Статья 331 УК РФ. Понятие преступлений против военной службы

Новая редакция Ст. 331 УК РФ

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к Статье 331 УК РФ

1. Правовым основанием установления УО за преступления против военной службы является Конституция, Закон о воинской обязанности, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 06.01.2007) <1>, общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, другие ФЗ и иные нормативно-правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ. Так, Конституция в ст. 59 провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Это положение запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения. ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12, N 26. Ст. 2729, N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 31. Ст. 3173, N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 19. Ст. 1794, N 21. Ст. 1919, N 26. Ст. 2521, N 48. Ст. 4740, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437, N 52. (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687, N 30. Ст. 3089, N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, ст. 2, N 6. Ст. 637, N 19. Ст. 2062, ст. 2067, N 29. Ст. 3122, N 31 (ч. 1). Ст. 3452, N 43. Ст. 4415, N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41, N 2. Ст. 360.

2. Военнослужащие несут УО за совершенное преступление на одинаковых для всех граждан основаниях, независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к УО за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских, преступлений по отдельным, установленным для них нормам военно-уголовного законодательства.

3. Закрепленное в ч. 1 коммент. статьи понятие преступления против военной службы является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного в ст. 14, и указывает лишь на особенности воинского преступления. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние военнослужащего, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Являясь разновидностью общего понятия, преступление против военной службы обладает всеми его признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Однако эти признаки имеют определенную воинскую специфику, обусловленную характером военной службы.

4. Общественная опасность преступления выражается в причинении либо создании угрозы причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства, например насильственные действия в отношении начальника (ст. 334), нарушение уставных правил воинских взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335) причиняют вред здоровью потерпевшего военнослужащего. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349), нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351) и другие наносят вред общественной безопасности.

Эти интересы личности, общества и государства в иных случаях могут быть защищены путем применения общеуголовных норм. В воинских же преступлениях за ними кроются интересы другого, более высокого, порядка — национальной военной безопасности. Под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны от вооруженной агрессии. Функцию вооруженной защиты выполняют вооруженные силы и иные федеральные государственные воинские формирования. Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны.

5. Преступления против военной службы характеризуются специальной противоправностью, ими могут признаваться лишь те, которые перечислены в гл. 33 УК РФ. Иные преступления, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, похищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу этих преступлений не относятся, а должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ. С другой стороны, все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33, и одновременно под общеуголовные нормы, должны квалифицироваться по соответствующим статьям этой главы, а не по общим статьям УК РФ.

5.1. Можно сформулировать следующее правило квалификации: деяние, образующее воинское преступление, всегда выделяется и квалифицируется в качестве такового; при наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава данного преступления, не охватывающих данное деяние и образующих признаки более опасного общеуголовного преступления, оно дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей УО за данное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, убивает его, то содеянное в части, касающейся убийства, квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105, а сопротивление — по п. «в» ч. 2 ст. 333 (по признаку причинения тяжких последствий), поскольку убийство не охватывает сопротивление. Если обстоятельство, выходящее за пределы состава воинского преступления, охватывает деяние, составляющее это преступление, и образует состав более опасного общеуголовного преступления, содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей УО за данное преступление. Например, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. «б» ч. 2 ст. 105, дополнительной квалификации по ст. 334 при этом не требуется; убийство начальника не в связи с исполнением им служебных обязанностей, но при исполнении этих обязанностей ст. 105 не предусматривает; в этом случае содеянное образует совокупность преступлений по п. «в» ч. 2 ст. 334 (признак иного тяжкого последствия) и ст. 105.

5.2. Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит также в том, что все эти составы, будучи бланкетными, нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила военной службы, закрепленные в воинских уставах, других законах и иных нормативных правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена УО. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий. Признавая военнослужащего виновным в том или ином преступлении против военной службы, следует всякий раз уточнять, какие конкретно правила военной службы были при этом нарушены, с указанием соответствующего источника. Если такую связь с источниками установить не удается, то воинский характер совершенного правонарушения может вызывать сомнение.

6. Умысел и неосторожность, в которых проявляется вина, характеристика преступления с двумя формами вины, признаки невиновного причинения вреда определены в ст. 24 — 28, которые без каких-либо изъятий применяются и к преступлениям против военной службы. Специфику образует лишь содержание вины — оно отражает воинскую природу совершаемого преступления. Виновный определенным образом (в зависимости от формы вины) относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства. Он осознает эти обстоятельства (при прямом и косвенном умысле, преступном легкомыслии) либо не осознает при условии, что должен был и имел возможность осознавать их (при преступной небрежности). Установление формы вины применительно к конкретным составам преступлений против военной службы имеет определенные сложности, обусловленные конструктивными особенностями некоторых составов, необходимостью соблюдения требований ч. 2 ст. 24, ограничивающей УО за деяния, совершенные только по неосторожности, лишь случаями, специально предусмотренными соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Основным показателем формы вины является психическое отношение лица к деянию. В соответствии с ч. 1 ст. 24 виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. При этом отношение к последствиям может быть как умышленным, так и неосторожным (при умысле по отношению к деянию), а также исключительно неосторожным (при неосторожности по отношению к деянию). Например, в ч. 1 ст. 332 предусматривается УО за неисполнение подчиненным приказа начальника, причинившее существенный вред интересам службы, а в ч. 3 той же статьи — за неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. В ч. 3 специально указана неосторожность в отношении деяния, следовательно, отношение к последствиям также неосторожное. Отсюда вытекает, что в ч. 1 отношение к деянию предполагает умысел, вина же в отношении существенного вреда допускает как умысел, так и неосторожность.

6.1. Если в статье никаких оговорок о вине применительно к деянию не содержится, ее следует считать умышленной. Вина же по отношению к последствиям возможна либо в форме умысла, либо в форме неосторожности. Например, насильственные действия в отношении начальника (ст. 334) — преступление умышленное. Однако в п. «в» ч. 2 ст. 334 содержится в качестве альтернативного признака причинение тяжких последствий, отношение к которым может быть как умышленным, так и неосторожным.

6.2. В ряде статей специально оговорена неосторожность по отношению к последствиям, это сделано для того, чтобы отграничить предусмотренные в них преступления от смежных составов, отличающихся умышленной формой вины. Например, в ст. 349 — 352 говорится о нарушениях правил безопасности использования различных военно-технических средств, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Вина в отношении этих последствий специально оговорена как неосторожная, поскольку умысел превращает эти деяния в преступления против личности.

7. Наказуемость преступлений против военной службы характеризуется установлением за все эти преступления тех или иных уголовных наказаний. Норм, которые предусматривали бы за совершение отдельных преступлений применение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и, таким образом, переводили деяние в разряд проступков, как это было в УК РФ РСФСР, действующий УК РФ не содержит. Перечень видов наказаний в санкциях статей, предусматривающих УО за воинские преступления, включает: из общих наказаний — преимущественно лишение свободы, далее — арест и в некоторых статьях штраф, из специальных видов, используемых в санкциях наиболее широко, — содержание в дисциплинарной воинской части и ограничение по военной службе. Чаще всего применяются содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы. Из дополнительных наказаний практикуются применение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение воинского звания.

8. Военная служба представляет собой определенный порядок военно-служебных отношений, которые делятся на общие и специальные. Общие воинские отношения — те, субъектами которых являются все военнослужащие; специальные отношения устанавливаются в особых сферах военно-служебной деятельности, связанных с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих.

8.1. Деление воинских отношений на общие и специальные учтено при построении системы составов преступлений против военной службы: одни преступления нарушают общие отношения, другие — специальные. К первым относятся преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332 — 336), преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337 — 339), а также против порядка сбережения военного имущества (ст. 345 — 348). В основе этих преступлений лежат нарушения требований, обязательных для всех военнослужащих. Остальные преступления носят специальный характер: преступления против установленного порядка несения специальных видов военной службы (ст. 340 — 344), а также против установленного порядка безопасного использования отдельных военно-технических средств (ст. 349 — 352). Общий порядок воинских отношений урегулирован преимущественно Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, специальные отношения в зависимости от их вида регламентируются этим же Уставом, а также Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, специальными нормативно-правовыми актами, отдельными приказами.

9. Порядок прохождения военной службы устанавливается для осуществления задач, стоящих перед Вооруженными Силами, которые сводятся к обеспечению их обороноспособности. В соответствии с ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 04.12.2006) <1> Вооруженные Силы создаются для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы; к обороне привлекаются также пограничные, внутренние и иные войска (ст. 1). Следовательно, последствия нарушения порядка прохождения военной службы — это всегда вред, связанный с ослаблением обороноспособности войск, их боевой способности, неисполнением тех задач, которые стоят перед воинским подразделением, созданием угрозы для различных объектов, защиту которых воинское подразделение осуществляет. ——————————— <1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1. Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763, N 15. Ст. 1276, N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974, N 29. Ст. 3123, N 50. Ст. 5279.

10. Вред проявляется в различной форме: физический, материальный, организационный, государственно-политический, нравственный, морально-психологический. Физический вред выражается в применении к военнослужащим насилия, в том числе повлекшего расстройство здоровья (например, при совершении насильственных действий в отношении начальника в связи с исполнением либо во время исполнения им обязанностей военной службы — ст. 334). Физический вред — показатель ослабления обороноспособности подразделения, поскольку в результате прямого воздействия и угроз потерпевший может изменить свое отношение к службе, снизить требовательность к подчиненным.

10.1. Материальный вред состоит в отчуждении, повреждении или уничтожении военного имущества (ст. 346 — 348), хищении имущества, сданного под охрану караула (ст. 342), и др.

10.2. Организационный вред заключается в срыве выполнения различных военных мероприятий, поставленных задач либо в утрате военного управления. Это последствие может быть прямым, например в результате неисполнения приказа (ст. 332), когда подчиненный не исполняет полученного задания. Но оно может иметь и опосредованный характер, проявляясь через физический или материальный вред. Так, в результате нанесения побоев начальнику подразделение может остаться без управления и не выполнить важного боевого или иного задания, что следует рассматривать как тяжкое последствие, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 334. Таков же характер тяжких последствий, указанных в качестве признака составов других воинских преступлений.

10.3. Государственно-политический вред включает ущемление определенных государственных интересов в результате нарушения правил несения специальных видов военной службы, направленных на охрану этих интересов. Так, нарушение правил несения боевого дежурства причиняет вред интересам безопасности государства (ст. 340), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341) также угрожает внешней безопасности государства, поскольку ослабляет охрану государственной границы. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343) угрожает внутренней безопасности страны, правам и законным интересам граждан.

10.4. Нравственный вред, как правило, сопряжен с причинением физического вреда в преступлениях, совершаемых с применением насилия (ст. 333 — 335), поскольку всякое насилие над личностью унижает ее честь и достоинство. Но ряд составов преступлений предусматривает нравственный вред в качестве основного признака состава. Это нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства (ст. 335), а также оскорбление военнослужащего (ст. 336). Опасность этих преступлений не сводится только к унижению чести и достоинства личности. В результате оскорблений военнослужащий может утратить необходимые морально-волевые качества и чувство войскового товарищества, могут возникнуть конфликтные ситуации и другие грубые нарушения воинской дисциплины среди военнослужащих.

10.5. Морально-психологический вред может быть последствием любых преступлений, совершенных военнослужащими, тем более если они приобретают относительно массовый характер (например, при совершении уклонений от военной службы, хищений военного имущества и т.п.). Он наиболее характерен, например, для неисполнения приказа (ст. 332) и должностных преступлений (ст. 285, 293), которые, к сожалению, без достаточных оснований исключены из числа воинских.

11. Субъект преступного посягательства против военной службы должен обладать всеми признаками общего субъекта преступления: он должен быть вменяем и иметь возраст не менее 18 лет. Вместе с тем он обладает и иными дополнительными признаками, указанными в законе, — быть военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы.

11.1. Определяющий признак субъекта посягательства против военной службы — пребывание лица в момент совершения преступления на военной службе. В соответствии со ст. 2 Закона о воинской обязанности гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет статус, устанавливаемый ФЗ.

11.2. В соответствии со ст. 2 Закона о воинской обязанности лицо считается военнослужащим, если оно проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

11.3. Категории военнослужащих определены ст. 5 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Действие Устава распространяется и на иные перечисленные военные органы и формирования, эти категории считаются едиными для всех военнослужащих. К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание.

11.4. Начало и окончание военной службы определены Законом о воинской обязанности. В соответствии со ст. 38 указанного Закона началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы. Представляется, что речь должна идти о дне фактического отправления к месту службы; до этого дня совершаемое призывником деяние не может признаваться преступлением против военной службы. Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, военная служба начинается со дня вступления контракта в силу, что должно быть специально оговорено в контракте. Существуют некоторые категории военнослужащих, для которых установлен особый порядок исчисления срока военной службы (п. 10 ст. 38 Закона о воинской обязанности).

11.5. Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 ст. 38 Закона о воинской обязанности требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то военнослужащий не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части. К числу особых обстоятельств, позволяющих отложить исключение военнослужащих из списков воинской части, относятся: нахождение военнослужащего на стационарном лечении, участие в походах кораблей, безвестное его отсутствие, пребывание в плену или в качестве заложника, нахождение под следствием и некоторые иные, которые определены законом.

11.6. Закон о воинской обязанности (п. 12 ст. 38) требует не засчитывать в срок военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части и отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, а также время самовольного оставления части или места службы свыше десяти суток. Общий срок службы увеличивается на это время, что должно быть учтено при издании приказа об исключении военнослужащего из списков части, однако если приказ это обстоятельство не учел, военнослужащий должен быть уволен в соответствии с ним. Лицо может быть привлечено к УО за воинское преступление и после окончания военной службы, если деяние совершено им в период военной службы.

11.7. Для лиц, проходящих военные сборы, начало и окончание службы определяются первым и последним днями сборов. Порядок прохождения военных сборов должен быть определен положением о проведении военных сборов. Согласно ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» на граждан России, проходящих военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. Это значит, что УО за совершение преступления против военной службы они должны нести с ограничением, вытекающим из конкретных статей гл. 33 УК РФ.

11.8. Существенное значение в характеристике субъекта преступлений против военной службы имеет возраст. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18-летнего возраста; призыв на военную службу возможен лишь до достижения 27-летнего возраста (ст. 22 Закона о воинской обязанности). Для граждан, поступающих в военно-учебные заведения, возраст начала военной службы может быть и меньшим, т.е. 16 лет (п. 1 ст. 35 указанного Закона). Однако это не делает их субъектами воинских преступлений.

11.9. Совершение преступления, предусмотренного гл. 33 УК, лицом, не достигшим установленного возраста, оказавшимся на военной службе на незаконном основании, например вследствие ошибки или сознательного подлога документов, допущенных при призыве, исключает УО за преступление против военной службы.

11.10. Невменяемость лица — безусловное основание для исключения состава преступления. Однако ст. 22 Закона о воинской обязанности предусматривает возможность УО лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Между тем отдельные виды такого расстройства служат основанием для признания гражданина негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобождения от военной службы (ст. 23, 50, 51 указанного Закона). При наличии психического расстройства лицо не может признаваться субъектом преступления против военной службы, его ответственность за воинское преступление исключается. Оно может отвечать за иное преступление, если состав такового содержится в фактически совершенном им деянии; вопросы ответственности в этом случае решаются в порядке ст. 22.

11.11. В соответствии со ст. 59 Конституции военную службу несут граждане Российской Федерации. Однако согласно ст. 2 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах может осуществляться и иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

11.12. Между Россией и отдельными государствами — членами СНГ заключены соглашения, в соответствии с которыми гражданам этих государств предоставлена возможность проходить службу в воинских подразделениях РФ. В соответствии с межправительственными соглашениями эти военнослужащие имеют тот же статус, что и российские военнослужащие, они признаются субъектами преступлений против военной службы.

11.13. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

11.14. Следует выделить и иные основания, исключающие возможность признания лица субъектом преступления против военной службы. Они обозначены в законе либо как обстоятельства, наличие которых не допускает призыва лица на военную службу, либо дает право на освобождение либо отсрочку от военной службы (ст. 23, 24 Закона о воинской обязанности). Так, не призываются на военную службу граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; освобождаются отдельные категории граждан от призыва на военную службу, в частности лица, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; устанавливается отсрочка от призыва на военную службу для отдельных граждан, в частности имеющих двух и более детей, и т.д. Представляется, что во всех случаях, когда лицо призвано на военную службу, несмотря на наличие указанных оснований, либо продолжает служить после возникновения таких оснований, его пребывание на военной службе следует считать незаконным и его как не отвечающего требованиям, предъявляемым к военнослужащим, признавать субъектом преступлений против военной службы нельзя. В случае совершения им общественно опасного деяния, содержащего состав иного, общеуголовного, преступления, он подлежит УО за это преступление.

11.15. В ч. 2 коммент. статьи указывается круг лиц, которые несут УО в соответствии со статьями гл. 33 УК, не являясь военнослужащими Вооруженных Сил РФ. Это так называемые лица, приравненные к военнослужащим Вооруженных Сил РФ. В разные исторические периоды круг таких лиц менялся. В настоящее время в него входят военнослужащие инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований (см. Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1084 (в ред. от 11.05.2006) <1>). Личный состав данных формирований носит форму одежды и знаки различия по воинским званиям, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил РФ, на них распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ. ——————————— <1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3540; 2005. N 36. Ст. 3667; 2006. N 20. Ст. 2163.

11.16. Отдельные составы преступлений против военной службы предусматривают в качестве субъектов не все, а лишь некоторые категории военнослужащих. Например, субъектом преступных посягательств против порядка подчиненности (ст. 332 — 334) является военнослужащий, подчиненный потерпевшему; в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем может быть только военнослужащий, который в установленном порядке включен в состав соответствующего вида службы, и т.д. Иные военнослужащие не могут признаваться соисполнителями таких преступлений. Они признаются организаторами, подстрекателями либо пособниками. Одновременно при наличии соответствующих оснований эти лица могут признаваться исполнителями других преступлений. Так, если сержант А. помогает своему приятелю рядовому Б. в совершении насильственных действий в отношении начальника — сержанта В., который не является для А. ни начальником, ни подчиненным, действия А. следует квалифицировать как пособничество в преступлении, предусмотренном ст. 334, и, кроме того, он должен отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного ст. 335, — нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

12. УК РФ является законодательством мирного времени и не содержит преступлений, характерных для военного времени, в нем нет также составов преступлений против военной службы, совершаемых в боевой обстановке. Часть 3 коммент. статьи предусматривает, что эти преступления должны определяться законодательством РФ военного времени. В настоящее время такое законодательство отсутствует, и в случае возникновения соответствующей обстановки виновный будет привлекаться по статьям гл. 33 или гл. 34 УК РФ.

Комментарий к статье 33 УК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень видов соучастников преступления — исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Критерием деления соучастников на виды является роль каждого в совместно совершаемом преступлении и достижении общих для каждого из них преступных последствий.

2. В УК дан развернутый перечень деяний, которые характеризуют объективные признаки исполнителя. Исполнителем признается лицо: а) непосредственно совершившее преступление либо б) непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также в) совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК (ч. 2 комментируемой статьи).

При непосредственном совершении преступления исполнитель один полностью выполняет объективную сторону состава преступления <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2002. N 1. С. 21.

Непосредственное участие в совершении преступления совместно с другими лицами означает, что исполнитель выполняет объективную сторону состава преступления совместно с другим(-и) лицом(-ами) (соисполнителями). В силу особенностей конструкции некоторых составов преступлений один исполнитель может совершить одну часть объективной стороны состава преступления, а другой — другую (один — подавлял сопротивление потерпевшего, другой — причинял ему смертельные повреждения). Они также будут отвечать как соисполнители (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1 <1>).

——————————— <1> См. также: БВС РФ. 2000. N 7. С. 13; 2002. N 11. С. 14; 2007. N 10. С. 10; 2008. N 9. С. 23 — 24.

Например, осужденная Ф. обоснованно была признана соисполнителем в изнасиловании группой лиц. Она активно содействовала Х., совершившему насильственный половой акт с С.: раздела С., затем удерживала ее, закрывала ей рот, чтобы С. не могла позвать на помощь <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2008. N 5. С. 11.

Непростая конструкция состава преступления — кражи, грабежа, разбоя с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, когда один из способов хищения (тайное, открытое, сопряженное с насилием хищение чужого имущества) совершается с помощью другого способа (незаконного проникновения в хранилище), порождает затруднения в квалификации, если преступление совершается группой лиц.

При совершении преступления посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности, исполнителем является лицо, выполнившее объективную сторону преступления «чужими руками». Это так называемое посредственное исполнительство (посредственное причинение). Внешне такая деятельность напоминает соучастие, но в силу отсутствия возможности умышленно соучаствовать в деянии таковым не является.

В ч. 2 комментируемой статьи названы два варианта посредственного причинения (исполнения) — к совершению преступления привлекаются лица, не достигшие возраста уголовной ответственности, либо невменяемые. Совершение преступления с участием таких лиц не создает соучастия. Исполнителем является лицо, вовлекшее названных лиц в совершение преступления. В случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1). К иным вариантам посредственного причинения относятся, например, случаи, когда лицо умышленно использует неосторожное поведение других лиц. Последние либо не привлекаются к ответственности (если в содеянном нет состава преступления), либо отвечают за неосторожное преступление. Исполнителем является лицо, умышленно использовавшее неосторожное поведение других лиц.

Субъективные признаки исполнителя характеризуются умышленной формой вины. Исполнитель осознает общественную опасность своих действий, а также действий другого (-их) соучастника (-ов), осознает, что действует не один, предвидит возможность или неизбежность наступления общих для всех соучастников преступных последствий и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) наступление таких последствий.

3. Организатором является лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими (ч. 3 комментируемой статьи). Организатор — наиболее опасная фигура среди соучастников. Закон называет четыре варианта объективных признаков поведения организатора. Все варианты его поведения предполагают, что организатор должен быть «душой» группы преступников, координатором их действий и что такая фигура присуща наиболее опасным формам соучастия.

Организация совершения преступления, равно как и создание организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), — это обучение соучастников преступным навыкам, разработка плана совершения преступления или преступной деятельности, распределение между ними ролей и т.п., с той лишь разницей, что второй вариант деятельности организатора обладает повышенной общественной опасностью.

Руководство исполнением преступления (корректирует действия соучастников, по-новому распределяет роли) осуществляется организатором во время совершения преступления (на стадии приготовления, покушения, оконченного преступления), причем он сам нередко выполняет объективную сторону состава преступления, являясь его исполнителем.

Создание либо руководство организованной группой или преступным сообществом характеризуется значительно более широким полем деятельности, а поэтому обладает повышенной опасностью. Вследствие этого ответственность за оба варианта такой организаторской деятельности получила специальную регламентацию в законе (см. коммент. к ст. 35).

Субъективные признаки организатора характеризуются прямым умыслом. Он осознает общественную опасность своей организующей роли и действий лиц, которых он организует, предвидит возможность или неизбежность наступления общих для всех соучастников преступных последствий и желает их наступления. Субъективная направленность действий организатора, его желание совершения определенных действий и наступления определенного результата в значительной мере формируют поведение остальных соучастников, причем их ответственность (и организатора в том числе) наступает за то преступление, на совершение которого он организовал исполнителей.

В связи с повышенной общественной опасностью организаторская деятельность включена в объективную сторону ряда конкретных преступлений. В этих случаях организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (например, ст. ст. 209, 210, 212, 232, 239, 241, 322 <1> УК).

——————————— <1> БВС РФ. 2001. N 12. С. 12.

Действия лица, которое наряду с ролью организатора выполняло функции подстрекателя и пособника, следует квалифицировать по ч. 3 комментируемой статьи и соответствующей статье УК без ссылки на ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2001. N 12. С. 12.

4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговоров, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 комментируемой статьи). Объективные признаки подстрекателя характеризуются действиями, направленными на склонение к совершению преступления. Подстрекатель возбуждает у исполнителя, а равно и у пособника решимость совершить преступление, является его инициатором. Поведение подстрекателя целенаправленно. Его старания направлены на склонение лица совершить определенное, а не вообще преступление. Поэтому подстрекательство всегда конкретно.

Например, директор школы М. обоснованно была признана подстрекателем к заранее не обещанному укрывательству убийства, совершенного лицом, признанным невменяемым и освобожденным от уголовной ответственности. Опасаясь, что в связи с совершенным в помещении школы убийством школу могут закрыть, она склонила работников школы скрыть этот факт и уничтожить улики. В результате таких действий при осмотре помещений школы органы следствия не обнаружили никаких доказательств совершенного преступления <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2002. N 7. С. 11. См. также: БВС РФ. 2008. N 10. С. 13.

Между действиями подстрекателя и общими для всех соучастников преступными последствиями должна быть причинная связь.

Способы подстрекательства — уговоры, подкуп, угрозы. В числе других способов можно назвать обещание благ, подзадоривание, обман, просьбу.

Подстрекательство представляет собой активное поведение. Однако подстрекатель обычно не выполняет объективной стороны состава преступления. Если он начинает выполнять объективную сторону состава преступления, он становится исполнителем; если оказывает содействие в совершении преступления лицу, у которого он вызвал решимость совершить преступление, в его поведении есть признаки подстрекательства и пособничества.

По своим объективным признакам подстрекатель ближе всего к организатору. Чтобы отграничить подстрекателя от организатора, следует помнить, что именно подстрекатель обычно склоняет исполнителя совершить преступление. Организатор же «работает» с лицами, решившимися совершить преступление, и направляет, корректирует их дальнейшее поведение <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2009. N 11. С. 18.

Подстрекательство совершается с прямым умыслом. Подстрекатель осознает, что его поведение направлено на возбуждение у лица решимости совершить конкретное преступление, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного преступного последствия от совместных преступных действий и желает его наступления (в материальных составах) либо желает осуществления того конкретного преступления, к которому склоняет исполнителя (в формальных составах).

Мотивы поведения подстрекателя для привлечения его к ответственности значения не имеют. Поэтому он отвечает и при провокации преступления, т.е. когда подстрекает лицо не с целью совершения им преступления, а для привлечения этого лица к ответственности.

Подстрекательство в силу его повышенной общественной опасности законодатель иногда выделяет в отдельный состав как оконченное преступление (например, ст. ст. 150, 151, 205.1, 230, 240, 282.1, 282.2 УК). Так, под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ как разновидностью подстрекательства имеются в виду любые умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия с целью принуждения к приему наркотических средств или психотропных веществ лица, на которое оказывается воздействие. Если подстрекатель при склонении еще и сбывал наркотики или оказывал помощь в их хищении либо вымогательстве, приобретении, хранении, изготовлении, переработке, перевозке или пересылке, его действия образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 228.1 или ст. 229 и ст. 230 УК.

5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 комментируемой статьи). Таким образом, пособничество выражается в содействии совершению преступления или его сокрытию. Перечень объективных признаков пособничества в УК исчерпывающий. Разнообразное поведение пособника лежит за пределами объективной стороны преступления, в котором он соучаствует.

Например, действия П., первоначально признанного исполнителем преступления, Президиум ВС РФ оценил как пособничество. Из дела видно, что П. не участвовал в совершении действий, составляющих объективную сторону разбоя: он лишь указал квартиру С. и наблюдал за обстановкой, стоя внизу у подъезда дома <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2001. N 7. С. 27; N 10. С. 19; 2002. N 1. С. 21; N 4. С. 10 — 11; N 10. С. 11; 2010. N 9. С. 14; 2012. N 2. С. 16.

Принципиальные суждения о понимании сущности пособничества высказал Пленум ВС РФ в Постановлении от 27.12.2002 N 29. В п. 10 Постановления сказано, что «действия лица, непосредственно не участвовавшего в хищении чужого имущества, но содействовавшего совершению этого преступления советами, указаниями либо заранее обещавшего скрыть следы преступления, устранить препятствия, не связанные с оказанием помощи непосредственным исполнителям преступления, сбыть похищенное и т.п.» являются пособничеством и подлежат квалификации со ссылкой на ч. 5 комментируемой статьи.

Названные в законе способы пособничества обычно предшествуют совершению преступления, однако пособник может осуществлять их и во время совершения преступления, а также после его окончания в соответствии с заранее данным обещанием.

Пособничество бывает физическим (материальным) и интеллектуальным.

Физическое пособничество по закону состоит в предоставлении средств или орудий совершения преступления либо в устранении препятствий. Если хищение имущества совершается с использованием автомашины для перевозки похищенного, лицо, перевозящее похищенное, является не исполнителем, а пособником <1>. Чаще всего пособник действует активно. Однако иногда физическое пособничество выражается в бездействии. Это возможно, когда на лицо возлагается специальная правовая обязанность воспрепятствовать совершению преступления. Она должна быть обусловлена законом, подзаконным актом, профессиональными обязанностями, служебной необходимостью (например, охрана вверенного объекта).

——————————— <1> БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

Интеллектуальное пособничество по закону состоит в даче советов, указаний, предоставлении информации, заранее данном обещании скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно в заранее данном обещании приобрести или сбыть такие предметы.

Советы пособника по своей сути всегда отличаются от советов подстрекателя. Если советы подстрекателя направлены на возбуждение у лица решимости совершить преступление, то советы пособника обращены к лицу, которое уже решило совершить преступление, и имеют целью помочь ему лучше (легче, удачнее) совершить преступление и тем самым укрепить его решимость совершить преступление. При пособничестве, выразившемся в заранее данном обещании что-то скрыть, приобрести или сбыть, важен сам факт обещания, а не реальность его выполнения. Выполнение обещания на квалификацию не влияет, но может быть учтено при назначении наказания.

Все названные в законе действия (бездействие) пособника должны находиться в причинной связи с совершенным преступлением. Если советы, указания, орудия оказались невостребованными, нет и пособничества, так как между ними и совершенным преступлением нет причинной связи. В таких случаях лицо подлежит ответственности, если в его поведении усматривается самостоятельный состав преступления (хранит оружие).

Пособник должен осознавать, какое совершается преступление, в котором он исполняет роль соучастника. Он осознает, что своим поведением способствует совершению исполнителем преступления либо устранению препятствий, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате совместных действий определенного общественно опасного последствия и желает либо сознательно допускает его наступление, т.е. действует с прямым или косвенным умыслом <1>.

——————————— <1> БВС РФ. 2003. N 7. С. 13; 2008. N 9. С. 29.

Другой комментарий к Ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Наряду с признаками, присущими всем преступлениям, посягательства в гл. 33 УК РФ отличаются субъектным составом: они совершаются только военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (далее — военнослужащими, если не указано иное).

Порядок призыва граждан на военную службу и ее прохождения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Порядок зачисления граждан в запас, состав запаса, а также вопросы прохождения военных сборов установлены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Положении о проведении военных сборов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333.

2. Глава 33 УК РФ охватывает преступления, совершаемые военнослужащими в мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]