрамкин, 1998, с. 257.
  48. Балдаев, 2001, с. 135.
  49. Абрамкин, Чеснокова, 1993, с. 146.
  50. Так сидеть нельзя! Страшная правда о российских тюрьмах глазами члена СПЧ
  51. ЕСПЧ рассмотрит жалобу на воровские понятия в тюрьмах России // Русская служба Би-би-си, 01.06.2015
  52. ЕСПЧ рассмотрит жалобу заключённого на «воровские» понятия, действующие в тюрьмах России // NEWSru.com, 02.06.2015
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]