Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

СТ 262 УК РФ.

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Суть ст. 262 УК РФ с комментариями

Статья 262 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых за такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, результатом чего стало причинение серьезного вреда.

Справка. Под такими природными объектами понимаются изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию с какими-либо прочими целями охраняемые по законодательству РФ территории, которые имеют научное и экологическое значение как эталоны естественной окружающей среды. Они создаются для сохранения редких видов животных или растений.

Для их охраны от хозяйственной деятельности на прилегающей к ним местности создают специальные охранные зоны с контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.

Режим охраны таких объектов определен в следующих правовых актах:

  • пункты 8-17 Положения о памятниках природы федерального значения в РФ;
  • ФЗ № 26 от 23.02.1995 (устанавливает правила по обеспечению охраны лечебных ресурсов и оздоровительных курортов);
  • ФЗ № 33 от 14.03.1995 (содержит перечень мер по охране природных территорий);
  • ФЗ № 94 от 01.05.1999 (посвящен вопросу обеспечения безопасности о. Байкал);
  • ФЗ № 49 от 07.05.2001 (указаны меры по предотвращению уничтожения территорий коренных малочисленных народов);
  • ФЗ № 52 от 24.04.1995 (закон о животном мире);
  • прочие нормативные правовые акты местного значения.

Общественная опасность подобного деяния заключается в том, что подрывается экологическая безопасность страны и причиняется серьезный ущерб перечисленным объектам окружающей среды.

Как определяется размер вреда? Это зависит от обстоятельств произошедшего, учитываются такие факторы, как экономическая и иная значимость объектов, тяжесть нанесенного ущерба, способность природного объекта к восстановлению и т.д.

Интересное по теме:

Ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Кто попадает под ответственность за загрязнение морской среды

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы по ст 251 УК РФ

Комментарий к Ст. 262 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются природные территории, взятые под особую охрану, — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

К ним относятся: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2. Объективная сторона преступления состоит из деяния в виде нарушения режима особо охраняемых природных территорий, последствия в виде причинения значительного ущерба и наличия причинной связи между ними.

3. Значительный ущерб — понятие оценочное, определяется в каждом конкретном случае с учетом категории особо охраняемых территорий, их экологической и экономической значимости, возможности дальнейшего использования территории, например, как курорта и т.д.

Состав преступления

По статье 262 УК РФ нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов считаются общественно опасными деяниями, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Предмет посягательства – это структура природных объектов.

Объективная сторона представляет собой нарушение режима заповедников, национальных парков и памятников природы и проявляется как в форме действия (при умышленной эксплуатации природного объекта), так и бездействия (при сознательном игнорировании правил режима природных парков).

Пассивное преступное поведение в большинстве случаев характерно для работников национальных парков и прочих природных объектов в силу их халатного отношения к своим рабочим обязанностям.

Субъективная сторона правонарушения выражается в двух формах вины: умысла и неосторожности. При прямом умысле гражданин осознает противоправность совершаемого им деяния и негативность его последствий, но допускает и даже хочет их наступления, то есть здесь присутствует волевой признак.

Косвенный умысел – когда лицо понимает, что его действия противоречат букве закона, но не хочет наступления их негативного результата, однако же допускает его.

Неосторожность обычно представляет собой преступную халатность или небрежность. Например, когда работник национального парка плохо относится к своим служебным обязанностям, тем самым допуская подобное правонарушение.

По своей конструкции состав преступления материальный. Оно считается оконченным в момент обнаружения, когда подобным природным объектам нанесен значительный ущерб в результате нарушения режима природных объектов, охраняемых по закону.

Объекты и субъекты: кого и за что будут наказывать

К основным объектам правонарушения относятся:

  • экологическая безопасность общества, которую обеспечивает охрана национального парка;
  • режим заповедников, заказников и прочих охраняемых государством территорий.

Дополнительным объектом определяется экоравновесие природных объектов.

Субъектом правонарушения становится психически здоровый гражданин, достигший на момент его совершения 16 лет. Зачастую это должностное лицо, которое пренебрегло своими полномочиями.

Основания для наступления ответственности

Обязательным признаком деяния признается наступление последствия в виде причинения значительного ущерба. Это очень условный и оценочный критерий, который определяется исходя из объема вреда, нанесенного природному объекту, его экологической и экономической значимости, а также возможности его дальнейшего использования.

Также требуется определить, в чем конкретно был нарушен режим охраняемых природных объектов, и установить причинно-следственную связь между этим событием и причинением ущерба. Ведь они могут быть не связаны между собой, а значит, и состава преступления не будет.

Когда ответственность не наступает

Если проанализировать судебную практику по статье 262 УК РФ, то избежать ответственности полностью вряд ли удастся. Это возможно при наличии хорошего и опытного адвоката, который докажет, что нанесенный ущерб не подпадает под категорию “значительный”.

Внимание! В некоторых случаях можно обойтись наказанием по ст. 8.39 КоАП РФ. Тогда гражданина приговорят к выплате штрафа (размер различается для обычных лиц, предприятий и должностных лиц) с изъятием орудий совершения преступления и незаконно добытых растений или животных.

Рассчитывать на смягчение наказания можно в случаях, если гражданин представит положительные характеристики со своего места работы либо при наличии у него детей, а для женщин – при беременности.

Содержание ст. 262.1 ТК

Данная статья имеет небольшой объём: в ней всего один абзац. В нём говорится, что лицу, воспитывающему ребёнка-инвалида до наступления его совершеннолетия, стандартный ежегодный отпуск предоставляется по его просьбе в подходящее для него время.

К кругу этих лиц относятся:

  • опекуны;
  • попечители;
  • приёмные и родные родители.

Указано, что эта льгота доступна для одного родителя или иного лица.

Рассмотренная статья, несмотря на небольшой объём, ясно указывает аспекты очерёдности оформления стандартных отпусков для лиц, на попечении которых находятся дети-инвалиды. Важно, что её положения затрагивают не только непосредственных родителей этих детей, но и ряд других лиц, взявших на себя заботу о них.

Квалификация преступлений по ст. 262 УК РФ

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в том случае, если преступление было верно квалифицировано по указанной статье.

Для этого в первую очередь выясняется, какой природный объект был поврежден: оздоровительный курорт, национальный парк и т.д. Это нужно, чтобы узнать, какие статьи законодательных актов были нарушены и в чем это проявилось.

Для квалификации по ст. 262 УК РФ требуется установить, находился ли природный объект под особой охраной государства, так как в принципе все компоненты окружающей среды охраняются согласно законодательству РФ.

Исходя из смысла статьи 262 УК РФ в новой редакции с комментариями, если нарушение режима указанных природных объектов повлекло за собой загрязнение вод заповедника, то такое правонарушение квалифицируется по ст. 260 УК РФ, а в случае браконьерства или противоправной добычи растений – по ст. 256 УК РФ.

Допустим, на территории заказника велась незаконная охота. Тогда правонарушение определяется по ст. 258 УК РФ.

Если же названные деяния причинят значительный ущерб всей экосистеме природного объекта, то преступления будут квалифицированы в совокупности по статьям 256, 258, 260 и 262 УК РФ.

Аналогичная ситуация происходит в случае с различными экологическими преступлениями, результатом которых стало нанесение серьезного ущерба природному объекту. Однако эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака состава правонарушений:

  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • уничтожение лесов (ст. 261 УК РФ);
  • ликвидация мест обитания редких животных, занесенных в Красную книгу (ст. 259 УК РФ).

Преступление, определяемое по ст. 262 УК РФ, следует отграничивать от подобного ему по ст. 8.39 КоАП РФ. Разница между ними состоит в том, что в первом случае обязательным признаком деяния определяется причинение значительного ущерба, тогда как во втором наказание назначается только за само нарушение установленного режима заповедников и заказников.

Комментарий к Статье 262 УК РФ

1. Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба указанным территориям и объектам.

Комментируемая статья описывает общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений небольшой тяжести.

2. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, надлежащей организацией и должным использованием особо охраняемых природных территорий и природных объектов; режим заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством территорий. Дополнительный объект — экологическое равновесие природных объектов.

3. Предметом посягательства признается собственная структура особо охраняемых природных территорий, природных объектов.

4. Объективная сторона состава преступления выражается в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, других особо охраняемых государством природных территорий и может проявляться в форме как действия, так и бездействия. Пассивное преступное поведение характерно для должностных лиц, которые не обеспечивают режим охраны указанных территорий (объектов).

5. Обязательным признаком для квалификации деяния как преступления является место его совершения: а) заповедник; б) заказник; в) национальный парк; г) памятник природы; д) другая особо охраняемая государством природная территория.

6. Государственные природные заповедники — изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда, растений и животных (см. гл. IX Закона об охране окружающей среды; разд. II ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 29.12.2004).

6.1. В целях защиты территории государственных природных заповедников от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности (см. п. 4, 5 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (в ред. от 23.04.1996) <1>). ——————————— <1> СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2153.

7. Государственными природными заказниками общереспубликанского (федерального) значения объявляются природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов (объектов) (разд. V ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; п. 1 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14; гл. IX Закона об охране окружающей среды).

7.1. Режим государственных природных заказников определяется п. 9 — 14 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации.

8. Национальные парки — природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам животного и растительного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (разд. III ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

9. Памятники природы федерального значения — отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы (см. п. 1 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 15; разд. VI ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

9.1. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Режим охраны памятников природы определен в п. 8 — 17 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации.

10. Другие особо охраняемые государством природные территории (федерального, регионального, местного значения) — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (исключая перечисленные территории). Например, лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, а также некоторые территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии (речные системы, природные ландшафты), биологические станции, микрозаповедники и т.д. (см. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 18.12.2006) <1>; Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002) <2>). ——————————— <1> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; РГ. N 290. 2006.

<2> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218; 2006. N 30. Ст. 3408.

10.1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты — особо охраняемые природные территории (акватории) с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения (разд. VIII ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; п. 2 — 5 Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 (в ред. от 19.07.2006) <1>). ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5799; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5218.

10.2. Курорт федерального значения — находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти, освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями (включая объекты инфраструктуры) (см. Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения).

10.3. Для охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны со специально ограниченным режимом хозяйственной деятельности, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. Условия установления округов горно-санитарной охраны и объекты защиты (природные ресурсы) в пределах данных округов регламентируются п. 4 — 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Границы и режим хозяйствования округов санитарной и горно-санитарной охраны регулируются п. 11 — 19 названного Положения. Нарушение режима в данных границах, повлекшее причинение значительного ущерба охраняемым объектам, влечет УО в соответствии с коммент. статьей.

10.4. Природные парки — природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (разд. IV ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

10.5. Дендрологические парки и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности (разд. VII ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

11. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, в числе которых: Закон об охране окружающей среды; ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации; Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24.12.1993) <1>; Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации; Красная книга Российской Федерации. ——————————— <1> Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89; Ведомости РФ. 1992. N 22. Ст. 1185; 1993. N 6. Ст. 191, N 32. Ст. 1261; ВКС РФ. 1994. N 4 — 5.

12. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения значительного ущерба нарушением режима соответствующих особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

12.1. Значительность ущерба определяется экспертным путем исходя из количества причиненного вреда особо охраняемым природным территориям (объектам), а также ущерба, нанесенного окружающей среде в результате нарушения режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством территорий.

13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности (подробнее см. ст. 25 — 26).

14. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]