Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

СТ 331 УК РФ.

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к Ст. 331 Уголовного кодекса

1. Наряду с признаками, присущими всем преступлениям, посягательства в гл. 33 УК отличаются субъектным составом: они совершаются только военнослужащими, проводящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (далее — военнослужащими, если не указано иное).

Порядок призыва граждан на военную службу и ее прохождения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Порядок зачисления граждан в запас, состав запаса, а также вопросы прохождения военных сборов установлены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Положении о проведении военных сборов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333.

2. Глава 33 УК охватывает преступления, совершаемое военнослужащими в мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

НТВП «Кедр — Консультант»

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » Является ли наличие погашенной судимости по ст. 318 ч 1 УК препятствием для занятия преподавательской деятельностью в соответствии со ст. 331 ТК РФ

Распечатать

Вопрос.

Является ли наличие погашенной судимости по ст. 318 ч 1 УК препятствием для занятия преподавательской деятельностью в соответствии со ст. 331 ТК РФ

Ответ юриста.

В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

ст. 331, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.05.2017) {КонсультантПлюс}

В соответствии с ч. 1 ст. 318 УК РФ применение насилия в отношении представителя власти относится к преступлениям против порядка управления и к категории средней тяжести.

Исходя из изложенного, погашенная судимость по ч.1 ст. 318 УК не является препятствием для занятия преподавательской деятельностью в соответствии со ст. 331 ТК РФ.

Подборка документов:

Статья: Если у работника имеется судимость (Куревина Л.В.) («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2015, N 5) {КонсультантПлюс}

Статья: Правовые последствия погашения и снятия судимости (Голубев В.В., Казакова В.А.) («Российский следователь», 2021, N 8) {КонсультантПлюс}

Статья: Ограничения на занятие педагогической деятельностью (Карамурзова Ж.З.) («Актуальные проблемы российского права», 2021, N 1) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июнь 2017 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ ().

Второй комментарий к Ст. 331 УК РФ

1. Понятие преступления против военной службы основано на общем определении преступления, сформулированном в ст. 14 УК. Статья 331 закрепляет лишь особенности воинского преступления.

2. Первая особенность воинского преступления состоит в специфическом характере объекта посягательства. Порядок прохождения военной службы выступает объектом всех воинских преступлений.

3. Второй особенностью воинского преступления является наличие специального субъекта. Субъектами воинских преступлений могут быть граждане РФ и иностранные граждане, имеющие статус военнослужащего, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

4. Согласно ч. 2 ст. 12 УК, военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

5. Для определения круга субъектов преступлений против военной службы важное значение имеет установление начального и конечного моментов состояния на военной службе.

6. Не военнослужащие не могут быть исполнителями воинских преступлений. Они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей или пособников и в этом случае будут отвечать, как соучастники воинского преступления (см. ч. 4 ст. 34 УК).

7. Уголовно-правовые нормы об ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время либо в боевой обстановке, должны быть включены в Законы Российской Федерации военного времени.

Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы.

Комментарий к статье 331

1. Содержащееся в статье понятие является частью общего определения преступления, сформулированного в ст. 14 УК. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное военнослужащим общественно опасное деяние, направленное против охраняемых законом интересов военной службы и запрещенное УК под угрозой уголовного наказания. Преступление против военной службы обладает всеми признаками преступления вообще, каждый из которых имеет определенную специфику, обусловливающую выделение в УК специальных воинских преступлений.
Преступления против военной службы (воинские преступления) можно разделить на две группы:

специальные воинские, т.е. такие, аналогов которым нет в иных нормах УК (например, дезертирство);

относительно воинские, которые по отдельным признакам сходны с иными, общеуголовными преступлениями (так, насильственные действия в отношении начальника по своим объективным признакам совпадают с некоторыми преступлениями против личности).

2. Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2021 г., и Военной доктриной Российской Федерации (2000 г.) созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. В этом случае они проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов.

3. Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Ими также могут быть иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

В соответствии с законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях в следующих организациях государства: Вооруженные Силы РФ; внутренние войска МВД России; войска гражданской обороны; инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования; Служба внешней разведки РФ; органы Федеральной службы безопасности РФ, включая Пограничные органы ФСБ России; органы Федеральной службы охраны РФ; Служба специальных объектов при Президенте России; воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны и безопасности государства, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Указанным лицам военная служба приостанавливается, они не входят в численность Вооруженных Сил, других воинских формирований, не считаются исполняющими обязанности военной службы. Поэтому данная категория военнослужащих в период приостановления военной службы не является субъектом преступлений против военной службы.

4. На основании федерального законодательства, в том числе ч. 1 ст. 331 УК, субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, специфических воинских уголовно-правовых отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

5. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектом воинских отношений.

———————————

СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Все перечисленные категории субъектов имеют правовой статус военнослужащих, проходящих службу по призыву либо контракту. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. ст. 5, 16, 174, разд. V УИК РФ).

6. Указанные лица должны быть на законных основаниях включены в особую систему военно-служебных отношений, т.е. обладать признаками специального субъекта. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет; призыв на военную службу допустим лишь до достижения 27 лет. Для добровольно поступающих в военно-учебные заведения этот возраст может быть и меньшим — 16 лет.

К числу специальных субъектных признаков также относятся правомерность призыва гражданина на военную службу, годность его к службе по состоянию здоровья.

Для некоторых составов воинских преступлений требуется наличие иных признаков, характеризующих их субъекта: факт принятия военной присяги, правомерное назначение в состав караула или иного наряда для несения специальной службы, нахождение при исполнении обязанностей по военной службе, наличие отношений подчиненности и т.п.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются федеральным законодательством. Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен: с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд; с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кроме того, в ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, то в его деянии отсутствует состав преступления.

В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в ст. 80.1 УК (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» ).

———————————

БВС РФ. 2008. N 6 (извлечение).

7. Не признаются военнослужащими и потому не несут ответственности по статьям гл. 33 УК сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций, сторожевых и контрольных подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана), члены казачьих обществ и др.

8. Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами страны.

Исходя из предназначения воинских формирований объектом представленных в гл. 33 УК преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других воинских формированиях порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), призванный обеспечить интересы военной безопасности государства. При этом под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны, граждан от вооруженной агрессии. Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны. Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства.

В зависимости от конкретизации сферы военно-служебных отношений все преступления против военной службы по признаку видового объекта объединены Уголовным кодексом в следующие группы: преступления против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (ст. ст. 332 — 336); преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339); преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344); преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 — 348); преступные нарушения правил безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352).

9. Исходя из признака специальной противоправности не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения службы, не предусмотренные нормами гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими службу по призыву, продолжительностью не свыше 2 суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше 10 суток).

Иные деяния, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, хищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений не относятся, а подлежат квалификации по иным статьям УК. Все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, и одновременно иных уголовно-правовых норм, исходя из правил конкуренции должны оцениваться по соответствующим статьям этой специальной главы, а не по общим статьям УК.

При наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава воинского преступления и образующих признаки более опасного преступления, содеянное дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей ответственность за конкретное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, совершает его убийство, то содеянное в части умышленного причинения смерти квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК, а сопротивление — по п. «в» ч. 2 ст. 333 УК (по признаку наступления тяжких последствий сопротивления), поскольку убийство не охватывает сопротивление, и наоборот.

Если же деяние образует состав более опасного преступления против личности, то содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей ответственность за его совершение. Так, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. «б» ч. 2 ст. 105 УК и дополнительной квалификации по ст. 334 УК не требует.

Не образуют преступления деяния, хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского состава преступления, но подпадающие под ч. 2 ст. 14 УК и потому являющиеся малозначительными.

10. Признаки субъективной стороны воинских преступлений (вина, мотив, цель) отражают воинскую природу (направленность) совершаемого преступления: виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а именно к факту нарушения нормативно определенного порядка прохождения военной службы и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства.

11. Специфика признака уголовной наказуемости состоит в том, что к военнослужащим не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются субъектам, проходящим службу по призыву (ст. ст. 49, 50, 51 УК). К последним может применяться содержание в дисциплинарной воинской части, а к лицам, имеющим воинское звание, — его лишение в качестве дополнительного наказания (см. комментарий к ст. 48). Вся остальная система уголовно-правовых мер (ст. 44, гл. 14, 15, 15.1 УК) к ним применима в полном объеме.

12. Нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 ст. 331 ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, должна определяться законодательством Российской Федерации военного времени.

13. Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по ст. 11 УК.

На досках объявлений

Доски объявлений – привычное явление для управляющих организаций. Они размещаются во всех подъездах многоквартирного дома, которым управляет УО, или в пределах земельного участка, на котором стоит дом.

На досках объявлений жители дома должны найти наименование управляющей организации, номер лицензии и срок её действия, сведения об органе, который выдал лицензию, адрес местонахождения УО и её представительства, режим работы, дни и часы приёма, адрес сайта УО, ссылку на сайт ГИС ЖКХ.

Обязательно разместите на досках объявлений следующие контактные телефоны:

  • вашей организации,
  • вашего представительства,
  • аварийно-диспетчерской службы,
  • аварийных служб ресурсоснабжающих организаций.

Обновляется перечисленная выше информация в течение 3 рабочих дней со дня изменения.

На досках объявлений не позднее чем за 3 рабочих дня до дня осуществления соответствующих мероприятий нужно вывешивать уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных и других работах, которые могут принести неудобство жителям дома или в рамках которых жители дома должны присутствовать в определённое время.

Здесь же вывешиваются уведомления об изменении размера платы. Раскрывать её нужно не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления жителям дома квитанций, если другой срок информирования не устанавливает договор управления МКД.

Какие сведения УО должна предоставить собственникам

На информационных стендах в представительстве УО

Информация, которая размещается на стендах или стойках в представительстве управляющей организации, несколько отличается от той, что уже представлена на досках объявлений и вывесках.

Но вначале это всё те же стандартные сведения:

  • наименование УО,
  • номер лицензии и срок её действия,
  • данные об органе, который выдал лицензию,
  • адрес местонахождения УО и её представительства,
  • режим работы,
  • дни и часы приёма,
  • адрес сайта УО,
  • адрес сайта ГИС ЖКХ,
  • контактные телефоны УО и представительства, АДС и аварийных служб РСО.

Кроме этого набора на стендах размещается пошаговая инструкция о порядке установки ИПУ, сроки внесения платы за жилое помещение или коммунальные услуги, данные о последствиях несвоевременного или неполного внесения такой платы, сроки передачи показаний ПУ.

На стенде, как это ни странно, должна быть информация об органе ГЖН: функции, наименование, адрес и телефон, ФИО руководителя.

Кроме того размещаются сведения о тарифах, применяемых при определении размера платы за жилое помещение или КУ, реквизиты НПА и решений ОСС, которыми они установлены.

Публикуются нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ в МКД, величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии для групп домохозяйств и типов жилых помещений.

На стенде вывешиваются памятка о правилах безопасного использования газа в быту, напоминание для потребителей об их обязанности заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования. Ещё одна памятка, которую нужно разместить – о составе ежемесячной платы за жилое помещение и КУ с телефонами ответственных лиц.

Помимо перечисленных сведений на информационных стендах должны быть:

  • образцы заполнения заявок, жалоб, обращений;
  • предложения УО по работам и услугам;
  • данные о местах накопления отходов, сбора отходов I–IV классов опасности;
  • правила обращения с отходами I–IV классов опасности;
  • порядок раздельного сбора мусора;
  • правила безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов.

Вся перечисленная выше информация обновляется в течение 3 рабочих дней со дня изменения.

Не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления жителям дома квитанций за жилое помещение или КУ на стендах размещаются уведомления об изменении размера платы за жилое помещение или КУ.

Какую информацию можно не предоставлять собственникам

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]