Как «дискреционные полномочия» следователя нарушают принципы состязательности и равенства сторон


Образец должностной инструкции следователя МВД

Общие положения

  1. Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
  2. Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
  3. Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.
  4. График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
  5. Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
      образование юридического профиля;
  6. успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
  7. наличие комплекта необходимых документов.
  8. Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.
  9. Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
      актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
  10. принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
  11. порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
  12. принципах ведения необходимого документооборота;
  13. теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
  14. методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
  15. принципах классификации различных видов противоправных действий;
  16. методах применения передовых достижений криминалистики;
  17. параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
  18. алгоритмах расследования противоправных действий;
  19. принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
  20. правилах проведения осмотра места происшествия;
  21. принципах работы с фотоизображениями;
  22. правилах документирования полученных результатов;
  23. нормах и тактике проведения допросов;
  24. алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
  25. нормах этики служащих правоохранительных органов;
  26. правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
  27. нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
  28. Следователь МВД руководствуется:
      действующей нормативно-правовой базой;
  29. соответствующей документацией МВД;
  30. внутренней документацией подразделения;
  31. содержимым данной инструкции.

Обязанности

На следователя МВД возложены следующие функции:

  1. Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
  3. Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
  4. Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
  5. Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
  6. Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
  7. Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
  8. Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
  9. Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
  10. Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
  11. Направление дел для предъявления обвинений.
  12. Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
  13. Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
  14. Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
  15. Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
  16. Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
  17. Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.

Ответственность

Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:

  1. За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
  2. За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
  3. За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
  4. В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.

Права

Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:

  1. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
  2. Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
  3. Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
  4. Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
  5. Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
  6. Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
  7. Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
  8. В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
  9. Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Верховный суд РФ изучил дело москвички, осуждённой за незаконный оборот наркотических средств и подделку документов. В кассационной жалобе обвиняемая, среди прочих доводов указала на то, что показания оперативных сотрудников нельзя признать допустимыми доказательствами.

Высшая инстанция посчитала, что имеются основания для изменения судебных решений.

Позиция ВС

Суд в обоснование своего вывода о виновности обвиняемой сослался в приговоре на допрос в качестве свидетеля сотрудника полиции, которая проводила личный досмотр задержанной. Согласно показаниям полицейской, в ходе этих действий обвиняемая ей рассказала, что в обнаруженном у нее свертке с веществом серовато-зеленого цвета находится героин, который она взяла как закладку и должна была передать своей знакомой.

«Вместе с тем по смыслу закона сотрудник полиции может быть допрошен в суде только по обстоятельствам проведения того или иного следственного или процессуального действия при решении вопроса о допустимости доказательства, а не в целях выяснения содержания показаний допрошенного лица. Поэтому показания этой категории свидетелей относительно сведений, о которых им стало известно из их бесед либо во время допроса подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, не могут быть использованы в качестве доказательств виновности подсудимого», — отмечает ВС.

В связи с этим суд не вправе допрашивать дознавателя или следователя, равно как и сотрудника, осуществляющего оперативное сопровождение дела, о содержании показаний, данных в ходе досудебного производства подозреваемым или обвиняемым и восстанавливать содержание этих показаний вопреки закрепленному в статье 75 УПК РФ правилу, согласно которому показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам, подчеркивает высшая инстанция.

«Тем самым закон исключает возможность любого, прямого или опосредованного использования содержащихся в них сведений», — напоминает ВС.

Таким образом, в данном деле из показаний свидетеля оперативного сотрудника подлежат исключению указания на сведения, которые стали ей известны из объяснений задержанной об обстоятельствах совершения ею преступления.

Между тем, проанализировав показания другого полицейского, суд не увидел оснований считать их недопустимым доказательством. ВС пояснил, что сотрудник допрашивался по обстоятельствам обращения в полицию свидетеля, который добровольно выдал наркотическое средство, проведения в отношении этого свидетеля процессуальных действий, а также подготовки и проведения «оперативного эксперимента».

При этом тот факт, что именно этот полицейский не участвовал в задержании, проведении обыска и допросе осужденной, не является основанием для исключения его показаний из числа допустимых доказательств, как ошибочно указано в жалобе, поясняет ВС.

Принудительные работы

Кроме того, Мосгорсуд, рассматривая дело по апелляционной жалобе, пришел к выводу о том, что суд неправильно назначил фигурантке за подделку документов 6 месяцев лишения свободы и смягчил ей в этой части приговор, заменив лишение свободы на принудительные работы.

Однако ВС с таким подходом не согласился, напомнив, что в соответствии с правовой позицией Пленума, в тех случаях, когда в силу требований закона осужденному не может быть назначено наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 56 УК РФ), принудительные работы не применяются (пункт 22 постановления от 22 декабря 2015 года №58).

«С учетом взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 53.1 УК РФ принудительные работы применяются исключительно как альтернатива лишению свободы, при этом вначале должно быть назначено наказание в виде лишения свободы, а затем, только в порядке замены лишения свободы, применяются принудительные работы.

Исходя из этого по смыслу закона при назначении наказания принудительные работы, указанные в санкциях статей Особенной части УК РФ, не учитываются судом на этапе выбора основного наказания из имеющихся в санкции видов наказаний. В этих случаях суд вначале должен прийти к выводу о необходимости назначить осужденному наиболее строгое наказание в виде лишения свободы (не учитывая при этом принудительные работы), а после этого, обсудив вопрос о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, принять решение о замене осужденному назначенного наказания в виде лишения свободы принудительными работами.

При таких обстоятельствах при назначении наказания, с учетом особенностей правовой природы принудительных работ, несмотря на их наличие в санкциях статей Особенной части УК РФ, применение этого вида наказания не в порядке замены назначенного судом лишения свободы уголовным законом не предусмотрено», — поясняет ВС.

В результате ВС изменил приговор и не только исключил из него ссылку на показания полицейской, но и смягчил наказание с 8 до 7 лет 10 месяцев лишения свободы.

Алиса Фокс

Параметры составления документа

Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:

  • Общие положения.
  • Должностные обязанности.
  • Ответственность следователя.
  • Права сотрудника.

Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».

Общие положения

Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:

  • Список норм, регулирующих его деятельность.
  • Порядок временной замены.
  • Данные о графике деятельности.
  • Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.

Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).

Обязанности

В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:

  • Основные функции, обязательные для позиции следователя.
  • Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
  • Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.

Ответственность

В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.

Права

Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.

Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:

  • Составление первоначального варианта.
  • Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
  • Внесение необходимых правок.
  • Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
  • Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
  • Визирование чистового варианта главой подразделения.

После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.

Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]