Уголовно исполнительная система: состав, функции и обязанности


Что входит в состав уголовно исполнительной системы?

Основные виды деятельности и состав уголовно исполнительной системы РФ регламентированы специальным законом № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В 5 статье данного закона сказано, что уголовно исполнительная система РФ включает в себя следующие организации и учреждения:

  • центральный орган управления УИС (ФСИН Министерства юстиции РФ);
  • окружные и территориальные отделы управления УИС, расположенные в федеральных округах, и субъектах РФ соответственно;
  • учреждения и органы, отвечающие за исполнение наказаний. Сюда включены исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и УИИ (уголовно-исправительные инспекции). На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует свыше 800 исправительных учреждений и свыше 2 400 учреждений УИИ, на учете в которых состоит свыше полумиллиона человек;
  • СИЗО (следственные изоляторы и ПФРСИ (помещения исправительных колоний способны функционировать в режиме СИЗО). Первых насчитывается свыше 200, а вторых свыше 150 штук.

Согласно постановлению Правительства РФ, обеспечивать работу УИС могут включенные в нее различные предприятия и организации, например, учебные или медицинские.

Основные функции УИС таковы:

  • исполнение наказаний, назначенных за совершение уголовно наказуемого преступления;
  • содержание под стражей и охрана лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовно наказуемого преступления;
  • обеспечение порядка и безопасности содержания осужденных лиц и персонала;
  • привлечение осужденных лиц к труду. Нужно сказать, что на сегодняшний день в УИС включены свыше 750 предприятий, среди которых преобладают лесозаготовительные, сельскохозяйственные и промышленные. Нужно сказать, что лица, отвечающие за привлечение осужденных к труду, не могут похвастаться отличным результатам. Согласно статистике, примерно половина заключенных по тем или иным причинам не работает;
  • обеспечение образования и профессиональной подготовки осужденных лиц. На сегодняшний день в УИС насчитывается свыше 400 общеобразовательных учреждений и более 400 профессиональных училищ;
  • обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящее время в состав уголовно исполнительной системы включено более 300 медицинских учреждений;
  • содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Осужденные, отбывающие срок в исправительном учреждении привлекаются к труду на не безвозмездной основе. Они получают заработную плату, размер которой примерно равен МРОТ. Получить заработанные средства можно после окончания отбывания срока. В то же время имеется возможность тратить не более половины заработка на покупки продуктов первой необходимости.

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации.

Правовую основу организации и деятельности УИС составляют Конституция, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» и УИК РФ, принятый 8 января 1997 г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г.

В соответствии с Концепцией реорганизации УИС (пенитенциарной системы) МВД России (на период до 2005 г.), одобренной Президентом РФ 13 января 1996 г. предусмотрено пересмотреть место ее в системе правоохранительных органов. 8 октября 1997 г. принято решение о поэтапном реформировании УИС в целом с передачей ее в ведение Минюста РФ. В связи с этим в составе Минюста образовано Главное управление исполнения наказаний как центральный орган управления единой УИС в РФ, призванное обеспечить исполнение всех уголовных наказаний в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

УИС включает в себя: *учреждения, исполняющие наказания; *территориальные органы управления; *федеральный орган исполнительной власти.

В УИС входят:*СИЗО; *предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС; *научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

УИС МЮ РФ представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Основными задачами УИС являются:

· исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

· контроль за нахождением подозреваемых и обвиняемых, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также соблюдением ими наложенных судом запретов и ограничений;

· контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

· обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

· обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, в СИЗО, обеспечение безопасности как осужденных так и сотрудников. а также граждан, находящихся на территориях этих учреждений и СИЗО;

· охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;

· сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в психиатрических больницах и т.д.;

· создание лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

· организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

· содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

· управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.

Условное осуждение.

Условное осуждение(ст. 73 УК РФ) мера уголовно-правового характера, заключающаяся в установлении для осуждённого, исправление которого может быть достигнуто без реального отбывания наказания, испытательного срока, в течение которого осуждённый должен доказать своё исправление.

Сущность условного осуждениязаключается в том, что приговор с назначенным наказанием не приводится в исполнение, если в течение определенного судом испытательного срока осужденный своим поведением докажет свое исправление.

Применение условного осуждения возможно только при назначении наказания в виде:– исправительных работ; – ограничения по военной службе; – содержания в дисциплинарной воинской части; – лишения свободы до 8 лет. Если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным.

Продолжительность испытательного срока зависит от назначенного срока лишения свободы:– если лишение свободы было назначено на срок до одного года или был назначен более мягкий вид наказания, то испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет; – если лишение свободы назначено на срок свыше одного года – не менее шести месяцев и не более пяти лет.

При применении условного осуждения суд имеет право возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей:– не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; – не посещать определенные места; – пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; – осуществлять материальную поддержку семьи; – другие обязанности, способствующие его исправлению.

В зависимости от поведения осужденного в период испытательного срока для него могут наступить различные правовые последствия:– отмена условного осуждения с освобождением от назначенного наказания и снятие судимости; – продление испытательного срока; – отмена условного осуждения с приведением в исполнение наказания, назначенного приговором суда.

Отмена испытательного срока имеет место, если(ст. 74 УК РФ):– до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление; – возместил вред; – истекло не менее половины установленного испытательного срока.

Продление испытательного срока не более чем на 1 год:– уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей; – уклоненился от возмещения вреда;– совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание.

Вопрос об отмене условного осуждения, назначенного приговором суда, решается на усмотрение суда в следующих случаях:– систематического или злостного неисполнения условно; – если условно осужденный скрылся от контроля; – совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности; – совершения условно осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления небольшой тяжести.

Суд обязан отменить условное осуждение, если условно осужденный во время испытательного срока совершил:– умышленное преступление средней тяжести, умышленное тяжкое преступление, особо тяжкое преступление.

Осуществление контроля за поведением условно осужденных возлагается на УИИ.

Взаимодействие социума и УИС

Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного права РФ

В последние годы принцип работы УИС значительно преобразился. Дело в том, что общество не желает целиком передавать управленческие полномочия УИС. Некоторые люди, которых достаточно много, стремятся принимать активное участие в работе пенитенциарной системы. Они считают, что только общество способно отстоять интересы заключенных. В соответствии с законодательной базой РФ, у общества имеется подобное право. Участие социума в работе УИК заключается в следующем:

  • оказание помощи лицам ответственным за осуществление уголовного наказания;
  • контролирование объектов УИС и их работы;
  • проведение воспитательной работы с заключенными;
  • оказание бытовых, социальных и гуманитарных услуг заключенным;
  • благотворительная деятельность и попечительство;
  • защита прав и интересов, осужденных;
  • помощь в получении образования и т. д.

Полномочия и возможности общественных деятелей достаточно обширны. Они могут входить в состав наблюдательных комиссий и воспитательных движений, выступать в роли общественного надзирателя при выполнении осужденными исправительных работ и т. д.

Нужно сказать, что в последние годы пенитенциарные учреждения находятся под пристальным вниманием СМИ не только отечественных, но и зарубежных. Они не только освещают положение дел, но и оказывают посильную помощь.

Несмотря на обширное вмешательство социума в деятельность УИС, его представители не имеют право оказывать ей противодействие. Недопустимо самопроизвольное вмешательство в работу оперативной или хозяйственной службы. По сути, это также является уголовно наказуемым преступлением.

Обязанности УИС

Наряду с функциями УИС, отдельно нужно рассмотреть и обязанности. Многие люди считают, что пенитенциарные заведения функционируют лишь для того, чтобы обвинить преступника и контролировать его содержание в местах лишения свободы. На самом деле задачи УИС значительно обширней. К основным обязанностям УИС нужно отнести:

Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения по УК РФ статья 58

  • поддержание порядка в местах исполнения наказаний;
  • разработка и определение наиболее эффективных методов исправления заключенных;
  • охрана законных прав подопечных;
  • помощь в социализации.

Современная пенитенциарная система и международное право постоянно реформируются. Основной смысл реформ заключается в создании более гуманных условий содержания преступников под стражей.

Ключевые принципы работы сотрудников УИС основываются на:

  • законности. Взаимоотношения между сотрудниками УИС и подопечными определяются исключительно законом;
  • гуманизме. Не допускаются насильственные действия в отношении подопечных и унижение их достоинства;
  • равенстве. Все люди равны перед законом;
  • индивидуализации применяемых исправительных мер. Простыми словами, сотрудники УИС должны детально изучить индивидуальные черты характера подопечного и пытаться исправить его исходя из полученного результата.

Значение имеет и отраслевой принцип. Это означает, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательных работ с осужденным существует масса различных мероприятий – начиная от трудотерапии и заканчивая профессиональной подготовкой.

Утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2030 г.

Правительство РФ опубликовало Распоряжение № 1138-р об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 г., которую планируется реализовать в два этапа.

В документе подведены итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2021 г. Среди них, в частности, следующие улучшения: в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания под стражей до вступления в законную силу приговора суда; осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания; установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде; увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, и пр.

В качестве вызовов, стоящих перед УИС, помимо прочего, упомянуты усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в ее учреждениях, развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ, совершенствование системы оценки эффективности деятельности системы.

В концепции перечислен ряд основных ориентиров развития УИС до 2030 г. В частности, предполагается создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и СИЗО в едином центре. При этом планируется модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры РФ, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.

Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в СИЗО предложено расширить перечни дополнительных платных услуг и предметов, которые заключенные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету. Кроме того, планируется улучшить системы мер поощрения и взыскания; расширить перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей; улучшить порядок оказания медицинской помощи; создать лицам, содержащимся под стражей, условия для занятия спортом вне камер.

В свою очередь, создание и развитие в России эффективной системы пробации предусматривают закрепление до 2024 г. института пробации на законодательном уровне, определение его функций, перечня задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно. На втором этапе (до 2030 г.) запланировано оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве. В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, к 2024 г. ожидается кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 г. – в полном объеме.

В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей категории осужденных предполагаются участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны РФ от загрязнения (отходов производства и потребления).

Адвокат АБ «А2К» Дмитрий Хомич полагает, что концепция характеризуется системным подходом к достаточно четко обозначенным проблемам и вызовам. «Впрочем, так выглядит любая Концепция, над которой работали профессионалы, знакомые с проблематикой. Поэтому важно то, какова будет ее реализация», – отметил он.

По словам эксперта, сейчас колоссальной проблемой является явный недостаток мест для встречи с подзащитным, находящимся под стражей. «Очереди адвокатов в СИЗО – это всем хорошо известная проблема, которая существует уже не один год. Сами по себе помещения для встреч являют пример условий, в которых практически невозможно работать, вести качественную подготовку позиции защиты. Также я считаю, что Концепции не хватает важной составляющей, а именно понимания, что уголовное наказание – это не только наложение определенных ограничений, в том числе и свободы, но и попытка предложить человеку сформировать иное представление о шкале ценностей, результатом которой стало его привлечение к уголовной ответственности. Возможность переосмысления отношений с окружающим миром является важнейшим условием для исправления человека, для его последующей социализации», – убежден Дмитрий Хомич.

Он добавил, что нередко в места лишения свободы попадают профессионалы, обладающие значительным опытом и познаниями в довольно редких областях деятельности человека. «В настоящее время отсутствует механизм, при котором талантливый, опытный и умелый специалист мог бы в полной мере не только реализовать свой потенциал, но и принести значительную пользу обществу, способствовать возмещению причиненного ущерба. Было бы очень хорошо, если бы авторы Концепции задумались над возможностью максимально полного использования человеческого потенциала с учетом всех непростых объективных условий в рамках исполнения уголовного наказания», – полагает адвокат.

Юрист, общественный помощник уполномоченного по правам человека Пермского края Сергей Трутнев полагает, что документ иллюстрирует благие мечты представителей ФСИН России: «Управляемость, масштабность, доходность – вот три основных принципа, заложенных в Концепцию».

По словам эксперта, «красной нитью» через весь документ проходит следующая идея: «работающие осужденные – это очень хорошо». «По всей видимости, авторам Концепции весьма хочется заполучить дешевый труд, который при этом крайне неэффективен по своей природе. Обратите внимание: заключенных планируется привлекать к работе в Арктике – их труд собираются оценивался по льготным условиям. Лично мне эта идея напоминает построение ГУЛАГа в современных условиях, непонятно, куда приведет эта новелла. Возможно, в связи с этим появится специальная статья в УИК РФ, которая подорвет нынешнюю систему. Труд осужденного – это все же не трудовые отношения. Работа на Севере по сию пору не приносила осужденным никаких специальных льгот», – подчеркнул Сергей Трутнев.

Основные учреждения УИС

Как и было сказано выше, УИС включает в себя огромное количество исправительных учреждений. Чтобы лучше разобраться в работе уголовно исполнительной системы, нужно рассмотреть их более детально:

  • Колония поселения. На сегодняшний день существует две формы таких учреждений. Первая предназначена для осужденных, совершивших преступления по неосторожности или лиц, приговоренных на срок не более пяти лет. Чаще всего это граждане, совершившие транспортное преступление. Второй вид колоний поселений предназначен для лиц, положительно проявивших себя на прежнем месте отбывания заключения. Получить подобный перевод осужденный может только после истечения определенного срока. Подобные колонии, по сути, не лишают осужденного свободы, а лишь ограничивают ее. Днем в колонии поселения разрешается свободное перемещение без охраны, имеется возможность покинуть территорию по разным причинам, позволяется наличие ценностей и денег, допускается проживание с семьей;
  • Колония общего режима. Чаще всего в подобных учреждениях содержатся мужчины, осужденные за преступления разной степени тяжести. Также здесь содержатся преступники, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, на отбывание срока свыше 5 лет. В колониях общего режима содержится подавляющая часть осужденных на отбывание реального срока заключения;
  • Колония строгого режима. Сюда попадают люди, совершившие особо тяжкие преступления;
  • Колония особого режима. Чаще всего в подобных учреждениях отбывают наказание люди, которые небыли приговорены к смертной казни по причине того, что на нее наложен мораторий. Заключенные содержатся в камере.

Говоря о структуре УИС, нужно дополнительно упомянуть исправительные центры. Здесь содержатся люди, приговоренные к административному аресту. Их нельзя поставить в один ряд с колониями. Тем не менее, подобных подразделений УИС на сегодняшний день насчитывается больше всего.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]