Автор: Половникова Анна Вячеславовна.
Современные платежные системы обеспечивают принципиально новые, весьма широкие и удобные возможности для потребителей. Однако одновременно с этим они создают и уникальные условия для охотников за чужими деньгами: мошенничество с картами сегодня стало одним из самых распространенных видов преступлений финансового характера.
Уважаемые граждане! Наши специалисты подскажут, куда обращаться в первую очередь, если у вас возникли проблемы с банковской картой. Воспользуйтесь горячей линией бесплатной юридической онлайн-помощи, чтобы прямо сейчас получить ответы на интересующие вас вопросы:
Телефон горячей линии:
+7(812) 603-49-78
или Подайте жалобу онлайн
Плюсы и минусы использования интернета для подачи заявления о мошенничестве
Плюсы:
- Отсутствие привязки ко времени работы органов.
- Домашняя обстановка, позволяющая спокойно изложить обстоятельства.
- Альтернатива личному посещению, когда последнее невозможно (например, при болезни).
- Сокращение временных затрат.
Минусы:
- Необходимость зарегистрироваться либо авторизоваться, с чем часто возникают затруднения.
- Сбои в работе интернет-портала.
- Проблемы с соединением.
Заявление в полицию о мошенничестве: сроки рассмотрения
Требования к срокам рассмотрения уголовного дела и к принятию любых заявлений закреплены в ст. ст. 144, 145 УК РФ. Заявление о мошенничестве должно быть рассмотрено сотрудником полиции в течение 3 дней. По окончанию данного процесса должно быть принято решение о дальнейших мероприятиях. Если факт правонарушения был подтвержден — возбуждается уголовное дело. При этом заявитель должен быть уведомлен об этом в письменной форме.
Если сотруднику правоохранительных органов необходимо время для сбора дополнительных сведений, срок рассмотрения может быть продлен до 30 дней. Однако категория дел, связанная с мошенничеством, в большинстве случаев возбуждается в течение 3 дней.
Как подавать заявление о мошенничестве через интернет
Прежде чем обратиться в органы защиты правопорядка, следует убедиться в том, что по отношению к вам совершено именно мошенничество. Учитывайте отличительные черты правонарушения — умысел преступника, получение им выгоды и обманные методы.
Заявление о мошенничестве в полицию
Заявить о нарушении прав и свобод онлайн возможно на портале Госуслуг (www.gosuslugi.ru). Войдите в свой аккаунт, а затем:
- Среди .
- В новом окне кликните вкладку «Приём заявлений о правонарушениях».
- Откройте пункт «Приём заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествии».
- Внесите все необходимые сведения и кликните «Подать заявление».
Внимание! Если вы не зарегистрированы в Госуслугах, то прежде потребуется создать учётную запись.
Важно! Сообщения без указания фамилии, имени и отчества составившего их лица не обрабатываются.
Как подать заявление в полицию через Госуслуги на сайте МВД
- Перейдите по ссылке: https://мвд.рф/request_main.
- Выберите Министерство внутренних дел и «Продолжить».
- Прочитайте уведомление, поставьте о и кликните «Подать обращение».
- Заполните бланк.
- Приложите файлы, повторите буквенно-цифровую комбинацию и нажмите «Отправить обращение».
Наглядно посмотреть на последовательность действий можно по ссылке:
В прокуратуру
Форма связи с органами прокуратуры доступна по ссылке: https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
Перейдите по ней, а затем:
- Прочитайте информацию и нажмите «Согласен».
- Заполните форму.
- Приложите дополнительные документы и отправьте.
Специфика мошенничества с банковскими картами
Данный вид злоумышленных действий предполагает использование чужого платежного средства для незаконного присвоения денежных средств без применения насилия. Механизм присвоения может быть разным: мошенники либо получают наличные, либо осуществляют посредством чужой карты оплаты товаров и услуг.
Случай неправомерных действий классифицируется по ст. 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» при наличии следующих признаков состава преступления:
- причинение материального ущерба (пластиковые карты юридическим лицам не выдаются, соответственно и ущерб может быть нанесен только физлицу);
- наличие умысла присвоить чужие финансовые средства (для примера: снятие денег с найденной кредитки в силу отсутствия изначального злого умысла мошенничеством не признается).
Ответственность за такое преступление предусмотрено для лиц, достигших 16-лтнего возраста.
Распространенные схемы
На сегодняшний день известны десятки способов незаконного доступа к денежным средствам на банковской карте, но злоумышленники продолжают изобретать новые схемы. Потерять деньги можно при использовании банкомата, делая покупки в интернет-магазине, случайно закачав вредоносное ПО на компьютер. От того, каким именно способом мошенники выманили деньги у жертвы, зависит, куда сообщить о мошенничестве с картой следует в первую очередь.
Рассмотрим основные схемы, используемые злоумышленниками в отношении владельцев банковского пластика.
- «Зеркала» сайтов авторитетных данные о карточном счете путем имитации интернет-ресурса пользующейся доверием компании (в том числе банка). Владелец карты вводит ее данные, собираясь осуществить какую-либо финансовую операцию, после чего мошенники, используя полученную информацию, списывают средства.
- Скримминг — установка на картоприемник банкомата спецоборудования или миниатюрной камеры для считывания данных карты; использование ручных скиммеров в местах оплаты картой (в магазинах, ресторанах и т.п.) Под известный код доступа изготавливается фальшивый носитель — и средства оказываются в руках мошенников.
- Подставные интернет-магазины — торговые площадки с заниженными ценами и продажей по предоплате: получая секретный ccv-код и прочие данные, мошенники используют их в преступных целях.
- Банковская «проверка безопасности» — оповещение по телефону или через электронную почту о необходимости актуализировать персональные данные со ссылкой на фишинговый сайт.
- «Защита» денежных средств — обычно телефонный звонок от «банковской службы безопасности» о несанкционированной попытке снятия денег, для приостановки которой необходим код подтверждения (на самом деле код с привязанной к карте номера ее владельца как раз и подтверждает списание суммы).
Процедура обращения в полицию
Последовательность действий, а также типовая форма обращения едины независимо от вида преступления. Поэтому для успеха мероприятия нужно соблюдать инструкцию.
Постарайтесь предоставить как можно больше информации
В точности опишите обстоятельства преступления. Если речь идёт о денежной сумме, укажите её максимально точно. То же самое касается и времени правонарушения. Не пренебрегайте этим указанием, иначе заявление не примут.
Контролируйте сроки
На принятие решения по заявлению служащим ОВД предоставляется 3 дня. В этот период пострадавшему лучше прийти в отдел и поинтересоваться тем, как продвигается дело. Можно предоставить дополнительные сведения.
Фишинг и поддельные («зеркальные») сайты
Фишинг — кража любых персональных данных, владение которыми позволяет преступникам получать выгоду. Это серии и номера паспортов, реквизиты банковских карт и счетов, пароли для входа в электронную почту, платежную систему и аккаунты в социальных сетях. Персональную информацию мошенники используют для получения доступа к аккаунтам, к которым привязаны банковские карты, что позволяет похищать с их счетов денежные средства.
Для кражи персональных данных фишеры массово рассылают электронные письма от имени государственных органов или известных компаний, например, крупных банков или онлайн-магазинов. Их цель — заставить получателей перейти по указанной в письме ссылке на поддельный сайт компании, интерфейс которого внешне не отличим от настоящего сайта, и ввести свои личные данные. Для привлечения внимания к письму в теме указывается на перспективу большой выгоды или на проблему, требующую срочного разрешения.
Подставные страницы действуют недолго — как правило, не более одной недели, ввиду частого обновления базы антифишинговых программ и фильтров. Однако мошенники, следуя отлаженной схеме, создают всё новые и новые сайты-фальшивки для сбора персональных данных.
Так, спамеры активно рассылали по всему миру фальшивые уведомления о выигрыше в лотереях, приуроченных к Чемпионату Европы по футболу, Олимпиаде в Бразилии и Чемпионатам мира по футболу в 2018 и 2022 годах. Для получения денег получателю письма предлагалось ввести на сайте несуществующей лотереи персональную информацию.
Данный способ возможен, когда потерпевший пользуется «личным кабинетом» на сайте банка. Преступниками создается сайт, адрес которого и внешнее оформление страниц трудноотличимы от официального сайта банка. Если потерпевший при входе на сайт банка не использует сохраненную ссылку, а просто в поисковой системе набирает название банка, то ему обычно предлагается несколько вариантов. Если потерпевшим будет осуществлен выход на «зеркальный сайт», то вводимыми данными для входа в личный кабинет банка (логин и пароль), могут воспользоваться злоумышленники и войти на настоящем сайте от имени потерпевшего в его личный кабинет. Далее возможен перевод денег со счета потерпевшего из личного кабинета или подключение к его счету на любом абонентском номере.
Примеры:
Оформление полиса ОСАГО
— Мошенники регистрируют доменное имя, содержащее в названии слово «osago» или напоминающее доменное имя одной из известных страховых компаний. На этом домене размещается фишинговый сайт, страницы которого практически полностью копируют оформление оригинального веб-ресурса, принадлежащего страховой компании. Для расчета стоимости страхования пользователю необходимо заполнить небольшую анкету — указать имя, дату рождения, номер водительского удостоверения, данные об автомобиле, номер телефона и электронную почту для связи. После введения данных покупателю предлагают оплатить электронный полис ОСАГО с помощью банковской карты: указать номер карты, дату окончания ее действия и CVC/CVV-код. Мошенники перенаправляют пользователя на поддельную страницу подтверждения оплаты, где просят ввести полученный от банка код подтверждения оплаты. В случае успеха злоумышленники обходят двухфакторную аутентификацию и получают деньги. Аналогичную схему обмана можно встретить при покупке авиабилетов онлайн.
— Жители России получали письма, замаскированные под уведомления от Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда РФ, примерно следующего содержания: «Уважаемый налогоплательщик! У вас выявлена задолженность. Срок погашения долга до 23.12.2016 г. Подробнее Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке… » или «Осуществлен перерасчет пенсионных накоплений. Обязательно ознакомьтесь по ссылке…». После перехода на поддельный сайт государственного органа для получения более подробной информации пользователю предлагалось ввести свои персональные данные.
ВНИМАНИЕ: Основным признаком, что клиент зашел на «зеркальный» сайт банка является то, что после ввода логина и пароля на странице появляется надпись о техническом обслуживании сайта или любая информация, в которой будет указано о том, что обратится на сайт можно позднее. При этом на телефон не поступает СМС-сообщение от банка о входе в личный кабинет, если такая форма оповещения предусмотрена. Совет гражданам: при наступлении вышеописанных событий незамедлительно обратиться в банк по телефону горячей линии и заблокировать счет. Разблокировать его со сменой пароля можно при личном обращении в отделение банка с паспортом и картой.
Что делать, если откажут в возбуждении дела?
Самая частая причина отказа в принятии заявления в полицию о мошенничестве — заявитель не может доказать сумму причиненного ущерба. Если сотрудник правоохранительных органов не принимает заявление, важно помнить о том, что:
- Любое действие представителя власти может быть обжаловано в вышестоящие органы;
- Жалобу на действия сотрудника полиции должны принять в любом случае;
- В момент отказа следует апеллировать ст.ст. 144, 145 УК РФ (порядок рассмотрения сообщения о преступлении и перечень принимаемых решений по ним).
Что такое мошенничество
Уголовный кодекс определяет мошенничество как завладение имуществом либо правами на него, посредством обмана или злоупотребления доверием.
Сегодня отдельные наказания за данное преступление существуют в сфере банковской, предпринимательской и страховой деятельности.
Кроме того, отдельные статьи УК предусматривают ответственность за мошенничество в сфере социальных выплат и компьютерных технологий.
Из жизни, примеров злоупотреблением доверия можно привести достаточно. Например, знакомый взял деньги в долг и не отдает.
Очень много способов мошенничества по телефону и в интернете. Допустим, человек заплатил деньги за товар в интернет-магазине, а он не пришел. У многих пожилых людей жулики отбирают деньги под видом работников социальных служб.
Отягчают ответственность за мошеннические действия сумма ущерба, а также количество причастных к преступлению лиц.
Например, за обман, совершенный группой, предусмотрено совсем другое наказание. Кроме того, за мелкое (в пределах 1000 руб.) мошенничество может наступить и административная ответственность.
Рекомендуем! Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества + пример жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 159 УК РФ