СТ 205.1 УК РФ.
1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, частями первой и второй статьи 206, статьей 208, частями первой — третьей статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
3. Пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, частью третьей статьи 206, частью первой статьи 208 настоящего Кодекса, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
4. Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Комментарий к Ст. 205.1 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) склонение; б) вербовка; в) иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из указанных в диспозиции преступлений. Эти действия направлены на возбуждение у лица желания участвовать в совершении одного или нескольких из указанных преступлений; г) вооружение или подготовка в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений. Под вооружением понимается возмездное и безвозмездное предоставление оружия любого типа, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а равно комплектующих деталей всех указанных видов вооружения; д) финансирование терроризма (п. 1 примечаний к статье).
2. Склонение, вербовка или иное вовлечение признаются оконченным преступлением с момента совершения одного из преступлений, указанных в статье, хотя бы на стадии приготовления; вооружение, подготовка и финансирование — с момента совершения соответствующих действий.
3. При совершении преступлений террористического характера действия лица квалифицируются по совокупности со ст. 205.1 УК.
4. Субъективная сторона характеризуется также целью совершения преступлений террористического характера.
5. Квалифицированный состав (ч. 2) характеризуется совершением преступления лицом с использованием его служебного положения.
6. В ч. 3 содержится самостоятельный состав преступления, объективная сторона которого представляет собой пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205, ч. 3 ст. 206 или ч. 1 ст. 208 УК. Понятие пособничества раскрывается в п. 1.1 примечаний к статье и с рядом отличий воспроизводит ч. 5 ст. 33 УК; пособничество в совершении террористического акта, таким образом, квалифицируется не по ч. 5 ст. 33, ст. 205 УК, а по данной норме.
7. В ч. 4 содержится третий самостоятельный состав преступления, объективная сторона которого представляет собой организаторскую деятельность (ч. 3 ст. 33 УК) в связи с совершением указанных в этой части преступлений или финансированием терроризма. В отличие от действий, предусмотренных ч. 1 статьи, квалификация по совокупности с указанными в ч. 4 преступлениями не требуется.
8. Пункт 2 примечаний к статье формулирует условия добровольного отказа от совершения данного преступления.
Антитеррор прописью
Верховный суд России подготовил особые разъяснения, кого считать террористами. Повар в лагере боевиков — однозначно участник банды. Зато убийцу государственного деятеля не обязательно записывать в террористы: для него есть отдельная статья с не менее суровым наказанием.
Так совпало, что в день чекиста пленум Верховного суда России рассмотрел проект постановления о некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности.
Как отметил судья Верховного суда Владимир Давыдов, «хотя количество таких дел в абсолютных цифрах невелико, по опасности таких деяний по каждому единичному случаю должна даваться правильная квалификация».
Так, в 2010 году за преступления террористической направленности в России были осуждены 233 человека, причем большинство — 167 — за создание или участие в незаконных вооруженных формированиях. По статье 205 (теракт) были осуждены семь человек, по статье 205.1 (содействие террористической деятельности) — 12, по статье 205.2 УК РФ (публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) — двое.
Но уже в этом году, по статистике Судебного департамента при Верховном суде России, по статье «террористический акт было осуждено 28 человек. Но такой внушительный прирост дали старые дела, начавшиеся гораздо раньше. Например, в феврале Ставропольский краевой суд приговорил к длительным срокам заключения 12 человек за участие в нападении на Назрань в июне 2004 года. Сам процесс длился несколько лет.
А по статьям 205.1, 205.2 и 206 (названные, плюс захват заложника) осуждено 11 человек. Данные опять за за полгода.
Сейчас Верховный суд подготовил проект постановления пленума. В готовящихся разъяснениях указано, что под терактом должны пониматься преступления, устрашающие население, создающие опасность гибели человека или наступления иных тяжких последствий, а также угроза такого преступления, если оно совершено с целью воздействия на органы власти.
Помимо взрыва и поджога, разъяснил Верховный суд, под иными действиями, подпадающими под квалификацию «теракт», следует понимать действия, сопоставимые с ними по последствиям — организация аварий на объектах жизнеобеспечения, разрушение транспортных коммуникаций, заражение источников воды и другие.
Под тяжкими последствиями судам следует понимать виды причинения тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека, либо средней тяжести — двум и более лицам, дезорганизацию нормальной деятельности органов власти, длительное нарушение работы предприятий и учреждений либо существенное ухудшение экологической обстановки. Как говорится в проекте рекомендации, человек, участвовавший в подготовке теракта, подлежит освобождению от уголовной ответственности лишь в том случае, если он своевременно предупредил органы власти или другими действиями помог предотвратить теракт.
«В случае признания теракта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления независимо от их фактической роли, следует квалифицировать по соответствующей части ст. 205 (терроризм) УК РФ без ссылки на статью 33 (пособничество) УК РФ», — отмечается в проекте документе.
Верховный суд предлагает рассматривать как участие в незаконном вооруженном формировании выполнение лицом любых функциональных обязанностей по обеспечению деятельности организации, в том числе строительство временного жилья, ведение подсобного хозяйства в бандитском убежище или просто приготовление пищи. Правда, повар сможет избежать наказания, если вовремя уйдет из банды, и докажет, что не брал в руки оружие.
Высшая судебная инстанция просит квалифицировать террористический акт только по соответствующей статье, не используя для дополнительной квалификации статью «убийство», даже если теракт повлек умышленное причинение смерти человеку, и разделять посягательство на жизнь человека из мести или личных неприязненных взаимоотношений от того же деяния, преследовавшего цель воздействовать на принятие органами власти решений.
Немалый блок проекта касается публичных призывов к терроризму, как их понимать. Например, если человек высказывает свои убеждения (пусть и радикальные) в ходе научной дискуссии, не собираясь никого агитировать, это не призыв. И уж тем более не терроризм. Но если кто-то пытается разжечь огонь в блогах и социальных сетях, вербует молодых людей, призывает к кровопролитию, за это надо судить.
Под вербовкой Верховный суд предлагает понимать действия, направленные на вовлечение лица в террористическую деятельность, а под финансированием терроризма — не только оказание финансовых услуг, но и сбор материальных средств, например, предметов обмундирования или средств связи.
Также документ отмечает, что посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля только в целях прекращения его работы либо из мести за нее охватывается соответствующей статьей УК РФ без необходимости дополнительной квалификации как терроризм.Там и так достаточно весомое наказание, включая пожизненное заключение.
Если же боевики преследуют государственных деятелей, чтобы в целом надавить на власть, тогда это безусловно терроризм.
Пленум отметил, что участника подготовки теракта можно освободить от уголовной ответственности, только если своевременное предупреждение им правоохранительных органов помогло предотвратить преступление. Как напомнил судья-докладчик Владимир Давыдов, освобождение предусматривается примечанием к статье 205 УК РФ (терроризм). Однако, по его мнению, данная норма может толковаться двояко в зависимости от того, был ли предотвращен теракт или нет, хотя один из его предполагаемых организаторов сообщил о нем властям. Поэтому в постановлении пленума планируется разрешить этот вопрос, рекомендуется судам освобождать от ответственности соучастника, готовившего теракт, только если его собственные действия или своевременное информирование о готовящемся преступлении органов власти способствовали тому, что теракт совершен не был.
Однако, как сообщает РИА Новости, выступавший на заседании пленума представитель юридического факультета МГУ и участник консультативного совета при ВС не согласился с такой точкой зрения, отметив, что, например, заключением экспертов может быть доказано, что времени для разминирования после сообщения о готовящемся теракте было достаточно, но правоохранительные органы все равно не смогли предотвратить его. «Но тут над судьей будет довлеть вопрос — как же так, теракт был, а мы освобождаем одного из причастных к нему», — сказал он, добавив, что в таком случае обвиняемого можно освободить от ответственности по статье 205 (терроризм), но привлечь по другим статьям УК, например, за причинение тяжкого вреда.
Пленум создал редакционную комиссия, чтобы обсудить все прозвучавшие предложения и принять окончательный вариант постановления, которым суды будут руководствоваться при рассмотрении дел о терроризме.
Второй комментарий к Ст. 205.1 УК РФ
1. Понятие террористической деятельности дается в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35—ФЗ «О противодействии терроризму».
2. Объективную сторону (ч. 1 и ч. 1.1) образуют следующие альтернативные действия:
1) склонение, вербовка или иное вовлечение в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК;
2) вооружение либо подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
3) финансирование терроризма.
Вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных перечисленными статьями УК, означает совершение действий, направленных на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких указанных преступлений. Способами совершения деяния могут быть обещания, обман, угроза и т. п.
Склонение предполагает убеждение другого лица в необходимости совершить какой-нибудь поступок, а вербовка означает нанимать, набирать, привлекать в какую-нибудь организацию. Вербовка не предполагает никакого психического воздействия на вербуемое лицо.
Склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 205.1, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности. Вместе с тем вовлекаемое лицо должно выполнить хотя бы приготовительные действия к совершению того преступления, в которое оно вовлекалось. В противном случае деяние должно быть квалифицировано как покушение на вовлечение в совершение преступления террористической направленности (ч. 3 ст. 30, ч. 1 (или ч. 1.1) ст. 205.1).
Вооружение связано с поставкой любого типа оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и обеспечением ими виновного в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Подготовка — обучение необходимым навыкам по обращению с оружием и взрывчатыми веществами, ведению военных действий, идеологическая обработка лица, его физическая тренировка и т. п.
Действия по финансированию могут быть двух типов. Первый тип предполагает финансирование совершения конкретных преступлений, второй — финансирование организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) созданной или создаваемой для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Уголовная ответственность между ч. 1 и ч. 1.1 ст. 205.1 дифференцируется в зависимости от вида преступления, в которое лицо вовлекается, склоняется и т.д.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком при вооружении либо подготовки лица является цель — совершение преступлений террористической направленности.
4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
5. Использование служебного положения при совершении преступлений, предусмотренных ст. 205.1, выражается не только в умышленном использовании такими лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой ими должности, на других лиц в целях побуждения их к совершению действий, направленных на содействие террористической деятельности (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»). Пленум Верховного Суда РФ толкует использование служебного положения в широком смысле.
6. Ответственность за пособничество по ч. 3 ст. 205.1 наступает при условии, если оно имело место в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК. Указанное пособничество охватывается ч. 3 ст. 205.1 и не требует дополнительной квалификации по ст. 205, ч. 3 ст. 206 или ч. 1 ст. 208 УК.
7. Объективную сторону (ч. 4) образуют следующие альтернативные действия: организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.3, ч.ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК; руководство его совершением; организация финансирования терроризма.
Организация совершения или руководство совершением иного преступления террористической направленности, в том числе организация осуществления других видов содействия террористической деятельности, квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК, за исключением случаев, когда такие действия осуществлены участником организованной группы.
8. Лицо освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий, перечисленных в примечании 2 к ст. 205.1.
Что понимается под финансированием терроризма?
28 апреля 2018
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Понятие финансирования терроризма дано в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ. Это предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» указывается, что финансированием терроризма следует признавать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, указанных выше, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).
Осуждение финансирования терроризма закреплено в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999. В соответствии с этим документом любое лицо совершает преступление по смыслу Конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения преступлений, указанных в Конвенции. При этом под средствами понимаются активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы. Но понятие средств не ограничивается приведенными дефинициями.
Уголовным кодексом за финансирование терроризма предусмотрено наказание по ч.1.1 ст.205.1 УК РФ в виде лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
Если указанные действия совершены лицом с использованием своего служебного положения, то наказание в виде лишения свободы предусмотрено до пожизненного.
Подготовлено отделом государственных обвинителей
уголовно-судебным управления прокуратуры области
Вернуться к списку
Третий комментарий к статье 205.1 УК РФ
Особенность данного преступления заключается в том, что законодатель, устанавливая ответственность, по существу, за подстрекательские и пособнические действия, учитывает исключительно высокую степень общественной опасности террористической деятельности.
1. Объект преступления тот же, что в ст. 205 УК. Объективная сторона преступления выражается в альтернативном наличии хотя бы одного из признаков деяний, указанных в диспозиции статьи: склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК; вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма. Склонение лица к совершению указанных преступлений означает деятельность подстрекателя по формированию у другого лица умысла на совершение этих преступлений путем уговоров, подкупа, угрозы или другим способом (см. комментарий к ч. 4 ст. 33 УК РФ). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, такие действия могут быть совершены посредством размещения материалов на различных носителях и распространяться через информационно-телекоммуникационные сети. Вербовка лица — это процесс целенаправленного, чаще всего психологического воздействия на него с целью добиться согласия на преступное сотрудничество, по существу сделка, в основе которой могут лежать не только финансовые интересы, но и другие (националистические, религиозные, политические и т.п.). Если склонение, как правило, — локальный однонаправленный акт воздействия на лицо с целью побудить его к совершению преступления, фиксированного по месту, времени и даже способу осуществления, то вербовка венчает собой двусторонний процесс преступного сотрудничества, как правило, не одноразового, а многоэпизодного и длительного по времени. Иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера представляет собой осуществление деяний, выходящих за рамки склонения или вербовки, но направленных на реализацию террористических планов. Вовлечение означает формирование преступного интереса путем негативного воспитательного воздействия, героизации терроризма как явления, применение шантажа, обмана, злоупотребления доверием и т.п.
Вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений террористического характера, по существу, означает пособничество, т.е. содействие реализации преступления. Речь идет о снабжении террористов оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и т.п. В качестве физического пособничества в диспозиции статьи названо вооружение, т.е. предоставление оружия на возмездной или безвозмездной основе (понятие оружия раскрывается в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»). Подготовка лица может выражаться в таких пособнических деяниях, как устранение препятствий, разработка плана осуществления террористического акта, предоставление необходимой информации о будущих жертвах (характере, привычках, способах и времени передвижения, местах проживания и т.д.). Способом пособничества статья называет также финансирование терроризма, понятие которого раскрывается в примечании 1 к данной статье. Финансированием терроризма признаются предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, аренда недвижимости и т.п.), с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации подготовки или совершения хотя бы одного преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения преступлений террористического характера (см. комментарий к названным статьям). Включение в содержание примечания понятия пособничества представляется излишним, так как оно дублирует понятие пособничества, закрепленное в ст. 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных деяний.
2. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Целью выступает стремление совершить указанными методами и средствами любое из указанных в перечне преступлений. Мотивы раскрывают те побуждения, которые связаны с особенностями каждого из указанных преступлений. Субъектом признается любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Квалифицированным составом признается данное преступление (ч. 2), если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения. В основе данного отягчающего обстоятельства лежит использование самых разнообразных особенностей, функций и преимуществ, которые определяются служебным положением (властные и иные полномочия, владение информацией, наличие широкого круга связей и знакомств, доступ к оружию и т.п.).
Статья имеет поощрительную норму (примечание 2), которая предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее данное преступление, своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Активные действия лица могут быть связаны со своевременным сообщением в органы власти, аннулированием акта подстрекательства, вербовки либо иного вовлечения лица в террористическую деятельность путем разубеждения, блокирования развития преступления и иным образом недопущения тяжких последствий; срыва процесса вооружения преступников или подготовки к совершению указанных преступлений.
‹ Статья 205. Террористический актВверхСтатья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма ›
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2021 г. № 662
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Федеральной службой по финансовому мониторингу согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными государственными органами и предварительно проработанный с государствами — участниками Содружества Независимых Государств проект Договора государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (прилагается).
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора.
Исполняющий обязанностиПредседателя ПравительстваРоссийской Федерации А.Белоусов
Проект
ДОГОВОРгосударств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Государства — участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,
придавая важное значение международному сотрудничеству в области соблюдения общепризнанных прав и свобод человека,
исходя из принципов равноправия и взаимного сотрудничества Сторон,
принимая во внимание положения международных документов Организации Объединенных Наций и Содружества Независимых Государств, принятых в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения,
признавая, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения требует использования современных и эффективных форм, методов и средств,
считая, что одним из таких методов является лишение преступников доходов от преступной деятельности и других средств, используемых для совершения преступлений,
в целях совершенствования правовой основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и сотрудничества в этой сфере
договорились о нижеследующем:
Раздел I. Общие положения
Статья 1
Стороны в соответствии с настоящим Договором, международными обязательствами и национальным законодательством сотрудничают, координируют свою деятельность, объединяют усилия государственных органов, общественных и иных объединений и организаций, а также граждан в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 2
В настоящем Договоре используются следующие основные понятия:
«бенефициарный собственник» — физическое лицо (лица):
от имени или в интересах которого совершается операция (сделка);
которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом или контролирует клиента (бенефициарным собственником клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным собственником является иное физическое лицо);
которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) фактически контролирует юридическое лицо или юридическое образование, иностранный траст, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства;
«доходы, полученные преступным путем» — денежные средства или иное имущество, а также любая финансовая и/или иная материальная выгода, полученные или извлеченные прямо или косвенно в результате совершения преступления, предусмотренного законодательством Сторон;
«замораживание (блокирование)» — запрет на осуществление операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и/или запрет на предоставление (прямого или опосредованного) доступа к любым средствам или финансовым услугам в отношении юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, групп и организаций, причастных к террористической деятельности и распространению оружия массового уничтожения;
«компетентные органы» — уполномоченные государственные органы Сторон, осуществляющие реализацию настоящего Договора в пределах своей компетенции, установленной законодательством Сторон;
«конфискация» — безвозмездное и окончательное изъятие средств или иного имущества или орудия преступления на основании решения суда или другого компетентного органа, принятого в соответствии с законодательством Сторон;
«легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» — действия по приданию правомерного характера владению, пользованию и/или распоряжению доходами, полученными преступным путем, путем совершения следующих действий:
преобразование или перевод средств или иного имущества, если известно, что такие средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем, осуществляемые в целях сокрытия или утаивания незаконного происхождения этих средств или иного имущества или в целях оказания помощи лицу, участвующему в совершении предикатного преступления, уклониться от ответственности за свои деяния;
приобретение, владение или использование средств или иного имущества, если в момент их получения лицу известно, что такие средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем;
сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения и перемещения средств или иного имущества, а также прав на средства или иное имущество или их принадлежность, если известно, что такие средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем;
«операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом» — действия юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
«орудия преступления» — любое имущество, использованное или предназначенное для использования целиком или частично для совершения преступления или преступлений;
«подозрительные операции (сделки)» — операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, равно как и попытка совершения операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения в том, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершения предикатных преступлений, финансирования терроризма;
«подразделение финансовой разведки» — уполномоченный орган Стороны, осуществляющий сбор, получение, анализ сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации, относящейся к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предикатным преступлениям и финансированию терроризма, и передачу результатов анализа в соответствующие компетентные органы;
«предикатное преступление» — уголовно наказуемое деяние, в результате которого были получены доходы, которые могут стать предметом преступления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
«средства или иное имущество» — имущество (активы) любого рода, материальное или нематериальное (осязаемое или неосязаемое), движимое или недвижимое, независимо от способа его приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме (в бумажной или электронной), удостоверяющие право или интересы в отношении такого имущества (активов) или на долю в этом имуществе (активе), включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, электронные деньги, ценные бумаги и любые проценты, дивиденды и иной доход по ним, нефть и другие природные ресурсы, а также иные активы, которые могут потенциально использоваться для получения денежных средств, товаров и — предоставление или сбор средств любым образом, непосредственно или косвенно, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования деятельности лиц и организаций, не обладающих законными полномочиями по производству, приобретению, обладанию, разработке, перевозке, передаче, применению оружия массового уничтожения, средств его доставки либо иному обороту, экспорту, транзиту, трансграничному перемещению, реэкспорту оружия массового уничтожения, средств его доставки, относящихся к ним материалов, оборудования, технологии;
«финансирование терроризма» — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг любыми методами или способами, прямо или косвенно, с осознанием того, что они предназначены или будут использованы полностью или частично для финансирования организации, подготовки, включая финансирование поездок лиц в иные государства, или совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера либо для подготовки террористов или прохождения такой подготовки, обеспечения террориста или организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера.
Статья 3
1. В целях реализации настоящего Договора сотрудничество Сторон включает основные направления и формы — гармонизацию законодательства, оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, розыск, арест, замораживание (блокирование), конфискация и возврат конфискованного имущества, обмен информацией, проведение оперативно-разыскных мероприятий, консультации, обмен представителями, признание перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения.
2. Настоящий Договор не препятствует Сторонам в определении и развитии иных взаимоприемлемых направлений и форм сотрудничества.
3. Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Договора осуществляется на основании запросов (поручений) о правовой помощи по уголовным делам и запросов об оказании содействия (далее — запрос).
Статья 4
1. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством определяет перечень с указанием в нем подразделения финансовой разведки и компетентных органов и направляет его депозитарию одновременно с предоставлением информации о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу. Стороны в течение одного месяца уведомляют депозитарий об изменении своих подразделений финансовой разведки и компетентных органов.
2. Депозитарий на основании полученных от Сторон уведомлений формирует перечень компетентных органов, рассылает его всем участникам настоящего Договора, а также сообщает обо всех изменениях данного перечня на основании уведомлений, полученных от Сторон.
3. Компетентные органы Сторон по вопросам, предусмотренным настоящим Договором, взаимодействуют друг с другом непосредственно в пределах полномочий, определенных законодательством этих Сторон.
Статья 5
Документы, направляемые в соответствии с настоящим Договором и рассматриваемые как официальные документы на территории одной Стороны, пользуются юридической силой официальных документов на территориях других Сторон и не требуют легализации, если это не противоречит законодательству Сторон, их получивших.
Статья 6
Расходы, связанные с исполнением запроса, несет Сторона, на территории которой они возникли, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.
Раздел II. Формирование нормативно-правовой базы
Статья 7
Стороны принимают меры, необходимые для гармонизации законодательства с учетом международных стандартов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 8
1. Стороны принимают нормативные правовые акты, позволяющие их компетентным органам идентифицировать, разыскивать доходы, полученные преступным путем, орудия преступлений и средства или иное имущество, предназначенные или используемые для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также прибыль и иные выгоды, определенные в пунктах «а», «б» и «в» статьи 24 настоящего Договора, предотвращать и пресекать операции (сделки) с такими доходами и средствами или иным имуществом, их передачу или иное распоряжение ими.
2. Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, предоставляющие ее компетентным органам и подразделению финансовой разведки право запрашивать информацию, необходимую для принятия мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 9
1. Стороны принимают нормативные правовые акты, обязывающие юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, предпринимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые должны включать, в частности:
а) надлежащую проверку клиента;
б) документальное фиксирование сведений о клиентах и бенефициарных собственниках, а также об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
в) хранение документов, содержащих сведения об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом, не менее 5 лет со дня совершения операции (сделки), а сведений о клиентах и бенефициарных собственниках — не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом;
г) замораживание (блокирование) операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и/или средств в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Сторон;
д) предоставление в подразделение финансовой разведки сведений об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом, признаки которых определяются в соответствии с законодательством Сторон;
е) запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
ж) отказ в установлении деловых отношений с клиентом и отказ в проведении операции (сделки) клиента при наличии обстоятельств, определенных законодательством Сторон.
2. Стороны принимают нормативные правовые акты, определяющие признаки операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, сведения о которых должны быть предоставлены в подразделение финансовой разведки.
3. Стороны определяют государственные органы, которые осуществляют контроль за реализацией юридическими и/или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, мер, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и наделяют указанные органы полномочиями по оказанию методологического содействия данным лицам для реализации требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
4. Стороны принимают нормативные правовые акты, в которых устанавливают ответственность юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Статья 10
Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, в соответствии с которыми банковская, коммерческая или иная охраняемая законом тайна, за исключением государственной тайны (государственных секретов), не является препятствием для получения определяемыми ее законодательством государственными органами информации, необходимой для принятия мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 11
1. Стороны принимают нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию доходов, полученных преступным путем, включая имущество, полученное в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также орудий преступлений и средств или иного имущества, предназначенных или использованных для финансирования терроризма.
2. Стороны на основании международных договоров признают и используют перечни лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения, формируемые компетентными органами Сторон.
Статья 12
Стороны при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы принимают законодательные и иные меры, необходимые для признания уголовно наказуемыми следующих деяний:
а) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
б) финансирование терроризма;
в) соучастие в совершении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, а также покушение на совершение таких преступлений или приготовление к их совершению.
Раздел III. Обмен информацией, исполнение запросов
Статья 13
1. Компетентные органы по запросу или по своей инициативе предоставляют друг другу информацию (документы, материалы, иные данные) по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предикатным преступлениям, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2. Передача информации осуществляется в том случае, если это не наносит ущерб национальной безопасности передающей Стороны и не противоречит ее законодательству и международным обязательствам.
3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется при условии, что она не будет использована в иных целях, чем те, в которых она передается, без предварительного согласия передавшей ее Стороны.
4. Обмен информацией между подразделениями финансовой разведки осуществляется в соответствии со статьей 23 настоящего Договора.
5. Порядок обмена, условия и меры по защите сведений, составляющих государственную тайну (государственные секреты), определяются соответствующими международными договорами, участниками которых являются Стороны.
Статья 14
Компетентные органы не разглашают факт поступления запроса и его содержание, если компетентными органами запрашивающей Стороны не оговорено иное, обеспечивают ко