Виды преследования за пропаганду наркотиков и психотропных средств

Проблема массового распространения и употребления наркотиков беспокоит правительства и население многих стран мира. Управление ООН по наркотикам в своем докладе сообщило в 2021 году, что общее число лиц, употребляющих наркотические вещества, на сегодняшний день составляет 4-5% от населения возраста от 16 до 64 лет. Ежегодно расширяется незаконный оборот наркотических и психотропных средств и в России, представляя собой угрозу безопасности общества и личности человека. Наркотизация населения уносит ежегодно тысячи жизней, чаще всего молодых людей. Наркоманов не останавливает угроза наказания, ведь уголовной ответственности за употребление наркотиков нет.

Одной из причин роста употребления наркотиков является пропаганда наркотиков и реклама запрещенных веществ.

Административная ответственность

Понятие рекламы определено законом 38-ФЗ «О рекламе». Это информация, которая распространяется в любых формах любыми способами, и предназначается для привлечения внимания и создания интереса к рекламируемому объекту. В соответствии со ст.7 данного закона не допускается реклама наркотических и психотропных веществ.

Понятие пропаганды имеет только общепринятое значение, юридического определения подобных действий в законодательстве не содержится. О запрете пропаганды наркотических и психотропных препаратов говорится в ст. 46 закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Это размещение различной информации о способах использования и производства наркотических веществ, о новых психоактивных средствах, способах выращивания наркосодержащих растений. Распространять эту информацию могут, в первую очередь, при помощи Интернета, а также через средства массовой информации или книжную продукцию. Причем вести подобную деятельность недопустимо и юридическим, и физическим лицам.

Действенными способами рекламы наркотических веществ является расклейка листовок и нанесение рекламных надписей краской на стены домов. Увидев рекламу с указанными в ней контактными данными, следует обратиться в полицию или оставить информацию на сайте МВД. В статье https://lexconsult.online/6344-opisanie-sposobov-kak-mozhno-soobshhit-o-prodazhe-narkotikov-ih-hranenii-upotreblenii найдете более подробную информацию, куда и как можно сообщить о продаже наркотиков.

Ответственность за рекламу и пропаганду наркотиков определена статьей 6.13 КоАП. Причем наказание разграничено для граждан России и иностранцев.

  1. Для физического лица наказанием за подобную деятельность будет являться административный штраф от 4 до 5 тысяч рублей, а также конфискация рекламных материалов и оборудования, при помощи которых они были изготовлены.
  2. Должностные лица организации наказываются штрафом в сумме от 40 до 50 тысяч рублей.
  3. Индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на ту же сумму и конфисковать оборудование и рекламную продукцию. Либо приостановят его деятельность на срок не более 90 суток и конфискуют продукцию с оборудованием.
  4. К юридическим лицам применяются более суровые санкции. Штраф за подобное правонарушение составит от 800 000 до 1 000 000 рублей также с конфискацией или приостановка деятельности до 90 суток с конфискацией.
  5. Иностранный гражданин за пропаганду наркотиков уплачивают штраф в сумме от 4 до 5 тысяч рублей и выдворяются из страны. Другой разновидностью административного наказания является арест сроком до 15 суток с последующей высылкой из страны.


Кроме того
В законе «О СМИ «, № 2124-1 от 27.12.1991, в 4 статье о «недопустимости злоупотребления свободой массовой информации» говорится, что в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях запрещено размещать сведения о способах изготовления и использования наркотических или психотропных средств (и их аналогов), а также о местах их приобретения. Если противоправное действие будет доказано в суде, деятельность конкретного СМИ может быть прекращена.

Из сложившейся судебной практики можно сделать вывод, что рекламой наркосодержащих растений может быть признана даже реклама товаров, с изображенными на ней растениями. Так в 2021 году в Перми был привлечен к ответственности индивидуальный предприниматель. В принадлежавшем ему отделе торгового центра продавались товары с изображением листьев конопли. Предприниматель был оштрафован на 40 000 рублей, продукция конфискована. При пересмотре дела в порядке апелляции суд высшей инстанции оставил решение районного суда без изменений, определив наказание соответствующим ч.1 ст. 6.13 КоАП. (Постановление Пермского краевого суда от 23.05.2017 по делу N 44а-629-2017)

Еще одним способом ограничения рекламы и пропаганды наркотиков можно считать блокировку и запрет деятельности интернет-ресурсов, на которых размещается такая информация. Блокировка осуществляется на основании ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ «Об информации». Ведь именно пользователь Интернета независимо от возраста может беспрепятственно получить пошаговые инструкции по выращиванию дома марихуаны или изготовлению в домашних условиях наркотических средств даже из вполне безобидных лекарственных препаратов, которые свободно продаются в аптеке.

О том, как наркодельцы рекламируют свой товар при помощи мобильной связи и сети Интернет, расскажут в следующем видео

Что случится, если закон будет принят?

Превращение нынешней административной практики в практику уголовную усугубит ситуацию. Даже в случае редкого и избирательного применения закон установит фактический запрет на любое независимое обсуждение и исследование психоактивных веществ, их социальной и культурной роли. Также станет практически невозможной любая дискуссия о наркополитике.

Единственным способом высказывания о психоактивных веществах, не приводящим в потенциале в тюрьму, останутся речи ненависти той или иной степени энергичности. Для этого даже не понадобятся массовые репрессии: как только новый закон начнут применять, машина цензуры и самоцензуры заработает на полную катушку. Люди будут бояться не только вести рациональную публичную дискуссию о психоактивных веществах, но и последовательно обдумывать любые идеи на эту тему (ведь никакая мысль не возможна без общения, в том числе общения публичного).

Тем самым вся эта сфера знания будет отдана под власть мифа — будь то государственная «черная легенда», доминирования которой добиваются сторонники этой инициативы, или же наркопозитивные мифы подпольных субкультур, которые в условиях тотальной цензуры и пропаганды ненависти будут казаться гораздо более достоверными любым критически мыслящим людям.


Кадр из фильма «На игле»

Запретный плод сладок — и сложно представить, что будет больше способствовать сомнениям в официальной позиции, чем насильственное прекращение дискуссии на ту или иную тему.

Уголовная ответственность

К сожалению, на сегодняшний день уголовной ответственности за рекламу и пропаганду наркотиков УК РФ не устанавливает. Ст. 228 УК предусматривает наказание за покупку или продажу, хранение, перевозку и изготовление наркотических и психотропных веществ (читайте тут о наказании за хранение наркотиков). Законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс рассматривался Госдумой на протяжении нескольких лет, в 2015 году был принят Госдумой в первом чтении, и на этом вопрос был закрыт. По-видимому, законодатели считают пропаганду и рекламу малозначительными правонарушениями, и за них достаточно административного наказания.

Можно сделать вывод, что действующее в настоящее время российское законодательство не достаточно эффективно в плане предотвращения и пресечения пропаганды наркотиков. Максимальный штраф для физического лица за такое правонарушение составляет всего 5000 рублей, тогда как в Германии и Франции реклама опасных видов наркотиков наказывается тюремным заключением сроком до 5 лет или крупным штрафом.

Есть вопросы по поводу ответственности за пропаганду наркотиков? Задавайте их в комментариях к статье

Пропаганда наркотиков в социальных сетях

В последние годы интернет стал первым способом получения любой информации. Зайти на интересующий сайт можно не только с компьютера, но и с мобильного устройства. Практически вся молодежь общается с помощью гаджетов в социальных сетях. Их создатели также преследуют материальную выгоду, поэтому предоставляют место на любой странице своего сайта для рекламодателей.

Пропаганда при этом нередко бывает скрытой. Например, в социальной сети «ВКонтакте» пользователи долгое время натыкались на рекламу магазина, предлагающего приобрести «веселящие плюшки». Наименование наркотика не указывалось, но по контексту было понятно, что речь шла о средствах, получаемых из конопли. Официально заблокировать ролик не представлялось возможным, поэтому правоохранительным органам пришлось искать владельцев магазина. Не исключено, что в голове какого-нибудь пользователя просмотр рекламы не зародил желание попробовать веселящий продукт.

Для привлечения большего количества людей к потреблению наркотиков пропагандисты начали создавать в виртуальном мире группы («Алкоголь и Наркотики», «Секс, наркотики и рок-н-ролл»), в которых рассказывают о приятных ощущениях после приема психотропных веществ. Они преподносят информацию в фильмах, фото, изображениях и песнях.

Создатели таких групп не считают себя наркоманами. Они позиционируют свой слой общества, как людей, познавших недоступную для других радость. Участники обещают новичкам помочь избавиться от любой душевной проблемы, дают советы, где купить и как попробовать наркотики. После затягивания человека, они предлагают выступать за легализацию подобных веществ, пополняя таким способом ряды пропагандистов.

Подобные группы связаны друг с другими, и реклама приобретает массовый характер, заполоняя все киберпространство. Агитаторы даже предлагают небольшую сумму участникам за привлечение новых пользователей. Статьи о потрясающем эффекте от приема марихуаны, гашиша и других веществ написаны научным языком и создается впечатление, что группу создал умный и понимающий человек, а не обычный подросток.

Важно: одним из методов привлечения пользователей является проведение опроса на тему «Первый опыт употребления наркотиков». Обычно в ответах больший процент будет стоять на ответе «Понравилось».

Молодежный слой населения часто представлен лицами с несформированным собственным мнением, которые легко поддаются чужому влиянию. Если в мыслях такого ребенка поселить идею о решении всех проблем с помощью наркотиков, то он обязательно решит их попробовать.

Зависимость от наркотиков?

Получите консультацию прямо сейчас

Варианты рекламы запрещенных веществ

К наиболее популярным способам пропаганды относят:

  • граффити. Изображения наркотиков и надписи о дающем ими наслаждении наносят в местах с большой проходимостью людей и сборах молодежи. Объявления о продаже психотропных веществ могут выглядеть в виде надписей с непонятными словами (амфа, марка, микс) и номером телефона на асфальте и уличных столбах;
  • киноиндустрия. На экраны часто выходят фильмы, в которых герои употребляют марихуану, получая от этого неописуемый кайф. Это создает стереотип, что легкие наркотики приносят только радость;
  • песни. Представители таких музыкальных направлений, как рэп, хип-хоп и регги воспевают в своих произведениях веселую жизнь с наркотиками. Это относится к исполнителям зарубежных стран, где употребление наркотиков полностью или частично легализовано. Если такие песни и будут запрещены в России, то их легко можно скачать в интернете;
  • СМИ. Это самое мощное оружие пропагандистов. Любое печатное издание не откажется опубликовать статью об откровении наркомана, в котором он опишет все прелести употребления запрещенных веществ;
  • одежда. Производители выпускают молодежные футболки, куртки, нижнее белье и другие изделия, надеваемые человеком, с изображением листочка конопли. Такая одежда считается стильной и модной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]