Штраф за товары без маркировки: нарушение постановления — кто проверяет отсутствие маркирования и какова ответственность за это в 2021 году

Сегодня штраф за продажу товара без маркировки перестал быть редкостью: нововведения в Федеральных Законах направлены на повышение качества продукции, снижении количества контрафакта на рынке, доля которой достигала по-настоящему критического уровня. Несмотря на все возникающие сложности, бизнесмены и предприниматели активно переходят на новый формат и вынужденно подчиняются правилам. Однако среди основной массы все же встречаются и нарушители, которые при поимке вынуждены отдавать значительные суммы. О том, сколько стоит нарушить закон и чем грозит уклонение от обязанностей, рассказываем подробно в статье.

Нарушение правил продажи: штрафы за товар без маркировки или неправильно маркированную продукцию

Чтобы не допустить даже малейшего правонарушения, следует точно знать все параметры, обязательные для соблюдения. На сегодняшний день можно выделить несколько самых распространенных заблуждений, которые неизбежно влекут за собой наложение штрафных санкций.

Отсутствует код

Это часто встречающееся и довольно примитивное нарушение. Кодировка Data-Matrix наносится непосредственно на упаковку, ярлычок или этикетку. Если пропустить данный пункт, то продавца не только оштрафуют, но и дополнительно произведут изъятие, что повлечет двойные финансовые затраты.

Несоответствие правилам

Эта характеристика затрагивает некачественную печать штрихкодов или невозможность идентификации маркера. В этой ситуации важно подробно ознакомиться с рекомендациями по качеству печати от оператора ЦРТП. В случае выявления несоответствий продажа признается нелегальной.

Штраф за неправильную маркировку товара: расхождения в информации в УПД

Для примера можно привести случай, если код присутствует, но инфо о них в УПД отсутствует. Указана иная модель, не соответствующая позиции. При обнаружении расхождений такого плана магазин не должен принимать груз, так как их реализация на торговой площадке признается противозаконной. Здесь также возможна конфискация.

Магазин пропустил этап перемаркировки

Перемаркировывать продукт необходимо, когда присвоенный идентификатор утрачен. Та же процедура требуется в случае возврата изделий с полностью отсутствующим кодом на этикетке или при повреждениях. При невозможности установки прежнего GTIN следует подать запрос на присвоение нового. Если организация не выполняет перечисленные шаги с целью быстрой продажи без штрихкода, то ответственность назначается равная той, если бы происходила торговля полностью немаркированной продукцией.

Неверное оформление возврата

Ситуация может возникнуть, когда продавец принимает решение оформить процедуру, чтобы ввести в оборот остатки. При этом точка имеет право принимать изделия от покупателя, которые не получали идентификационного номера, а также если его выкупили до момента принятия ФЗ о маркировании.

Транспортировка табачных продуктов без маркировки

Штрафные санкции для каждого конкретного случая точно определены и подробно описаны в соответствующем законодательном акте: согласно закону для перевозки разрешены не более 600шт. сигарет/ 150шт. сигар/ 750 гр. табака на 1 гражданина. В случае одновременной транспортировки всех перечисленных разновидностей табачных изделий, суммарная их масса не должна превышать 750 г. При несоблюдении этих требований гражданину грозит административное денежное наказание в размере 30-50 тысяч рублей с конфискацией имущества, что обуславливает довольно существенную двойную потерю.

Закон о маркировке товаров

Условия маркировки товаров и ответственности, которая ждет нарушителей, регулируют несколько нормативных документов. Основополагающий закон № 487-ФЗ от 31 декабря 2021 года действует с 1 января 2019-го.

Закон изменил прежние акты о торговле и кассах, запретил продавать товары без кодов и ввел наказание за нарушения. Согласно документу, к 2024 году маркировку внедрят повсеместно.

Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Там же указано, что у тех, кто пытается обойти требования, могут забрать товар. При этом предприятие сможет продолжить работу.

Нарушители также могут получить уголовное наказание, которое будет соответствовать статье 171.1 УК РФ.

Перечень товаров, для которых нужны коды маркировки, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его, чтобы проверить, должен ли ваш бизнес учитывать новые правила.

Как уклониться от наказания

Единственный верный способ избежать ответственности — полностью соблюдать закон. Из этого следует, что в ситуациях, когда идентификатор отсутствуют, выявлены ошибки или его считывание невозможно, то товар к приемке не допускается. В первую очередь собственник полностью ликвидирует выявленные ошибки и только потом передает продукт.

Если вы являетесь владельцем, то важно точно отслеживать сроки и выполнение правил. Изделие подлежит перемаркировке в случае его возврата без кода. Остатки на складе также необходимо отправить на прохождению цикла после вступления в силу законных оснований.

Есть ряд условий, которые требуются при работе с маркировкой.

Квалифицированная электронная подпись

Она необходима для защиты документов, направленных по e-mail, и определения их юридической значимости.

Документооборот

Государственная информационная система мониторинга товаров фиксирует все сведения автоматизировано после подписания универсального передаточного акта.

Оборудование

Все оснащение цеха подлежит доработке и переоборудованию аппаратуры для печати маркировки, выявления брака, организации хранения и последующей продажи. Если техническая возможность отсутствует, то необходимо докупить спецоборудование.

Касса для розницы и общепита

Оснащение требуется, чтобы своевременно передавать данные в «Честный ЗНАК», что описано в ФЗ-54.

Специальное ПО

Программное обеспечение в значительной степени облегчает производственные этапы, автоматизирует их. Больше специализированных систем ищите на официальном сайте cleverence.ru.

Разбираем подробно популярные вопросы

Несмотря на довольно долгосрочный переход современного бизнеса на программы «Честного ЗНАКА», некоторые предприниматели оказались не готовы к строгому отслеживанию процессов. На сегодняшний день регулярно выявляются нарушения, затрагивающие производителей и посредников-продавцов на пути к конечному потребителю. Во избежание существенных финансовых потерь, штрафов и наказания в виде лишения свободы следует точно знать, какие правонарушения все же рассматриваются в суде чаще всего и чем грозит невнимательность.

Обязательна ли перепрошивка кассы

Отсутствие напечатанного кода на чеке является правонарушением, описанным в 54-ФЗ, который регулирует применение контрольного кассового оборудования. Чтобы избежать наказания, аппарат необходимо перепрошить заблаговременно.

Как работать с остатками

Принцип взаимодействия с категорией остаточных отличается в зависимости от группы. Для примера: обувь, изготовленную или поставленную в магазин в период до 01.07.2020 требуется маркировать как остатки до 01.09.2020. В будущем даже хранение и перевозка признается нарушением. В том случае, если оно приобретено за границей, но по ряду причин задерживается на границе, то Федеральная Таможенная Служба не выпустит партию для реализации на внутреннем рынке. При этом допускается маркирование в пределах СВХ на территории таможни для последующего выпуска. Идентичные правила действуют на все группы.

Упрощение всех этапов возможно благодаря активному внедрению в привычный алгоритм удобного и практичного программного обеспечения от «Клеверенс».

Не удается сканировать код при поступлении

Здесь следует проверить правильность написания идентификатора. Иногда поставщики указывают только частично или же добавляют к нему криптохвост, что противоречит «Честному ЗНАКУ». При выявлении ошибки необходимо отклонить приемку и истребовать новую накладную. Также допустимо полностью отказаться от изделий.

Как избежать штрафов

Важно тщательно проработать и изучить правила, описывающие отдельные категории продукции. Так, для предприятий легкой промышленности коды-идентификаторы содержат упрощенную информацию, в отличие от крупногабаритных и специфичных изобретений.

Каждый продавец и посредник обязуется подключиться к Государственной программе, что гарантирует передачу данных на всех уровнях. Унифицированный алгоритм взаимодействия:

  • необходимо зарегистрировать организацию в «Честном Знаке»;
  • далее присваивается ЭЦП для маркирования;
  • обновление оборудования и перепрошивка;
  • заказ и присвоение кодировок;
  • передача информационных данных оператору ГИС МТ.

При соблюдении полного цикла опасаться наказания не нужно.

Незаконный оборот табачной продукции

На территории РФ реализации подлежит только акцизная табачная продукция. Если маркировки нет, товар считается контрафактным или фальсифицированным.

В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями Федеральный закон от 22.12.2008г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».

С 1 июля 2021 года действуют внесенные изменения в статью 18 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Часть 2 ст. 18 регламентирует порядок учета производства табачной продукции и ее перемещение через таможенную границу. Часть 4 ст.18 регулирует процедуру проверки подлинности федеральных специальных и акцизных марок сигарет.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Нарушение условий торговли табачными изделиями может привести к привлечению к уголовной или административной ответственности

Уголовная ответственностьАдминистративная ответственность
В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному акцизу. Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:
  • Штрафные санкции в размере от 700000 до 1000000 рублей.
  • Принудительные социальные работы (на период до 5 лет).
  • Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 3-5 лет.
  • Штраф в размере 1 млн. руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 12 лет.

При нарушении акцизного законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн. руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет. К ответственности привлекаются граждане, совершившие торговлю табачной продукцией без акциза в крупном размере (свыше 100 тыс. руб.):

  • Штраф до 500 тыс. руб. (или в размере дохода от 1 до 2 лет).
  • Лишение свободы до 8 лет.
  • Штраф в объеме от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. (или в размере дохода за 5 лет).

Штраф за продажу сигарет без акциза и законодательные санкции зависят от объема изъятой продукции. Определяется крупный размер нелегальной продукции (в размере более 100 тыс. руб.) и особо крупный (в объеме 1 млн руб. и более).

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.

За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:

  • К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
  • Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к должностным лицам).
  • Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).

За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:

  • К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
  • К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
  • К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.

За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара

.

Правила продажи табачной продукции
Статья 19 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. 2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. 3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. 4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. 5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. 6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями. 7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах: 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; 2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг; 3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг. 8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом). Статья 20. Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. 2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен. 4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 14.53. КОАП РФ Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

  • Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; — на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; — на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) влечет наложение административного штрафа: — на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; -на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; — на юридических лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

  • Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; — на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; — на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Последние новости

Учитывая, что закон относительно новый и бизнес переживает довольно плавный, но, тем не менее, сложный процесс перехода, постоянно публикуются сообщения, которые помогают другим предпринимателям. Так, согласно последним данным:

Министерство промышленности и торговли берет на себя ответственность передавать сведения в МВД и Роспотребнадзор о компаниях, которые продают изделия нелегально:

  • Ассоциация компаний, занимающихся продажей в розницу, подготовила список из 270 организаций, которые, по предположительным сведениям, реализуют товары без DataMatrix-маркера.
  • Количество представителей табачной отрасли превысило отметку в 105 тысяч, которым было присвоено свыше 16 миллиардов кодов. Обувная сфера зарегистрировала около 65000 организаций, которые получили более 2 млрд идентификаторов.
  • Начиная с 1 октября 2021 года введена обязательная маркировка парфюмерной продукции и фотооборудования. Всего за 7 суток в систему добавлено более 9 миллионов наименований, допущенных для введения в оборот. Говоря о фототехнике — на рынок вышло около 65 тыс. позиций;
  • Начиная с 01.08.2021 стартует эксперимент по штрихкодированию антисептических средств, который был инициирован самими производителями. Действие нацелено на снижение уровня контрафакта.
  • С 1 июня станет обязательным процесс маркирования мороженого и сыра. С 1 сентября процедура введена для молочной продукции, срок годности которой не превышает 40 суток. Начиная с 01.12.21 маркировка требуется для всей категории и если ее нет на товаре, соответственно, за этим последует наложение санкций в виде штрафов.

Количество показов: 693

Контрольные органы не дремлют

Обращаем внимание, что сейчас надзорные органы активно контролируют участников обувного товарооборота на наличие маркировки на продукции. Что могут сделать, если обнаружат нарушения? Например, вашу продукцию могут изъять – причём сразу всю партию, если обнаружат, что она контрафактная. По данным из СМИ, в различных регионах России почти ежедневно находят контрафактную обувную продукцию. Причём это касается всех масштабов бизнеса. Если у кого-то изымают 100 пар обуви (что и так немало для микробизнеса), то у магазинов покрупнее находят и изымают от тысячи до десятков тысяч пар, которые оцениваются в миллионы, а то и десятки миллионов рублей.

Не говоря уже о том, что за оборот немаркированной обуви предусмотрены штрафы. Они прописаны в статье 15.12 КоАП РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]